Автор: Сугоняко Римма Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Новоульяновский детский сад
Населённый пункт: с. Новоульяновское
Наименование материала: доклад
Тема: "Формы взаимодействия воспитателя с родителями по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Новоульяновский детский сад
Доклад на тему
« Формы взаимодействия воспитателя с
родителями по приобщению
дошкольников к здоровому образу жизни»
Подготовила воспитатель:
Сугоняко Р.М.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума,
который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в
первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания
родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с
их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья
не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни
родителей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и
укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение
роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу
жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место
в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который
может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа
жизни, воспитания физической культуры семьи, формирования у родителей
знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления
здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной
целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть
обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих
здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Необходимо использовать такие формы работы с родителями, в которых они
выступают заинтересованными участниками педагогического процесса. Я
использую различные формы взаимодействия воспитателя с родителями:
информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-
информационные.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации
общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о
семье каждого воспитанника. Анкетирование и анализ анкетирования, тесты.
Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, «почтовые ящики»,
изучение социального портрета семей воспитанников.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между родителями и детьми. К досуговым формам
относятся семейные спортивные досуги, праздники, олимпиады.
Родители с энтузиазмом принимают участие в семейных мероприятиях.
Вместе с детьми они бегают, преодолевают различные препятствия,
участвуют в играх и эстафетах, костюмированных сценках. В процессе
соревнований родители и дети, что особенно важно, активно общаются,
переживают и подбадривают друг друга.
Организация вечеров подвижных игр «Русские – народные игры», «Широкая
Масленица» и т.д. Необходимо отметить, что важная роль в организации и
проведении таких мероприятий отводятся родителям, так как именно
взрослые естественным образом могут привлечь ребенка к игре и руководить
ею, следить за выполнением правил.
Родителям и детям предлагается найти и подготовить атрибуты к какой либо
игре, выбирается день, когда родители смогут прийти в детский сад и
поиграть вместе с детьми.
Также вниманию родителей предлагаю картотеку игр, составленную с учетом
возрастных особенностей детей. Она представляет собой описания игр,
которые можно использовать во время прогулок в детском саду, во дворе, на
детской площадке среди детей приблизительно одного возраста, их правил и
задач. Картотека хранится в физкультурном уголке. Родители могут брать ее
домой, чтобы подробно ознакомиться с предлагаемым материалом. Данная
форма работы способствует тому, что у родителей за целый год
накапливается багаж знаний подвижных игр, которые они могут организовать
с детьми.
Познавательные формы организации общения воспитателя с семьей
предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и
психологического развития детей, рациональными методами и приемами
воспитания у родителей практических навыков по формированию здорового
образа жизни. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным
формам общения, как родительские собрания в форме деловой игры на тему
«Ребенок и его здоровье», «В здоровом теле, здоровый дух» , групповые
консультации, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей
воспитанников; групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий,
диспутов, организация Дней открытых дверей; Дней счастливой семьи для
родителей; Дней здоровья;
Темы встреч различны, но все соответствуют одной тематике «Здоровый
образ жизни»
Еще один прием в работе с семьей – привлечение родителей и детей к
изготовлению спортивных атрибутов своими руками. Родители вместе с
детьми принимают участие в работе «мастерских» по изготовлению
атрибутов для ежедневных физкультурных занятий в группе и дома.
Проводятся театрализованные представления для детей с участием
родителей;
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и
родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями,
содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного
учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов,
пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть
деятельность воспитателя. Информационная связь педагога и родителей
осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания
родителей к здоровому образу жизни используются: буклеты; газеты ,
рисунки, информационные бюллетени.
Педагогическое просвещение родителей, удовлетворение индивидуальных
запросов родителей - творческие домашние задания для родителей с детьми,
позволяют наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно
поучаствовать в образовательном процессе. Выпуск газеты, журнала – одна
из форм пропаганды ЗОЖ. Очень важно, чтобы это был продукт
коллективного творчества взрослых и детей.
В процессе изготовления газет, подбираются статьи, необходимые
фотографии о занятиях спортом, спортивных достижениях. Родители и дети
сочиняют подписи к снимкам.
Провожу с детьми беседу о спортивных увлечениях в семье и предлагаю
родителям и детям составить альбомы «Наша спортивная семья». Так же
можно дать задание – отобрать фотографии, на которых дети с родителями
занимаются спортом или делают зарядку, и составить по ним небольшой
рассказ. Детям предлагается прокомментировать фотографии, рассказать о
спортивных увлечениях и достижениях своих близких. Приглашаем
фельдшера на родительское собрание, которая знакомит родителей с
информацией о правильном питании, о значении витаминов для детского и
взрослого организма, о пользе зарядки или о вредных привычках:
- Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
- Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
- О питании дошкольников.
- Особенности физического и нервно – психического развития у часто
болеющих детей.
- Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
- Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
- Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение,
наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
- Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что здоровье детей зависит
не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной
грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая
лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших
результатов, если она не решается совместно с семьей. И в заключении
можно сказать, что семья и дошкольные учреждения – два важных института
социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для
всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В результате
информация и практический опыт, полученный родителями, помогут:
повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить
необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать
потребность в здоровом образе жизни в своей семье.