Система педагогического контроля эффективности процесса формирования технических навыков плавания на основе количественной оценки основных элементов техники по специально разработанной шкале.
Автор: Пилипас Антон Владимирович Должность: тренер-преподаватель Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6 имени Сирина Н.И." Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск Наименование материала: методическая разработка Тема: Система педагогического контроля эффективности процесса формирования технических навыков плавания на основе количественной оценки основных элементов техники по специально разработанной шкале. Раздел: дополнительное образование
Цель: Разработать систему педагогического контроля эффективности
процесса
формирования
технических
навыков
плавания
на
основе
количественной
оценки
основных
элементов
техники
по
специально
разработанной шкале.
Для
решения
поставленной
задачи
использовать
следующие
методы
исследования,
отвечающие
требованиям,
предъявляемым
к
проведению
исследований в области теории и методики физической культуры и спорта:
- обзор и анализ научно-методической литературы;
- педагогические контрольные испытания;
- педагогический эксперимент;
Обзор и анализ научно-методической литературы
В
настоящее
время
при
работе
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
реализуются
комплексные
программы,
включающие
задачи
по
обучению детей плаванию. Это программа воспитания и обучения в детском
саду под ред. М. А. Васильевой, программы «Детство», «Истоки», методики
«Обучение плаванию в детском caдy» Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, Т.
А. Богиной, «Обучение плаванию дошкольников и младших школьников» Т.
А. Протченко, Ю. А. Семенова и др.
К
сожалению,
во
всех
вышеперечисленных
программах
и
пособиях
отсутствует
материал
диагностического
характера,
позволяющий
отслеживать
как
процесс
обучения
плаванию, так и результативность в
условиях
глубокого
бассейна. Это
способствовало
выбору
направления
данной работы, разработке и обоснованию гипотезы, цели, задач, а также
выбору методов исследования.
Педагогические контрольные испытания
Для определения уровня физической подготовленности были выбраны
наиболее доступные тесты, позволяющие отслеживать как процесс обучения
плаванию, так и результативность в условиях глубокого бассейна. По ним
обследовались дети подготовительной группы (5-7 лет) по трем методам:
- фронтальный (передвижения в воде);
- поточный (скольжение, плавание при помощи движений ног);
- индивидуальный (погружение, выдохи в воду, ориентирование под
водой, в полной координации изученными способами).
Данные обследования заносятся в протоколы.
Тестовые задания:
1.Выдохи в воду
2.Скольжение на груди
3.Скольжение на спине
4.
Плавание
с
пенопластовой
доской
при
помощи
движений
ног
способом кроль на груди.
5.
Плавание
с
пенопластовой
доской
при
помощи
движений
ног
способом кроль на спине.
6.Плавание кролем на груди в полной координации
7. Плавание кролем на спине в полной координации
Методика проведения диагностики:
1.Выдохи в воду. Стоя около бортика, держась за поручень, присесть,
сохраняя вертикальное положение тела, полностью погрузиться в воду с
головой, а не просто наклонить лицо вниз, глаза должны быть приоткрыты.
Губы
при
выполнении
выдоха
немного
вытянуты
вперед,
напряжены
(«трубочка»).
Выдох
должен
быть
равномерным,
непрерывным,
полным,
выполняется одновременно через рот и нос.
Оценка:
5 баллов - ребенок правильно выполняет 8 и более выдохов;
4 балла - ребенок правильно выполняет 5-7 выдохов;
3 балла - правильно выполняет 3 выдоха;
2 балла – 1-2 выдоха или не полностью выполняет выдох вводу, то есть
заканчивает его над водой;
1 балл - выполняет выдох, опустив в воду только губы.
2.Скольжение
на
груди. Стоя
у
бортика,
руки
впереди,
кисти
рук
соединены,
присесть,
оттолкнуться
от
бортика
ногами
и
выполнить
упражнение «Стрелка» на груди. Тело ребенка должно лежать у поверхности
воды, руки и ноги соединены, вытянуты, лицо опущено в воду.
Оценка:
5 баллов -ребенок проскользил 4 м и более, без ошибок;
4 балла- ребенок проскользил 4 м и более с одной из ошибок: кисти рук
не соединены; ноги врозь; носки не оттянуты,
чрезмерное прогибание
туловища;
3 балла – 3-3,99 м; с одной из ошибок: кисти рук не соединены; ноги
врозь; носки не оттянуты; чрезмерное прогибание туловища;
2 балла – 2-2,99 м; с одной из ошибок: кисти рук не соединены; ноги
врозь; носки не оттянуты; чрезмерное прогибание туловища;
1 балл – 0-1,99 м или количество ошибок от двух и более.
3.Скольжение
на
спине. Стоя
у
бортика,
руки
вверху
соединены,
присесть,
прогнуться,
оттолкнуться
ногами
от
бортика
и
выполнить
упражнение («Стрелка») на спине. Туловище прямое, руки и ноги соединены
и выпрямлены, лицо - на поверхности воды.
Оценка:
5 баллов -ребенок проскользил 4 м и более, без ошибок;
4 балла- ребенок проскользил 4 м и более с одной из ошибок: кисти рук
не соединены; ноги врозь; носки не оттянуты,
чрезмерное прогибание
туловища;
3 балла – 3-3,99 м; с одной из ошибок: кисти рук не соединены; ноги
врозь; носки не оттянуты; чрезмерное прогибание туловища;
2 балла – 2-2,99 м; с одной из ошибок: кисти рук не соединены; ноги
врозь; носки не оттянуты; чрезмерное прогибание туловища;
1 балл – 0-1,99 м или количество ошибок от двух и более.
4.Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом
кроль на груди.
Инвентарь: пенопластовые доски.
Положение тела горизонтальное, руки вытянуты вперед, плечи опущены
в воду, подбородок лежит на поверхности воды. Плыть, ритмично работая
прямыми ногами, носки оттянуты, повернуты вовнутрь.
Оценка:
5 баллов - ребенок проплыл 20-25 м без ошибок;
4 балла - ребенок проплыл 20-25 м; имеется одна ошибка: нарушения в
ритме
движений
ногами;
неправильное
положение
тела
в
воде;
сильное
сгибание ног, носки не оттянуты;
3 балла - 15-19,99 м; имеется одна ошибка: нарушения в ритме движений
ногами; неправильное положение тела в воде; сильное сгибание ног, носки не
оттянуты;
2 балла - 10-14,99 м; имеется одна ошибка: нарушения в ритме движений
ногами; неправильное положение тела в воде; сильное сгибание ног, носки не
оттянуты;
1 балл - менее 10 м или количество ошибок от двух и более.
5.Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом
кроль на спине.
Инвентарь: пенопластовые доски.
Положение тела горизонтальное, руки вытянуты вперед, плечи опущены
в воду, живот не опущен в воду. Плыть, ритмично работая прямыми ногами,
носки оттянуты, повернуты вовнутрь.
Оценка:
5 баллов - ребенок проплыл 20-25 м без ошибок;
4 балла - ребенок проплыл 20-25 м; имеется одна ошибка: нарушения в
ритме
движений
ногами;
неправильное
положение
тела
в
воде;
сильное
сгибание ног, носки не оттянуты;
3 балла - 15-19,99 м; имеется одна ошибка: нарушения в ритме движений
ногами; неправильное положение тела в воде; сильное сгибание ног, носки не
оттянуты;
2 балла - 10-14,99 м; имеется одна ошибка: нарушения в ритме движений
ногами; неправильное положение тела в воде; сильное сгибание ног, носки не
оттянуты;
1 балл - менее 10 м или количество ошибок от двух и более.
6.Плавание кролем на груди в полной координации
Проплыть
15
м
кролем
на
груди
в
полной
координации,
вдох
можно
выполнять через 1, 3, 5 гребков руками.
Оценка:
5 баллов - ребенок проплыл 15 м и более без ошибок;
4
балла
-
ребенок
проплыл
15
м
и
более;
имеется
одна
ошибка:
затянутый вдох; руки и ноги согнуты; нет согласования движений рук, ног и
дыхания;
3 балла - 10-14,99 м; имеется одна ошибка: затянутый вдох; руки и ноги
согнуты; нет согласования движений рук, ног и дыхания;
2 балла - 5- 9,99 м; имеется одна ошибка: затянутый вдох; руки и ноги
согнуты; нет согласования движений рук, ног и дыхания;
1 балл - менее 5 м или количество ошибок от двух и более.
7. Плавание кролем на спине в полной координации
Проплыть 15 м кролем на спине в полной координации
Оценка:
5 баллов - ребенок проплыл 15 м и более без ошибок;
4 балла - ребенок проплыл 15 м и более; имеется одна ошибка: руки или
ноги согнуты; нет согласования движений рук, ног и дыхания;
3 балла - 10-14,99 м; имеется одна ошибка: руки или ноги согнуты; нет
согласования движений рук, ног и дыхания;
2 балла - 5- 9,99 м; имеется одна ошибка: руки или ноги согнуты; нет
согласования движений рук, ног и дыхания;
1 балл - менее 5 м или количество ошибок от двух и более.
Заключение:
Система
педагогического
контроля
эффективности
проце сса
формирования
технических
навыков
плавания
на
основе
количественной
оценки основных элементов техники по специально разработанной шкале
была апробирована в МБОУ «СОШ №6 имени Сирина Н.И.» г. Ханты-
Мансийска.
Позволила
точно
определить
уровень
овладения
базовыми
навыками плавания кролем на груди и кролем на спине у детей старшего
дошкольного возраста.