Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ


Автор: Галлямова Ильмира Рифаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63" Подснежник"
Населённый пункт: Г.Нижнекамск Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО РАЗВИТИЮ

СЕНСОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Галлямова И.Р.

:

МБДОУ №63

Эффективное

развитие

интеллектуальных

способностей

детей

дошкольного возраста - одна из актуальных проблем педагогической практики.

Одним

из

средств

развития

является

игра.

Какое

место

в

жизни

ребенка

занимает игра? Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается

перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может

быть, полноценного умственного развития. Особое значение игра приобретает в

коррекционно-педагогическом

процессе

воспитания

и

обучения

детей

дошкольного возраста с задержкой психического развития, поскольку наряду с

предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования

социальной действительности и для полноценного развития.

Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что

сложные инструкции им недоступны. Поэтому, необходимо дробить задание на

короткие

отрезки

и

предъявлять

ребенку

поэтапно,

формулируя

задачу

конкретно. Внимание у этих детей характеризуется неустойчивостью, слабой

концентрацией, их трудно собрать, удержать на протяжении той или иной

деятельности. Высокая степень истощаемости этих детей может принимать

форму,

как

утомления,

так

и

излишнего

возбуждения.

В

любом

случае,

происходит

быстрая

потеря

интереса

и

работоспособности.

Применение

игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных

задач, но и сохранить работоспособность, познавательную активность детей.

Понятие

«игровые

технологии»

включает

группу

методов

и

приемов

организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра имеет отличительный признак - есть четко поставленный

цель

обучения,

соответствующий

результат.

В

дидактических

играх

используются

коррекционно-развивающие

задания,

направленные

на

формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать. Развивающая

игра представляет с собой многоплановое сложное педагогическое явление: она

является и игровым методом обучения детей с ЗПР, и самостоятельной игровой

деятельностью. Важным условием для полноценного сенсорного воспитания

детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды. Организация

сенсорно - стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение их

игровыми пособиями, которые способствуют:

- Стимуляции сенсорных функции (зрение, осязание, слух, обоняние,

тактильное ощущение).

- Развитию мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.

- Снятию мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижению

релаксации и комфортному самочувствию детей.

-Созданию

положительного

эмоционального

фона,

повышению

работоспособности ребенка.

-Активизированию

психических

процессов

(мышления,

внимания,

воображения, памяти).

-Повышению

самостоятельной

и

экспериментальной

деятельности

дошкольников.

Выделяют четыре главные черты присущие большинству играм:

-

свободная

развивающая

деятельность,

предпринимаемая

лишь

по

желанию результата ( ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не

только от удовольствия)

- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный

характер этой деятельности («поле творчества»)

-эмоциональная

приподнятость

деятельности,

соперниче ство

состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры,

«эмоциональное напряжение»)

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,

логическую и временную последовательность ее развития.

В структуре игры как деятельности органично входит

планирование,

реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью

реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее

добровольностью,

возможностями

выбора

и

элементами

соревнования,

удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Каждая игра, игровое пособие сенсомоторного уголка представляет собой

набор

задач,

которые

ребенок

решает

с

помощью

различных

предметов.

Значение игры для ребенка невозможно исчерпать и оценить развлекательно

возможностями.

В

том

состоит

ее

феномен,

что,

являясь

развлечением,

отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель

типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим

люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной

педагогике, в дошкольных и других учреждениях. В современном детском саду,

делающем

ставку

на

активизацию

и

интенсификацию

учебного

процесса,

игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и

даже раздела учебного процесса;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве занятия или его части (введении, объяснения, закрепления,

упражнения, контроля)

В

результате

освоения

игровой

деятельности

в

дошкольном

периоде

формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой

деятельности

ученья.

Задачи

даются

в

различной

форме:

в

виде

модели,

плоского рисунка, устной инструкции.

Таким образом, игровые технологии знакомят детей с разными способами

передачи информации. Задачи имеют очень широкий диапазон для детей от 2-3

лет до 7-8 лет. Поэтому, игры могут побуждать интерес в течение многих лет.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяют ребенку идти

вперед,

совершенствоваться,

развивать

творческие

способности.

Решение

задачи предстоит перед ребенком не в абстрактной форме ответа, а в виде

рисунка,

узора

или

сооружения

из

деталей,

то

есть,

в

виде

видимых

и

осязаемых вещей.

Игры могут способствовать развитию творческих способностей с самого

раннего возраста, задания – ступеньки создают условия, опережающие развитие

способностей, поднимаясь, каждый раз по которым, ребенок развивается более

успешно. Создается атмосфера свободного и радостного творчества.

Литература

1.Алѐшина

Н.

В.

Ознакомление

дошкольников

с

окружающим

и

социальной действительностью. Средняя группа.- М.: ЦГЛ, 2005.

2. Калиниченко А. В. Микляева Ю. В. Сидоренко В. Н. Развитие игровой

деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.

3.Детский сад и семья/ под ред. Т. А. Марковой.- М.-Просвещение.-1986.-

с. 93 – 95; 100 – 101;

4. Игра дошкольника./ С. Л. Новоселовой.- М.- Просвещение.- 1989.- с.3

– 4;

5. Игра – это серьезно.//Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.- с. 86 – 89;



В раздел образования