Авторы: Парфененко Ирина Александровна, Котовская Ольга Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий Автономный Округ, город Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка по здоровьесбережению
Тема: Информационный вестник. Книжка-малышка "Советы Доктора Градусника"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Синеглазка»
Муниципального образования город Ноябрьск
Информационный вестник группы оздоравливающей
направленности
(предназначение: родители, дети, педагоги)
Воспитатели группы:
Парфененко И.А.
Котовская О.Н.
Дорогие мамы и особенно бабушки!
Не
перекутывайте
зимой
вашего
ребёнка,
отправляя
его
на
прогулку.
При
температуре минус 10 градусов ребёнок должен быть одет так: колготки, рейтузы,
простые носки, валенки. На рубашку (байковую или хлопчатобумажную) - свитер,
зимнее пальто, шапку-ушанку и шарф.
Постепенно приучайте ребёнка гулять в той же одежде при температуре минус
20 - 25 градусов, сократив прогулку до часа. Если температура не падает ниже минус 5
градусов, можно поднять наушники у шапки, снять свитер. Ребёнок не должен зябнуть
на прогулке: это может привести к переохлаждению.
Но если ребёнок на морозе вспотеет, это также приведёт к простуде. Поэтому если
ребёнок
вернулся
домой
потный,
немедленно
переоденьте
его
с
ног
до
головы.
Наденьте всё сухое, включая носки, майку, трусики.
Специальное закаливание воздухом - это и есть ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ.
Их нужно принимать непрерывно, хоть и по-разному, во все времена года. Закаливание
воздухом стимулирует правильный рост и развитие ребёнка.
При воздушных ваннах подвергаются воздействию те участки тела, которые
обычно закрыты одеждой.
Воздушные
ванны
рекомендуются
всем
здоровым
детям.
Их
лучше
сочетать
с
физическими упражнениями и подвижными играми. Уже при температуре плюс 18-20
градусов приучайте ребёнка гулять, сначала оголяя руки и ноги, затем - в трусах и
майке, а потом - в одних трусиках, желательно босиком.
Можно также принимать воздушные ванны, лёжа на раскладушке. Разденьте ребёнка и
накройте его простыней.
Затем постепенно по частям раскрывайте тело. Лежать не более 20 минут в
защищенном
от
солнца
месте.
Ребёнок,
привыкший
к
воздушным
ваннам,
может
принимать их даже при температуре плюс 16 градусов.
Ребёнку очень полезно ЗАКАЛИВАНИЕ. Под ним понимают умение детского
организма безболезненно переносить изменения окружающей среды. Но не только это.
Закаливание способствует усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость
организма инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее
состояние и поведение малыша.
При
закаливании
ребёнка
следует
неукоснительно
придерживаться
определённых
правил,
первое
из
которых
-
постепенность.
Необходимо
также
учитывать
состояние
здоровья
и
индивидуальные
особенности
детей.
Например,
нельзя
проводить
закаливающие
процедуры,
если
они
не
нравятся
ребёнку.
Они
должны доставлять малышам удовольствие.
Из
средств
закаливания
самые
доступные
–
воздух,
вода
и
солнце.
Однако
целительная сила этих природных средств будет сведена на нет, если вы предадите
забвению гигиенические требования. Воздух и вода должны быть чистыми, иметь
соответствующую температуру. При закаливании солнечными лучами принимаются во
внимание угол падения их на землю (косые или отвесные), интенсивность облучения.
Дорогие
взрослые,
после
зарядки
ребёнку
необходимо
принимать
водные
процедуры (закаляться водой). Начинать надо с самых простых: умывания, обтирания,
ютом перейти к обливанию, к прохладному душу, а можно и к более сложным -
купанию в бассейне или открытом водоёме.
Очень полезно совмещать закаливание воздухом и водой (непосредственно за
воздушной ванной проводится водная процедура).
В
летнее
время
утренняя
прогулка
обязательно
заканчивается
умыванием
с
обтиранием, обливанием, душем или купанием.
Снижать температуру воды надо постепенно - с учётом возраста вашего ребёнка,
состояния
его
здоровья,
характера
процедуры.
Проводить
процедуры
следует
систематических, примерно в одни и те же часы, предварительно хорошо настроив
ребёнка.
В
качестве
местных
закаливающих
процедур
используются:
умывание,
обтирание то пояс, мытье рук и обливание, игры с водой, «топтание в тазу».
Уважаемые взрослые! В тёплое тихое утро исключительно полезно купание на свежем
воздухе. Происходит одновременно закаливание и воздухом и водой. При прохладной
погоде рекомендуется принимать душ.
Помните,
что
водные
процедуры
укрепляют
нервную
систему
ребёнка,
предупреждают заболевания.
Важным элементом отдыха является
На
природе
ребенок
постоянно
подвергается
контрастным
воздействиям
-
тепловым и Холодовым, конечно, если его не продолжают кутать. Из тени - на солнце,
вспотел – обдуло ветерком, жарко – намок под дождем, босиком по горячему песку -
по росе и по лужам; и, конечно, купание. Холодная вода или теплая, тепло на воздухе
или прохладно, переход из одной среды в другую создают идеальный закаливающий
эффект. Даже если нет водоема, дайте ребенку возможность «побрызгаться водой» в
тазу, корыте, луже. Ну и обливания, и душ – летом
это совсем другая процедура,
нежели зимой в ванной комнате.
Глубокомысленный вопрос: где полезнее купаться, в пресной воде или морской?
Море предпочтительнее просто потому, что в нем дети могут купаться помногу часов
подряд. Но пресные водоемы – реки и озера – ничем не уступают морю, разве что
вода в них часто бывает прохладнее.
Закаливание солнцем – СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ.
Под воздействием ультрафиолетовых лучей солнца в коже образуется витамин D,
имеющий огромное значение для нормального роста и развития ребёнка. Однако
солнечные
лучи
оказывают
на
организм,
особенно
детский,
очень
сильное
физиологическое
воздействие,
поэтому
принимать
их
следует
весьма
осторожно.
Солнечные ванны, так же как и воздушные, назначаются во время прогулок, игр,
спортивных развлечений. Приучайте ребёнка к солнечным ваннам постепенно и с
большой осторожностью. Вначале ребёнок, выходя на солнце, надевает рубашку с
короткими рукавами и шорты - загорают руки и ноги, через 2 -3 дня выходит на солнце
в
одних
трусиках.
Голова
всегда
защищена
от
солнца
панамой,
или
шапочкой
с
козырьком, или светлым платком. В жаркий полдень, когда солнце в зените, солнечные
ванны полностью исключаются.
Наиболее удобное время для приёма солнечных ванн: в средней полосе - с 10 до
12 часов; на юге - с 8 - 9 до 11 часов утра. При этом температура воздуха в тени должна
быть не ниже плюс 20 градусов и не выше плюс 32 градусов.
Ребёнок не должен лежать под солнцем неподвижно. Лучше всего - спокойная
игра. Начинать следует с 3 – 5 минут, постепенно увеличивая продолжительность
солнечных ванн.
После
такой
«ванны»
ребёнку
хорошо
принять
душ
или
искупаться,
если
температура воздуха не ниже 24 - 25 градусов, а воды - 20 -22. Затем досуха вытереться
и примерно полчаса отдохнуть или поиграть в тени.
Солнечный удар Ребёнку находиться под прямыми лучами солнца с непокрытой
головой ОПАСНО!
Это может привести к избыточному облучению солнцем (солнечному удару).
При
этом
лицо
ребёнка
краснеет,
дыхание
учащается.
Может
даже
наступить
обморочное состояние. Немедленно уведите ребёнка в тень. Смочите ему лицо, голову
и грудь холодной водой. Если на коже ребёнка появился ожог, то советую сделать
следующее.
Обожжённое
место
обливайте
минут
20
-
30
холодной
водой.
Затем
смажьте 5% - раствором марганцовки. Пузыри не в коем случае не срезайте!
Солнце - друг человека! Но следите, чтобы ребёнок не перегревался: это может
привести к тепловому удару!
Купание. Уважаемые взрослые, для первого купания выберите тёплый день.
Купание в реке, пруду, озере, на море - в открытом водоёме – наиболее эффективный
вид закаливания. Оно весьма приятно детям. Эта процедура рекомендуется лишь после
того, как дети привыкли к воздушным и солнечным ваннам. Ребёнок не должен
входить в воду разгорячённым. Ему надо посидеть несколько минут, побыть раздетым
в тени на берегу, чтобы остыть; предварительно смочить водой лицо и под мышками.
Температура воды должна быть не менее плюс 23 градусов, воздуха - не ниже
плюс 25. Когда ребёнок привыкнет к водным процедурам, он сможет купаться при
температуре воды плюс 20 градусов. Пятилетний малыш может находиться в воде до 5
минут, 6 -7 летний - до 8. Следите, чтобы он был всё время в движении и не озяб.
Если он начнет дрожать, то немедленно должен выйти. Разотрите его, как следует
полотенцем.
Предварительно осмотрите место купания. Найдите такое место, где оно пологое,
ровное, лучше всего песчаное, без камней, коряг, глубоких ям, чистое.
При купании обязательно должен присутствовать кто-нибудь из взрослых, хорошо
умеющий плавать.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ
В профилактику плоскостопия входит и ношение правильно подобранной обуви:
с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепки? задником. Тапочки и кеды с плоской
подошвой способствую плоскостопию. Предупреждать плоскостопие надо с раннего
детства. Для этого 2-3 раза в день предлагайте детям специальные упражнения для;
стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде по коням
деревьев (но не по полу), лазанье босиком по шведской стенке.
Помните,
что
плоскостопие
ведёт
к
нарушению
осанки,
к
снижении
двигательной
активности,
отрицательно
сказывается
на
деятельности
внутренних
органов.
Отличным способом укрепить свод стопы является гимнастика. Делать ее лучше
по несколько раз в день, используя для этого любую свободную минутку
Примерный комплекс.
Сначала легкая разминка: 2—3 минуты ходим по комнате (руки на поясе) сначала
на цыпочках, потом на пяточках, потом — на боковых поверхностях стопы (как
мишка косолапый).
Посадите ребенка на стул, теперь попросите его
п о п е р е м е н н о
с г и б а т ь
пальчики на ногах, вращать стопами внутрь и наружу.
Попросите
подошвой
одной
ноги
погладить
голень
другой
(снизу
вверх),
и
наоборот.
Положите на пол карандаш, губку, резиновую игрушку (прекрасно подходит
резиновый ежик — шарик), теперь ребенок должен приподнимать предметы с
помощью ног.
Завяжите малышу глаза, пусть он угадывает, что именно вы положили на пол.
Можно использовать и дополнительные предметы — ложки, грецкие орехи,
теннисные мячики, шарики для пинг-понга.
Положите
на
пол
газету,
пусть
малыш
основательно
помнет
ее
своими
пальчиками, а потом попробует поднять с пола.
Вы можете сами сделать тренажер для ног. Возьмите ровную палочку (диаметр
около 6—8 см), ошкурьте ее хорошенько — по ней будет малыш ходить,
Пригодится и обычная скалка. Пусть ребенок катает ее туда-сюда.
Хорошо поможет в укреплении мышц и доска (шириной 30—40см, длинно от 50
до
1
м).
Если
опасаетесь,
что
малыш
занозит
ножки,
обшейте
доску
хлопчатобумажной тканью,
например, старой пеленкой. Сначала предложите
крохе просто походить по доске, затем усложните задание — подставьте пару
толстых
книг
под
один
конец
доски.
Тренажер
для
ходьбы
по
наклонной
поверхности готов.
Букварь здоровья:
Маленькие дети активны и любознательны. Ребенок должен знать свое тело,
образ жизни, пищу, свои человеческие качества и прочее. Психологи считают, что дети
в возрасте 5-8 лет «моральные реалисты», т. е. совершенно искренне усваивают многие
истины и учатся. Учатся быть вежливыми, учатся делать все по правилам. Наша задача
научить малыша, опираясь на знания, самому принимать те или иные решения и нести
ответственность за себя.
Правильная
здоровая
жизнь
требует
мудрости.
Ученые
доказывают,
что
предоставленный сам себе малыш мгновенно причинит себе вред, и питание у него
будет не сбалансированным, и ни чему «человеческому» он не научится, и здоровым не
вырастет. В этих вопросах дети должны идти за нами, а не мы за детьми. Но делать это
надо осторожно, учитывая особенности ребенка, его вкусы, привычки, потребности.
Малыш
как
можно
раньше
должен
научиться
рассуждать
по
поводу
своих
действий, по поводу своих мыслей.
Информативный
уровень.
Мы
пытаемся
сообщить
ребенку
необходимые
сведения о еде и образе жизни, об одежде и элементарной гигиене тела и жилища, как
правильно заниматься и отдыхать. Объясняем ему взаимосвязь с миром, природой, со
всем живым живущим, где есть правила безопасности и правила поведения.
Уровень сознания ребенка. Разговор о нем, о его трудностях, если они есть,
привычка о том, как помочь самому себе, как себя узнать, как стать лучше, успешнее,
как стать здоровым. Мы учим ребенка быть внимательным к себе, к своим состояниям
и
настроениям.
Для
нас
очень
важно,
чтобы
собственный
опыт
ребенка
был
им
проанализирован,
чтоб
знания
«вообще»
были
применены
к
себе,
чтобы
ребенок
научился советоваться с собой, прислушиваться к себе.
Ранний опыт самопознания необходим для благоприятного развития ребенка
не
только когда ему 5-8 лет, но и в раннем возрасте.
Что такое отдых? Это не лежание на диване. Отдых дает новые силы. Отдыхать
нужно на свежем воздухе и в движении. Тот, кто всегда ходит пешком, играет в
подвижные игры, не любит засиживаться перед телевизором — тот всегда весел и
здоров.
Зачем нужен сон? Сон – это отдых. Сон нужен, чтобы накопить силы. Если
человек хорошо спал, он встает утром свежим, отдохнувшим. Перед сном: не наедайся;
не играй в шумные игры; не смотри долго телевизор; не ложись поздно; проветри
комнату; умойся; сложи одежду.
Что делать, чтобы глаза не уставали? Не читай лежа; лампу ставь слева; сиди
за
столом
прямо;
смотри
телевизор,
сидя
и
не
больше
10
минут
подряд;
делай
гимнастику для глаз.
Что такое осанка? Это то, как мы ходим или сидим. Чтобы быть стройным
выпрями спину, плечи назад; не носи сумку в одной руке или на одном плече; за
столом сиди прямо.
Что такое микробы? Они очень маленькие и живые; они попадают в организм
и вызывают болезни; они живут на грязных руках; они боятся мыла. Помни: нельзя
есть и пить на улице; всегда мой руки с мылом; вернувшись с улицы, перед едой, после
туалета мой руки; ешь только вымытые овощи и фрукты; ешь и пей только из чистой
посуды; когда чихаешь или кашляешь - закрой рот и нос платком.
Что значит быть сильным? Сила – это не драка. Не начинай драку первым; умей
защищать себя мирным путем; вместо кулаков используй слова; помоги слабому в
беде; лежачего не бьют; чем сердиться - лучше помириться.
Помни: человек - часть природы. Когда болеет природа, болеет и человек.
Послеобеденный сон
Летом лучше всего укладывать ребёнка спать на свежем воздухе: на веранде, в
саду, на балконе. Но с обязательным условием – чтобы
на малыша не падали
солнечные лучи.
Таким образом, пребывание ребёнка на свежем воздухе увеличится на 1,5-2 часа.
Если малышу мешают уснуть комары, мухи, мошки, слепни, осы, сделайте полог из
марли.
Не заставляйте ребёнка есть через силу, угрожая ему наказанием: «Всё не съешь
– не пойдёшь гулять», «Всё не съешь - поставлю в угол».
При нормальном режиме дня и питании малыш должен с аппетитом съедать
столько, сколько требуется его организму.
Не кормите ребёнка со сказками, уговорами: «Одну ложку – за папочку, одну
ложку – за
мамочку, одну ложку – за
кошку
Мурку». Это вызывает у ребёнка
потребность и привычку, чтобы его развлекали за едой.
Дорогие взрослые, каждое время года определяет меню за завтраком, за
обедом и за ужином. Зимой ребёнку необходимо давать как можно больше витаминов.
Много витаминов содержится в кислой капусте, в тёртой моркови, в фруктовых и
овощных соках.
Очень хорошо зимой и весной поить детей настоем плодов шиповника. Плоды
шиповника режутся пополам и завариваются крутым кипятком в термосе. Кипятить их
ни в коем случае не надо. Настой шиповника с сахаром очень вкусен и полезен. Если
ребёнка после завтрака ожидает что-то интересное, он начинает плохо пережёвывать
пищу, глотать её кусками.
Следите, чтобы ребёнок хорошо пережёвывал пищу. Часто бывает и наоборот:
ребёнок слишком растягивает завтрак. Это вызывает потерю нормального аппетита.
ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ
ЗАВТРАК
1.
салат из овощей (редис, помидоры, огурцы, зелёный лук) - 60 г;
2.
омлет - 80 г, или каша, или оладьи со сметаной - 200 г, или яйцо - 1 шт.;
3.
молоко или кофе с молоком — 200 г;
4.
хлеб - 50 г, сыр - 15 г или сливочное масло - 10 г.
ОБЕД
1.
щи из свежей капусты, иди суп-лапша с белыми грибами, или свекольник на
мясном бульоне – 200 г;
2.
котлеты мясные - 80 г и отварной картофель - 80 г, или мясной рулет с рисом - 150 г,
или бефстроганов - 80 г и рис отварной - 90 г (вместе со вторым блюдом дайте ребёнку
огурец, помидор, посыпьте отварной картофель мелко нарезанным укропом, зелёным
луком);
3.
свежие фрукты или ягоды - 100 - 150 г;
4.
хлеб ржаной - 50 г.
УЖИН
1.
салат овощной - 60 г или кабачки тушёные - 70 г,;
2.
вареники с вишнями — 200 г или блинчики с творогом — 180 г;
3.
ягоды - 100 г, или молоко, или простокваша - 200 г;
4.
хлеб ржаной - 20 г, пшеничный - 30 г.
ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ И ОБУВИ В ЗИМНИИЙ ПЕРИОД.
Зимой
существенная
роль
в
поддержании
состояния
теплового
комфорта
принадлежит
одежде.
Особенно
велика
ее
роль
во
время
пребывания
детей
на
открытом воздухе. Защищая ребенка от охлаждения, одежда не должна препятствовать
нормальной жизнедеятельности организма: теплоотдаче, газообмену, испарению влаги
и
т.п.
Кроме
того,
одежда
не
должна
препятствовать
присущей
ребенку
высокой
естественной потребности в движении. Степень утепления одежды должна быть прямо
пропорциональна охлаждающему воздействию среды (и в первую очередь температуре
воздуха
и
скорости
его
движения)
и
обратно
пропорциональна
энергозатратам,
зависящим от рода деятельности. Одежда детей зимой многослойна: белье, платье,
трикотажная кофта, колготы, свитер, рейтузы, пальто.
Каждый
новый
слой
в
одежде
увеличивает
ее
теплозащитные
свойства
и
одновременно утяжеляет ее вес. При этом необходимо учитывать, что эффективность
каждого
последующего
слоя
одежды
(считая
от
поверхности
тела),
меньше
предыдущего. Так, у ребенка, находящегося в помещении, температура кожи в области
туловища повышается за счет увеличения слоев одежды с 2-х до 3-х приблизительно
на 1,5 градуса, а с 3-х до 4-х – только на 0,5 градуса. Точно так же, во время прогулки
наиболее существенный теплозащитный эффект дает добавление к одежде 4-го слоя
(белье, платье, трикотажная кофта, пальто). Пятый слой, например, еще одна кофта,
оказывает значительно меньший эффект, а шестой – практически его не имеет. При
этом увеличивается только общий вес одежды и ограничивается подвижность ребенка
на прогулке. Следовательно, излишне многослойная и тяжелая одежда нежелательна
для детей.
Легкая одежда детей в помещении определяется температурой воздуха. При
достаточно
высокой
температуре
воздуха
(выше
20°С)
одежда
детей
должна
приближаться
к
летней.
С
понижением
температуры
воздуха
в
помещении
теплозащитный эффект одежды должен повышаться
Рекомендации к одежде детей дошкольного возраста в условиях помещения при
различной температуре воздуха (умеренная двигательная активность)
Температура
воздуха °С
Предметы одежды
Допустимое число слоев
одежды в области туловища
16-17°
Х/б
белье,
платье
п/ш
и л и
шерстяное,
трикотажная
кофта,
колготы
(на
ногах
туфли
или
теплые тапочки).
3 – 4
18-20°
Х/б белье, п/ш или из толстой х/б
ткани платье, колготы (на ногах
туфли)
2 – 3
21-22°
Х/б белье, платье из тонкой х/б
ткани с коротким рукавом, гольфы
(на ногах туфли или босоножки)
2
23° и выше
Тонкое
х/б
белье
или
без
него;
легкое платье летнее без рукавов,
носки (на ногах босоножки)
1 – 2
Рекомендации к использованию обычной зимней верхней одежды, во время
прогулки детей в зависимости от погодных условий с учетом двигательной
активности
.
Погода
Вид деятельности
Верхняя одежда
Общее число
слоев
+3 – 3°, ветер до 2 м/с
С п о р т и в н ы е
з а н я т и я
(подвижные игры)
Лыжный костюм
3
+3 – 3°, Ветер 3 – 7 м/с
Лыжный костюм,
ветрозащитная куртка
4
+3 – 3°, ветер до 2 м/с
Игры средней подвижности
Утепленная куртка с
брюками
4
+3 – 3°, ветер 3 – 7 м/с
-4-10°, ветер до 2 м/с
4
-4-10°, ветер 3 – 7 м/с
5
-11 – 15°, ветер до 2 м/с
4
-11 – 15°, ветер 3 – 7 м/с
-16 – 20°, ветер до 2 м/с
-16 – 20°, ветер 3 – 7 м/с
Общие рекомендации по выбору одежды для дошкольников
Одежда
ребёнка
должна
быть
удобной,
предусматривать
его
большую
двигательную активность, предпочтительнее одежда, изготовленная из натуральных
тканей, как можно меньше украшена различными бусинками и мелкими деталями,
прежде всего, в целях безопасности ребёнка. Одежда должна быть чистой, красивой,
яркой и вызывать у ребенка радость и хорошее настроение.
Обувь должна четко фиксировать стопу. Предпочтительнее в детском саду –
сандалии из натуральных материалов, они имеют возможность вентилирования стопы
ребёнка, фиксируют пятку и не скользят по напольному покрытию, что является
существенным фактором профилактики детского травматизма.
Нужно отдавать предпочтение таким вещам, большинство из которых ребенок
сможет одеть самостоятельно.
Не
рекомендуется
ношение
в
детском
саду
одежды,
обуви
и
аксессуаров
с
травмирующей фурнитурой.
В условиях часто меняющейся погоды не может быть универсальной зимней или
осенней
одежды
для
прогулки.
Одежду
ребенку
нужно
подбирать
ежедневно,
в
зависимости
от
температуры
воздуха,
влажности
и
силы
ветра.
Из
кофт
удобны
водолазки, т.к. закрывают шею, но их горловина должна быть легко растягивающейся.
Предпочтительно, если в индивидуальном шкафчике ребёнка будет храниться
запасной
комплект
повседневной
одежды
и
белья,
носовые
платки,
а
также
индивидуальная расчёска.
Одежду ребёнка лучше подписать, так как в группе может найтись аналогичная
одежда. Пометка поможет не перепутать похожие вещи.
Одежда воспитанников должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим
правилам и нормативам "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и
взрослых,
товарам
детского
ассортимента
и
материалам
для
изделий
(изделиям),
контактирующим
с
кожей
человека.
СанПиН
2.4.7/1.1.1286-03",
утвержденным
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от
17
апреля
2003
г.
N
51
(зарегистрировано
Минюстом
России
5
мая
2003
г.,
регистрационный N 4499).
Одежда
воспитанников
должна
соответствовать
погоде
и
месту
проведения
занятий и мероприятий, температурному режиму в помещении. Нужно помнить что,
вспотевший ребенок имеет гораздо больше шансов заболеть, чем одетый по погоде. К
тому же пот может вызвать у ребенка раздражение и сыпь. Детей нужно одевать не
теплее,
чем
одеваются
взрослые,
а,
возможно,
даже
легче,
так
как
они
больше
двигаются. В помещении также слишком тепло одетый ребёнок быстрее утомляется.
Для прогулки предпочтительно иметь в группе запасной комплект одежды, так
как ребёнок может упасть в лужу или одежда не успеет высохнуть, особенно, в
межсезонье.
Спортивная
одежда
используется
воспитанниками
на
занятиях
физической
культурой
и
спортом.
Для
занятий
физкультурой
необходимо
иметь
спортивную
одежду: футболку, шорты. Обязательно наличие спортивной обуви.
Основные гигиенические требования к одежде воспитанников.
Детское
бельё
–
это
одежда,
непосредственно
соприкасающаяся
с
кожными
покровами (телом). Это рубашки дневные и ночные, трусы, майки, носки, колготки.
Поэтому
оно
должно
способствовать
удалению
из
пододежного
пространства
продуктов обмена (газов, паров влаги, жира). Для белья используются мягкие тонкие
ткани
трикотажной
структуры,
обеспечивающие
воздухопроницаемо сть,
паропроницаемость,
гигроскопичность,
влагоёмкость,
гидрофильность.
Такими
качествами обладают шерстяные, х/б, льняные и шелковые ткани. Для детского белья
особенно
хороши
х/б
ткани
(трикотаж,
фланель).
Они
отличаются
высокими
теплозащитными свойствами, хорошо пропускает воздух, и почти не теряют своих
качеств после стирки и кипячения. Нижнее бельё из синтетических волокон детям
носить
не
рекомендуется,
особенно
страдающим
кожными
и
аллергическими
заболеваниями. Покрой должен быть свободным и удобным. Детское бельё шьют из
светлых тканей. Требование к носкам и колготам зависит от сезона их использования.
Как
слой,
прилегающей
к
поверхности
кожи
они
должны
изготавливаться
из
материалов,
обладающих
достаточной
гигроскопичностью,
воздухо–
и
паропроницаемостью. Лучшими материалами являются х/б и шерстяной трикотаж.
Постоянное
ношение
колготок
и
носков
из
капрона
и
других
синтетических
материалов
не
желательно
страдающим
ревматизмом,
нефритами,
кожными
аллергическими
заболеваниями,
ношение
таких
колготок
и
носков
должно
быть
запрещено.
Бельё менять детям необходимо не реже одного раза в неделю, а колготки и
носки ежедневно или через два дня.
Комнатная
одежда
подбирается
в
соответствии
с
сезоном
и
температурой
воздуха в помещении.
Для теплого времени года и зимой в помещениях с температурой воздуха выше
20 градусов по Цельсию дети носят двухслойную одежду, аналогичную летней из
ситца, полотна, сатина и др.
Если температура воздуха в помещении ниже 19 гр. по Цельсию, рекомендуется
использовать для одежды более толстые или ворсовые ткани (фланэль, бумазею, байку,
трикотаж, вельвет и др.), а также ткани из шерстяных и полушерстяных волокон,
обладающие более высокими теплозащитными свойствами. Допускается изготовление
детского платья из шерстяных тканей с добавкой химических волокон (вискозы не
более 25%, лавсана не более 25%). Эти добавки незначительно меняют гигиенические
качества
ткани
и
в
тоже
время
увеличивают
их
носкость
и
несменяемость.
Повседневную одежду целесообразно шить из легко моющихся и хорошо гладящихся
тканей. Одежда может быть трёхслойной (с использованием колготок, длинных брюк,
кофточек, свитеров и т.д.). Следует избегать излишней многослойности одежды, т.к.
она
не
только
препятствует
движению,
но
и
нарушает
вентиляцию
пододёжного
пространства. Покрой повседневной одежды должен быть простым, без узких манжет
и рукавов, мешающих их завёртыванию при мытье рук. Необходимой деталью любой
верхней детской одежды должны быть карманы для носового платка. 3.3. Летняя
одежда. Летом в зависимости от климатических и метеорологических условий дети
носят одно или двухслойную одежду. Первый слой – бельё (рубашка, майка, трусы).
Второй слой для девочек: платье короткое и расклёшенное, сарафан с различными х/б
кофточками. Причем сарафан может быть сделан из шерстяной ткани, стирать его
можно значительно реже, чем кофточки. Этот комплект гигиеничен и очень красив.
Кроме того, его легко превращать в нарядный костюм: стоит только надеть новую
красивую кофточку.
Второй слой для мальчиков: рубашки с шортиками.
Летняя одежда должна быть светлой, чтобы лучше отражать солнечные лучи и
препятствовать перегреву тела. Одежда может быть зеленоватого, сиреневого, голубого
цветов. Ткани этих расцветок лучше пропускают ультрафиолетовые лучи.
Одежда в осенне-весенний период. Одежда для прогулок в холодную погоду
состоит из трёх слоёв. Одежда должна способствовать нормальному теплообмену и не
пропускать холодный ветер через застёжки, воротники, рукава.
Осенью и весной, в зависимости от погоды, дети могут надевать байковые или
шерстяные трикотажные костюмы, кофточки и рейтузы, демисезонное пальто, плащи.
Если девочка гуляет в пальто (особенно зимой), то платье приходится мять, натягивая
на него рейтузы. Если же рейтузы надевать под платье, то будет охлаждаться поясница.
Поэтому предпочтительно надевать на ребёнка легкие на одной подкладке комбинезон
(лучше
не
цельнокроеный,
а
в
виде
полукомбинезона
с
курточкой).
Для
их
изготовления
может
быть
использован
репс
или
другая
плотная
ткань
с
низкой
воздухопроницаемостью.
Зимняя верхняя одежда должна выполнять свою основную задачу – тепловой
изоляции, а также защиты от атмосферной влаги и ветра. Высокими теплозащитными
свойствами обладает меховая одежда. Однако меховая одежда из овчины очень тяжела
и груба, что лишает ребёнка необходимой двигательной активности во время прогулки,
ведет к перегреву, поэтому детям не рекомендуется: драповые, на вате или шерстяном
ватине, зимнее пальто с меховым воротником страдают теми же недостатками.
Наилучшей зимней одеждой является комплект, состоящий из брюк с высоким
поясом на бретелях и удлиненной куртке с капюшоном, манжетами и стягивающей
резинкой внизу.
Одежда должна быть удобной, лёгкой и тёплой. Ни одним из этих качеств не
следует пренебрегать ради каких-либо требований моды. Охлаждение нижней части
тела
способствует
заболеванию
мочевыводящих
путей.
Зимой
необходимо
носить
тёплое бельё как девочкам, так и мальчикам. Вязаная манишка удобнее и надежнее,
чем шарф, который может концами зацепиться за карусель или попасть под ноги
другому ребёнку в момент катания с горы. Рукавички лучше пришить к резинке, так
они не потеряются, а шапочка-шлем плотно закроет уши. Хорошей защитой от ветра
служит капюшон куртки, надетый поверх шапки.
Головные
уборы.
Головной
убор
должен
соответствовать
времени
года
и
климатическим условиям. В зимнее время лучшим головным убором для детей служит
меховая шапка-ушанка, “уши” которой могут быть подняты или опущены. Для девочек
–
меховые
шапки
на
подкладке.
Их
следует
носить
лишь
в
сильные
морозы.
В
прохладную погоду рекомендуются вязаные шерстяные шапки (типа шлема).
Весенне-осеннее время, если не очень холодно и ветрено, мальчики могут
надевать береты, кепи на лёгкой подкладке, а девочки – береты или вязаные шапочки.
Летом головной убор защищает голову от прямых солнечных лучей. Для этой
цели хороши панамы, фуражки с козырьком, шляпы. Их изготавливают из лёгкой
светлой ткани – светлой парусины или пике, соломки.
Основные гигиенические требования к обуви детей.
Обувь является составной частью комплекта одежды. Для детей выпускаются
различные виды обуви: круглосезонная, летняя, зимняя, весенне-осенняя. А также –
повседневная, модельная, домашняя, спортивная и др. Обувь с гигиенической точки
зрения
должна
обеспечивать
защиту
организма
от
охлаждения
и
перегревания,
предохранять
стопу
от
механических
повреждений,
помогать
мышцам
и
связкам,
удерживать
свод
стопы
в
нормальном
положении,
обеспечивать
благоприятный
микроклимат вокруг стопы, способствовать поддержанию необходимого температурно
– влажностного режима при любых микроклиматических условиях внешней среды.
Обувь должна отвечать гигиеническим требованиям – быть лёгкой, удобной, не
стеснять
движений,
соответствовать
форме
и
размеру
стопы.
Тогда
пальцы
ног
располагаются свободно и ими можно шевелить. Обувь может явиться причиной
большого
количества
деформаций
и
заболеваний
стоп.
Тесная
и
короткая
обувь
затрудняет
походку,
жмёт
ногу,
нарушает
кровообращение,
причиняет
боль
и
с
течением времени изменяет форму стопы, нарушает нормальный её рост, деформирует
пальцы, способствует образованию трудно заживающих язв, а в холодное время года –
отморожению, усиливает потливость.
Слишком свободная обувь тоже вредна. Ходьба в ней быстро утомляет, и могут
возникнуть потёртости, особенно в области подъёма.
Детям не рекомендуется ходить в узкой обуви. Ношение её часто приводит к
искривлению
пальцев,
врастанию
ногтей,
образованию
мозолей
и
способствует
развитию плоскостопия.
Плоскостопие
наблюдается
и
при
длительной
ходьбе
в
обуви
без
всяких
каблуков, например, в тапочках. Подошва должна хорошо сгибаться. Жесткая подошва
затрудняет ходьбу (ограничивается угол изгиба, задник обуви стягивается с пятки),
снижает работоспособность мышц голеностопного сустава, повышает температуру
кожи
ноги
и
потоотделения.
Насколько
необходимо
обеспечить
максимальную
подвижность
передней
части
стопы,
настолько
же
необходимо
обеспечить
максимальную стабильность пятки.
Задник
должен
быть
прочным,
не
допускающим
скольжения
стопы.
Задник
должен охранять, плотно охватывать пятку, предупреждать её деформацию. Зимой
обувь обязательно должна быть тёплой. С этой целью используют мех, фетр, сукно,
войлок. В условиях холодных зим с устойчивым снежным покровом применяется
валяная обувь (валенки). Её достоинствами являются высокие теплозащитные свойства
и малая масса, недостатком – ограничение подвижности стопы.
В холодные зимние дни не ниже – 10 градусов по Цельсию дети могут носить
ботинки и сапожки на пористой резине, утеплённые синтетическим мехом (лавсан с
хлопком)
или
на
шерстяной
или
войлочной
подкладке.
Нужно
помнить,
что
при
хроническом охлаждении ног возникают спазмы сосудов и развиваются серьёзные
нарушения питания тканей ноги вследствие затруднения тока крови.
В летние месяцы наиболее гигиенична лёгкая открытая обувь с широким
вырезом – сандалеты, босоножки, туфли кожаные, или туфли на кожаной подошве с
верхом из текстиля и других материалов с пористой структурой (рогожка, джинсовая
ткань
и
др.).
Такая
обувь
способствует
хорошему
проветриванию
и
быстрому
испарению
пота
за
счет
циркуляции
воздуха
вокруг
стопы
(благодаря
подбору
материала, но чаще ажурному узору верха обуви).
В
сырую
дождливую
погоду
удобны
резиновые
сапожки
или
обувь
с
подошвами из водонепроницаемых материалов, резины, каучука, нейлона и др.
Однако, эта обувь отличается низкой воздухопроницаемостью, поэтому носить её
необходимо
только
со
стельками,
хорошо
впитывающими
пот:
войлочными,
суконными, а летом – из плетеной соломы или картона. Необходимо следить, чтобы
подкладка
не
становилось
влажной.
На
ноги
рекомендуется
надевать
тонкие
шерстяные
носки,
т.к.
шерсть
хорошо
поглощает
влагу.
Иногда
резиновая
обувь
приходится носить в холодное время года. В этом случае её надо носить с двумя
парами
носок
или
чулок,
т.к.
воздух
между
носками
создаёт
дополнительную
теплозащиту.
Детская обувь должна иметь надёжное и удобное закрепление на ноге, не
препятствующее
движениям.
Для
этого
используются
различные
виды
крепления:
шнуровка, “липучка”, ремни, застёжка на молнию и др.
Урок 1. ОТКУДА БЕРУТСЯ БОЛЕЗНИ
Начнём первый урок с загадки. Как ты думаешь, что это? А вот и
ответ. Это всего лишь капелька воды,
но только увеличенная
в
несколько тысяч раз. Видишь, как много здесь точечек, чёрточек,
каких-то
«головастиков»?
Это
микробы,
мельчайшие
живые
существа.
Слово «микроб» происходит от двух греческих слов: микрос, что
значит «малый», и биос — «жизнь».
Мир вокруг нас полон таких существ. Они везде — в воздухе,
в воде, на земле, на нашем теле. Эти существа так малы, что
глазом их не рассмотришь, для этого нужен специальный
прибор — микроскоп.
Микробов
на
свете
великое
множество,
и
все
они
очень
разные. Есть среди них существа «покрупнее» — бактерии, а
есть и совсем уж мелкие — вирусы.
Многие
микробы
полезны.
Например,
благодаря
гнилостным
бактериям,
в
почве
образуются
вещества,
которыми питаются растения. Молочнокислые бактерии
превращают молоко в хорошо известные тебе продукты.
Если
оставить
в
тепле
некипячёное
молоко,
через
несколько часов получится вкусная простокваша — это
поработали молочнокислые бактерии. С помощью этих
полезных бактерий можно приготовить
РЯЖЕНКУ,
КЕФИР, СЫР.
В организме человека тоже обитают полезные микробы,
без них пища не могла бы перевариваться.
Но, к сожалению, не все микробы такие хорошие, есть и
очень вредные, или болезнетворные. Попав в организм,
они
начинают
быстро
размножаться
и
выделять
яды.
От
этих
ядов
и
возникают
инфекционные, или заразные болезни.
А как возбудители болезней попадают в
организм?
Внимательно
рассмотри
рисунки.
Они
подскажут правильный ответ
Некоторые болезнетворные бактерии и
вирусы
очень
сильны.
Проникнув
в
тело
человека,
они
могут
сразу
вызвать
болезнь,
часто очень тяжёлую.
Врачи
разных
стран
много
трудились
для
того,
чтобы
научиться
лечить
и
предупреждать
тяжёлые
инфекционные
болезни. Теперь каждому здоровому, ребёнку
делают прививки против кори, полиомиелита,
туберкулёза
и
других
болезней.
Взрослым
тоже делают прививки (например, во время
эпидемий).
Прививка — это введение в организм здорового человека особого вещества —
вакцины. Вакцины обычно делают из крови переболевших этой болезнью животных
Другие микробы, пробравшись в организм, не сразу начинают действовать. Они как бы
затаиваются
и
ждут
своего
времени.
Например,
в
организме
человека
обычно
находится большое количество бактерий, которые могут вызвать ангину, а человек этот
ангиной не заболеет, если он
закален, если его организм хорошо сопротивляется
микробам.
Но
стоит
организму
ослабеть,
как
бактерии
легко
проникают
внутрь
слизистой оболочки — и горло воспаляется,
А теперь давай подумаем, отчего ослабляется организм?
Болезни возникают не только из-за бактерий и вирусов. Есть много и других,
неинфекционных болезней.
ПРИЗНАКОВ БОЛЕЗНИ много. Один из самых главных — БОЛЬ. Это очень
важный сигнал. Представь себе, что бы было, если бы мы не чувствовали боли? Боль
предупреждает: организм не в порядке, нужно лечиться!
А как лечиться? Конечно, хочется поскорее избавиться от боли, человек спешит
принять лекарство. Боль может и пройти от таблетки, но обычно это облегчение
бывает временным и боль снова начинает подавать свои сигналы.
Ведь дырку в зубе, например, не залечишь таблеткой, да и ангина не пройдёт от
болеутоляющего лекарства. Поэтому всегда нужно искать ПРИЧИНУ боли. Лучше
всего это – сделает
врач, он же и назначит подходящее лечение. Есть один очень
хороший доктор — твоя мама. Обязательно скажи ей, что у тебя болит, а уж она решит,
нужно ли вызывать врача из поликлиники или тебе достаточно просто полежать,
поспать.
Ещё
один
важный
признак
болезни
— ПОВЫШЕННАЯ
ТЕМПЕРАТУРА.
Нормальная
температура
тела
человека
—
не
выше
37
градусов.
Более
высокая
температура — уже сигнал о возможной болезни.
Случается
небольшое
повышение
температуры,
когда
человек
попадает
в
непривычные
для
него
условия
(например,
если
он
впервые
приехал
на
юг
и
перегрелся на солнце).
Но обычно повышение температуры говорит о том, что внутрь тела попала инфекция и
организм
начал
с
ней
схватку.
Большинство
болезнетворных
бактерий
и
вирусов
погибает
при
повышенной
температуре.
Поэтому
не
надо
спешить
«сбить»
температуру лекарствами.
Другое
дело,
если
даже
невысокая
температура
(до
тридцати
восьми
градусов)
держится несколько дней или если градусник показывает тридцать девять градусов и
выше. Значит, без посторонней помощи организм не может справиться с инфекцией,
нужно лечение.
Как ты думаешь, чем могут заболеть те, кто здесь изображён
Кто
же
нас
лечит?
Посмотри
на
эти
рисунки
и
«направь»
пациентов
к
нужным
докторам:
НЕВРОПАТОЛОГУ,
СТОМАТОЛОГУ,
ДЕРМАТОЛОГУ,
ХИРУРГУ,
ПЕДИАТРУ, ОТОЛАРИНГОЛОГУ (ЛОР-ВРАЧУ), ОКУЛИСТУ
Урок 2. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ
Если у тебя появились признаки болезни: болит голова, гор или ухо, ты чувствуешь
озноб или жар, у тебя вдруг испортил, настроение, пропал аппетит, не хочется ни
гулять, ни играть,— скорее всего, ты и вправду заболел.
А что делать,
если
никого
нет дома?
Постарайся
позвать помощь старших:
позвонить
на
работу
маме,
папе,
бабушке.
Измерь
температуру.
Может
быть,
ты
сумеешь вызвать врача по телефону до прихода старших?
Номер телефона детской поликлиники должен быть записан на видном месте.
Как помочь больному до прихода врача?
Если больного знобит:
тепло укутать его, надеть шерстяные носки, обложить грелками, дать тёплое питьё
(например, чай с малиной).
Если у больного жар (больной «горит»): положить на голову холодный компресс;
чаще проветривать комнату; давать почаще питьё; если больной сильно потеет, чаще
менять ему бельё;
при очень высокой температуре (тридцать девять градусов и выше) можно сделать
обтирание тела смесью воды, спирта и уксуса:
Любому больному нужен покой
Первыми признаками многих инфекционных болезней бываю: боль в горле, кашель и
насморк.
Что делать в этих случаях? 1.
Не делать того, что может ухудшить самочувствие.
Нельзя заниматься спортом, сильно сморкаться, находиться на холоде, пить и есть
холодное.
Постараться облегчить свое состояние:
Полоскать
горло.
Сделать горчичную ванну для ног. Лечь в постель. Чаще
проветривать комнату. Вызвать врача, который определит болезнь и назначит лечение
Урок 3. ОСТОРОЖНО - ЛЕКАРСТВО!
Лекарства — наши спасители и помощники в болезнях. Но обращаться с ними надо
умело. Ведь даже витаминами можно отравиться, если съесть их слишком много.
Такие случаи бывали. Твёрдо запомни несколько правил.
Правило первое.
Не принимай никаких лекарств самостоятельно. Лекарство прописывает врач, а дают
его тебе старшие. Поэтому не ищи «подходящую» таблетку.
Если эта таблетка помогает маме или бабушке, это не значит,
что она поможет тебе. Она может и навредить
Правило второе.
П р е ж д е
ч е м
принимать
лекарство,
нужно
проверить срок его годности. Он указан на
упаковке.
Правило третье.
Дома
лекарства
должны
х р а н и т ь с я
специально отведенном месте — домашней аптечке
Есть
лекарства,
которые
могут
вызвать
аллергию. Аллергия — это
болезненный ответ организма на воздействие некоторых веществ.
Признаками аллергии могут быть кашель и чихание, головокружение,
покраснение глаз (глаза слезятся), сыпь на теле, зуд, отёки. Аллергию
может вызывать не только лекарство, но также пыльца растений, укус
насекомого,
шерсть
животных,
пища
и
многое
другое.
Но
лекарственная аллергия наиболее опасна. Ведь она ухудшает состояние
уже больного человека.
Поэтому запомни:
Если у тебя аллергия на какое-то лекарство, обязательно предупреди врача.
Врач подберёт для тебя то лекарство, которое не вызовет
аллергии.
НЕ ЗАСНУТЬ! ДАЙТЕ ТАБЛЕТКУ!
А что, по-твоему, случилось с этим мальчиком?
Если
часто
принимать
некоторые
лекарства
(например,
обезболивающие,
снотворные,
успокаивающие),
организм
привыкает к ним и уже не может без них обойтись, требует
их.
Отравление пищей, ядовитыми веществами и лекарствами.
Отравление наступает через несколько часов после употребления испорченной или
заражённой
пищи
(мяса,
колбасы,
рыбы,
ядовитых
грибов,
молока
и
других
продуктов),
приёма
слишком
большой
дозы
лекарства
или
(по
ошибке)
каких-то
ядовитых веществ.
Признаки
отравления:
боль
в
животе,
сильная
тошнота,
рвота,
понос,
головокружение;
в
тяжёлых случаях — потеря сознании.
При отравлении лекарствами человек становится
сонливым,
безразличным
или,
н аоборот,
чрезвычайно возбуждённым.
Как оказывать помощь
Первое, что нужно сделать при отравлении,— это
как можно быстрее вывести яд из организма. Для
этого
нужно
промыть
желудок:
дать
больному
выпить
большое
количество
тёплой
воды
или
слабого
раствора
(бледно-розового
цвета)
марганцовки
и
вызвав
у
него
рвоту.
Это
надо
повторить
2—3
раза.
Пострадавшего согреть. Вызвать врача. Отравления наиболее часто встречаются у
детей в возрасте 1,5-5 лет и могут наступить не только в результате проглатывания
ядовитых веществ, но и при проникновении их через кожу и дыхательные пути.
Процесс
отравления
делится
на
4
периода:
скрытый,
или
латентный
(время
от
поступления
в
организм
отравляющего
вещества
до
появления
первых
признаков
отравления), период резорбтивного действия (время от появления первых признаков
отравления
до
развития
выраженной
картины
его),
период
максимального
резорбтивного действия (на первый план выступают симптомы глубокой дыхательной,
сердечно сосудистой недостаточности, отек мозга, судороги), период восстановления.
При промывании желудка у детей необходимо принять меры к предупреждению
попадания
жидкости
в
дыхательные
пути.
В
качестве
средств,
применяемых
для
промывания желудка у детей, используются: кипяченная слегка подсоленная вода (не
более 1%) или 1% раствор
гидрокарбоната натрия, подогретые до 35 - 36°С, раствор
перманганата калия (1: 1000). Промывание должно проводиться не позже чем через 12
ч
после
попадания
отравляющего
вещества
в
желудок.
Количество
промываний
жидкости, применяемое у детей до 5 лет -3-5 л.
Атропин (белена, дурман, красавка, белладонна).
Нередко
отравление
наступает
вследствие
употребления
детьми
плодов
красавки,
похожих
на
дикую
вишню,
или
из-за
передозировки
лекарственных
препаратов,
содержащих балладонну.
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Синеглазка»
Муниципального образования город Ноябрьск
Информационный вестник группы оздоравливающей направленности
(предназначение: родители, дети, педагоги)
Воспитатели:
Парфененко Ирина Александровна
Котовская Ольга Николаевна