Напоминание

"Рациональное природопользование. Экология Москвы"


Автор: Панферова Лидия Ивановна
Должность: преподаватель естествознания
Учебное заведение: ГБПОУ Юридический колледж
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка, урок
Тема: "Рациональное природопользование. Экология Москвы"
Раздел: полное образование





Назад




ГБПОУ

Юридический

колледж

«Рациональное

природопользование.

Экология Москвы»

Преподаватель по естествознанию Панферова Лидия Ивановна

Цель занятия: Расширение знаний о природопользовании, о состоянии экологии Москвы

Задачи занятия:

Обучающая:

Сформировать

знания о

рациональном природопользовании, о влиянии

экологии на здоровье человека, о необходимости бережного отношения к природе.

Воспитательная: Воспитывать уважительное отношения к природе,

любовь к природе, ответственность за состояние экологии в твоем городе Москве, стране

России, в мире.

На

протяжении

многих

веков

человечество

относилось

к

природе

как

практически

неиссякаемому

источнику

достижения

собственного

благополучия.

Вспахать

больше

земли, срубить больше деревьев, добыть больше полезных ископаемых, построить больше

заводов,

дорог,

вот

что

считалось

основным

направлением

прогрессивного

развития

цивилизации на протяжении тысячелетий. Как биологический вид человек своей

жизнедеятельностью

влияет

на

природную

среду

не

больше,

чем

другие

живые

организмы. Однако это влияние не сравнимо с тем огромным воздействием, которое

оказывает

человечество

на

природу

благодаря

своему

труду.

По

мере

развития

цивилизации отрицательное воздействие человека на природу становилось еще более

заметным.

Природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда,

называют природными ресурсами.

По степени истощения их делят на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Исчерпаемые источники,

в

свою

очередь

делятся

на

две

категории. Возобновимые

ресурсы способны к восстановлению, но, естественно, если их потребление не превышает

критических

пределов.

Однако

интенсивное

потребление

ресурсов

привело

к

их

заметному уменьшению. Под действием человека сильно пострадали почвы, подавляющее

большинство лесов, промысловые животные. К невозобновимым относятся те ресурсы,

которые не возрождается или возобновляются в сотни раз медленнее, чем расходуются.

Запасы этих ресурсов ограничены, охрана их сводится к бережному расходованию.

Неисчерпаемые ресурсы включают водные, климатические и космические.

Хозяйственная деятельность человека, приобретая все более глобальный характер,

начинает оказывать весьма ощутимое влияние на процессы, происходящие в биосфере. В

результате промышленного производства в атмосферу, воды и почвы в качестве отходов

поступает огромное количество вредных веществ, накопление которых, угрожает жизни

большинства видов, в том числе и человека.

В настоящее время около 60 млн людей в

мире дышат воздухом, содержащим вредные для здоровья человека примеси, а почти

половина

жителей

пьёт

воду,

не

соответствующую

гигиеническим

требованиям.

Следствием

заражения

атмосферы

является

снижение

иммунной

защиты

человека,

увеличение

количества

вирусных

и

бактериальных

инфекций,

а

также

хронических

заболеваний

дыхательных

путей.

С

загрязнённой

водой

в

организм

попадают

радионуклиды

и

тяжёлые

металлы,

яды,

токсины

и

вирусные

инфекции,

что

также

приводит к ухудшению здоровья человека и различным заболеваниям.

Мощный источник загрязнений – современное сельское хозяйство, насыщающее

почвы избыточным количеством удобрений и ядов для борьбы с вредителями.

Официальным основанием для создания Красной книги Российской Федерации сейчас

являются Закон "О животном мире" и Постановление Правительства РФ №158. В нем, в

частности, декларируется, что Красная книга РФ является официальным документом,

содержащим свод сведений о редких и исчезающих видов животных и растений, а

также необходимых мерах по их охране и восстановлению. В результате длительной

работы, в 1997 г. Госкомэкология РФ утвердила Перечень объектов животного мира,

занесенных в Красную книгу России. Значение Красной книги чрезвычайно велико. Она

стала основой для законодательных актов, направленных на охрану животного и

растительного мира. Неоценима роль

Красной книги как средства воспитания населения

страны, пропаганды разумного и бережного отношения к животным и растениям вообще и

редким в частности. Само по себе появление Красной книги - сигнал тревоги, призыв к

активному действию в защиту десятков видов животных и растений.

Обращаем внимание на то, как современно звучит проблема, описанная А. П.

Чеховым в произведении «Вишневый сад».

«Приходите все посмотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому

саду, как упадут на землю деревья. Настроим дач, и наши внуки и правнуки увидят новую

жизнь»

Изменения, вызываемые деятельностью человека в биосфере, грозят прежде всего

самому

человечеству.

В

настоящее

время

общество

стало

осознавать

глобальные

экологические

угрозы.

Экологическая

грамотность

(экология

-

наука

о

доме,

термин

введен

в

1866г.),

рациональное

природопользование

-

возможно

единственный

путь

выживания

современной

цивилизации.

Рациональное

природопользование

-

комплексное использование природных богатств при максимальном сохранении ресурсов

и минимальном нарушении способности окружающей среды к самовосстановлению.

Подведены итоги:

1.Что такое природные ресурсы, какие они бывают?

2.Охарактеризуйте неисчерпаемые природные ресурсы.

3.Приведите примеры экологических проблем, катастроф антропогенного характера?

4.Почему в деле охраны природы так важно сотрудничество разных государств? Как оно

происходит?

5. В каком году была издана Красная книга СССР, в России какова ее роль?

6.Как

вы

думаете,

почему

именно

стремление

к

прогрессу

приближает

мир

к

экологической катастрофе?

В разделе экология г. Москвы обратили внимание на небольшие притоки (на

территории ЮАО) реки Москвы, которые мы часто наблюдаем как просто ручейки,

однако,

от

их

чистоты

зависит

состояние

Москвы

реки.

Основной

артерией

города

является река Москва, которая пересекает город с северо-запада на юго-восток. Река

Москва

является

левым

притоком

р. Оки,

общая

площадь

ее

водосборного

бассейна

составляет 17,6 тыс. км2, общая длина – 496 км, в том числе в черте города около 75 км по

естественному

природному

руслу.

Практически

вся

территория

города

находится

в

границах водосборного бассейна реки Москвы. Общая протяженность рек и ручьев на

территории города составляет около 660 км, из них протяженность открытых русел

составляет 395 км, т.е. 60% от длины всех рек.

Река Городня - правый приток р. Москвы, водосборная площадь полностью расположена

на территории г. Москвы и составляет 95 км2. Общая длина реки – 15,7 км, из которых 6,0

км заключено в коллектор. Наиболее крупными притоками являются реки Чертановка,

Язвенка, Бирюлевский ручей и Шмелевка. На реке Городне расположена одна из наиболее

крупных

водохозяйственных

систем –

Царицынские

и

Борисовские

русловые

пруды,

образованные тремя плотинами.

Зеленые насаждения играют незаменимую роль в жизни городов, особенно таких

крупных мегаполисов, как Москва. В сентябре 2014г. Закончилась перепись деревьев в

Москве. Всего деревьев 37 млн. из них абсолютно здоровы только 30%. Губительны для

деревьев такие факторы: загазованность атмосферы вдоль дорог, реагенты, вытаптывание

земли, некоторые ставят автомобили. Теперь каждое дерево имеет паспорт. На каждого

москвича

количество

деревьев

уменьшилось,

уменьшилось

количество

тополей,

преобладают два вида дуба: дуб красный и дуб черешчатый, акация белая, конский каштан

обыкновенный.

Большое

внимание

уделяется

состоянию

атмосферы

Москвы

и

Московской

области.Мониторинг состояния атмосферы проводится каждый день. Если рассматривать

положение с загрязнением атмосферного воздуха за последние пять лет в целом по

Московской области и Москве, то статистика такова: рост бензапирена во всех районах

Москвы и Подмосковья; рост оксида азота в Москве, Клину, Подольске, Серпухове,

Мытищах, Щёлково; рост формальдегида в Москве, Подольске, Серпухове, Коломне,

Клину; рост бензола, толуола, ксилола в Москве, Подольске, Дзержинском, Щёлково,

Мытищах; хлора в Щёлково.

Неблагоприятные

метеорологические

условия

в

Подмосковье,

связанные

с

устойчивыми (от 3 до 5 дней) малоподвижными антициклонами, которые приносят ясную,

сухую погоду с очень слабым ветром, препятствуют рассеиванию вредных примесей в

атмосфере.

Чтобы

снизить

уровень

загрязнения

атмосферного

воздуха

в

Москве

и

Подмосковье в отдельные, неблагоприятные для рассеивания вредных веществ периоды,

соответствующим

службам

МЧС

по

Московской

области

приходится

передавать

предупреждения 32 предприятиям Москвы и 64 предприятиям Московской области, а

также

16

ТЭЦОАО

"Мосэнерго"

для

прекращения

или

сокращения

промышленных

выбросов

вредных

веществ

в

атмосферу.

Таким

образом

регулируется

состояние

атмосферного воздуха в регионе. Завершение строительства и ввод в эксплуатацию в 2018

году

Центральной

кольцевой

автомобильной

дороги

(ЦКАД)

поможет

существенно

улучшить показатели загрязнения атмосферного воздуха Подмосковья.

Таким образом были рассмотрены следующие вопросы.

1.

Основные загрязнители атмосферы в Москве.

2.

Какими способами улучшают экологическую обстановку?

3.

Основные притоки реки Москвы, в каком состоянии русла малых рек?

4.

Какая организация отвечает за качество питьевой воды в Москве?

5.

В каком состоянии зеленые насаждения у проезжей части города?

6.

В каких акциях по улучшению экологии вы участвовали?

ВЫВОДЫ:

1.

Важную роль в экологическом воспитании играет уровень культуры и духовности

человека

и

человечества

определяет

отношение

к

природе.

Именно

низкий

уровень

культуры

прежде

всего

порождает

тот

клубок

запутанных

проблем,

который

грозит

гибелью природе, человечеству и планете.

2. Экологическое воспитание должно быть и в семье, и в школе, и в колледже.

3.Каждому

осознать

свою

личную

ответственность

за

непо средственно е

природопользование: за сбережение воды, электроэнергии, за охрану природы.

4. Реже использовать полиэтиленовые пакеты, одноразовую посуду, т. к. они очень долго

разлагаются

5. Не разводить костры в лесу, не оставлять мусор после своих пикников в лесу и у реки.

Обучающиеся использовали свои презентации. Как пример: «Парки Москвы»

Литература.

1.Т.А. Боровских, В.С. Рохлов, Естествознание, часть 2

2.Под редакцией И.Ю. Алексашиной Естествознание, часть 2

.



В раздел образования