Напоминание

"Как научить детей играть и любить физкультуру".


Автор: Павлова Альбина Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №119"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Как научить детей играть и любить физкультуру".
Раздел: начальное образование





Назад




Как научить детей играть и любить физкультуру.

Павлова

Альбина

Николаевна,

учитель

физической

культуры

МБОУ

«Средняя

общеобразовательная школа №119» Авиастроительного района г.Казани

Физкультура для многих детей самый любимый урок. И это не потому что

на нем вроде бы не надо думать - играй в себе мяч, а потому что только здесь в

спортивном зале в честном соперничестве можно победить одноклассника ,или

что еще лучше преодолеть свою физическую и моральную слабость. Это на

первый взгляд не значительные победы на долго остаются в памяти у ребенка.

Урок физкультуры по своему содержанию и методике проведения один из

самых трудных. Учителю необходимо научить детей техники дисциплины,

правильно переносить большие физические нагрузки и главное добиться по

человечески добрых ,дружеских отношений с учениками. Хочу поделиться

своими методическими приемами ,которые помогают мне успешно соединить в

одном уроке большие физические нагрузки и интерес детей, высокий

эмоциональный настрой на уроке с учителем и умение самостоятельно

выполнять упражнения. за 10 лет в школе я убедилась в том ,что дети любят

порядок и дисциплину и не любят хаос и неорганизованность. Стоит оставить

одних в зале, как через 5 минут большинство просит начать урок. Задача

учителя состоит в том ,чтобы приучить детей к строгому определенному

порядку :начало урока ,основная часть и заключительная часть урока. Каждый

раздел урока имеет свои особенности . Но первый раздел это все же перемена.

Как быть-пускать детей в зал или отдохнуть? Думаю все же пускать! Ведь

основной спортивный инвентарь расположен в зале - мячи баскетбольные,

волейбольные на стеллажах, перекладины на шведской стенки и т.д. При

правильной организации класс всю перемену (а это 10-15 минут) занимается в

зале самостоятельно в зале: одни бросают мяч в корзину, другие подтягиваются

на перекладине, кто -то готовится к зачету по физической культуре. Я нахожусь

в зале и зрительно контролирую ребят. Нарушители дисциплины временно

садятся на скамейку. Таким образом дети настраиваются на урок, а не бегают по

раздевалкам и коридору .Со звонком или по команде учителя весь инвентарь

убирается на место. За считанные секунды класс строится перед учителем и

начинается урок. Учитель принимает стойку «смирно», а дежурный

командирует «Класс равняйсь!» ,»Смирно»,»По порядку рассчитайтесь !»

Дежурный сдает рапорт учителю о готовности класса к уроку. При виде

подтянутого учителя подтягивается весь класс. После этого учитель объясняет

задачу урока. В этом месте, я часть шучу. И пытаюсь добиться того, что бы дети

улыбнулись. Есть несколько способов развеселить учеников .Например можно

просто пошутить ,но можно и подать нелогичную команду ,вместо всегда

ожидаемого «направо ! налево в обход шагом марш»подаю команду «налево

бегом марш» естественно -ошибки смех. Создается атмосфера

непринуждаемости. Я считаю, что любую работу лучше начинать с улыбки.

Начинается разминка. В зависимости от уровня подготовленности класса в

нашем небольшом зале(20х10м) использую бег по кругу в две колонны ,в три

колонны. Специально беговые упражнения по диагонали в зале так же

выполнятся в парах, тройках, но уже синхронно. Здесь легко определить

лучшие пары (тройки), а в результате полная отдача детей на уроке.

Обязательно необходимо похвалить лучшие пары, отметить недостатки

остальных

.

Выставить «пять» заслуживающих детям, которые редко утомляют

физические нагрузки их утомляет однообразие. Учитель должен активно

участвовать в разминке показом, объяснением и исправлением ошибок,

выставлением оценок по ходу упражнений. Можно одну колону пустить по

часовой стрелке, а другую против, тогда дети поневоле ускорят движение ,что

бы быстрее встретиться .Еще один вариант .Класс бежит парами. По свистку

учителя колонна №1 поворачивается кругом и строго в колонну по одному

бежит в противоположном направлении. Как только учащиеся колонны №1

сравниваются с учениками колонны №2 ,они поворачиваются кругом и

продолжают движение в две колонны. Как в начале. По второму свистку тоже

самое делают вторые номера.

Активизировать интерес детям к бегу можно показывая пальцах высоко

поднятой руки количество кругов, которые класс пробежал или количество

оставшихся кругов .Если добавить элемент артистизма и юмора ,то любая

дистанция в зале не покажется детям бесконечной .Можно ввести элемент

игрыили просто дать классу установку пробежать(отработать необходимую

дистанцию ,но с задачей готовиться к зачету и т. д)

ОГУ на месте ребята называют зарядкой. Такая зарядка носит

традиционный, дисциплинирующий характер. Эмоциональная, быстротечная

(6-7 минут) различная по содержанию, быстро проводит детей в рабочее

состояние. Моя «зарядка» выполняется одним комплексом слитно, но

упражнения в комплексе постоянно меняются. Дети очень любят упражнения в

парах:

-приседание спиной друг к другу, руки сцеплены за локти;

-пружинистые наклоны стоя лицом к друг другу, руки на плечи;

-стоя спиной друг к друг руки вверх сплетены. Один наклоняется, другой

прогибается;

-тоже наклоны, наклоны в сторону:

-упор лежа, партнер держит за ноги, второй отжимается, первый приседает

-стоя спиной друг к другу, руки сцеплены за локти. Один наклоняется с

партнером на спине, другой прогибается и т.д. Эти упражнения всегда

выполняются на высоком эмоциональном уровне –это улыбки, смех, что

снижает напряжение и делает переход к основной части урока более

непосредственным.

Каждый ребенок может быть здоровым. И учитель должен научить детей,

как сохранить здоровье на долгие годы. Давая обще развивающие упражнения,

очень важно напомнить : чтобы не было болей в спине, надо делать

упражнения (показать ); чтобы не подтянуть связки, на делать упражнения на

гибкость; чтобы укрепить мышцы сердца нужно тренироваться в равномерном

беге и т.д. Так, cистематический напоминая ребятам о знание упражнений,

учитель помогает им осознать значимость общеразвивающих упражнений.

Ученики должны знать свой пульс в покое, и при занятиях физическими

упражнениями ,должны уметь контролировать нагрузку по пульсу. Для этого я

задаю домашнее здание: определить свой пульс в покое. Зная свой пульс в

покое дети легко могут сами определить свою нагрузку. Пульс при занятиях

физическими упражнениями не должен превышать 200 ударов минус-возраст

ребенка – это уже максимальная нагрузка, в этом случае ребенок может

прекратить занятие и восстановиться… Так же дети должны знать свое

артериальное давление, благо сейчас у всех дома (либо у соседей или

родственников )есть аппарат для измерения пульса . Необходимо следить за

своим весом и ростом, записывать эти данные в свой дневник и следить за

динамикой этих изменений.

Каждый урок физкультуры должен обязательно нести что-то новое, но и

повторять и совершенствовать ранее изученное «хорошая школа, кажется,

только и делают ,что повторяет ,а тем знания учеников быстро растут».-пишет

К.Д.Ушинский . Обучение двигательному навыку проходит по известной схеме:

показ и объяснение основ техники движения, пробные попытки, исправление

ошибок –повторение и совершенствование. Обучать навыку желательно целом,

не разделяя упражнения на составные части, что бы ученик мог схватить

движение в целом, постоянно отбрасывая лишние упражнения. Для обучения

можно использовать все методы: поточный, фронтальный, групповой. Но более

эффективен самостоятельный. Учитель показывает, а ребята тренируются

самостоятельно, преподаватель же время от времени поправляет, подсказывает

ученикам 2-3 урока тренировки, затем зачет по техники движения на данном

этапе. Оценивать технику движения нужно только положительной оценкой ,а

еще лучше отличной. Все учащийся сдают зачеты по техники движения:

ведение и бросок мяча в корзину; передача мяча верхом в волейболе; прыжок в

высоту «перешагивание» и т.д. После нагрузок ребята должны самостоятельно

измерить пульс и оценить показатели. Так во время легкой физической работы

пульс достигает 100-120 ударов в минуту, во время средней нагрузки 130-150

ударов в минуту. Если нагрузка большая ,то пульс повышается до 150-160 при

очень большой до 200 ударов и выше.

После тренировки пульс успокаивается через 5-10 минут и достигает у

школьников 10-13 лет уровня 70-80 ударов в минуту. Но пульс после

длительных беговых нагрузок или напряженной тренировки пульс может

вернуться к уровню покоя и за длительное время.

У девочек пульс, как правило ,больше на несколько ударов :у ребят

систематически занимающих физическими упражнениями и спортом

сердечных сокращений меньше .

Главный принцип урока: не мел – научился-применил .Урок физкультуры для

ученика станет источником радости. Для преподавателя очень важно заметить

каждого ученика на уроке, особенно в момент самостоятельного

совершенствования техники движения. Подсказать, поправить у кого не

получается, отметить малейший сдвиг в сторону улучшения. Чтобы урок

состоялся , необходимо два условия: желания ученика и умение учителя. Дети

должны почувствовать заинтересованность учителя в улучшении их

результатов.

Обучая ребят, педагог учится сам, постепенно набирая опыт и методы

преподавания. Урок становится динамичным и интересным, а дети бегут ходить

на урок с огромным удовольствием….

Заканчиваться урок должен организованно. Заключительная часть должна

быть краткой: построить детей, подвести итоги урока, похвалить класс (или

отдельных учеников) и наметить резерв для роста.



В раздел образования