Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Холуенко Оксана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №32
Населённый пункт: с. Михайловское МО Северский район
Наименование материала: Методика обучения младших школьников с использованием информационных технологий
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Методика обучения младших школьников с использованием

информационных технологий

Интерактивное

обучение

это

специальная

форма

организации

познавательной

деятельности,

в

которой

реализуется

традиционная

типология методов. Целью применения ИКТ стало:

- Развитие мышления;

- Формирование приёмов мыслительной деятельности.

Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в

процесс

познания,

они

имеют

возможность

думать,

понимать

и

рефлектировать.

Совместная

деятельность

предполагает

вклад

каждого,

обмен знаниями, идеями, способами действия.

Интерактивные формы нацелены на:

стимулирование учебно-познавательной мотивации;

развитие самостоятельности и активности;

воспитание аналитического и критического мышления;

формирование коммуникативных навыков и саморазвитие учащихся.

В

интерактивном

обучении

учитываются

потребности

ученика,

привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка

знаний,

оптимальный

результат

достигается

через

сотрудничество,

сотворчество,

самостоятельность

и

свободу

выбора,

ученик

анализирует

собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи

между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем

и

сверстником ученик чувствует себя комфортнее.

Взаимосвязь

Характеристика методов обучения

Учитель

Ученик

ПАССИВНЫЕ

-

определенная

познавательная

активность

ученика;

низкий

уровень

активности

ученика.

При

таком

обучении

преобладает

внешняя

мотивация,

репродуктивный

характер

деятельности,

отсутствует самостоятельность и творчество учащихся.

Учитель

Ученик

А К Т И В Н Ы Е

-

о б е с п е ч и в а е т

в ы с о к у ю

познавательную

активность,

самостоятельность

и

творчество

ребенка,

психосоциальный

рост

личности

школьника.

Учитель

Ученик

Ученик

Применение

ИКТ

-

по стоянное

а к т и в н о е

взаимодействие педагога c учащимися и учащихся друг

с

другом;

взаимопомощь,

взаимодействие

и

взаимопонимание;

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения

на следующие виды:

Печатные (учебники

и

учебные

пособия,

книги

для

чтения,

хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

Электронные

образовательные

ресурсы

(часто

называемые

образовательные мультимедиа

мультимедийные

учебники,

сетевые

образовательные

ресурсы,

мультимедийные

универсальные

энциклопедии и т.п.)

Дидактические игры, которые развивают познавательную активность.

Аудиовизуальные

слайды,

слайд-фильмы,

видеофильмы

образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых

носителях, Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.

Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации

настенные, магнитные доски)

Демонстрационные

(гербарии,

муляжи,

макеты,

стенды,

модели

в

разрезе, модели демонстрационные)

Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.)

Урок

с

использованием

мультимедиа

используется

для

усиления

обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных

участников

образовательного

процесса,

часто

и

главным

источником

информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления

наглядности,

для

подключения

одновременно

нескольких

каналов

представления

информации,

для

более

доступного

объяснения

учебного

материала.

Приобретает

совершенно

новое

качество,

когда

на

экране

в

заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель

может

с

помощью

гиперссылок

перейти

к

детализации

информации,

«оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки

урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то

есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями

и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения.

Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей,

дидактическим

инструментарием.

При

его

проведении

существенно

меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего,

организатором, координатором познавательной деятельности учеников, т.е.

процесс обучения, становится интерактивным.

Наиболее эффективно использование презентаций на следующих этапах

урока:

- объяснение нового материала;

- закрепление ЗУН (презентация используется в качестве тренажера по

определенной теме школьного курса).

На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы

презентация

не

стала

простой

заменой

классной

доске,

а

чтобы

в

презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или

продемонстрировать

другими

средствами.

Например,

видео-,

аудиозаписи

выступлений ученых, экспериментов и т.п.

Для

применения

презентации

на

этапе

закрепления

ЗУН

надо

разработать ряд практических заданий с выбором ответа и сделать из них

презентацию.

Затем

презентация

может

быть

использована

на

уроке

в

качестве программы-тренажера. Не стоит безмерно увлекаться цифровыми

ресурсами. Ведь непродуманное применение влияет на здоровье детей.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению

занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, чем при работе у

классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на

доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все

написанное.

Экономя

время,

учитель

может

увеличить

плотность

урока,

обогатить его новым содержанием.

Вариант, когда учитель использует ИКТ для решения традиционных

образовательных

задач

на

уроке.

В

данном

варианте

учитель

может

использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого

курса

как

различные

электронные

издания

на

СD,

DVD

носителях

(учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники,

тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая

графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы (при условии

подключения

к

сети

Интернет).

Эти

материалы

могут

использоваться

учителем

при

подготовке

к

уроку,

на

разных

этапах

проведения

урока

(объяснение, закрепление, контроль).

На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать

электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал

по

теме

урока,

структурировать

и

оформить

его

на

электронных

или

бумажных носителях.

При

объяснении

нового

материала

на

уроке

учитель

может

использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты,

видеофрагменты

изучаемых

процессов

и

явлений,

демонстрации

опытов,

видео экскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели,

символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-

проектора. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель

комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости

сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

При закреплении пройденного материала, учитель может предложить

учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия,

электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д.

На

этом

этапе

могут

использоваться

фронтальные,

групповые,

индивидуальные

и

дифференцированные

формы

организации

учебной

деятельности учащихся.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме

учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или

дифференцированное,

на

компьютере

или

письменно,

с

автоматической

проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем).

Урок

с

использованием

интерактивных

средств

обучения

в

образовательном процессе – электронный учебник

ЭФУ

(электронная

форма

учебника)

это

электронное

издание,

соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению

печатной

форме

учебника

и

содержащее

мультимедийные

элементы,

и

интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника

(определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559).

Министерством образования и науки РФ, разработан ряд учебных

материалов нового поколения, которые растиражированы в образовательные

учреждения и размещены в Единой коллекции цифровых образовательных

ресурсов.

Электронный

учебник -

это

программно-методический

комплекс,

обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его

большой

раздел.

Он

соединяет

в

себе

свойства

обычного

учебника,

справочника, задачника и лабораторного практикума.

Основной

идеей

электронной

формы

обучения

я вл я е т с я

предоставление детям возможности самим искать и отбирать информацию.

Каковы обязательные составляющие учебника?

постановка задачи

предъявление информации

раскрытие путей решения проблем

обобщение и систематизация

закрепление и контроль

самостоятельная работа.

Электронные учебники содержат ресурсы, позволяющие организовать

деятельность

такого

рода:

работа

с

информационными

источниками,

практические упражнения и лабораторные работы, опыты и наблюдения,

техническое моделирование, конструирование и многое другое. Установку на

самостоятельный

поиск

материалов

с

использованием

электронных

учебников, безусловно, должен давать учитель.

Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет

больше

возможностей

для

организации

образовательного

процесса.

При

работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые

давались

и

при

работе

с

обычным

бумажным

учебником.

Современные

устройства,

используемые

для

воспроизведения

электронных

учебников,

позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране.

Таким

образом,

все

те

приемы,

которые

использовались

при

работе

с

печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их

новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей

электронного учебника.

Учебник выполняет две основные функции:

Является

источником

учебной

информации,

раскрывающей

в

доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными

стандартами содержание;

Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется

организация

образовательного

процесса,

в

том

числе

и

самообразование

учеников.

Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной

формой обладает следующими преимуществами:

более компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в

одном устройство, например, планшете;

более

удобна

для

пользователя

благодаря

возможностям

быстрого

перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления

и

кнопок

быстрого

перехода,

настройки

отображения

(увеличение

иллюстраций,

изменение

размера

шрифта

и

т.д.)

и

поиска

в

учебном

материале, по ключевым словам,

дополняет

учебный

материал

электронными

образовательными

ресурсами

мультимедийными

объектами,

обеспечивающими

большую

наглядность и содержательную широту материала;

Именно поэтому, согласно приказу МОН РФ от 8 декабря 2014 г. №

1559

«О

внесении

изменений

в

Порядок

формирования

федерального

перечня учебников…» , каждый учебник в печатной форме, включенный в

федеральный

перечень,

в

обязательном

порядке

сопровождается

его

представлением в электронной форме (рис.4).

В

настоящее

время

существует

несколько

версий

значения

словосочетания

"электронная

форма

учебника"

-

начиная

от

файлов

электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными

устройствами,

которые

обновляются

из

централизованного

источника

и

интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок,

загрузку домашнего задания и другую фантастику. Время последних еще не

наступило, хотя уже были попытки по внедрению разных типов электронных

учебников, правда, результаты позволяют сказать о том, что по причине

отсутствия единой идеи и стандарта до полной интерактивности учебникам

еще далеко.

Чем ЭФУ отличается от электронных приложений к печатным учебникам?

Электронное

приложение

к

печатному

учебнику

это

набор

обособленных

электронных

объектов,

чаще

всего

не

имеющих

точной

содержательной

привязки

к

материалу

учебника

и

дополняющих

этот

материал.

(Рис. 4)

Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в

обучении

младших

школьников,

необходимо

определить,

с

какой

целью

средства информатизации включаются в образовательный процесс:

наиболее эффективная реализация знание нового подхода;

внедрение личностно-ориентированного обучения.

В зависимости от этого определяются общие дидактические и частные

методические задачи, которые можно успешно решать на уроке с помощью

электронных учебных пособий.

Названным целям соответствуют следующие задачи:

– разнообразие видов учебной деятельности;

– развитие обще учебных умений и навыков;

– индивидуализация обучения.

– расширение спектра источников учебной информации;

– развитие познавательных интересов младших школьников;

– увеличение числа каналов восприятия учебной информации.

Соответствующие

этим

задачам

формы

организации

учебной

деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и

групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в

парах.

Чаще всего эти задачи решаются через использование мультимедийной

аппаратуры и экрана. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или

анимации – действительно эффективный прием.

Учитель

имеет

возможность

проводить

интересные

уроки

с

использованием

мультимедиа

ресурсов,

повышать

уровень

мотивации

учащихся,

обучать

по

индивидуальной

образовательной

траектории,

проводить мониторинг и контроль знаний учащихся с помощью тестовых

заданий.

Важное

значение

приобретают

электронное

учебное

пособие

при

работе

с

геометрическим

материалом.

Сокращая

затраты

времени

на

изображение геометрических объектов, можно уделить больше внимания,

например, отработке навыков их классификации по различным признакам,

активнее использовать зрительную, ассоциативную и эмоциональную память

младших школьников.

Отличительная черта электронного приложения к учебнику «Русский

язык» для 3 класса – соответствие структуры его построения структуре

учебника.

Электронное

приложение

расширяет,

дополняет

содержание

учебника, содержит разнообразные дополнительные мультимедиа ресурсы,

объединённые в рубрики: анимация, упражнения, игры, словарная работа и

др. (Рис.11).

Электронное

приложение

к

учебнику «Окружающий мир» и другие

значительно

расширяют

и

дополняют

информационно-образовательное

пространство УМК.

Электронные

приложения

ориентированы

на

работу

с

детьми

по

следующим направлениям:

- развитие речи;

- ознакомление с окружающим миром;

-обучение чтению;

- логопедические занятия.

Работа

с

использованием

ИКТ

предполагает

многообразные

формы

деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.

Вывод: функции электронных учебников и пособий:

• облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в

печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на

слуховую и эмоциональную память и т.п.;

• допускают

адаптацию

в

соответствии

с

потребностями

учащегося,

уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

• освобождают от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на

сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше

задач;

• предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех

этапах работы.

Урок

с

использованием

Интернета.

Все

виды

деятельности

обучаемых,

являющихся

пользователями

Интернета,

можно

условно

разделить на три группы:

поиск

информации

работа

с

браузерами,

базами

данных,

справочными системами и т.п.;

общение

электронная

почта,

списки

рассылки,

on-line

форумы,

видеоконференции и т. д.;

публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов.

Урок

с

использованием

интерактивной

доски.

Одним

из

самых

прогрессивных интерактивных средств

обучения являются интерактивные

доски. С интерактивными досками можно работать как в большой аудитории,

так и в маленьких группах. Эти современные аудиовизуальные средства

обучения

помогают

разнообразить

занятие:

преподаватель

может

читать

лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD,CD-

ROM и интернет-ресурсы. Программное обеспечение позволяет писать и

делать

пометки

прямо

поверх

всех

видов

документов,

диаграмм

и

веб-

страниц.

Любую

информацию,

отображенную

на

интерактивной

доске,

можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить

на сайт.

Для

того

чтобы

эффективно

проводить

занятия

с

использованием

интерактивной

доски

можно

использовать

следующий

алгоритм,

следуя

которому

преподаватель

может

успешно

подготовиться

к

занятию

с

использованием интерактивной доски.

Определить тему, цель и тип занятия;

Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью

наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.

Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной

доски;

Из

резервов

компьютерного

обеспечения

отбираются

наиболее

эффективные средства.

Рассматривается

целесообразность

их

применения

в

сравнении

с

традиционными средствами.

О т о б р а н н ы е

м а т е р и а л ы

о ц е н и в а ю т с я

в о

в р е м е н и :

и х

продолжительность

не

должна

превышать

санитарных

норм;

рекомендуется

просмотреть

и

прохронометрировать

все

материалы,

учесть интерактивный характер материала.

Составляется временная развертка (поминутный план) урока.

При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного

материала

проводится

поиск

в

библиотеке

или

Интернете

или

составляется авторская программа.

Из найденного материала собирается презентационная программа. Для

этого пишется ее сценарий.

Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с использованием

интерактивной доски;

Апробация урока.

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются

образовательные технологии, реализуемые в основном с применением

информационных

и

телекоммуникационных

технологий

при

опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном

взаимодействии обучающегося и педагогического работника»

Использование

сетевых

дистанционных

образовательных

технологий

(ДОТ)

в

учебном

процессе

начальной

школы

позволяет

сделать

процесс

обучения

более

продуктивным.

Во

время

урока

учителю

затруднительно

полностью изложить материал по теме, главная причина – не хватка времени.

Но благодаря применению ДОТ,

младшие школьники могут дополнить и

проверить свои знания по теме предмета: отправить выполненные домашние

задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить на форуме

интересующие темы, принять участие в различных сетевых инициативах

(проекты, конкурсы, игры,…). Таким образом, младшие школьники всегда

включены в образовательный процесс, даже если пропустили урок.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения темы проекта

- тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые

моменты разбираемого вопроса.

2. Как сопровождение объяснения учителя, выступлений учащихся

-

могут

использоваться

созданные

специально

для

конкретных

уроков

мультимедийные

конспекты-презентации,

создающие

краткий

текст,

основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.

3. Как информационно-обучающее пособие

-

в

обучении

особенный

акцент

сегодня

ставится

на

собственную

деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний.

Учитель

в

этом

случае

выступает

как

организатор

процессе

учения,

руководитель

самостоятельной

деятельности

учащихся,

оказывающий

им

нужную помощь и поддержку.

4. Для контроля знаний

- использование компьютерного тестирования повышает эффективность

учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на

которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.

Можно выделить следующие особенности данной технологии:

1. качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает

никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением

на экране;

2 . с помощью доски и мела затруднено и нелепо объяснять работу с

различными инструментами;

3. во время демонстрации презентации, даже с применением проектора,

рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено;

4. повышение уровня использования наглядности на уроке;

5. повышение производительности урока;

6. установление межпредметных связей;

7 . преподаватель

создающий,

или

использующий

информационные

технологии

вынужден

обращать

огромное

внимание

на

логику

подачи

учебного

материала,

что

положительным

образом

сказывается

на

уровне

знаний учащихся;

8 . изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в

качестве

универсального

инструмента

для

работы

в

любой

области

человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Вывод: Использование электронных учебных пособий позволяет повысить

качество

обучения,

сделать

его

динамичным,

решать

несколько

задач

наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.

Применение

электронных

учебников

и

пособий

целесообразно

только

в

комплексе

с

другими

обучающими

системами,

при

этом,

не

отрицая,

а,

взаимно дополняя печатные издания.



В раздел образования