Автор: Галлямова Ильмира Рифаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63" Подснежник"
Населённый пункт: Г.Нижнекамск Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО РАЗВИТИЮ
СЕНСОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Галлямова И.Р.
:
МБДОУ №63
Эффективное
развитие
интеллектуальных
способностей
детей
дошкольного возраста - одна из актуальных проблем педагогической практики.
Одним
из
средств
развития
является
игра.
Какое
место
в
жизни
ребенка
занимает игра? Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается
перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может
быть, полноценного умственного развития. Особое значение игра приобретает в
коррекционно-педагогическом
процессе
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития, поскольку наряду с
предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования
социальной действительности и для полноценного развития.
Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что
сложные инструкции им недоступны. Поэтому, необходимо дробить задание на
короткие
отрезки
и
предъявлять
ребенку
поэтапно,
формулируя
задачу
конкретно. Внимание у этих детей характеризуется неустойчивостью, слабой
концентрацией, их трудно собрать, удержать на протяжении той или иной
деятельности. Высокая степень истощаемости этих детей может принимать
форму,
как
утомления,
так
и
излишнего
возбуждения.
В
любом
случае,
происходит
быстрая
потеря
интереса
и
работоспособности.
Применение
игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных
задач, но и сохранить работоспособность, познавательную активность детей.
Понятие
«игровые
технологии»
включает
группу
методов
и
приемов
организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра имеет отличительный признак - есть четко поставленный
цель
обучения,
соответствующий
результат.
В
дидактических
играх
используются
коррекционно-развивающие
задания,
направленные
на
формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать. Развивающая
игра представляет с собой многоплановое сложное педагогическое явление: она
является и игровым методом обучения детей с ЗПР, и самостоятельной игровой
деятельностью. Важным условием для полноценного сенсорного воспитания
детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды. Организация
сенсорно - стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение их
игровыми пособиями, которые способствуют:
- Стимуляции сенсорных функции (зрение, осязание, слух, обоняние,
тактильное ощущение).
- Развитию мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
- Снятию мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижению
релаксации и комфортному самочувствию детей.
-Созданию
положительного
эмоционального
фона,
повышению
работоспособности ребенка.
-Активизированию
психических
процессов
(мышления,
внимания,
воображения, памяти).
-Повышению
самостоятельной
и
экспериментальной
деятельности
дошкольников.
Выделяют четыре главные черты присущие большинству играм:
-
свободная
развивающая
деятельность,
предпринимаемая
лишь
по
желанию результата ( ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не
только от удовольствия)
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный
характер этой деятельности («поле творчества»)
-эмоциональная
приподнятость
деятельности,
соперниче ство
состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры,
«эмоциональное напряжение»)
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
В структуре игры как деятельности органично входит
планирование,
реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью
реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее
добровольностью,
возможностями
выбора
и
элементами
соревнования,
удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Каждая игра, игровое пособие сенсомоторного уголка представляет собой
набор
задач,
которые
ребенок
решает
с
помощью
различных
предметов.
Значение игры для ребенка невозможно исчерпать и оценить развлекательно
возможностями.
В
том
состоит
ее
феномен,
что,
являясь
развлечением,
отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель
типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим
люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной
педагогике, в дошкольных и других учреждениях. В современном детском саду,
делающем
ставку
на
активизацию
и
интенсификацию
учебного
процесса,
игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и
даже раздела учебного процесса;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве занятия или его части (введении, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля)
В
результате
освоения
игровой
деятельности
в
дошкольном
периоде
формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой
деятельности
ученья.
Задачи
даются
в
различной
форме:
в
виде
модели,
плоского рисунка, устной инструкции.
Таким образом, игровые технологии знакомят детей с разными способами
передачи информации. Задачи имеют очень широкий диапазон для детей от 2-3
лет до 7-8 лет. Поэтому, игры могут побуждать интерес в течение многих лет.
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяют ребенку идти
вперед,
совершенствоваться,
развивать
творческие
способности.
Решение
задачи предстоит перед ребенком не в абстрактной форме ответа, а в виде
рисунка,
узора
или
сооружения
из
деталей,
то
есть,
в
виде
видимых
и
осязаемых вещей.
Игры могут способствовать развитию творческих способностей с самого
раннего возраста, задания – ступеньки создают условия, опережающие развитие
способностей, поднимаясь, каждый раз по которым, ребенок развивается более
успешно. Создается атмосфера свободного и радостного творчества.
Литература
1.Алѐшина
Н.
В.
Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
и
социальной действительностью. Средняя группа.- М.: ЦГЛ, 2005.
2. Калиниченко А. В. Микляева Ю. В. Сидоренко В. Н. Развитие игровой
деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.
3.Детский сад и семья/ под ред. Т. А. Марковой.- М.-Просвещение.-1986.-
с. 93 – 95; 100 – 101;
4. Игра дошкольника./ С. Л. Новоселовой.- М.- Просвещение.- 1989.- с.3
– 4;
5. Игра – это серьезно.//Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.- с. 86 – 89;