Напоминание

Использование методики "Запоминание десяти слов" у школьников с нарушениями в развитии


Автор: Макарова Елена Валерьевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет" Институт специального образования и комплексной реабилитации Кафедра психолого-педагогических основ специального образования
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Использование методики "Запоминание десяти слов" у школьников с нарушениями в развитии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование

методики

«Запоминание

десяти

слов»

у

школьников с нарушениями в развитии

Целью

нашего

исследования

было

изучение

памяти

школьников

с

общим недоразвитием речи и с умственной отсталостью.

Экс пе риме нт а льно е

ис с лед ова ние

провод ило с ь

на

б а з е

общеобразовательной школы (школа-интернат №19), и на базе специальных

учебных заведений (школа-интернат № 35 VIII вида и школа № 573 V вида) в

течении 2016-2017 учебного года.

В эксперименте приняли участие 90 школьников в возрасте 12-13 лет,

учащиеся 5-6 классов, которые были разделены на три группы по 30 человек

в каждой (15 девочек и 15 мальчиков): экспериментальная группа №1 (ЭГ

№1) – школьники с умственной отсталостью; экспериментальная группа №2

(ЭГ №2) – учащиеся с общим недоразвитием речи. В качестве контрольной

группы (КГ) выступили нормативные школьники.

Нами была использована методика 10 слов Эта методика была

предложена А. Р. Лурия, и является одной из наиболее часто применяющихся.

Используется

для

оценки

состояния

памяти,

утомляемости,

активности

внимания.

Никакого специального оборудования для проведения данной

методики не требуется. Однако в процессе проведения необходима тишина:

при

наличии

каких-либо

разговоров

в

комнате

опыт

проводить

нецелесообразно.

Слова

нужно

подобрать

простые,

разнообразные

и

не

имеющие между собой никакой связи.

В данном исследовании использовались следующие слова:

лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Инструкция состоит из нескольких этапов.

Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо

внимательно.

Когда

закончу

читать,

сразу

же

повтори

столько,

сколько

запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет.

Понятно?»

После первого ответа, предъявляется следующая инструкция:

«Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их —

и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, — все

вместе, в любом порядке».

Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо

инструкций.

Экспериментатор

просто

говорит:

«Еще

раз».

После

пятикратного

повторения

слов

экспериментатор

переходит

к

другим

экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50 — 60 минут,

снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

В

ходе

проведения

эксперимента

нами

были

получены

следующие

результаты:

1.

Контрольная группа (нормативные школьники):

Исходя из средних показателей воспроизведения слов в каждом из пяти

предъявлений, можно составить общий график заучивания слов:

График 1

По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей

запоминания. У данной группы школьников, с каждым воспроизведением

количество правильно названных слов увеличивается.

2.

Экспериментальная

группа

№1

(учащиеся

с

умственной

отсталостью):

Исходя из средних показателей воспроизведения слов в каждом их пяти

предъявлений можно составить общий график заучивания слов:

График 2

Как

видно,

кривая

запоминания

у

обучающихся

данной

группы

напоминает форму так называемого «плато», то есть число воспроизведенных

слов сначала растет, а после третьего-четвертого воспроизведения остается

неизменной. Форма кривой «плато» говорит об эмоциональной вялости и

незаинтересованности ребенка в задании, о быстром утомлении.

Экспериментальная

группа

№2

(школьники

с

общим

недоразвитием речи):

Исходя из средних показателей воспроизведения слов в каждом их пяти

предъявлений можно составить общий график заучивания слов:

График 3

Запоминание

слов

у

данной

группы

испытуемых

отличалось,

от

запоминания слов школьниками в предыдущих группах: дети запоминали

слова лучше детей из группы №1, но хуже, чем дети из контрольной группы.

Обобщив

результаты

по

методике

«Запоминание

10

слов»

можно

составить диаграмму №1

Диаграмма 1 Запоминание 10 слов различными группами

школьников

Как

видно

из

данной

диаграммы

запоминание

слов

учащимися

из

разных групп в начале идет в одном темпе, а к середине выполнения задания

становятся видны различия:

в

контрольной

группе

количество

запоминаемых

слов

после

3-го

повторения резко увеличивается с 6-7 до 9 (в среднем), а к 5-му повторению

почти все дети называют все 10 слов;

в группе №1 (школьники с умственной отсталостью) к 4-му повтору

количество названных слов увеличивается до 8 и остается неизменным до

окончания

теста,

что

свидетельствует

об

эмоциональной

вялости

детей,

отсутствии

у

них

заинтересованности

в

предложенной

деятельности,

сниженном объеме памяти;

в группе №2 (учащиеся с ОНР) количество запоминаемых слов с

каждым

повторением

также

увеличивается,

но

это

происходит

более

монотонно, и все 10 слов после 5 повторения называют лишь несколько

детей.

Однако стоит заметить, что количество слов, воспроизведенных через

час, во всех трех группах не сильно различается (нормативные школьники – 8

слов, учащиеся с нарушениями развития – 6 слов). Из этого можно сделать

вывод,

что

память

детей

с

отклонениями

в

развитии

приближается

к

возрастной норме.

Литература:

1)

Калягин В.А. , Т.С. Овчинникова Логопсихология. – М.,

Академия, 2006.

2)

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Серия “Мастера

психологии” – СПб.: Питер, 2007.

3)

Лурия А.Р. Внимание и память. - М.: Наука, 1975.

4)

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника –

М.: Просвещение, 1986.



В раздел образования