Автор: Манюк Лидия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Конспект непрерывной образовательной деятельности
Тема: "Осенняя история"
Раздел: дошкольное образование
Тема: интегрированное занятие «Осенняя история»
Цель: развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений
детей об изменениях в жизни растений осенью.
Программное содержание
Образовательные задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей об осени;
Активизировать словарный запас по теме «Осень», «Грибы», «Ягоды».
Упражнять
детей
в
умении
устанавливать
простейшие
причинно-следственные
связи.
Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями
об осени (стихами, потешками, загадками).
Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к
желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и
упражнений.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Предварительная работа:
Прогулка в сквер, наблюдение за осенними изменениями в природе.
Формирование умения различать съедобные грибы, лесные ягоды.
Разучивание стихотворений об осени, чтение художественной литературы.
Словарная работа: «золотая» осень,
Материалы и оборудование:
иллюстрации по теме «Осень»,
ноутбук, интерактивная доска,
оборудование для аппликации,
картинки «Грибы», «Ягоды»
листочки деревьев настоящие и муляжи,
репродукции картин с изображением ранней и поздней осени.
Интеграция образовательных
областей:
«Познание»,
«Коммуникация»,
«Чтение
художественной литературы», «Физическое развитие», «Социализация»
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Воспитатель: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела Сорока-Белобока, постучала
в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой,
посмотрите, что это там?!
Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.
Воспитатель:
- Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдоль тропинка зовет.
- Ребята, вы хотите отправиться в лес? За грибами, за ягодами, да за лесными чудесами!
(дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.
- В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Но пройти ее придется
Нам, ребятушки, с клубком!
Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно
руками клубок.
Воспитатель: - Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали?
Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.
Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через
упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли по мху и т.п.
Воспитатель: - Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации об осени.
Воспитатель:
- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- В какой лес мы с вами пришли?
Дети: - Осенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
Воспитатель: - Какое время года изображено на картинках?
Дети: - Осень!
Воспитатель: Ребята, осень, она какая?
Дети называют осенние признаки.
Воспитатель:- В народе говорят: «Мигнула липа желтым листом, осень позвала». А
хорошо или плохо, что пришла осень?
Игра «Хорошо-плохо»
Каждый ребенок строит предложение, начиная со слов « Хорошо, что осень пришла,
она…», или «Плохо, потому, что осенью…»
Воспитатель: ребята послушайте стихотворение об осени, которая приходит к нам и
меняет всю природу:
Осень, словно королева,
И богата и умна:
То направо, то налево
Сыплет золото она А.Х.Игебаев. Осень
Пальчиковая гимнастика "Осень"
Ветер листики считал: (плавные движения рук вперед к груди)
Вот дубовый …(пальцы загибают)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист - с осинки,
Ветер бросил на тропинку (встряхнуть кисти рук).
Воспитатель разбрасывает осенние листочки с разных деревьев и просит детей собрать
листочки и определить с каких деревьев они.
- Ребята представьте, что мы с вами-листочки и тихонько кружимся и опускаемся на землю
(проводится игра на эмпатию).
Воспитатель читает потешку:
Я по лесу по осеннему бреду,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку-березовики,
По сосновым пням-опеночки,
А под елкой белый гриб-боровик.
Воспитатель: ребята из потешки вы узнали, что грибы в лесу любят расти под деревьями.
И вот под осинкой вырос (дети: подосиновик), а под березкой (дети: подберезовик), а в
ельнике выросли(боровики), а на пенечке(опята),а еще в лесу выросли ( сыроежки,
лисички, грузди). ( на интерактивной доске воспитатель показывает разные виды грибов).
Проводится физкультминутка.
Мы по лесу все идем (шагаем на месте)
А кругом деревья (разводят руки в стороны)
Вот такие высокие, (руки вверх)
Вот такие широкие. (Руки в стороны)
Вот поляна - (руки вперед)
Здесь дубы.
Под дубами есть грибы (присели)
Корзины взяли мы (руки на пояс)
И грибы собирали. (Повороты туловища)
Воспитатель
: ребята есть такая пословица: «Возле леса жить- голодным не быть». Мы уже
знаем какие съедобные грибы можно собрать в лесу. А какие ягоды растут в лесу, вы
знаете?
На доске вывешиваются картинки с изображением лесных ягод.
Воспитатель: ребята, вы, наверное, знаете, что грибы и ягоды-это лесные дары и этими
дарами очень любят лакомиться дикие животные, а какое животное любит лакомиться
грибами, орехами, шишками и себе на зиму прячет в своих кладовочках эти припасы?
Отгадайте загадку:
Прыгаю по веткам
Ловко и проворно.
Орехи собираю
Крупные, отборные.
Скоро явится зима -
Подготовлюсь к ней сама.
Шишку, желудь и грибок,
Заготовить нужно впрок.
Дети: белка
Воспитатель: ребята, я предлагаю помочь белочке и пополнить на зиму белкины запасы из
грибов.
Дети с помощью счетных палочек выкладывают форму гриба
Итог. Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня, что нового мы узнали. Мы,
конечно же, еще будем приходить в осенний лес и
парк и знакомиться с жизнью
животных, птиц, растений, а сейчас мы на нашей импровизированной полянке проведем
хоровод:
«Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовем тебя ау,
Ну-ка глазки закрывай не робей,
Кто позвал тебя, узнай, поскорей.
(дети меняют голоса, говорят то тихо, то громко)