Напоминание

"Использование театрализованных игр в формировании словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР."


Автор: Кузнецова Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 14"
Населённый пункт: город Железногорск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование театрализованных игр в формировании словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование театрализованных игр в формировании

словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Известно, что условно обучение ребенка с ОНР определяются

особенностями его речевого развития. По данной проблеме накоплен

значительный теоретический и практический материал, помогающий в

повседневной коррекционной работе. Особенно неоценимыми для

логопедической работы вообще и для работы по формированию словаря у

детей с ОНР Р.Е. Левиной, 1959; Г.А. Каше, 1971; Л.Н. Ефименковой, 1981;

Т.Б. Филичева, 2000; и др.

В работах педагогов и психологов театрализованная игра рассматривается

как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития

дошкольников (Л.С. Выготский, Д.Б. Менджерицкая и др.). Она построена на

основе органического единства игры, речи, рисования, а также предполагает

формирование личностных смыслов посредством «общения искусством»

(Л.А. Венгер, В.С. Мухина, 1988; А.А. Леонтьев, 1983 и др.).

Особое значение театрализованные игры приобретают в коррекционной

работе, а именно в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

Так как дети в игре раскепощаются, забывают о своих дефектах, речь их

становится более свободной, плавной, раскрепощенной. В игре детьми легче

усваиваются нормы и правила родного языка, расширяется и активизируется

словарь, улучшается грамматика, звуковая сторона.

Театрализованные игры являются одним из эффективных средств развития

коммуникативных способностей. В ходе игры дети объединяются в игровые

коллективы, перенимают друг у друга имеющие знания. Необходимость

объединяться со сверстниками, стимулируется развитие связной речи. С

помощью игры расширяется вариативность инициативных и соответственно

реактивных высказываний, активизируется вербальная коммуникация.

Развивается «Чувство слово».

Проблема значимости театрализованных игр в развитии словаря детей

дошколного возраста с ОНР достаточно актуальна. Так как с одной стороны

театрализованные игры помогают в более доступной, интересной, легкой

форме активизировать и расширять словарь детей, а с другой – при

правильном учете индивидуальных и возрастных особенностей таких детей,

построить работу так, что игра станет одной из основных средств

коррекционного воздействия.

У детей с ОНР отмечаются отклонения от нормального развития словарного

запаса, как в количественной, так и в качественной характеристике.

Коноваленко В.В., Коноваленко В. С. Считают, что особенности лексики, как

правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно

употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания,

в незнании многих слов и оборотов. Возникают ошибки в виде различных

замещений нужной лексемы словом, имеющим иное значение.

Расширение словарного запаса может происходить либо путем объяснения

учителем-логопедом значение новых слов, либо с помощью конкретной

ситуации и доступного смыслового контекста, раскрывающих значение слов.

По мнению Медведевой Т.В. Такую возможность дают театрализованные

игры.

Ю.Ф. Гаркушей установлено, что процесс формирования игровой

деятельности у детей с ОНР в сравнении с их нормально развивающимися

сверстниками отличается с качественной стороны. Наиболее существенные

отличия игры детей с ОНР связаны с однообразием игровых задач и

трудностями их самостоятельной постановки. Во время игр дети

взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействие носит

кратковременный характер. Особые трудности речевого плана отмечаются в

процессе самостоятельной и стимулируемой взрослым ролевой беседы детей,

а также при использовании речевых высказываний.

Игровая деятельность детей с ОНР не достигает высокого уровня, однако

оказывается сформированной в пределах разных уровней начального ее

этапа. При этом обнаруживаются значительные потенциальные возможности

развития игры у подавляющего большинства детей. Однако лишь у части

детей выявленный уровень развития игры соотносим со средним уровнем

развития игры нормально развивающихся детей.

По мнению Ю.Ф. Гаркуши нужно специально организованное поэтапное

обучение, чтобы дети с ОНР достигли соответствующего возрастной норме

уровня развития театрализованной игры. Можно также сказать, что низкий

уровень развития игры у детей наблюдается из-за неправильного и

недостаточного ее руководства.

Большое значение театрализованная игра приобретает в коррекционно-

педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста

с ОНР, так как влияет на развитие всех сторон речи, в том числе и на развитие

словаря. При этом для развития театрализованной игры нужно специально

организованное поэтапное обучение.

Литература:

1.

Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Формирование связной речи и

развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи.- М., 2003.

2.

Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для

детей с нарушением речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М., 2000.

3.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников. – М., 2003.

Кузнецова Т.Н. учитель-логопед

МДОУ «Детский сад № 14 комбинированного вида»

г. Железногорск



В раздел образования