Автор: Холуенко Оксана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №32
Населённый пункт: с. Михайловское МО Северский район
Наименование материала: Методика обучения младших школьников с использованием информационных технологий
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: начальное образование
Методика обучения младших школьников с использованием
информационных технологий
Интерактивное
обучение
–
это
специальная
форма
организации
познавательной
деятельности,
в
которой
реализуется
традиционная
типология методов. Целью применения ИКТ стало:
- Развитие мышления;
- Формирование приёмов мыслительной деятельности.
Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в
процесс
познания,
они
имеют
возможность
думать,
понимать
и
рефлектировать.
Совместная
деятельность
предполагает
вклад
каждого,
обмен знаниями, идеями, способами действия.
Интерактивные формы нацелены на:
стимулирование учебно-познавательной мотивации;
развитие самостоятельности и активности;
воспитание аналитического и критического мышления;
формирование коммуникативных навыков и саморазвитие учащихся.
В
интерактивном
обучении
учитываются
потребности
ученика,
привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка
знаний,
оптимальный
результат
достигается
через
сотрудничество,
сотворчество,
самостоятельность
и
свободу
выбора,
ученик
анализирует
собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи
между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем
и
сверстником ученик чувствует себя комфортнее.
Взаимосвязь
Характеристика методов обучения
Учитель
Ученик
ПАССИВНЫЕ
-
определенная
познавательная
активность
ученика;
низкий
уровень
активности
ученика.
При
таком
обучении
преобладает
внешняя
мотивация,
репродуктивный
характер
деятельности,
отсутствует самостоятельность и творчество учащихся.
Учитель
Ученик
А К Т И В Н Ы Е
-
о б е с п е ч и в а е т
в ы с о к у ю
познавательную
активность,
самостоятельность
и
творчество
ребенка,
психосоциальный
рост
личности
школьника.
Учитель
Ученик
Ученик
Применение
ИКТ
-
по стоянное
а к т и в н о е
взаимодействие педагога c учащимися и учащихся друг
с
другом;
взаимопомощь,
взаимодействие
и
взаимопонимание;
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения
на следующие виды:
Печатные (учебники
и
учебные
пособия,
книги
для
чтения,
хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
Электронные
образовательные
ресурсы
(часто
называемые
образовательные мультимедиа
мультимедийные
учебники,
сетевые
образовательные
ресурсы,
мультимедийные
универсальные
энциклопедии и т.п.)
Дидактические игры, которые развивают познавательную активность.
Аудиовизуальные
слайды,
слайд-фильмы,
видеофильмы
образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых
носителях, Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации
настенные, магнитные доски)
Демонстрационные
(гербарии,
муляжи,
макеты,
стенды,
модели
в
разрезе, модели демонстрационные)
Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.)
Урок
с
использованием
мультимедиа
используется
для
усиления
обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных
участников
образовательного
процесса,
часто
и
главным
источником
информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления
наглядности,
для
подключения
одновременно
нескольких
каналов
представления
информации,
для
более
доступного
объяснения
учебного
материала.
Приобретает
совершенно
новое
качество,
когда
на
экране
в
заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель
может
с
помощью
гиперссылок
перейти
к
детализации
информации,
«оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.
Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки
урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то
есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями
и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения.
Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей,
дидактическим
инструментарием.
При
его
проведении
существенно
меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего,
организатором, координатором познавательной деятельности учеников, т.е.
процесс обучения, становится интерактивным.
Наиболее эффективно использование презентаций на следующих этапах
урока:
- объяснение нового материала;
- закрепление ЗУН (презентация используется в качестве тренажера по
определенной теме школьного курса).
На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы
презентация
не
стала
простой
заменой
классной
доске,
а
чтобы
в
презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или
продемонстрировать
другими
средствами.
Например,
видео-,
аудиозаписи
выступлений ученых, экспериментов и т.п.
Для
применения
презентации
на
этапе
закрепления
ЗУН
надо
разработать ряд практических заданий с выбором ответа и сделать из них
презентацию.
Затем
презентация
может
быть
использована
на
уроке
в
качестве программы-тренажера. Не стоит безмерно увлекаться цифровыми
ресурсами. Ведь непродуманное применение влияет на здоровье детей.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению
занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, чем при работе у
классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на
доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все
написанное.
Экономя
время,
учитель
может
увеличить
плотность
урока,
обогатить его новым содержанием.
Вариант, когда учитель использует ИКТ для решения традиционных
образовательных
задач
на
уроке.
В
данном
варианте
учитель
может
использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого
курса
как
различные
электронные
издания
на
СD,
DVD
–
носителях
(учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники,
тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая
графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы (при условии
подключения
к
сети
Интернет).
Эти
материалы
могут
использоваться
учителем
при
подготовке
к
уроку,
на
разных
этапах
проведения
урока
(объяснение, закрепление, контроль).
На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать
электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал
по
теме
урока,
структурировать
и
оформить
его
на
электронных
или
бумажных носителях.
При
объяснении
нового
материала
на
уроке
учитель
может
использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты,
видеофрагменты
изучаемых
процессов
и
явлений,
демонстрации
опытов,
видео экскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели,
символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-
проектора. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель
комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости
сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.
При закреплении пройденного материала, учитель может предложить
учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия,
электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д.
На
этом
этапе
могут
использоваться
фронтальные,
групповые,
индивидуальные
и
дифференцированные
формы
организации
учебной
деятельности учащихся.
Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме
учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или
дифференцированное,
на
компьютере
или
письменно,
с
автоматической
проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем).
Урок
с
использованием
интерактивных
средств
обучения
в
образовательном процессе – электронный учебник
ЭФУ
(электронная
форма
учебника)
–
это
электронное
издание,
соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению
печатной
форме
учебника
и
содержащее
мультимедийные
элементы,
и
интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника
(определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559).
Министерством образования и науки РФ, разработан ряд учебных
материалов нового поколения, которые растиражированы в образовательные
учреждения и размещены в Единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов.
Электронный
учебник -
это
программно-методический
комплекс,
обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его
большой
раздел.
Он
соединяет
в
себе
свойства
обычного
учебника,
справочника, задачника и лабораторного практикума.
Основной
идеей
электронной
формы
обучения
я вл я е т с я
предоставление детям возможности самим искать и отбирать информацию.
Каковы обязательные составляющие учебника?
постановка задачи
предъявление информации
раскрытие путей решения проблем
обобщение и систематизация
закрепление и контроль
самостоятельная работа.
Электронные учебники содержат ресурсы, позволяющие организовать
деятельность
такого
рода:
работа
с
информационными
источниками,
практические упражнения и лабораторные работы, опыты и наблюдения,
техническое моделирование, конструирование и многое другое. Установку на
самостоятельный
поиск
материалов
с
использованием
электронных
учебников, безусловно, должен давать учитель.
Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет
больше
возможностей
для
организации
образовательного
процесса.
При
работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые
давались
и
при
работе
с
обычным
бумажным
учебником.
Современные
устройства,
используемые
для
воспроизведения
электронных
учебников,
позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране.
Таким
образом,
все
те
приемы,
которые
использовались
при
работе
с
печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их
новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей
электронного учебника.
Учебник выполняет две основные функции:
Является
источником
учебной
информации,
раскрывающей
в
доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными
стандартами содержание;
Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется
организация
образовательного
процесса,
в
том
числе
и
самообразование
учеников.
Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной
формой обладает следующими преимуществами:
более компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в
одном устройство, например, планшете;
более
удобна
для
пользователя
благодаря
возможностям
быстрого
перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления
и
кнопок
быстрого
перехода,
настройки
отображения
(увеличение
иллюстраций,
изменение
размера
шрифта
и
т.д.)
и
поиска
в
учебном
материале, по ключевым словам,
дополняет
учебный
материал
электронными
образовательными
ресурсами
–
мультимедийными
объектами,
обеспечивающими
большую
наглядность и содержательную широту материала;
Именно поэтому, согласно приказу МОН РФ от 8 декабря 2014 г. №
1559
«О
внесении
изменений
в
Порядок
формирования
федерального
перечня учебников…» , каждый учебник в печатной форме, включенный в
федеральный
перечень,
в
обязательном
порядке
сопровождается
его
представлением в электронной форме (рис.4).
В
настоящее
время
существует
несколько
версий
значения
словосочетания
"электронная
форма
учебника"
-
начиная
от
файлов
электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными
устройствами,
которые
обновляются
из
централизованного
источника
и
интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок,
загрузку домашнего задания и другую фантастику. Время последних еще не
наступило, хотя уже были попытки по внедрению разных типов электронных
учебников, правда, результаты позволяют сказать о том, что по причине
отсутствия единой идеи и стандарта до полной интерактивности учебникам
еще далеко.
Чем ЭФУ отличается от электронных приложений к печатным учебникам?
Электронное
приложение
к
печатному
учебнику
—
это
набор
обособленных
электронных
объектов,
чаще
всего
не
имеющих
точной
содержательной
привязки
к
материалу
учебника
и
дополняющих
этот
материал.
(Рис. 4)
Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в
обучении
младших
школьников,
необходимо
определить,
с
какой
целью
средства информатизации включаются в образовательный процесс:
наиболее эффективная реализация знание нового подхода;
внедрение личностно-ориентированного обучения.
В зависимости от этого определяются общие дидактические и частные
методические задачи, которые можно успешно решать на уроке с помощью
электронных учебных пособий.
Названным целям соответствуют следующие задачи:
– разнообразие видов учебной деятельности;
– развитие обще учебных умений и навыков;
– индивидуализация обучения.
– расширение спектра источников учебной информации;
– развитие познавательных интересов младших школьников;
– увеличение числа каналов восприятия учебной информации.
Соответствующие
этим
задачам
формы
организации
учебной
деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и
групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в
парах.
Чаще всего эти задачи решаются через использование мультимедийной
аппаратуры и экрана. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или
анимации – действительно эффективный прием.
Учитель
имеет
возможность
проводить
интересные
уроки
с
использованием
мультимедиа
ресурсов,
повышать
уровень
мотивации
учащихся,
обучать
по
индивидуальной
образовательной
траектории,
проводить мониторинг и контроль знаний учащихся с помощью тестовых
заданий.
Важное
значение
приобретают
электронное
учебное
пособие
при
работе
с
геометрическим
материалом.
Сокращая
затраты
времени
на
изображение геометрических объектов, можно уделить больше внимания,
например, отработке навыков их классификации по различным признакам,
активнее использовать зрительную, ассоциативную и эмоциональную память
младших школьников.
Отличительная черта электронного приложения к учебнику «Русский
язык» для 3 класса – соответствие структуры его построения структуре
учебника.
Электронное
приложение
расширяет,
дополняет
содержание
учебника, содержит разнообразные дополнительные мультимедиа ресурсы,
объединённые в рубрики: анимация, упражнения, игры, словарная работа и
др. (Рис.11).
Электронное
приложение
к
учебнику «Окружающий мир» и другие
значительно
расширяют
и
дополняют
информационно-образовательное
пространство УМК.
Электронные
приложения
ориентированы
на
работу
с
детьми
по
следующим направлениям:
- развитие речи;
- ознакомление с окружающим миром;
-обучение чтению;
- логопедические занятия.
Работа
с
использованием
ИКТ
предполагает
многообразные
формы
деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.
Вывод: функции электронных учебников и пособий:
• облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в
печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на
слуховую и эмоциональную память и т.п.;
• допускают
адаптацию
в
соответствии
с
потребностями
учащегося,
уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
• освобождают от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на
сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше
задач;
• предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех
этапах работы.
Урок
с
использованием
Интернета.
Все
виды
деятельности
обучаемых,
являющихся
пользователями
Интернета,
можно
условно
разделить на три группы:
поиск
информации
—
работа
с
браузерами,
базами
данных,
справочными системами и т.п.;
общение
—
электронная
почта,
списки
рассылки,
on-line
форумы,
видеоконференции и т. д.;
публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов.
Урок
с
использованием
интерактивной
доски.
Одним
из
самых
прогрессивных интерактивных средств
обучения являются интерактивные
доски. С интерактивными досками можно работать как в большой аудитории,
так и в маленьких группах. Эти современные аудиовизуальные средства
обучения
помогают
разнообразить
занятие:
преподаватель
может
читать
лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD,CD-
ROM и интернет-ресурсы. Программное обеспечение позволяет писать и
делать
пометки
прямо
поверх
всех
видов
документов,
диаграмм
и
веб-
страниц.
Любую
информацию,
отображенную
на
интерактивной
доске,
можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить
на сайт.
Для
того
чтобы
эффективно
проводить
занятия
с
использованием
интерактивной
доски
можно
использовать
следующий
алгоритм,
следуя
которому
преподаватель
может
успешно
подготовиться
к
занятию
с
использованием интерактивной доски.
Определить тему, цель и тип занятия;
Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью
наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.
Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной
доски;
Из
резервов
компьютерного
обеспечения
отбираются
наиболее
эффективные средства.
Рассматривается
целесообразность
их
применения
в
сравнении
с
традиционными средствами.
О т о б р а н н ы е
м а т е р и а л ы
о ц е н и в а ю т с я
в о
в р е м е н и :
и х
продолжительность
не
должна
превышать
санитарных
норм;
рекомендуется
просмотреть
и
прохронометрировать
все
материалы,
учесть интерактивный характер материала.
Составляется временная развертка (поминутный план) урока.
При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного
материала
проводится
поиск
в
библиотеке
или
Интернете
или
составляется авторская программа.
Из найденного материала собирается презентационная программа. Для
этого пишется ее сценарий.
Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с использованием
интерактивной доски;
Апробация урока.
«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационных
и
телекоммуникационных
технологий
при
опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном
взаимодействии обучающегося и педагогического работника»
Использование
сетевых
дистанционных
образовательных
технологий
(ДОТ)
в
учебном
процессе
начальной
школы
позволяет
сделать
процесс
обучения
более
продуктивным.
Во
время
урока
учителю
затруднительно
полностью изложить материал по теме, главная причина – не хватка времени.
Но благодаря применению ДОТ,
младшие школьники могут дополнить и
проверить свои знания по теме предмета: отправить выполненные домашние
задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить на форуме
интересующие темы, принять участие в различных сетевых инициативах
(проекты, конкурсы, игры,…). Таким образом, младшие школьники всегда
включены в образовательный процесс, даже если пропустили урок.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для обозначения темы проекта
- тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые
моменты разбираемого вопроса.
2. Как сопровождение объяснения учителя, выступлений учащихся
-
могут
использоваться
созданные
специально
для
конкретных
уроков
мультимедийные
конспекты-презентации,
создающие
краткий
текст,
основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.
3. Как информационно-обучающее пособие
-
в
обучении
особенный
акцент
сегодня
ставится
на
собственную
деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний.
Учитель
в
этом
случае
выступает
как
организатор
процессе
учения,
руководитель
самостоятельной
деятельности
учащихся,
оказывающий
им
нужную помощь и поддержку.
4. Для контроля знаний
- использование компьютерного тестирования повышает эффективность
учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.
Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на
которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
1. качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает
никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением
на экране;
2 . с помощью доски и мела затруднено и нелепо объяснять работу с
различными инструментами;
3. во время демонстрации презентации, даже с применением проектора,
рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено;
4. повышение уровня использования наглядности на уроке;
5. повышение производительности урока;
6. установление межпредметных связей;
7 . преподаватель
создающий,
или
использующий
информационные
технологии
вынужден
обращать
огромное
внимание
на
логику
подачи
учебного
материала,
что
положительным
образом
сказывается
на
уровне
знаний учащихся;
8 . изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в
качестве
универсального
инструмента
для
работы
в
любой
области
человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Вывод: Использование электронных учебных пособий позволяет повысить
качество
обучения,
сделать
его
динамичным,
решать
несколько
задач
–
наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.
Применение
электронных
учебников
и
пособий
целесообразно
только
в
комплексе
с
другими
обучающими
системами,
при
этом,
не
отрицая,
а,
взаимно дополняя печатные издания.