Напоминание

"Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ"


Автор: Лукатова Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №83
Населённый пункт: г.КЕМЕРОВО
Наименование материала: статья
Тема: "Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация совместной деятельности детей

и родителей в ДОУ»

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.

Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является сохранение

и укрепление здоровья воспитанников.

Поиск

эффективных

способов

сохранения

и

укрепления

здоровья

дошкольников

предусматривает

повышение

роли

родителей

в

вопросах

оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание

семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации

сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной

деятельности,

в

которой

родители

не

пассивные

наблюдатели

педагогического

процесса,

а

его

активные

участники,

т.

е.

включение

родителей

в

деятельность

дошкольного

учреждения.

Лишь

при

условии

реализации

преемственности

физкультурно-оздоровительной

работы

в

дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей

и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей,

характеризующая здоровье детей.

Формы работы с родителями условно можно разделить на четыре группы:

информационно

аналитические,

познавательные,

наглядно

информационные,

досуговые

(совместные

досуги,

праздники,

участие

в

выставках, конкурсах, экскурсиях, походах).

Досуговые формы организации

общения

призваны

устанавливать

теплые

неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более

доверительные

отношения

между

родителями

и

детьми.

Использование

досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной

эмоциональной

атмосферы

родители

становятся

более

открытыми

для

общения,

в

дальнейшем

педагогам

проще

налаживать

с

ними

контакты,

предоставлять педагогическую информацию.

Планируя работу по данному направлению в этом учебном году, была сделана

попытка разнообразить досуговые мероприятия.

Наиболее

эффективными

формами

совместной

деятельности

детей

и

взрослых, на наш взгляд, являются:

*тематические встречи «Урок здоровья» и семинары-практикумы.

При

их

планировании

и

проведении

старались

свести

к

минимуму

лекционную форму преподнесения информации родителям, предполагалось

сообщение незначительного объема информации в устной форме. К тому же,

пытались теоретическую часть построить в форме общения с родителями.

Теоретическая

часть

была

дополнена

практической

составляющей

совместной двигательной деятельностью детей и взрослых («Путешествие в

Сказкино» - 2 мл. гр. ; «Играем пальчиками» - ср. гр.) . Такие практические

мероприятия в большей степени помогают приобрести участникам живой

опыт,

у

родителей

возникает

возможность

фактически

немедленно

проанализировать

и

применить

на

деле

полученные

знания

и

умения.

Конечно, подобные мероприятия требуют большой, достаточно сложной и

тщательной

подготовки.

Были

оформлены

презентации,

выставки,

консультационный материал для родителей в виде буклетов и памяток, к

оформлению пригласительных билетов на мероприятие привлекали и детей.

*совместные физкультурные досуги, праздники.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма

работы.

Анализ

проведенного

анкетирования

показывает,

что

родители

охотнее

и

с

большим

желанием

принимают

участие

именно

в

таких

досуговых мероприятиях.

Совместные

физкультурные

досуги,

позволяют

приобщить

к

здоровому

образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей

(«Праздник картошки» - ст. гр. ; «Валенки да валенки» - ст. подг. гр. ;

«Праздник скакалки» - ст. гр.) .

Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных

умений

детей,

формированию

интереса

и

потребности

в

занятиях

физическими упражнениями (спортивно-музыкальный праздник «Мы играем

в паповоз» - ст., подг. гр.) ; День семьи «Папа, мама, я – отличная семья! » -

ст. гр.) .

В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности

для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное

участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда

радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут

годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в

которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения,

радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают

семьи,

дают

возможность

взглянуть

друг

на

друга

в

новой

обстановке,

укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

*дни открытых дверей.

При их организации приглашаем родителей к участию в жизни детского сада

и группы. День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с

дошкольным

учреждением,

его

традициями,

правилами,

особенностями

воспитательно-образовательной

работы,

заинтересовать

ею

и

привлечь

к

участию. В День открытых дверей, посвященном Всемирному дню здоровья,

планируем пригласить родителей принять участие в проведении утренней

гимнастики и спортивных состязаниях «Когда мы едины, мы непобедимы! »,

в которых на спортивной арене детского сада встретятся дети, родители и

педагоги ст. и подг. гр.

* туристические походы.

Одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с

природой,

смена

обстановки,

психологическая

разгрузка

и

физическая

активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного

учреждения,

дают

прекрасную

возможность

создания

атмосферы

взаимопонимания и сотрудничества. Походы с участием родителей стали

доброй традицией нашего детского сада. В этом учебном году совместными

усилиями педагогов и родителей подг. гр. была организована поездка на базу

отдыха «Алые паруса», которая прошла под девизом «Вместе с мамой, вместе

с папой отправляемся в поход».

*домашние задания (индивидуальные и групповые, даются родителям) .

Домашние

задания

позволяют

повысить

двигательную

активность

детей,

подтянуть

отстающего

в

движении

ребенка,

дать

родителям

конкретные

советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для

общения

с

детьми

(например,

решить

вместе

с

ребенком

кроссворд

спортивной тематики; придумать и нарисовать свой талисман олимпийских

игр; разучить стихи или загадки о природе, спорте; изготовить кормушку для

птиц – групповые задания; потренироваться в отбивании и ловле мяча –

индивидуальное задание).

Родители

вместе

с

детьми

пополняют

странички

дневника

здоровья

«Здоровячок»,

выполняя

полученные

задания:

нарисовать

любимое

спортивное оборудование малыша, любимую игру на прогулке и т. д.

*встречи с интересными людьми («Гость группы»).

Приглашаем родителей в детский сад с целью рассказать детям о своей

профессии,

своих

достижениях,

своем

хобби,

показывая

свои

умения

и

навыки и т. д. Привлечение родителей, других членов семьи к работе детского

сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они

узнают,

учатся

чему-то

новому.

Важнее,

другое.

С

каким

уважением,

любовью

и

благодарностью

смотрят

дети

на

своих

пап,

мам,

бабушек,

дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об

этом.

А

если

дать

возможность

родителям

попробовать

себя

в

роли

«коллективного педагога»? Именно это и попробовала сделать мама Насти

Молодцовой

Ирина

Ивановна,

проводя

с

детьми

комплекс

ритмической

гимнастики. Встреча с ней, преподавателем факультета физической культуры

ШГПИ, была организована под девизом: «Моя мама учит любить спорт»

воспитателями ст. гр. и проходила в два этапа.

Первый этап был организован в детском саду. Ирина Ивановна рассказала о

своей

спортивной

жизни

и

карьере,

наглядно

подтверждая

успехи

и

достижения принесенными фотографиями, медалями, грамотами.

Второй этап – состоялась экскурсия на место работы Ирины Ивановны, в

спортивный зал ШГПИ, где дети смогли почувствовать себя настоящими

спортсменами, совершив пробежку по большому и просторному залу.

В подг. гр. также планируется провести подобную встречу с Андреевой О. И.,

бабушкой Щербаковой А., учителем физкультуры МКОУ «Лицей № 1». Её

девиз

«Физкультура

и

я

неразлучные

друзья!

».

1

этап

-

заочное

знакомство с рассматриванием фото прошел в группе. 2 этап - планируем

побывать

в

школьном

физкультурном

зале

и

провести

там

весёлые

соревнования.

Организуя данную работу, педагоги детского сада получают удивительную

возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную

и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей

помощи, а иногда просто поучиться!

* выставки совместных работ детей и родителей.

Совместную деятельность детей и взрослых можно организовать и через

организацию разнообразных выставок творческих работ. При оформлении

зала для КВН «Люби и знай родной свой край» использовались совместные

работы детей и родителей подг. гр. «Лес глазами детей». К «Празднику

картошки»

в

ст.

гр.

была

организована

выставка

поделок

и

блюд

из

картофеля. Аукцион «Ах, картошка объеденье! » закончился дегустацией

блюд, приготовленных совместными усилиями мам и детей. Выставка «Ай да

валенки!

»

была

оформлена

совместными

усилиями

детей,

родителей,

педагогов ст. и подг. гр. при подготовке к досугу «Валенки да валенки».

Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже

неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки

работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах

на лучший рисунок, поделку из природного материала, самое вкусное блюдо

не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в

общих делах.

Итогом

творческого

задания

«Сочиняем

вместе

сказку»

-

словесного

творчества детей, родителей и педагогов детского сада - стала книга сказок о

спорте и здоровье «Здоровье – это здорово! ». Её презентация прошла в

каждой группе. Чтение сказок всем детям способствует развитию эмоций

ребенка,

который

принял

участие

в

сочинительстве,

вызывает

чувство

гордости и за себя, и за своих родителей.

Хотелось бы сказать еще об одном важном моменте в системе работы с

родителями.

Каждый

человек,

сделав

какую-нибудь

работу,

нуждается

в

оценке своего труда, в этом нуждаются и родители. «Похвала полезна хотя бы

потому,

что

укрепляет

нас

в

доброжелательных

намерениях»,

-

отмечал

знаменитый

французский

писатель

Франсуа

Ларошфуко.

Необходимо

помнить об этом, и мы всегда благодарим родителей за их работу (помещаем

слова благодарности в групповых уголках, публикуем их в СМИ, вручаем

грамоты, дипломы, памятные призы за участие в том или ином мероприятии).

Основная задача всей проводимой работы - пробудить у родителей интерес к

деятельности

ДОУ,

убедить

их

в

необходимости

найти

возможность

для

занятий

физической

культурой

с

ребенком

и

создать

все

необходимые

условия для того, чтобы он рос физически здоровым, крепким. Вовлечение

семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье

вырастет здоровый, любящий физкультуру и спорт человек.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых

технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и

терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в

семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это

длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого,

неуклонного следования выбранной цели.

И в заключение хотелось бы вспомнить притчу:

«Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех

был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может

это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю

бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не

живое?

».

Если

он

скажет:

«не

живое»,

я

выпущу

ее.

Если

он

скажет:

«живое», я ее задавлю, и он будет неправ».

Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и

спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое? ». «Все в твоих

руках! » – ответил мудрец».

Эта

притча

как

нельзя

лучше

подходит

к

вопросу

об

ответственности

человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам

выбирает

тот

образ

жизни,

который

или

обеспечит

ему

здоровье,

или

приведет к болезни. Именно эту идею мы - педагоги обязаны донести до

сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны

понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога

и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в

детский

сад.

Очень

важен

не

принцип

параллельности,

а

принцип

взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не

могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы

воспитания.

И

нам

нужно

научиться

взаимодействовать

с

родителями

в

интересах ребенка.

Вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической

культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением

квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального

мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их

требованиям. Причём для того, чтобы быть настоящим пропагандистом идей,

средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей физкультурно-

оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад, и в первую очередь

педагог, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания.

Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям

воспитателей

и

охотно

пойдут

с

ними

на

контакт.

Поэтому,

организуя

сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка нужно особое

внимание

уделять

постоянному

совершенствованию

своего

мастерства,

поиску новых подходов к физическому развитию детей.



В раздел образования