Автор: Павлова Альбина Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №119"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Как научить детей играть и любить физкультуру".
Раздел: начальное образование
Как научить детей играть и любить физкультуру.
Павлова
Альбина
Николаевна,
учитель
физической
культуры
МБОУ
«Средняя
общеобразовательная школа №119» Авиастроительного района г.Казани
Физкультура для многих детей самый любимый урок. И это не потому что
на нем вроде бы не надо думать - играй в себе мяч, а потому что только здесь в
спортивном зале в честном соперничестве можно победить одноклассника ,или
что еще лучше преодолеть свою физическую и моральную слабость. Это на
первый взгляд не значительные победы на долго остаются в памяти у ребенка.
Урок физкультуры по своему содержанию и методике проведения один из
самых трудных. Учителю необходимо научить детей техники дисциплины,
правильно переносить большие физические нагрузки и главное добиться по
человечески добрых ,дружеских отношений с учениками. Хочу поделиться
своими методическими приемами ,которые помогают мне успешно соединить в
одном уроке большие физические нагрузки и интерес детей, высокий
эмоциональный настрой на уроке с учителем и умение самостоятельно
выполнять упражнения. за 10 лет в школе я убедилась в том ,что дети любят
порядок и дисциплину и не любят хаос и неорганизованность. Стоит оставить
одних в зале, как через 5 минут большинство просит начать урок. Задача
учителя состоит в том ,чтобы приучить детей к строгому определенному
порядку :начало урока ,основная часть и заключительная часть урока. Каждый
раздел урока имеет свои особенности . Но первый раздел это все же перемена.
Как быть-пускать детей в зал или отдохнуть? Думаю все же пускать! Ведь
основной спортивный инвентарь расположен в зале - мячи баскетбольные,
волейбольные на стеллажах, перекладины на шведской стенки и т.д. При
правильной организации класс всю перемену (а это 10-15 минут) занимается в
зале самостоятельно в зале: одни бросают мяч в корзину, другие подтягиваются
на перекладине, кто -то готовится к зачету по физической культуре. Я нахожусь
в зале и зрительно контролирую ребят. Нарушители дисциплины временно
садятся на скамейку. Таким образом дети настраиваются на урок, а не бегают по
раздевалкам и коридору .Со звонком или по команде учителя весь инвентарь
убирается на место. За считанные секунды класс строится перед учителем и
начинается урок. Учитель принимает стойку «смирно», а дежурный
командирует «Класс равняйсь!» ,»Смирно»,»По порядку рассчитайтесь !»
Дежурный сдает рапорт учителю о готовности класса к уроку. При виде
подтянутого учителя подтягивается весь класс. После этого учитель объясняет
задачу урока. В этом месте, я часть шучу. И пытаюсь добиться того, что бы дети
улыбнулись. Есть несколько способов развеселить учеников .Например можно
просто пошутить ,но можно и подать нелогичную команду ,вместо всегда
ожидаемого «направо ! налево в обход шагом марш»подаю команду «налево
бегом марш» естественно -ошибки смех. Создается атмосфера
непринуждаемости. Я считаю, что любую работу лучше начинать с улыбки.
Начинается разминка. В зависимости от уровня подготовленности класса в
нашем небольшом зале(20х10м) использую бег по кругу в две колонны ,в три
колонны. Специально беговые упражнения по диагонали в зале так же
выполнятся в парах, тройках, но уже синхронно. Здесь легко определить
лучшие пары (тройки), а в результате полная отдача детей на уроке.
Обязательно необходимо похвалить лучшие пары, отметить недостатки
остальных
.
Выставить «пять» заслуживающих детям, которые редко утомляют
физические нагрузки их утомляет однообразие. Учитель должен активно
участвовать в разминке показом, объяснением и исправлением ошибок,
выставлением оценок по ходу упражнений. Можно одну колону пустить по
часовой стрелке, а другую против, тогда дети поневоле ускорят движение ,что
бы быстрее встретиться .Еще один вариант .Класс бежит парами. По свистку
учителя колонна №1 поворачивается кругом и строго в колонну по одному
бежит в противоположном направлении. Как только учащиеся колонны №1
сравниваются с учениками колонны №2 ,они поворачиваются кругом и
продолжают движение в две колонны. Как в начале. По второму свистку тоже
самое делают вторые номера.
Активизировать интерес детям к бегу можно показывая пальцах высоко
поднятой руки количество кругов, которые класс пробежал или количество
оставшихся кругов .Если добавить элемент артистизма и юмора ,то любая
дистанция в зале не покажется детям бесконечной .Можно ввести элемент
игрыили просто дать классу установку пробежать(отработать необходимую
дистанцию ,но с задачей готовиться к зачету и т. д)
ОГУ на месте ребята называют зарядкой. Такая зарядка носит
традиционный, дисциплинирующий характер. Эмоциональная, быстротечная
(6-7 минут) различная по содержанию, быстро проводит детей в рабочее
состояние. Моя «зарядка» выполняется одним комплексом слитно, но
упражнения в комплексе постоянно меняются. Дети очень любят упражнения в
парах:
-приседание спиной друг к другу, руки сцеплены за локти;
-пружинистые наклоны стоя лицом к друг другу, руки на плечи;
-стоя спиной друг к друг руки вверх сплетены. Один наклоняется, другой
прогибается;
-тоже наклоны, наклоны в сторону:
-упор лежа, партнер держит за ноги, второй отжимается, первый приседает
-стоя спиной друг к другу, руки сцеплены за локти. Один наклоняется с
партнером на спине, другой прогибается и т.д. Эти упражнения всегда
выполняются на высоком эмоциональном уровне –это улыбки, смех, что
снижает напряжение и делает переход к основной части урока более
непосредственным.
Каждый ребенок может быть здоровым. И учитель должен научить детей,
как сохранить здоровье на долгие годы. Давая обще развивающие упражнения,
очень важно напомнить : чтобы не было болей в спине, надо делать
упражнения (показать ); чтобы не подтянуть связки, на делать упражнения на
гибкость; чтобы укрепить мышцы сердца нужно тренироваться в равномерном
беге и т.д. Так, cистематический напоминая ребятам о знание упражнений,
учитель помогает им осознать значимость общеразвивающих упражнений.
Ученики должны знать свой пульс в покое, и при занятиях физическими
упражнениями ,должны уметь контролировать нагрузку по пульсу. Для этого я
задаю домашнее здание: определить свой пульс в покое. Зная свой пульс в
покое дети легко могут сами определить свою нагрузку. Пульс при занятиях
физическими упражнениями не должен превышать 200 ударов минус-возраст
ребенка – это уже максимальная нагрузка, в этом случае ребенок может
прекратить занятие и восстановиться… Так же дети должны знать свое
артериальное давление, благо сейчас у всех дома (либо у соседей или
родственников )есть аппарат для измерения пульса . Необходимо следить за
своим весом и ростом, записывать эти данные в свой дневник и следить за
динамикой этих изменений.
Каждый урок физкультуры должен обязательно нести что-то новое, но и
повторять и совершенствовать ранее изученное «хорошая школа, кажется,
только и делают ,что повторяет ,а тем знания учеников быстро растут».-пишет
К.Д.Ушинский . Обучение двигательному навыку проходит по известной схеме:
показ и объяснение основ техники движения, пробные попытки, исправление
ошибок –повторение и совершенствование. Обучать навыку желательно целом,
не разделяя упражнения на составные части, что бы ученик мог схватить
движение в целом, постоянно отбрасывая лишние упражнения. Для обучения
можно использовать все методы: поточный, фронтальный, групповой. Но более
эффективен самостоятельный. Учитель показывает, а ребята тренируются
самостоятельно, преподаватель же время от времени поправляет, подсказывает
ученикам 2-3 урока тренировки, затем зачет по техники движения на данном
этапе. Оценивать технику движения нужно только положительной оценкой ,а
еще лучше отличной. Все учащийся сдают зачеты по техники движения:
ведение и бросок мяча в корзину; передача мяча верхом в волейболе; прыжок в
высоту «перешагивание» и т.д. После нагрузок ребята должны самостоятельно
измерить пульс и оценить показатели. Так во время легкой физической работы
пульс достигает 100-120 ударов в минуту, во время средней нагрузки 130-150
ударов в минуту. Если нагрузка большая ,то пульс повышается до 150-160 при
очень большой до 200 ударов и выше.
После тренировки пульс успокаивается через 5-10 минут и достигает у
школьников 10-13 лет уровня 70-80 ударов в минуту. Но пульс после
длительных беговых нагрузок или напряженной тренировки пульс может
вернуться к уровню покоя и за длительное время.
У девочек пульс, как правило ,больше на несколько ударов :у ребят
систематически занимающих физическими упражнениями и спортом
сердечных сокращений меньше .
Главный принцип урока: не мел – научился-применил .Урок физкультуры для
ученика станет источником радости. Для преподавателя очень важно заметить
каждого ученика на уроке, особенно в момент самостоятельного
совершенствования техники движения. Подсказать, поправить у кого не
получается, отметить малейший сдвиг в сторону улучшения. Чтобы урок
состоялся , необходимо два условия: желания ученика и умение учителя. Дети
должны почувствовать заинтересованность учителя в улучшении их
результатов.
Обучая ребят, педагог учится сам, постепенно набирая опыт и методы
преподавания. Урок становится динамичным и интересным, а дети бегут ходить
на урок с огромным удовольствием….
Заканчиваться урок должен организованно. Заключительная часть должна
быть краткой: построить детей, подвести итоги урока, похвалить класс (или
отдельных учеников) и наметить резерв для роста.