Автор: Лукатова Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №83
Населённый пункт: г.КЕМЕРОВО
Наименование материала: статья
Тема: "Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Организация совместной деятельности детей
и родителей в ДОУ»
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.
Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является сохранение
и укрепление здоровья воспитанников.
Поиск
эффективных
способов
сохранения
и
укрепления
здоровья
дошкольников
предусматривает
повышение
роли
родителей
в
вопросах
оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание
семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации
сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной
деятельности,
в
которой
родители
–
не
пассивные
наблюдатели
педагогического
процесса,
а
его
активные
участники,
т.
е.
включение
родителей
в
деятельность
дошкольного
учреждения.
Лишь
при
условии
реализации
преемственности
физкультурно-оздоровительной
работы
в
дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей
и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей,
характеризующая здоровье детей.
Формы работы с родителями условно можно разделить на четыре группы:
информационно
–
аналитические,
познавательные,
наглядно
–
информационные,
досуговые
(совместные
досуги,
праздники,
участие
в
выставках, конкурсах, экскурсиях, походах).
Досуговые формы организации
общения
призваны
устанавливать
теплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные
отношения
между
родителями
и
детьми.
Использование
досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной
эмоциональной
атмосферы
родители
становятся
более
открытыми
для
общения,
в
дальнейшем
педагогам
проще
налаживать
с
ними
контакты,
предоставлять педагогическую информацию.
Планируя работу по данному направлению в этом учебном году, была сделана
попытка разнообразить досуговые мероприятия.
Наиболее
эффективными
формами
совместной
деятельности
детей
и
взрослых, на наш взгляд, являются:
*тематические встречи «Урок здоровья» и семинары-практикумы.
При
их
планировании
и
проведении
старались
свести
к
минимуму
лекционную форму преподнесения информации родителям, предполагалось
сообщение незначительного объема информации в устной форме. К тому же,
пытались теоретическую часть построить в форме общения с родителями.
Теоретическая
часть
была
дополнена
практической
составляющей
–
совместной двигательной деятельностью детей и взрослых («Путешествие в
Сказкино» - 2 мл. гр. ; «Играем пальчиками» - ср. гр.) . Такие практические
мероприятия в большей степени помогают приобрести участникам живой
опыт,
у
родителей
возникает
возможность
фактически
немедленно
проанализировать
и
применить
на
деле
полученные
знания
и
умения.
Конечно, подобные мероприятия требуют большой, достаточно сложной и
тщательной
подготовки.
Были
оформлены
презентации,
выставки,
консультационный материал для родителей в виде буклетов и памяток, к
оформлению пригласительных билетов на мероприятие привлекали и детей.
*совместные физкультурные досуги, праздники.
Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма
работы.
Анализ
проведенного
анкетирования
показывает,
что
родители
охотнее
и
с
большим
желанием
принимают
участие
именно
в
таких
досуговых мероприятиях.
Совместные
физкультурные
досуги,
позволяют
приобщить
к
здоровому
образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей
(«Праздник картошки» - ст. гр. ; «Валенки да валенки» - ст. подг. гр. ;
«Праздник скакалки» - ст. гр.) .
Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных
умений
детей,
формированию
интереса
и
потребности
в
занятиях
физическими упражнениями (спортивно-музыкальный праздник «Мы играем
в паповоз» - ст., подг. гр.) ; День семьи «Папа, мама, я – отличная семья! » -
ст. гр.) .
В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности
для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное
участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда
радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут
годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в
которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения,
радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают
семьи,
дают
возможность
взглянуть
друг
на
друга
в
новой
обстановке,
укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
*дни открытых дверей.
При их организации приглашаем родителей к участию в жизни детского сада
и группы. День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с
дошкольным
учреждением,
его
традициями,
правилами,
особенностями
воспитательно-образовательной
работы,
заинтересовать
ею
и
привлечь
к
участию. В День открытых дверей, посвященном Всемирному дню здоровья,
планируем пригласить родителей принять участие в проведении утренней
гимнастики и спортивных состязаниях «Когда мы едины, мы непобедимы! »,
в которых на спортивной арене детского сада встретятся дети, родители и
педагоги ст. и подг. гр.
* туристические походы.
Одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с
природой,
смена
обстановки,
психологическая
разгрузка
и
физическая
активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного
учреждения,
дают
прекрасную
возможность
создания
атмосферы
взаимопонимания и сотрудничества. Походы с участием родителей стали
доброй традицией нашего детского сада. В этом учебном году совместными
усилиями педагогов и родителей подг. гр. была организована поездка на базу
отдыха «Алые паруса», которая прошла под девизом «Вместе с мамой, вместе
с папой отправляемся в поход».
*домашние задания (индивидуальные и групповые, даются родителям) .
Домашние
задания
позволяют
повысить
двигательную
активность
детей,
подтянуть
отстающего
в
движении
ребенка,
дать
родителям
конкретные
советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для
общения
с
детьми
(например,
решить
вместе
с
ребенком
кроссворд
спортивной тематики; придумать и нарисовать свой талисман олимпийских
игр; разучить стихи или загадки о природе, спорте; изготовить кормушку для
птиц – групповые задания; потренироваться в отбивании и ловле мяча –
индивидуальное задание).
Родители
вместе
с
детьми
пополняют
странички
дневника
здоровья
«Здоровячок»,
выполняя
полученные
задания:
нарисовать
любимое
спортивное оборудование малыша, любимую игру на прогулке и т. д.
*встречи с интересными людьми («Гость группы»).
Приглашаем родителей в детский сад с целью рассказать детям о своей
профессии,
своих
достижениях,
своем
хобби,
показывая
свои
умения
и
навыки и т. д. Привлечение родителей, других членов семьи к работе детского
сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они
узнают,
учатся
чему-то
новому.
Важнее,
другое.
С
каким
уважением,
любовью
и
благодарностью
смотрят
дети
на
своих
пап,
мам,
бабушек,
дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об
этом.
А
если
дать
возможность
родителям
попробовать
себя
в
роли
«коллективного педагога»? Именно это и попробовала сделать мама Насти
Молодцовой
Ирина
Ивановна,
проводя
с
детьми
комплекс
ритмической
гимнастики. Встреча с ней, преподавателем факультета физической культуры
ШГПИ, была организована под девизом: «Моя мама учит любить спорт»
воспитателями ст. гр. и проходила в два этапа.
Первый этап был организован в детском саду. Ирина Ивановна рассказала о
своей
спортивной
жизни
и
карьере,
наглядно
подтверждая
успехи
и
достижения принесенными фотографиями, медалями, грамотами.
Второй этап – состоялась экскурсия на место работы Ирины Ивановны, в
спортивный зал ШГПИ, где дети смогли почувствовать себя настоящими
спортсменами, совершив пробежку по большому и просторному залу.
В подг. гр. также планируется провести подобную встречу с Андреевой О. И.,
бабушкой Щербаковой А., учителем физкультуры МКОУ «Лицей № 1». Её
девиз
–
«Физкультура
и
я
–
неразлучные
друзья!
».
1
этап
-
заочное
знакомство с рассматриванием фото прошел в группе. 2 этап - планируем
побывать
в
школьном
физкультурном
зале
и
провести
там
весёлые
соревнования.
Организуя данную работу, педагоги детского сада получают удивительную
возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную
и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей
помощи, а иногда просто поучиться!
* выставки совместных работ детей и родителей.
Совместную деятельность детей и взрослых можно организовать и через
организацию разнообразных выставок творческих работ. При оформлении
зала для КВН «Люби и знай родной свой край» использовались совместные
работы детей и родителей подг. гр. «Лес глазами детей». К «Празднику
картошки»
в
ст.
гр.
была
организована
выставка
поделок
и
блюд
из
картофеля. Аукцион «Ах, картошка объеденье! » закончился дегустацией
блюд, приготовленных совместными усилиями мам и детей. Выставка «Ай да
валенки!
»
была
оформлена
совместными
усилиями
детей,
родителей,
педагогов ст. и подг. гр. при подготовке к досугу «Валенки да валенки».
Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже
неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки
работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах
на лучший рисунок, поделку из природного материала, самое вкусное блюдо
не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в
общих делах.
Итогом
творческого
задания
«Сочиняем
вместе
сказку»
-
словесного
творчества детей, родителей и педагогов детского сада - стала книга сказок о
спорте и здоровье «Здоровье – это здорово! ». Её презентация прошла в
каждой группе. Чтение сказок всем детям способствует развитию эмоций
ребенка,
который
принял
участие
в
сочинительстве,
вызывает
чувство
гордости и за себя, и за своих родителей.
Хотелось бы сказать еще об одном важном моменте в системе работы с
родителями.
Каждый
человек,
сделав
какую-нибудь
работу,
нуждается
в
оценке своего труда, в этом нуждаются и родители. «Похвала полезна хотя бы
потому,
что
укрепляет
нас
в
доброжелательных
намерениях»,
-
отмечал
знаменитый
французский
писатель
Франсуа
Ларошфуко.
Необходимо
помнить об этом, и мы всегда благодарим родителей за их работу (помещаем
слова благодарности в групповых уголках, публикуем их в СМИ, вручаем
грамоты, дипломы, памятные призы за участие в том или ином мероприятии).
Основная задача всей проводимой работы - пробудить у родителей интерес к
деятельности
ДОУ,
убедить
их
в
необходимости
найти
возможность
для
занятий
физической
культурой
с
ребенком
и
создать
все
необходимые
условия для того, чтобы он рос физически здоровым, крепким. Вовлечение
семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье
вырастет здоровый, любящий физкультуру и спорт человек.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых
технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и
терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в
семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это
длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого,
неуклонного следования выбранной цели.
И в заключение хотелось бы вспомнить притчу:
«Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех
был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может
это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю
бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не
живое?
».
Если
он
скажет:
«не
живое»,
я
выпущу
ее.
Если
он
скажет:
«живое», я ее задавлю, и он будет неправ».
Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и
спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое? ». «Все в твоих
руках! » – ответил мудрец».
Эта
притча
как
нельзя
лучше
подходит
к
вопросу
об
ответственности
человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам
выбирает
тот
образ
жизни,
который
или
обеспечит
ему
здоровье,
или
приведет к болезни. Именно эту идею мы - педагоги обязаны донести до
сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны
понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога
и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в
детский
сад.
Очень
важен
не
принцип
параллельности,
а
принцип
взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не
могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы
воспитания.
И
нам
нужно
научиться
взаимодействовать
с
родителями
в
интересах ребенка.
Вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической
культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением
квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального
мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их
требованиям. Причём для того, чтобы быть настоящим пропагандистом идей,
средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей физкультурно-
оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад, и в первую очередь
педагог, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания.
Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям
воспитателей
и
охотно
пойдут
с
ними
на
контакт.
Поэтому,
организуя
сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка нужно особое
внимание
уделять
постоянному
совершенствованию
своего
мастерства,
поиску новых подходов к физическому развитию детей.