Автор: Дмитриева Екатерина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Сказка"
Населённый пункт: Лодейное Поле, Ленинградская область
Наименование материала: конспект игрового занятия в подготовительной группе
Тема: "Игра-квест "В поисках сокровищ"
Раздел: дошкольное образование
«Волшебница – вода»
Комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе
Цель занятия:
Уточнить и расширить знания детей о воде,ее свойствах, роли в жизни человека и живых
организмов.
Задачи занятия:
1.
Образовательные:
-расширить знания о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и
т.д.) показать, где в каком виде существует вода в окружающей среде, с различными
явлениями (дождь, роса, иней, лед, пар и т.д.)
-закрепить свойства воды.
2. Воспитывающие:
-воспитывать бережное отношение к воде;
-воспитывать умение работать в коллективе.
3. Развивающие:
-развивать экологическую культуру.
- развивать познавательную активность в процессе совместной деятельности;
-развивать речь детей, расширять словарный запас, формировать умение правильно строить
предложения, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос.
Оборудование: 9 пластмас.стаканчиков для воды, 9 стаканч. для молока,9 стаканчиков
др.формы, белые полоски бумаги, ложки,4 тарелки с гречей, 9 кусочков сахара, соль в
тарелке, глобус, настольная игра «Где живет вода?», мяч, таз с водой, салфетки, бумажные
цветы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
.
1 ч.(2-3 мин).
Здравствуйте, ребята! Посмотрите пожалуйста, что сегодня принесла к нам в группу наша
давняя знакомая «Капелька». Воспитатель показывает глобус. Вопрос к детям: Что это
такое?
Дети: Это глобус?
Воспитатель: Что такое глобус?
Дети: Это модель Земного шара.
Воспитатель: Ребята, кто знает, что на карте или на глобусе обозначается голубым цветом.
Ответы детей: (Это океаны, моря, реки, озера, пруды, водоемы, ручьи, родники).
Вопрос: Как все это назвать одним словом?
Ответы детей: Это вода.
Словесная игра «Вода какая…» (игра с мячом)
В море вода какая – морская, В озере – озёрная, В реке – речная,
В роднике – родниковая,В болоте – болотная, в океане- океаническая.
Вопрос: Кому нужна вода?
Ответы детей: Вода нужна растениям, животным, человеку.
Вопрос: Зачем вода нужна растениям?животным?
Ответы детей: (Чтобы расти, без воды растения и животные погибнут, а без растений может
погибнуть наша планета).
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите для чего нужна вода человеку?
Ответы детей: Вода - помощница человека. Вода всех моет: умываются люди, умываются
машины, принимают душ города и улицы, по воде передвигается водный транспорт. С
помощью воды человек делает бумагу для книг, ткань для одежды, резину, лекарства, разные
продукты. Вода нужна, чтобы жить.
2 ч. (2мин)Воспитатель: «Ребята вода настоящая волшебница. Она превращается и
изменяется».
Отгадав мои загадки, вы узнаете, как может изменяться вода.
1.)Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.(Дождь)
2)Он белый и пушистый,
На солнце серебристый.
С неба делает набег...
Как зовут его все? ...(Снег)
3)Он, прозрачный, как стекло,
Рыбкам зиму жить тепло.
А когда весна придёт,
Кто у нас растает? ...(Лёд)
4)Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина.(Туман)
5)Белые овечки по небу гуляют.
Соберутся в стаи-солнце закрывают.
(Облака.)
(На доске состояния воды — туман, облака, снег, лед, дождь)
3 ч.(5-7 мин)Воспитатель: Ребята , а вы знаете, что вода таит в себе много неизвестного. Я
сейчас предлагаю поближе познакомиться с водой; узнать, какая она может быть. (дети
рассаживаются за столами).И ты, Капелька, садись вместе с нами. Но сначала вспомним
правила поведения во время опытов.
1.Не шуметь.
2. Никого не толкать.
3. Давать возможность высказываться своим товарищам.
4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.
Опыт 1. Выльем из одного стакана воду в другой (другой формы). Вода льется, значит она
Вывод: жидкая. Если бы она не была жидкой, не могла бы течь в реках, в кранах. Не имеет
формы.
Опыт 2. Два стакана. Один с водой, другой с молоком. Рядом лежат белые полоски бумаги.
Ребята, поднесите полоску к стакану с молоком, какого цвета молоко? А теперь поднесите
полоску белой бумаги к воде?
Вывод 2. Вода прозрачная, бесцветная.
Опыт 3.Давайте ребята понюхаем воду. Чем она пахнет?
Вывод 3:Дети: У воды нет запаха.
Воспитатель: Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана
может иметь запах, т.к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Опыт 4. Давайте попробуем воду на вкус. Какой вкус у воды?
Вывод 4.Дети: Вода безвкусная.
Воспитатель: Ребята, когда человеку очень хочется пить, чтобы выразить свое удовольствие
он говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не чувствует.
( 1мин)Ребята, отдохнем немного. Вставайте на коврик.
Физминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой-это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой. (дети имитируют движения)
Продолжаем!
Опыт 5. (4 чел. растворяют сахар в воде, остальные гречу.)
Вопрос: Куда исчез сахар?
Дети: Растворился в воде.
Вывод 5: Вода - растворитель. Как вы думаете, что еще можно растворить в воде?В ней
можно растворить сахар, соль, соду, при этом вода остается прозрачной.
А теперь высыпаем в стакан с водой гречку. Гречка не растворилась. Вывод: Вода
растворяет не все вещества.
Воспитатель: Давайте назовем все свойства воды. (Прозрачная, бесцветная, без запаха,
безвкусная, вода — растворитель).
Воспитатель: теперь проходите за столики, подведем итоги.
Вначале разогреем пальчики. Делаем гимнастику.
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
(2 мин)Игра «Где живет вода» Наша капелька приготовила для вас карточки. Положите
капельки на те карточки, где вы видите воду! (проверка выполнения задания)
Молодцы! Вы нашли воду в различных ее состояниях!
(2 мин)Воспитатель: Да, мы убедились, что вода-это жизнь! Она нужна абсолютно всем! И
увидеть волшебную силу воды вы сможете сейчас сами. Возьмите на столе нераскрытые
цветы, положите в воду . Что вы увидели?
–
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
Итог занятия
:
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
- Коллеги, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии о воде? Какие новые свойства
воды, ребята, вы сегодня узнали? Есть ли у воды цвет, запах, вкус? Какие состояния воды вы
запомнили? Может ли вода растворять вещества? Что вам больше всего запомнилось и
понравилось? (Ответы детей)