Напоминание

Урок - викторина по творчеству поэтов первой половины 20 века "Счастливый случай"


Автор: Кутергина Нина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Пибаньшурская средняя школа"
Населённый пункт: Удмуртская Республика п. Балезино - 3
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок - викторина по творчеству поэтов первой половины 20 века "Счастливый случай"
Раздел: полное образование





Назад




Урок – викторина

по творчеству поэтов первой половины 20 века

«Счастливый случай»

Урны ставятся в ниши,

Книги ставятся в души.

Б. Пастернак

Цель урока:

Увлечь учащихся творчеством поэтов Серебряного века, расширить круг их знаний по

теме, воспитывать умение работать в группе, развивать эрудицию.

1 ведущий

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех, - писал Б. Пастернак в начале 20 столетия. Этот период

ознаменован

ярким,

блистательным

расцветом

русской

культуры.

Для

качественной

характеристики

этой

эпохи

используется

понятие

«Серебряный

век»,

сопоставимое

с

«золотым веком» предшествующего столетия.

2 ведущий

Этот термин связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из салонов

Д.

Мережковского.

Художественный

критик

и

редактор

«Аполлона»

С.

Маковский

закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий «На

Парнасе серебряного века». Пройдёт несколько десятилетий, и Анна Ахматова напишет:

«Серебряный месяц ярко/ Над серебряным веком стыл». Хронологические рамки периода,

определяемые

этой

метафорой,

можно

обозначить

так:

1892

г.

(выход

из

эпохи

безвременья,

начало

общественного

возбуждения

в

стране,

манифест

и

сборник

«

Символисты» Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) – 1921 – 1922гг.

(крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели

А. Блока

и

Н. Гумилёва

массовая

эмиграция деятелей русской культуры из России).

1 ведущий

Никому не дано сказать о поэте больше, нежели делает это сам он в своих стихах. Ни

родным, ни друзьям, ни современникам, ни исследователям. И только судьба, только она

одна больше поэта, потому что может быть и посмертной. Особенно если при жизни не

была исчерпана даже наполовину.

2 ведущий

Мы часто задаёмся вопросом: много ли в России поэтов, доживших до старости и

умерших своей, не преждевременной смертью? Увы! Да, ни Пушкина, ни Лермонтова, ни

Маяковского никогда не сможем мы представить себе почтенными седовласыми старцами,

окружёнными

внуками.

Да

только

ли

их?

В

России

больше

муз

осиротевших,

чем

бряцающих на лирах.

1 ведущий

Когда меня отправят под арест

Без выкупа, залога и отсрочки,

Не глыба камня, не могильный крест –

Мне памятником будут эти строчки.

В. Шекспир

Прав был Шекспир, через призму веков разглядевший судьбы поэтов первых десятилетий

20 века.

Ему же вторят строки одного из сочинений наших ребят.

2 ведущий

«Судьба

настоящего

художника,

по-моему,

всегда

трагична.

Благополучны

и

бесконфликтны только бездари. Особенно отчётливо это проявилось в нашем веке.

После

Октября

1917

года

началось

самое

настоящее

гонение

на

интеллигенцию

вообще, а творческую

в особенности. Если составить список убитых,

изгнанных из

страны, замученных, тех, кому долгие годы зажимали рот, то ему, наверное, не будет конца.

От их лица писала с горечью и болью А. Ахматова:

Одна на скамье подсудимых

Я скоро полвека сижу.

(…)

Я глохну от зычных проклятий,

Я ватник сносила дотла.

Неужто я всех виноватей

На этой планете была?

По-моему, ни одна страна мира не знала такого: уничтожали (морально и физически)

талантливых, честных, искренних. Это Н. Гумилёв, О. Мандельштам, Б. Пастернак, Е.

Замятин, М. Булгаков, А. Платонов…

1 ведущий

Лишь незначительная часть литераторов Серебряного века попыталась вступить в

союз с новой властью (А. Н. Толстой, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Каменский), но это

обернулось для них утратой творческой индивидуальности и таланта.

2 ведущий

Сегодня на заключительном уроке по творчеству поэтов первых десятилетий 20 века

предлагаю испытать свой счастливый случай, выполнив несколько вариантов игровых

заданий.

Приглашаю две команды к игровым столам.

(Жюри – заранее подготовленные ученики)

1 конкурс - «Назови имя»

Варианты заданий для команд (каждой команде можно предложить ответить на 5

вопросов):

1.

В феврале 1918 года в зале Политехнического музея состоялись выборы «короля

поэтов». Им стал….. Вторым был Владимир Маяковский. (Игорь Северянин).

2.

Москва. 1910 год. Гимназические годы. Первый сборник стихов «Вечерний альбом».

О ком речь? (О Марине Цветаевой).

3.

«Сегодня я – гений». Кто произнёс эту фразу в день окончания

одной из поэм?

(Александр Блок; поэма «Двенадцать»)

4.

Поэт,

которого

Анна

Ахматова

считала

своим

учителем

в

поэзии

(Иннокентий

Анненский).

5.

Его телефонный разговор со Сталиным о Мандельштаме в 1934 году облегчил

учесть

последнего.

Благодаря

его

заступничеству

был

освобождён

сын

Анны

Ахматовой. Он провожал в эвакуацию Марину Цветаеву. О ком речь? (О Борисе

Леонидовиче Пастернаке).

6.

В 1896 году назначен директором мужской гимназии в Царское Село. О ком идёт

речь? (об Иннокентии Анненском).

7.

Обладатель Международной литературной премии Этна – Таормина в Италии в 1964

году, доктор литературы Оксфордского университета в Англии. (Анна Андреевна

Ахматова).

8.

Кто сказал о себе: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт»;

испытывал особую симпатию к Мяковскому и Хлебникову? (Сергей Есенин).

9.

Изучал итальянский язык, чтобы в подлиннике читать Данте. Весной 1933 года

написал «Разговор о Данте». (Осип Мандельштам).

10.Училась в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше,

но всегда неохотно. (Анна Ахматова).

11.«Днём у меня был рязанский парень со стихами: стихи свежие, чистые, голосистые».

Кто о ком говорит? (Александр Блок о посещении его Сергеем Есениным в 1915

году).

12.«Россия моя, ты понимаешь – моя, а ты… ты американец. Моя Россия!» кому так

ревниво и с вызовом была брошена фраза С. Есенина? (Владимиру Маяковскому).

13. «В апреле 1887 года я отправил в петербургский еженедельный журнал «Родина»

стихотворение, которое и появилось в одном из майских номеров. Утра, когда я шёл

с этим номером с почты в Озерки, рвал по лесам росистые ландыши и поминутно

перечитывал своё произведение, никогда не забуду. (Иван Бунин).

14. Автор книги стихов «Костёр». Её герои – Андрей Рублёв, былинный

Вольга,

городок с крестом над церковью. В 1918 году вышел сборник, в который вошли

стихотворения, ставшие жемчужиной лирики: «О тебе», «Сон», Эзбекие». (Николай

Гумилёв).

15. Музыка старых русских семей звучала вокруг ребёнка, воспитывавшегося в доме

известного русского ботаника Андрея Бекетова. Кто этот ребёнок? (Александр Блок).

16. Возглавлял ответственную работу в Наркомпросе. Создал и возглавил первое в мире

высшее

учебное

заведение

для

подготовки

молодых

литераторов

Высший

литературно

художественный

институт,

которому

было

присвоено

его

имя.

(Валерий Брюсов).

17. Санитар военно – санитарного поезда, имевший личный номер 9999. Январь, 1917

года. (Сергей Есенин).

18.

Репрессированный, высланный в места отдалённыё, он умер от голода, холода,

непосильного

труда

и

постоянного

унижения

человеческого

достоинства.

«Клеймённый враг» народа в муках, а может, в забытьи оставил этот мир в 1938 году,

и никто не знает, где его могила. Извечная трагедия поэта в России, о котором

сказано: «Поэт в России больше, чем поэт». (Осип Мандельштам).

19. Стихи какой поэмы и какого автора слагались в то время, когда «улыбался только

мёртвый, спокойствию рад». (Анна Ахматова «Реквием»).

20.

«Статная

широкоплечая

женщина

с

широко

расставленными

серо

зелёными

глазами. Её русые волосы коротко обстрижены, высокий

лоб спрятан под чёлку.

Тёмно – синее платье не модного, да и не старомодного. А самого что ни на есть

простейшего покроя, напоминающего подрясник, туго стянутый в талии широким

женским ремнём». О ком писал Павел Антакольский? (О Марине Цветаевой).

21. Создал акмеизм, призывая воспринимать мир безоговорочно, но сам акмеистом не

стал. Каноны классицизма были для него лишь условностью. (Николай Гумилёв).

22. Гибель мужа, аресты сына, искусственная изоляция от общественно – литературной

жизни. С половины 20 – х до 40 – х годов не печатают её произведения, грубая,

необоснованная критика в 1946 году. О ком речь? (Об Анне Ахматовой).

23. Покинул Москву в мае 1918 года, жил на юге России, переходившем из рук в руки

«белых» и «красных», а в феврале 1920 года эмигрировал за границу, - сперва на

Балканы, потом во Францию. (Иван Бунин).

24. «Я прочла …корректуру «Кипарисового ларца» (когда приезжала в Петербург в

начале 1910 г.) и что – то поняла в поэзии… Я сразу перестала видеть и слышать, я

не могла оторваться, я повторяла эти стихи днём и ночью». О ком писала так

восторженно Анна Ахматова? (об Иннокентии Анненском).

Болельщики могут помочь своей команде выполнить задание, но при этом команда

получает только полбалла за ответ. Пока идёт подведение итогов 1 конкурса,

звучит песня на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…» в

исполнении учеников.

2 конкурс – «Верни вещь хозяину»

На столе разложены «вещи». Следует обосновать своё предположение, кому из поэтов

Серебряного века они могли принадлежать?

1.

Большой частый гребень. (Сергею Есенину).

2.

Страницы, листы, сшитые в тетрадь. (Марине Цветаевой).

3.

Книга «Медальоны». Сюжеты и вариации о поэтах, писателях, композиторах»

(1934). (Игорю Северянину).

4.

Сборник стихов татарского поэта Габдуллы Тукая. (Анне Ахматовой).

5.

Нобелевская медаль, полученная 9 декабря 1989 года на торжественном приёме в

Шведской академии в присутствии нобелевских лауреатов, послов Швеции и

СССР сыном. (Борису Пастернаку).

6.

Ветка тополя. (Марине Цветаевой).

7.

Книга стихов грузинских поэтов (Борису Пастернаку – переводчику).

8.

Лекции по истории греческой литературы (Иннокентию Анненскому, в последний

год жизни преподавателю Высших женских курсов Раева).

Идёт подведение итогов конкурса. В это время исполняется романс на стихи

Сергея Есенина «Отговорила роща золотая».

3 конкурс – «Имена и даты»

Конкурс для болельщиков, которые могут принести очки своим командам. В

это время команды готовят вопросы и задания к конкурсу «Ты – мне. Я – тебе».

Ведущий

В жизни каждого человека есть знаменательные даты. Попробуйте определить.

Какими событиями ознаменованы названные даты в жизни поэтов Серебряного

века.

1.

1894 – 1895 годы, весна 1918 года в жизни Валерия Яковлевича Брюсова (1873

– 1924).

(1894 – 1895гг. – выпускает три небольших сборника под названием «Русские

символисты», наполняя их своими стихами под своим именем и под разными

псевдонимами; весна 1918 г. – Брюсов вместе с профессором П. Н. Сакулиным

явился к наркому просвещения А.В. Луначарскому).

2.

1922 и 1939 годы в жизни Марины Ивановны Цветаевой (1892 – 1941).

(1922 г. – уехала за границу, жила в Берлине, Праге, Париже. В среде белой

эмиграции чувствовала себя одинокой и чужой; 1939 г. – вернулась в Москву).

3.

1905, 1908 годы в жизни Николая Степановича Гумилёва (1886 – 1921).

(1905 г. – вышел первый сборник «Путь конквистадора»; 1908 г. – вышла книга

«Романтические стихи», посвящённая Анне Горенко).

4.

1912, 1962 годы в жизни Анны Андреевны Ахматовой (1889 – 1966).

(1912 г. – родился единственный сын Лев; вышел первый сборник «Вечер»

(300 экземпляров); 1962 г. – закончила «Поэму без героя»).

5.

Ноябрь 1933 года, ночь с 13 на 14 мая1934 года, июнь 1934 года в жизни Осипа

Эмильевича Мандельштама (1891 – 1938).

(Ноябрь 1933 г. – написал стихотворение о Сталине «Мы живём, под собою не

чуя страны…». Ночью с 13 на 14 мая 1934 г. был арестован за то самое

стихотворение).

6.

1905, 1917 годы в жизни Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарёва)

(1887 – 1941).

(1905 г. – состоялся дебют поэта, впервые выступил с чтением своих стихов.

Ему было 18 лет. Успех окрылил юношу; 1912 г. – вышли два его сборника:

«Качалка грезэрки» и «Очам твоей души»).

7.

9 марта 1915 года, 22 ноября 1917 года в жизни Сергея Александровича

Есенина (1895 – 1925).

(9 марта 1915 года - первая встреча с Александром Блоком в его квартире, 22

ноября 1917 г. – первый самостоятельный вечер поэзии Сергея Есенина в

концертном зале Тенишевского училища).

8.

1900, 1933 годы в жизни Ивана Алексеевича Бунина (1870 – 1953).

(1900 г. – вышла первая книга стихов «Скорпион»; 1933 г. – была присуждена

Нобелевская премия).

9.

1910 год в жизни Иннокентия Анненского (1856 – 1909).

(1910г. – посмертный выход книги «Кипарисовый ларец»).

10. Август 1943 года в жизни Бориса Пастернака (1890 – 1960).

(август 1943 г. – едет на фронт в составе бригады для подготовки книги о битве

за Орёл).

Пока подводятся итоги конкурса, звучат стихи А. Ахматовой и М.

Цветаевой.

4 конкурс – «Ты – мне, я – тебе»

Команды задают друг другу вопросы. Например:

1.

Какой вид искусства считали первым, выражающим подлинные чувства

человека,

символисты,

акмеисты,

футуристы?

(

Символисты

музыку;

акмеисты – архитектуру; футуристы – живопись).

2.

«Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто». Кто столь высоко

ценил своё творчество и себя как поэта в начале 20 века? (Константин

Дмитриевич Бальмонт).

3.

«Пятое

время

года»,

«высоким

помыслам

сестра»

в

лирике

Анны

Ахматовой? (Любовь).

4.

В 1988 году в журнале «Новый мир» был опубликован роман, рукопись

которого была предложена ему 32 года назад. Назовите произведение и его

автора. (Борис Пастернак «Доктор Живаго»).

5 конкурс – «Продолжи строку»

Задание составлено с учётом знания стихотворений, выученных ребятами наизусть или

звучавших на уроках.

Представитель одной команды читает начало стихотворения, а члены другой команды

продолжают его. Например:

1.

М. Цветаева «Красною кистью/ Рябина зажглась» («Падали листья,/Я родилась…»).

2.

А. Ахматова «Ты письмо моё, милый, не комкай…» («До конца его, друг, прочти…»).

3.

А. Блок «О, я хочу безумно жить…» («Всё сущее – увековечить…»).

4.

А. Ахматова «Проводила друга до передней». («Постояла в золотой пыли…»).

5.

М. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…» («Что и не знала я, что я –

поэт…»).

6.

А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…» («Бессмысленный и тусклый свет…».

Подведение

итогов

конкурса

и

викторины.

Звучат

песни

на

стихи

поэтов

Серебряного века.

Список использованной литературы:

1.

Орлов

В.

Перепутья:

Из

истории

русской

поэзии

начала

20

века.

М.:

Художественная литература, 1976.

2.

Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л.: Советский писатель, 1974.

3.

Фёдоров

А.

Иннокентий

Анненский:

Личность

и

творчество.

Л.:

Художественная литература, 1984.

4.

Современники. Стихи /И. Анненский, А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Цветаева/ -

Ижевск: Удмуртия, 1989.

5.

Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. – Л: Наука, 1973.

6.

Цветаева А. Воспоминания. – М: Советский писатель, 1971.

Кутергина Нина Ивановна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Пибаньшурская средняя школа»



В раздел образования