Автор: Шувалова Вера Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ № 23
Населённый пункт: г.Электросталь, Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Особенности подготовки детей с нарушением речи к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 23»
Доклад на тему:
«Особенности подготовки детей с нарушениями речи
к школьному обучению»
Подготовила: учитель-логопед
I квалификационной категории
Шувалова Вера Ивановна
г. Электросталь, 2017г.
Особенности подготовки детей с нарушениями речи к
школьному обучению
Статья посвящена изучению особенностей развития детей с нарушениями
речи и его статусной позиции в коллективе. Для того чтобы дети с речевыми
нарушениями
не
испытывали затруднений
при
установлении
контактов
со
взрослыми
и
обладали
достаточно
гибкими
способами
установления
взаимоотношений
с
другими
детьми,
чтобы
проблема
осознания
своего
дефекта
не
приводила
к
нарушениям
поведения
и
явлениям
социальной
дезадаптации нужно готовить их к школе. Значимым компонентом готовности
детей
с
тяжелыми
нарушениями
речи
к
школе
является
социально-
психологическая составляющая.
Ключевые слова: готовность к школе, самооценка, дезадаптация.
Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в
дошкольном
детстве.
Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом
предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития.
Детский сад - первая и очень ответственная ступень общей системы народного
образования.
Перед
педагогическими
работниками,
учеными
стоит
общая
задача
совершенствования
всей
воспитательно-образовательной
работы
в
детском саду и улучшения подготовки детей к· систематическому школьному
обучению.
Понимание
педагогами
значимости
и
сущности
целенаправленной
подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребенка в школу
является
переломным
моментом
в
его
жизни:
он
вступает
в
новый
тип
отношений с окружающими людьми, у него начинаются складываться новые
формы деятельности.
Подготовка
детей
к
школе
-
задача
многогранная,
охватывающая
все
сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один
из важных и значимых аспектов этой задачи.
Психологическая готовность ребенка к школе состоит из:
мотивационной готовности (наличие у детей стремления, желания
учиться)
интеллектуальной готовности (развитие познавательных процессов
памяти, внимания, мышления; представлений о пространстве и времени, о
животном и растительном мире, об общественных явлениях.)
волевой
готовности
(развитие
самоконтроля,
умения
слушать,
умение подчиняться;
социально-психологической готовности.
Социальная
готовность
к
обучению
в
школе
представляет
собой
готовность
ребенка
к
новым
формам
общения,
новому
отношению
к
окружающему
миру
и
самому
себе,
обусловленным
ситуацией
школьного
обучения. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей
качеств,
благодаря
которым
они
могли
бы
общаться
с
другими
детьми,
взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и
ему
необходимо
обладать
достаточно
гибкими
способами
установления
взаимоотношений
с
другими
детьми,
необходимы
умения
войти
в
детское
общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности
в
общении
с
другими,
умении
подчиняться
интересам
и
обычаям
детской
группы,
развивающиеся
способности
справляться
с
ролью
школьника
в
ситуации школьного обучения.
Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и
готовностью
детей
их
принять.
Сегодня
значительное
количество
детей,
несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения,
испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению.
У детей, поступивших в школу, могут наблюдаться различные нарушения
речи:
ее
недоразвитие,
дизартрия,
ринолалия,
заикание.
Для
общего
недоразвития речи характерными признакам и являются: нарушение фонетико-
фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и смысловой
стороны
речи.
Это,
в
свою
очередь,
осложняет
процесс
подготовки
дошкольников с общим недоразвитием к школе.
Нередко стойкое речевое недоразвитие у детей осложняется различными
неврологическими, психопатологическими синдромами, страдают вегетативные
функции. Поэтому проблемы обучения для них в новых условиях значительно
возрастают.
У
таких
детей
отмечаются
слабость
мотивации,
снижение
потребности к речевому общению, своеобразие в формировании центральных
психологических новообразований, в том числе и способность к произвольному
общению со взрослым, т.е. способность действовать в рамках задания.
Дети, имеющие нарушения речи, не способны к длительной игровой
деятельности, они упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм.
У
них
отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного
состояния к заторможенному.
Наблюдаемые
у
детей
с
тяжелыми
нарушениями
речи
серьезные
трудности
в
организации
собственного
речевого
поведения
отрицательно
сказываются на их общении с окружающими.
Если
дети
выполняют
какую-либо
общую
работу
по
поручению
взрослого,
то
каждый
ребенок
стремится
сделать
все
по-своему,
не
ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.
Роль,
которую
играет
ребенок
в
игре,
очень
сильно
зависит
от
особенностей характера, темперамента ребенка. Поэтому, в каждом коллективе
найдутся «звезды», «предпочитаемые» и «изолированные» дети .
Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети,
которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии
неуспеха во всех видах детской деятельности. Их игровые умения, как правило,
развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих
детей
со
сверстниками
не
приводят
к
успеху
и
нередко
заканчиваются
вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
В
целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой
патологией
отличаются
заметной
ограниченностью
и
по
всем
параметрам
значительно ниже нормы
.
Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая
связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем, игры, не
контролируемые воспитателем, приобретают порой весьма неорганизованные
формы. Часто дети данной категории вообще не могут
занять себя каким-либо
делом,
что
говорит
о
недостаточной
сформированности
у
них
навыков
совместной деятельности .
Большую роль в общении детей с окружающими, играет - самооценка
ребенка.
Самооценка является ядром самосознания, так же как и связанный с
самооценкой уровень притязаний. Самооценка и уровень притязаний могут
быть
адекватными
и
неадекватными.
Последние,
бывают
завышенными
и
заниженными. Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое
влияние
на
эмоциональное
благополучие,
успешность
в
различных
видах
деятельности и его поведения в целом.
У детей
с тяжелыми нарушениями речи обычно заниженная самооценка.
Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны,
недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны,
готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не
способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно
включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач,
которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого
легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется
медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не
понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен
ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней
справиться.
Эти
дети,
как
правило,
имеют
низкий
социальный
статус
в
группе
сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними
никто не хочет
дружить.
У
большинства
старших
дошкольников
с
нарушениями
в
речевом
развитии
преобладает
ситуативно-деловая
форма
сотрудничества,
что
характерно для нормально развивающихся детей 2-4 лет. Предпочитаемый вид
коммуникации - общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая
отличается
не
только
содержательной
бедностью,
но
и
недостаточной
структурированностью используемой речи. Практически у половины детей с
ОНР не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них
отсутствует
чувство
дистанции,
интонации
часто
крикливы,
резки,
они
назойливы в своих требованиях.
У некоторых
детей с ОНР преобладает внеситуативно познавательная
форма
общения.
Они
с
интересом
откликаются
на
предложение
взрослого
почитать книги, внимательно слушают несложные тексты, но по окончании
чтения организовать с ними беседу трудно: как правило, дети почти не задают
вопросов
по
содержанию,
не
могут
сами
пересказать
услышанное
в
силу
несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при
наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто
перескакивает
с
одной
темы
на
другую,
познавательный
интерес
у
него
кратковременен,
и беседа не может длиться более 5-7 мин. Значительная часть
детей данной категории старается изолироваться от взрослых. Они замыкаются
в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с
ними.
Очень важной для формирования личности ребенка с речевой патологией
является проблема осознания своего дефекта. Расстройства в эмоционально-
волевой и личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и
ухудшают
их
работоспособность,
но
и
могут
приводить
к
нарушениям
поведения и явлениям социальной дезадаптации.
Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у
детей
с
тяжелой
речевой
патологией
препятствует
становлению
у
них
полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты
со взрослыми и может приводить к изоляции в коллективе сверстников.
Указанные особенности в развитии детей с нарушениями речи спонтанно
не
преодолеваются.
Они
требуют
от
педагогов
специально
организованной
коррекционной
работы.
При
организации
работы
при
подготовке
детей
с
речевыми
нарушениями
необходимо
учитывать
их
психологические
особенности, степень речевых нарушений, личностные качества.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Косякова О.О. Логопсихология: учебное пособие / Ольга Олеговна
Косякова Ростов-на-Дону: Феникс.2007, 284 с.
2.
Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим
недоразвитием речи. М., 1998.
3.
Пантелеева Л. А. Психологическая готовность к школьному обучению
детей с речевыми нарушениями/ Логопед 2004 №4, с.61