Автор: Хмелевская Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Чинеевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Чинеево Юргамышский р. Курганская обл.
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Работа с одаренными детьми"
Раздел: начальное образование
Тема: «Работа с одаренными детьми. Выявление и
раскрытие
самобытности
и
индивидуального
своеобразия возможностей ребенка».
Хмелевская
Наталья
Михайловна,
учитель
МКОУ
«Чинеевская
средняя
общеобразовательная школа».
Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение
условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их
последующей
реализации
в
профессиональной
деятельности.
Но
применительно к одаренным детям эта цель особенно важна, т. к. именно на
этих
детей
общество
в
первую
очередь
возлагает
надежду
на
решение
актуальных проблем современной цивилизации. В последние годы становится
очевидным тот факт, что школьное образование не может обеспечить ребенка
гарантией
того,
что
уровень
полученного
им
образования
достаточен
для
дальнейшего обучения и успешной реализации своих способностей в разных
сферах
деятельности.
Школа
гарантирует
лишь
некий
стандарт,
который
оказывается недостаточным в реальной жизни. Таким образом, поддержать и
развить
индивидуальность
ребенка,
не
растерять,
не
затормозить
рост
его
способностей — это важная задача для педагога.
Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными
детьми в общеобразовательной школе.
Прежде
чем
работать
по
данной
теме,
мной
была
изучена
теоретическая
литература, на основе которой выстроилась практика работы с детьми.
В истории исследования категории одаренности сложились четыре концепции:
1.
одаренность
как
высокий
уровень
развития
системы
когнитивных
процессов (внимание, память, мышление, воображение), измеряемых с
помощью соответствующих тестов (Г. Мюнсбергер, У. Штерн и др.);
2.
одаренность как высокий уровень развития интеллекта или умственных
способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта (тесты А. Бине
и У. Штерна, Г. Айзенка и др.);
3.
рассмотрение
одаренности
в
русле
дифференциальных
различий,
выделение общих и специальных способностей (Б. Теплов, В. Крутецкий,
Э. Голубева и др.);
4.
одаренность
как
высокий
уровень
творческого
потенциала,
что
выражается в высокой исследовательской активности ребенка.
Таким образом разработка содержания учебной деятельности одаренных
детей делится на два основных подхода:
- изменение количественных характеристик (объем учебного материала и
темп обучения);
-
изменение
качественных
характеристик
(соотнесение
различных
направлений,
моделирование
содержания:
обогащение,
углубление,
проблематизация, исследования).
1
На сегодняшний день хорошо себя зарекомендовал комплекс для работы
со способными детьми, предложенный современными исследователями:
выявление
детей
с
помощью
родителей
(опросник
для
родителей),
учителей, тестов (Приложение №1);
диагностика
детей
с
помощью
психологических
тестов,
учитывая
их
склонности и интересы;
работа с детьми, направленная на развитие и углубление их способностей.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая
детей,
чья
одаренность
на
настоящий
момент
может
ещё
не
проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых
есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии
их способностей, является одним из главных направлений работы.
В работе с этой категорией детей учитель должен руководствоваться:
1. Принципом индивидуализации обучения;
2. Принципом свободы выбора;
3. Принципом возрастания роли внеурочной деятельности;
4. Принципом особого внимания к проблеме межпредметных связей в
индивидуальной работе с учащимися;
5. Принципом создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой
восприимчивости
к
учению
и
творческих
проявлений,
является
ярко
выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается
активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и в
удовольствии от умственного труда.
Познавательная
потребность
является
одной
из
базовых
потребностей,
удовлетворение
которой
обеспечивает
формирование
личности,
развитие
её
способностей из природных задатков.
Искажение
и
несвоевременное
удовлетворение
познавательных
интересов
оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
Исходя из вышесказанного, мной поставлены следующие цели:
развитие
общих
способностей
ребенка
как
основы
всех
специальных
способностей;
развитие
интеллекта
ребенка
(мышления,
памяти,
речи
и
др.
интеллектуальных функций).
Задачи:
1.
Выявление одаренных детей;
2.
Формирование умения учиться как главной способности саморазвития и
самоизменения
(умения
выделять
главное,
организовывать
свою
деятельность во времени, распределять внимание);
3.
Воспитание навыков общения, т.к. для ребенка умение учиться — это,
прежде
всего,
способность
включаться
и
инициировать
учебное
сотрудничество;
2
4.
Обеспечение
и
сохранение
душевного
здоровья
и
эмоционального
благополучия
детей
как
необходимого
условия
успешности
любой
деятельности, особенно школьника.
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное
обучение,
процесс
познания
стать
самоценным.
Главное
нужен
переход
к
обучению не только фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим
мышление,
побуждающим
к
самостоятельной
работе,
ориентирующим
на
дальнейшее самосовершенствование и самообразование.
Методы
и
формы
работы
с
одаренными
учащимися
должны
сочетаться
с
методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаться
определенным своеобразием.
Прежде всего, методы и формы работы, используемые мной, делятся на
урочные и внеурочные.
Основной
формой
организации
учебного
процесса
в
школе
является
урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются разнообразием и
направлены
на
дифференциацию
и
индивидуализацию
работы.
Часто
использую групповые формы работы, различного рода творческие задания,
вовлекаю детей в самостоятельную познавательную деятельность.
Наряду с урочной деятельностью способствуют выявлению и развитию детей
различные факультативы, кружки, конкурсы, участие в олимпиадах и, что мне
ближе всего, исследовательская работа учащихся.
Начальная школа является важнейшим этапом образования каждого человека.
От того, насколько грамотно организован процесс обучения и воспитания на
этой
ступени,
зависит
успешность
каждого
обучающего
в
дальнейшем.
Я
считаю,
что
главным
результатом
школьного
образования
является
его
соответствие
целям
опережающего
развития.
В
ходе
исследовательской
деятельности ребята научатся понимать и осваивать новое, принимать решения
и
помогать
друг
другу.
Дети
в
этом
возрасте
хотят
стать
учеными,
исследователями.
Тем
самым
я
предлагаю
им
заняться
настоящей
научной
деятельностью, что наверняка поможет спасти детей от равнодушия к сухим
школьным дисциплинам.
Исследовательская
деятельность
обеспечивает
более
высокий
уровень
системности знания. Большие возможности содержатся в таком виде работы с
одаренными
детьми.
Им
предоставляется
возможность
выбора
не
только
направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа
продвижения
в
предмете.
В
начальной
школе
детям
на
подготовку
дается
ограниченное время, чтобы не пропал интерес. Типы исследований, которые
используются мной в работе:
опыты;
коллекционирование;
путешествие по карте (география);
путешествие по «реке времени» (история) и др.
Мной
создана
программа
кружка
«Юный
исследователь»,
целью
которого
является:
3
трансформировать
процесс
развития
интеллектуально
—
творческого
потенциала
личности
ребенка
в
процессе
саморазвития,
путем
самосовершенствования его исследовательских способностей. Поставила
следующие задачи:
1.
Развитие познавательных процессов младших школьников;
2.
Обучение навыков исследовательского поведения;
3.
Развитие познавательных способностей младших школьников;
4.
Формирование
и
развитие
умений
и
навыков
самостоятельного
исследовательского поиска;
5.
Формирование информационных, речевых и коммуникативных умений;
6.
Формирование
у
школьников
и
педагогов
представлений
об
исследовательской
деятельности
как
ведущем
способе
учебной
деятельности;
7.
Сохранение индивидуальности ребенка;
8.
Формирование умений и навыков практической деятельности.
Разделы программы:
«Тренинг».
Цель: создание мотивации. Определение интереса, уровня готовности и
способностей обучающихся к исследовательской деятельности.
(Занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у
них умений и навыков исследовательского поиска).
«Исследовательская практика».
Проведение
учащимися
самостоятельных
исследований
и
выполнение
ими творческих проектов.
«Мониторинг».
Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления
процессом решения задач исследовательского обучения (мини-конкурсы,
конференции, защита исследовательских работ и творческих проектов и
др.).
Данная программа расчитана на 5 лет. Выбор данной темы не случаен. Ребята
приходят в школу с низким уровнем развития способности самостоятельно
мыслить,
искать
новые
сведения,
добывать
необходимую
информацию;
не
сформированы
умения
и
навыки
логического
и
творческого
мышления
(Приложение
№2).
Кроме
того,
целесообразностью
данной
программы
объясняю
тем,
что
ребенком
эффективно
применяются
и
успешно
запоминаются
лишь
те
сведения,
которые
получены
в
результате
самостоятельного исследовательского поиска. Её реализацией должны стать
следующие результаты:
- повышение учебной мотивации, познавательных способностей;
- совершенствование познавательных потребностей;
- сохранение физического и психического здоровья школьников;
- сохранение индивидуальности ребёнка;
- овладение обучающимися умений и навыков самостоятельной работы, в
том числе исследовательской;
4
- овладение обучающимися средствами информационных технологий на
пользовательском уровне;
- готовность обучающихся к сознательному участию в гражданской жизни
и практической деятельности.
Начинала
данную
работу
с
несложных
проектов.
Учитывала
и
то,
что
у
большинства
детей
нет
постоянных
увлечений,
их
интересы
ситуативны,
поэтому темы предлагала сама. Выполнение первых проектов стало стимулом
вдохновляющим
школьника
на
выполнение
других,
более
сложных
и
самостоятельных. На итоговых конференциях поощряю всех, независимо от
каче ства
работ,
чтобы
у
детей
возникло
желание
п р од ол ж и т ь
исследовательскую деятельность.
Ребята на защите своих проектов такие важные, готовят вопросы по теме
проекта для других, анализируют свою работу (Приложение №3).
Данная работа осуществляется мной не только на внеучебном материале, но и
на учебном и имеет развивающий эффект.
Системный
подход
в
организации
исследовательской
деятельности
обучающихся
Ученик
Учитель
Индивидуально выбирает тему.
Мотивирую запрос.
Выполняет исследование.
Обучаю
способам
исследовательской
деятельности, консультирую.
У с т р а н я е т
н е д о с т а т к и
в
и с с л е д о в а т е л ь с к о м
п р о е к т е ,
представляет работу.
А н а л и з и р у ю
п р о е к т ,
д а ю
рекомендации.
Из данной таблицы видно, что делают ребята, а что я.
Структура исследовательской деятельности обучающихся
Подготовка обучающихся к исследовательской деятельности
Выбор проблемы
(от общего к частному)
5
Исследование проблемы
(анализ специальной литературы, соц. опросы, индивидуальные консультации с
учителями)
Разработка собственного варианта решения проблемы
(составление плана, выбор средств исследования)
Практическая работа и анализ полученных результатов
(встречи с участниками изучаемых событий, опыты и эксперименты)
Подготовка к защите проекта
(оформление)
Презентация и защита исследовательской работы
(доклад, демонстрация наглядного материала, ответы на вопросы)
Рефлексия
Необходимо отметить, что над одной темой могут работать как один ученик, так
и группа (3-6 человек). Результатом данной работы является и то, что дети
участвуют
в
олимпиадном
движении.
Они
умеют
из
общей
информации
выделять
главное,
доказывать
свою
точку
зрения
на
примерах.
Учатся
критически
мыслить,
объективно
анализировать
свою
работу
и
других.
Исследовательской деятельностью занимаюсь не только со своими детьми (уже
2 класс), но и с ребятами других классов. Те, кто не выполняли проекты, тоже
изъявляли желания работать со мной, в чём было не отказано. Некоторые
работы
можно
посмотреть
в
Приложении
№4
и
увидеть
динамику
в
их
выполнении.
6
Считаю, первыми результатами на школьном уровне, стало участие моих детей
в конкурсах. Все ребята без исключения получают сертификаты участника.
Заметно увеличилась техника чтения, а это влияет на работу с различными
текстами.
Дети
читают
бегло,
выполняют
выборочное
чтение,
повышается
словарный запас, пересказывают нужные отрывки из текста и др.
За
3
года
мы
совместно
с
ребятами
других
классов
выполнили
более
25
проектов.
Считаю, что организация учебно-исследовательской деятельности школьников,
помогает научить их мыслить, анализировать, сопоставлять, выделять главное и
второстепенное, делать самостоятельные умозаключения. А для этого нужно
самому
педагогу
не
останавливаться
на
достигнутом
и
искать
новые
и
эффективные формы преподавания. Желаю успеха в нашем нелегком труде и
предлагаю рекомендации, которые можно использовать в своей педагогической
практике.
Рекомендации
учителям
и
родителям
для
воспитания
в
детях
исследовательских
способностей
и
умения
самостоятельно
получать
знания
1.
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо,
не давайте прямых инструкций того, чем они должны заниматься.
2.
Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут
сделать сами.
3.
Научите
детей
прослеживать
межпредметные
связи
и
использовать
знания, полученные при изучении других предметов.
4.
Приучайте
детей
к
навыкам
самостоятельного
решения
проблем,
исследования и анализа ситуаций.
5.
Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
6.
Подходите ко всему творчески.
7.
Будьте довольны скромным прогрессом, успех подпитывает успех!
7