Напоминание

"Работа с одаренными детьми"


Автор: Хмелевская Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Чинеевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Чинеево Юргамышский р. Курганская обл.
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Работа с одаренными детьми"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Работа с одаренными детьми. Выявление и

раскрытие

самобытности

и

индивидуального

своеобразия возможностей ребенка».

Хмелевская

Наталья

Михайловна,

учитель

МКОУ

«Чинеевская

средняя

общеобразовательная школа».

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение

условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их

последующей

реализации

в

профессиональной

деятельности.

Но

применительно к одаренным детям эта цель особенно важна, т. к. именно на

этих

детей

общество

в

первую

очередь

возлагает

надежду

на

решение

актуальных проблем современной цивилизации. В последние годы становится

очевидным тот факт, что школьное образование не может обеспечить ребенка

гарантией

того,

что

уровень

полученного

им

образования

достаточен

для

дальнейшего обучения и успешной реализации своих способностей в разных

сферах

деятельности.

Школа

гарантирует

лишь

некий

стандарт,

который

оказывается недостаточным в реальной жизни. Таким образом, поддержать и

развить

индивидуальность

ребенка,

не

растерять,

не

затормозить

рост

его

способностей — это важная задача для педагога.

Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными

детьми в общеобразовательной школе.

Прежде

чем

работать

по

данной

теме,

мной

была

изучена

теоретическая

литература, на основе которой выстроилась практика работы с детьми.

В истории исследования категории одаренности сложились четыре концепции:

1.

одаренность

как

высокий

уровень

развития

системы

когнитивных

процессов (внимание, память, мышление, воображение), измеряемых с

помощью соответствующих тестов (Г. Мюнсбергер, У. Штерн и др.);

2.

одаренность как высокий уровень развития интеллекта или умственных

способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта (тесты А. Бине

и У. Штерна, Г. Айзенка и др.);

3.

рассмотрение

одаренности

в

русле

дифференциальных

различий,

выделение общих и специальных способностей (Б. Теплов, В. Крутецкий,

Э. Голубева и др.);

4.

одаренность

как

высокий

уровень

творческого

потенциала,

что

выражается в высокой исследовательской активности ребенка.

Таким образом разработка содержания учебной деятельности одаренных

детей делится на два основных подхода:

- изменение количественных характеристик (объем учебного материала и

темп обучения);

-

изменение

качественных

характеристик

(соотнесение

различных

направлений,

моделирование

содержания:

обогащение,

углубление,

проблематизация, исследования).

1

На сегодняшний день хорошо себя зарекомендовал комплекс для работы

со способными детьми, предложенный современными исследователями:

выявление

детей

с

помощью

родителей

(опросник

для

родителей),

учителей, тестов (Приложение №1);

диагностика

детей

с

помощью

психологических

тестов,

учитывая

их

склонности и интересы;

работа с детьми, направленная на развитие и углубление их способностей.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая

детей,

чья

одаренность

на

настоящий

момент

может

ещё

не

проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых

есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии

их способностей, является одним из главных направлений работы.

В работе с этой категорией детей учитель должен руководствоваться:

1. Принципом индивидуализации обучения;

2. Принципом свободы выбора;

3. Принципом возрастания роли внеурочной деятельности;

4. Принципом особого внимания к проблеме межпредметных связей в

индивидуальной работе с учащимися;

5. Принципом создания условий для совместной работы учащихся при

минимальном участии учителя.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой

восприимчивости

к

учению

и

творческих

проявлений,

является

ярко

выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается

активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и в

удовольствии от умственного труда.

Познавательная

потребность

является

одной

из

базовых

потребностей,

удовлетворение

которой

обеспечивает

формирование

личности,

развитие

её

способностей из природных задатков.

Искажение

и

несвоевременное

удовлетворение

познавательных

интересов

оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

Исходя из вышесказанного, мной поставлены следующие цели:

развитие

общих

способностей

ребенка

как

основы

всех

специальных

способностей;

развитие

интеллекта

ребенка

(мышления,

памяти,

речи

и

др.

интеллектуальных функций).

Задачи:

1.

Выявление одаренных детей;

2.

Формирование умения учиться как главной способности саморазвития и

самоизменения

(умения

выделять

главное,

организовывать

свою

деятельность во времени, распределять внимание);

3.

Воспитание навыков общения, т.к. для ребенка умение учиться — это,

прежде

всего,

способность

включаться

и

инициировать

учебное

сотрудничество;

2

4.

Обеспечение

и

сохранение

душевного

здоровья

и

эмоционального

благополучия

детей

как

необходимого

условия

успешности

любой

деятельности, особенно школьника.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное

обучение,

процесс

познания

стать

самоценным.

Главное

нужен

переход

к

обучению не только фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим

мышление,

побуждающим

к

самостоятельной

работе,

ориентирующим

на

дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

Методы

и

формы

работы

с

одаренными

учащимися

должны

сочетаться

с

методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаться

определенным своеобразием.

Прежде всего, методы и формы работы, используемые мной, делятся на

урочные и внеурочные.

Основной

формой

организации

учебного

процесса

в

школе

является

урок.

Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются разнообразием и

направлены

на

дифференциацию

и

индивидуализацию

работы.

Часто

использую групповые формы работы, различного рода творческие задания,

вовлекаю детей в самостоятельную познавательную деятельность.

Наряду с урочной деятельностью способствуют выявлению и развитию детей

различные факультативы, кружки, конкурсы, участие в олимпиадах и, что мне

ближе всего, исследовательская работа учащихся.

Начальная школа является важнейшим этапом образования каждого человека.

От того, насколько грамотно организован процесс обучения и воспитания на

этой

ступени,

зависит

успешность

каждого

обучающего

в

дальнейшем.

Я

считаю,

что

главным

результатом

школьного

образования

является

его

соответствие

целям

опережающего

развития.

В

ходе

исследовательской

деятельности ребята научатся понимать и осваивать новое, принимать решения

и

помогать

друг

другу.

Дети

в

этом

возрасте

хотят

стать

учеными,

исследователями.

Тем

самым

я

предлагаю

им

заняться

настоящей

научной

деятельностью, что наверняка поможет спасти детей от равнодушия к сухим

школьным дисциплинам.

Исследовательская

деятельность

обеспечивает

более

высокий

уровень

системности знания. Большие возможности содержатся в таком виде работы с

одаренными

детьми.

Им

предоставляется

возможность

выбора

не

только

направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа

продвижения

в

предмете.

В

начальной

школе

детям

на

подготовку

дается

ограниченное время, чтобы не пропал интерес. Типы исследований, которые

используются мной в работе:

опыты;

коллекционирование;

путешествие по карте (география);

путешествие по «реке времени» (история) и др.

Мной

создана

программа

кружка

«Юный

исследователь»,

целью

которого

является:

3

трансформировать

процесс

развития

интеллектуально

творческого

потенциала

личности

ребенка

в

процессе

саморазвития,

путем

самосовершенствования его исследовательских способностей. Поставила

следующие задачи:

1.

Развитие познавательных процессов младших школьников;

2.

Обучение навыков исследовательского поведения;

3.

Развитие познавательных способностей младших школьников;

4.

Формирование

и

развитие

умений

и

навыков

самостоятельного

исследовательского поиска;

5.

Формирование информационных, речевых и коммуникативных умений;

6.

Формирование

у

школьников

и

педагогов

представлений

об

исследовательской

деятельности

как

ведущем

способе

учебной

деятельности;

7.

Сохранение индивидуальности ребенка;

8.

Формирование умений и навыков практической деятельности.

Разделы программы:

«Тренинг».

Цель: создание мотивации. Определение интереса, уровня готовности и

способностей обучающихся к исследовательской деятельности.

(Занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у

них умений и навыков исследовательского поиска).

«Исследовательская практика».

Проведение

учащимися

самостоятельных

исследований

и

выполнение

ими творческих проектов.

«Мониторинг».

Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления

процессом решения задач исследовательского обучения (мини-конкурсы,

конференции, защита исследовательских работ и творческих проектов и

др.).

Данная программа расчитана на 5 лет. Выбор данной темы не случаен. Ребята

приходят в школу с низким уровнем развития способности самостоятельно

мыслить,

искать

новые

сведения,

добывать

необходимую

информацию;

не

сформированы

умения

и

навыки

логического

и

творческого

мышления

(Приложение

№2).

Кроме

того,

целесообразностью

данной

программы

объясняю

тем,

что

ребенком

эффективно

применяются

и

успешно

запоминаются

лишь

те

сведения,

которые

получены

в

результате

самостоятельного исследовательского поиска. Её реализацией должны стать

следующие результаты:

- повышение учебной мотивации, познавательных способностей;

- совершенствование познавательных потребностей;

- сохранение физического и психического здоровья школьников;

- сохранение индивидуальности ребёнка;

- овладение обучающимися умений и навыков самостоятельной работы, в

том числе исследовательской;

4

- овладение обучающимися средствами информационных технологий на

пользовательском уровне;

- готовность обучающихся к сознательному участию в гражданской жизни

и практической деятельности.

Начинала

данную

работу

с

несложных

проектов.

Учитывала

и

то,

что

у

большинства

детей

нет

постоянных

увлечений,

их

интересы

ситуативны,

поэтому темы предлагала сама. Выполнение первых проектов стало стимулом

вдохновляющим

школьника

на

выполнение

других,

более

сложных

и

самостоятельных. На итоговых конференциях поощряю всех, независимо от

каче ства

работ,

чтобы

у

детей

возникло

желание

п р од ол ж и т ь

исследовательскую деятельность.

Ребята на защите своих проектов такие важные, готовят вопросы по теме

проекта для других, анализируют свою работу (Приложение №3).

Данная работа осуществляется мной не только на внеучебном материале, но и

на учебном и имеет развивающий эффект.

Системный

подход

в

организации

исследовательской

деятельности

обучающихся

Ученик

Учитель

Индивидуально выбирает тему.

Мотивирую запрос.

Выполняет исследование.

Обучаю

способам

исследовательской

деятельности, консультирую.

У с т р а н я е т

н е д о с т а т к и

в

и с с л е д о в а т е л ь с к о м

п р о е к т е ,

представляет работу.

А н а л и з и р у ю

п р о е к т ,

д а ю

рекомендации.

Из данной таблицы видно, что делают ребята, а что я.

Структура исследовательской деятельности обучающихся

Подготовка обучающихся к исследовательской деятельности

Выбор проблемы

(от общего к частному)

5

Исследование проблемы

(анализ специальной литературы, соц. опросы, индивидуальные консультации с

учителями)

Разработка собственного варианта решения проблемы

(составление плана, выбор средств исследования)

Практическая работа и анализ полученных результатов

(встречи с участниками изучаемых событий, опыты и эксперименты)

Подготовка к защите проекта

(оформление)

Презентация и защита исследовательской работы

(доклад, демонстрация наглядного материала, ответы на вопросы)

Рефлексия

Необходимо отметить, что над одной темой могут работать как один ученик, так

и группа (3-6 человек). Результатом данной работы является и то, что дети

участвуют

в

олимпиадном

движении.

Они

умеют

из

общей

информации

выделять

главное,

доказывать

свою

точку

зрения

на

примерах.

Учатся

критически

мыслить,

объективно

анализировать

свою

работу

и

других.

Исследовательской деятельностью занимаюсь не только со своими детьми (уже

2 класс), но и с ребятами других классов. Те, кто не выполняли проекты, тоже

изъявляли желания работать со мной, в чём было не отказано. Некоторые

работы

можно

посмотреть

в

Приложении

№4

и

увидеть

динамику

в

их

выполнении.

6

Считаю, первыми результатами на школьном уровне, стало участие моих детей

в конкурсах. Все ребята без исключения получают сертификаты участника.

Заметно увеличилась техника чтения, а это влияет на работу с различными

текстами.

Дети

читают

бегло,

выполняют

выборочное

чтение,

повышается

словарный запас, пересказывают нужные отрывки из текста и др.

За

3

года

мы

совместно

с

ребятами

других

классов

выполнили

более

25

проектов.

Считаю, что организация учебно-исследовательской деятельности школьников,

помогает научить их мыслить, анализировать, сопоставлять, выделять главное и

второстепенное, делать самостоятельные умозаключения. А для этого нужно

самому

педагогу

не

останавливаться

на

достигнутом

и

искать

новые

и

эффективные формы преподавания. Желаю успеха в нашем нелегком труде и

предлагаю рекомендации, которые можно использовать в своей педагогической

практике.

Рекомендации

учителям

и

родителям

для

воспитания

в

детях

исследовательских

способностей

и

умения

самостоятельно

получать

знания

1.

Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо,

не давайте прямых инструкций того, чем они должны заниматься.

2.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут

сделать сами.

3.

Научите

детей

прослеживать

межпредметные

связи

и

использовать

знания, полученные при изучении других предметов.

4.

Приучайте

детей

к

навыкам

самостоятельного

решения

проблем,

исследования и анализа ситуаций.

5.

Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

6.

Подходите ко всему творчески.

7.

Будьте довольны скромным прогрессом, успех подпитывает успех!

7



В раздел образования