Автор: Кузнецова Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 14"
Населённый пункт: город Железногорск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование театрализованных игр в формировании словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР."
Раздел: дошкольное образование
Использование театрализованных игр в формировании
словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Известно, что условно обучение ребенка с ОНР определяются
особенностями его речевого развития. По данной проблеме накоплен
значительный теоретический и практический материал, помогающий в
повседневной коррекционной работе. Особенно неоценимыми для
логопедической работы вообще и для работы по формированию словаря у
детей с ОНР Р.Е. Левиной, 1959; Г.А. Каше, 1971; Л.Н. Ефименковой, 1981;
Т.Б. Филичева, 2000; и др.
В работах педагогов и психологов театрализованная игра рассматривается
как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития
дошкольников (Л.С. Выготский, Д.Б. Менджерицкая и др.). Она построена на
основе органического единства игры, речи, рисования, а также предполагает
формирование личностных смыслов посредством «общения искусством»
(Л.А. Венгер, В.С. Мухина, 1988; А.А. Леонтьев, 1983 и др.).
Особое значение театрализованные игры приобретают в коррекционной
работе, а именно в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
Так как дети в игре раскепощаются, забывают о своих дефектах, речь их
становится более свободной, плавной, раскрепощенной. В игре детьми легче
усваиваются нормы и правила родного языка, расширяется и активизируется
словарь, улучшается грамматика, звуковая сторона.
Театрализованные игры являются одним из эффективных средств развития
коммуникативных способностей. В ходе игры дети объединяются в игровые
коллективы, перенимают друг у друга имеющие знания. Необходимость
объединяться со сверстниками, стимулируется развитие связной речи. С
помощью игры расширяется вариативность инициативных и соответственно
реактивных высказываний, активизируется вербальная коммуникация.
Развивается «Чувство слово».
Проблема значимости театрализованных игр в развитии словаря детей
дошколного возраста с ОНР достаточно актуальна. Так как с одной стороны
театрализованные игры помогают в более доступной, интересной, легкой
форме активизировать и расширять словарь детей, а с другой – при
правильном учете индивидуальных и возрастных особенностей таких детей,
построить работу так, что игра станет одной из основных средств
коррекционного воздействия.
У детей с ОНР отмечаются отклонения от нормального развития словарного
запаса, как в количественной, так и в качественной характеристике.
Коноваленко В.В., Коноваленко В. С. Считают, что особенности лексики, как
правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно
употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания,
в незнании многих слов и оборотов. Возникают ошибки в виде различных
замещений нужной лексемы словом, имеющим иное значение.
Расширение словарного запаса может происходить либо путем объяснения
учителем-логопедом значение новых слов, либо с помощью конкретной
ситуации и доступного смыслового контекста, раскрывающих значение слов.
По мнению Медведевой Т.В. Такую возможность дают театрализованные
игры.
Ю.Ф. Гаркушей установлено, что процесс формирования игровой
деятельности у детей с ОНР в сравнении с их нормально развивающимися
сверстниками отличается с качественной стороны. Наиболее существенные
отличия игры детей с ОНР связаны с однообразием игровых задач и
трудностями их самостоятельной постановки. Во время игр дети
взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействие носит
кратковременный характер. Особые трудности речевого плана отмечаются в
процессе самостоятельной и стимулируемой взрослым ролевой беседы детей,
а также при использовании речевых высказываний.
Игровая деятельность детей с ОНР не достигает высокого уровня, однако
оказывается сформированной в пределах разных уровней начального ее
этапа. При этом обнаруживаются значительные потенциальные возможности
развития игры у подавляющего большинства детей. Однако лишь у части
детей выявленный уровень развития игры соотносим со средним уровнем
развития игры нормально развивающихся детей.
По мнению Ю.Ф. Гаркуши нужно специально организованное поэтапное
обучение, чтобы дети с ОНР достигли соответствующего возрастной норме
уровня развития театрализованной игры. Можно также сказать, что низкий
уровень развития игры у детей наблюдается из-за неправильного и
недостаточного ее руководства.
Большое значение театрализованная игра приобретает в коррекционно-
педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста
с ОНР, так как влияет на развитие всех сторон речи, в том числе и на развитие
словаря. При этом для развития театрализованной игры нужно специально
организованное поэтапное обучение.
Литература:
1.
Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Формирование связной речи и
развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи.- М., 2003.
2.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для
детей с нарушением речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М., 2000.
3.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. – М., 2003.
Кузнецова Т.Н. учитель-логопед
МДОУ «Детский сад № 14 комбинированного вида»
г. Железногорск