Реализация ФГОС в части соблюдения интегративного, комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса (планирование).
Автор: Абакумова Елена Евгеньевна Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №6 "Светлячок" Населённый пункт: г.о. Краснознаменск, Московской области Наименование материала: Презентация Тема: Реализация ФГОС в части соблюдения интегративного, комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса (планирование). Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр
развитие ребенка – детский сад №6 «Светлячок»
«Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется
планом. Без него ничего в мире не может быть хорошим».
Георг Кристоф Лихтенберг
План – рабочий документ, назначение которого – помочь в
достижении намеченных задач.. Без этого документа воспитатель не
имеет права приступать к работе.
Планирование
–
это
заблаговременное
определение
порядка,
последовательности
осуществления
воспитательно
–
образовательного
процесса
с
указанием
необходимых
условий,
используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано,
грамотно
осуществлено
планирование,
зависит
эффективность
воспитательно – образовательной работы в целом.
Планирование
позволяет обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних
действий.
Планирование
основывается
на
сотрудничестве
семьи,
воспитанников и педагогов.
Папка документации группы
1.
Титульный лист:
•
Название и номер группы;
•
Возраст детей;
•
Задачи воспитания в соответствии с возрастом детей
•
ФИО воспитателей и младшего воспитателя (можно с фотографиями)
2.
Список детей по подгруппам с указанием:
•
даты рождения
3.
Режим дня на зимний и летний период
4.
Двигательный режим на группу;
5.
Закаливающие мероприятия
6.
Основные направления работы и годовые задачи дошкольного учреждения
на текущий учебный год (выписка из годового плана)
7.
Циклограмма основных мероприятий детского сада на текущий учебный год
8.
Итоги мониторинга по основным разделам программы
9.
Индивидуальная работа с детьми по итогам мониторинга
10.
Тематика родительских собраний и консультаций
11.
Дипломы
и
грамоты,
которыми
награжде6на
группа,
благодарственные
письма родителей.
12.
Инструкции по охране жизни и здоровья детей, охране труда на рабочем
месте, противопожарной безопасности.
13.
План воспитательно – образовательной работы с детьми.
14.
План
взаимодействия
со
специалистами
(музыкальные
руководители,
учитель – логопед, инструктор по физической культуре, педагог – психолог).
15.
Календарно
–
тематическое
планирование
(составляется
на
квартал,
полугодие, год,)
Условия, способствующие
успешному планированию:
1
. Знание программных задач;
2.
Знание
индивидуальных
возможностей
и
способностей
детей»
3. Использование принципа повторения и усложнения задач (3-
4 раза) с небольшим интервалом;
4.
Совместное
составление
плана
обеими
воспитателями.
А
также
постоянный
обмен
мнениями
по
результатам
наблюдения
за
детьми,
усвоению
ими
пройденного
материала,
выполнение
поручений,
усвоение
навыков
культуры поведения и культурно – гигиенических навыков,
проявление черт характера.
Планирование образовательного
процесса в ДОО:
•
Перспективно – тематическое планирование – составляется
на месяц, квартал или год (допускается коррекция) :
Комплекс утренняя гимнастика (смена комплекса один раз в
две недели)
План взаимодействия с семьей.
•
План
взаимодействия
с
администрацией,
педагогом
–
психологом,
инструктором
по
физической
культуре,
музыкальным руководителем
•
Оздоровительная и профилактическая работа
•
Календарное планирование
(ежедневное планирование) –
организация
целостного,
непрерывного,
содержательного
педагогического
процесса.
Учет
планирования
всех
видов
д е т с ко й
д е я т е л ь н о с т и :
и г р о в а я ,
д в и г а т е л ь н а я ,
ко м м у н и к а т и в н а я ,
т р уд о в а я ,
п о з н а в а т е л ь н о
–
ис с лед о ват е ль с ка я ,
пр од у кт и вн а я ,
м у з ы ка л ь н о
–
художественная,
чтение.
Определение
тематики
недели
в
соответствии с перспективным планированием.
Компоненты календарного
планирования:
1.
Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.
2.
Содержание (виды деятельности и задачи).
Виды детской деятельности:
•
Игровая;
•
Двигательная;
•
Коммуникативная;
•
Трудовая;
•
Познавательно – исследовательская;
•
Продуктивная;
•
Музыкально – художественная;
•
Чтение.
3. Организационно – действенные компоненты (формы и
методы должны соответсвовать поставленным задачам);
4. Результат (что запланировано в самом начале и что
получили, должно совпадать).
Планирование мероприятий:
Утро.
Цель:
создать
бодрое,
жизнерадостное,
работоспособное
настроение. В утренний отрезок времени можно планировать все виды
деятельно сти
по
желанию
детей
(игры,
общение,
т р уд ,
индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим
требованиям:
1. Деятельность не должна быть продолжительной
по времени (15-20
минут), ребенок должен увидеть результат своей работы.
2.
Не
желательно
планировать
на
утро
деятельность
предполагающую
большую подготовку.
3.
Нельзя
планировать
утром
деятельность,
в
которой
предполагается
использование колющих и режущих предметов труда.
4. Утром планируются только знакомые виды деятельности.
5.
Планируется
утренняя
гимнастика.
Разученный
на
физкультурном
занятии комплекс меняется через две недели.
Прогулка.
Цель:
обеспечить
высокую
активную,
содержательную,
разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.
Прогулка
начинается
с
наблюдения
,
если
ей
предшествовало
динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и
пр.)
и
начинается
с
подвижной
или
спортивной
игры
если
перед
прогулкой
было
статичное
занятие.
На
прогулке
планируется
пять
видов
деятельности,
обязательно:
наблюдение,
игры
(подвижная,
сюжетно – ролевая, спортивная, творческие хороводные, забавы), труд,
индивидуальная работа.
Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно,
все зависит от настроения и желания детей.
Существует четыре вида прогулки:
•
Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум
атрибутов).
•
Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая
прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.
•
Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.
•
Спортивная (соревнования, эстафеты).
Вечер (вторая половина дня) . Цель: создать радостное настроение, чтобы на
следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад. В данный
отрезок времени планируется:
1.
Все виды игр – настольно – печатные, сюжетно – ролевые, строительные,
подвижные (малой подвижности), дидактические, развивающие,
театрализованные. Учитываются желания и потребности детей.
2.
Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются
один раз в неделю (четверг или пятница).
3.
Труд (ручной труд, хозяйственно – бытовой труд (уборка, стирка)
коллективный, по подгруппам.
4.
Индивидуальная работа по всем видам деятельности.
5.
Чтение художественной литературы, заучивание.
6.
Беседы различной тематики и характера.
7.
Работа с родителями.
Непосредственно образовательная деятельность (а месяц). Запись в
календарном плане необходимо делать следующим образом:
1.
Цель,
2.
Тема
3.
Программное содержание (задачи) – воспитательные, образовательные,
развивающие.
4.
Методическое обеспечение
Календарно – тематическое
планирование НОД на один
месяц
Дата
Тема НОД
Программные
задачи
Методическое
обеспечение
01.09.2015
Соответствие
программе
Программные
задачи
должны
соответствовать
возрастному
с т а н д а р т у
и
требованиям
программы
Обязательно
указывается
методическая
литература и
страница
Циклограмма календарного
планирования
(совместная деятельность воспитателя с детьми)
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Утро
По
содержанию
утренний отрезок
времени
включает:
утреннюю
гимнастику,
игровую
деятельность,
познавательную
деятельность,
трудовую
деятельность.
П о
с о д е р ж а н и ю
ут ренний
о т р е з о к
времени
включает:
утреннюю
гимнастику,
игровую
деятельность,
познавательную
деятельность,
трудовую
деятельность.
П о
с о д е р ж а н и ю
утренний
отрезок
времени
включает:
утреннюю
гимнастику, игровую
деятельность,
познавательную
деятельность,
трудовую
деятельность.
П о
с о д е р ж а н и ю
утренний
отрезок
времени
включает:
утреннюю
гимнастику, игровую
деятельность,
познавательную
деятельность,
трудовую
деятельность.
П о
с о д е р ж а н и ю
утренний
отрезок
времени
включает:
утреннюю
гимнастику, игровую
деятельность,
познавательную
деятельность,
трудовую
деятельность.
Прогулка
Основная
задача
состоит
в
обеспечении
активной,
содержательной,
разнообразной
и
интересной
деятельности:
сюжетно-ролевой
игры, подвижной
и г р ы ,
т р у д а ,
наблюдений.
Основная задача
с о с т о и т
в
обеспечении
активной,
содержательной,
р а з н о о б р а з н о й
и
интересной
деятельности:
сюжетно-ролевой
и г р ы ,
п о д в и ж н о й
и г р ы ,
т р у д а ,
наблюдений.
Основная
задача
состоит
в
обеспечении
активной,
содержательной,
разнообразной
и
интересной
деятельности:
сюжетно-ролевой
игры,
подвижной
и г р ы ,
т р у д а ,
наблюдений.
Основная
задача
состоит
в
обеспечении
активной,
содержательной,
разнообразной
и
интересной
деятельности:
сюжетно-ролевой
игры,
подвижной
и г р ы ,
т р у д а ,
наблюдений.
Основная
задача
состоит
в
обеспечении
активной,
содержательной,
разнообразной
и
интересной
деятельности:
сюжетно-ролевой
игры,
подвижной
и г р ы ,
т р у д а ,
наблюдений.
Вечер
1.Закаливающие
мероприятия
после сна.
2.
Разнообразная
игровая
деятельность
детей.
3.
И н т е г р а ц и я
образовательных
областей
1.Закаливающие
мероприятия
после
сна.
2.
Разнообразная
игровая
деятельность
детей.
3 .
И н т е г р а ц и я
образовательных
областей
1.Закаливающие
мероприятия
после
сна.
2.
Р а з н о о б р а з н а я
игровая
деятельность детей.
3 .
И н т е г р а ц и я
образовательных
областей
1.Закаливающие
мероприятия
после
сна.
2.
Разнообразная
игровая
деятельность детей.
3 .
И н т е г р а ц и я
образовательных
областей
1.Закаливающие
мероприятия
после
сна.
2.
Р а зно о б р а зна я
игровая
деятельность детей.
3 .
И н т е г р а ц и я
образовательных
областей