Автор: Макарова Елена Валерьевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет" Институт специального образования и комплексной реабилитации Кафедра психолого-педагогических основ специального образования
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Использование методики "Запоминание десяти слов" у школьников с нарушениями в развитии
Раздел: среднее профессиональное
Использование
методики
«Запоминание
десяти
слов»
у
школьников с нарушениями в развитии
Целью
нашего
исследования
было
изучение
памяти
школьников
с
общим недоразвитием речи и с умственной отсталостью.
Экс пе риме нт а льно е
ис с лед ова ние
провод ило с ь
на
б а з е
общеобразовательной школы (школа-интернат №19), и на базе специальных
учебных заведений (школа-интернат № 35 VIII вида и школа № 573 V вида) в
течении 2016-2017 учебного года.
В эксперименте приняли участие 90 школьников в возрасте 12-13 лет,
учащиеся 5-6 классов, которые были разделены на три группы по 30 человек
в каждой (15 девочек и 15 мальчиков): экспериментальная группа №1 (ЭГ
№1) – школьники с умственной отсталостью; экспериментальная группа №2
(ЭГ №2) – учащиеся с общим недоразвитием речи. В качестве контрольной
группы (КГ) выступили нормативные школьники.
Нами была использована методика 10 слов Эта методика была
предложена А. Р. Лурия, и является одной из наиболее часто применяющихся.
Используется
для
оценки
состояния
памяти,
утомляемости,
активности
внимания.
Никакого специального оборудования для проведения данной
методики не требуется. Однако в процессе проведения необходима тишина:
при
наличии
каких-либо
разговоров
в
комнате
опыт
проводить
нецелесообразно.
Слова
нужно
подобрать
простые,
разнообразные
и
не
имеющие между собой никакой связи.
В данном исследовании использовались следующие слова:
лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
Инструкция состоит из нескольких этапов.
Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо
внимательно.
Когда
закончу
читать,
сразу
же
повтори
столько,
сколько
запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет.
Понятно?»
После первого ответа, предъявляется следующая инструкция:
«Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их —
и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, — все
вместе, в любом порядке».
Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо
инструкций.
Экспериментатор
просто
говорит:
«Еще
раз».
После
пятикратного
повторения
слов
экспериментатор
переходит
к
другим
экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50 — 60 минут,
снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).
В
ходе
проведения
эксперимента
нами
были
получены
следующие
результаты:
1.
Контрольная группа (нормативные школьники):
Исходя из средних показателей воспроизведения слов в каждом из пяти
предъявлений, можно составить общий график заучивания слов:
График 1
По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей
запоминания. У данной группы школьников, с каждым воспроизведением
количество правильно названных слов увеличивается.
2.
Экспериментальная
группа
№1
(учащиеся
с
умственной
отсталостью):
Исходя из средних показателей воспроизведения слов в каждом их пяти
предъявлений можно составить общий график заучивания слов:
График 2
Как
видно,
кривая
запоминания
у
обучающихся
данной
группы
напоминает форму так называемого «плато», то есть число воспроизведенных
слов сначала растет, а после третьего-четвертого воспроизведения остается
неизменной. Форма кривой «плато» говорит об эмоциональной вялости и
незаинтересованности ребенка в задании, о быстром утомлении.
Экспериментальная
группа
№2
(школьники
с
общим
недоразвитием речи):
Исходя из средних показателей воспроизведения слов в каждом их пяти
предъявлений можно составить общий график заучивания слов:
График 3
Запоминание
слов
у
данной
группы
испытуемых
отличалось,
от
запоминания слов школьниками в предыдущих группах: дети запоминали
слова лучше детей из группы №1, но хуже, чем дети из контрольной группы.
Обобщив
результаты
по
методике
«Запоминание
10
слов»
можно
составить диаграмму №1
Диаграмма 1 Запоминание 10 слов различными группами
школьников
Как
видно
из
данной
диаграммы
запоминание
слов
учащимися
из
разных групп в начале идет в одном темпе, а к середине выполнения задания
становятся видны различия:
в
контрольной
группе
количество
запоминаемых
слов
после
3-го
повторения резко увеличивается с 6-7 до 9 (в среднем), а к 5-му повторению
почти все дети называют все 10 слов;
в группе №1 (школьники с умственной отсталостью) к 4-му повтору
количество названных слов увеличивается до 8 и остается неизменным до
окончания
теста,
что
свидетельствует
об
эмоциональной
вялости
детей,
отсутствии
у
них
заинтересованности
в
предложенной
деятельности,
сниженном объеме памяти;
в группе №2 (учащиеся с ОНР) количество запоминаемых слов с
каждым
повторением
также
увеличивается,
но
это
происходит
более
монотонно, и все 10 слов после 5 повторения называют лишь несколько
детей.
Однако стоит заметить, что количество слов, воспроизведенных через
час, во всех трех группах не сильно различается (нормативные школьники – 8
слов, учащиеся с нарушениями развития – 6 слов). Из этого можно сделать
вывод,
что
память
детей
с
отклонениями
в
развитии
приближается
к
возрастной норме.
Литература:
1)
Калягин В.А. , Т.С. Овчинникова Логопсихология. – М.,
Академия, 2006.
2)
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Серия “Мастера
психологии” – СПб.: Питер, 2007.
3)
Лурия А.Р. Внимание и память. - М.: Наука, 1975.
4)
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника –
М.: Просвещение, 1986.