Автор: Астахова Ксения Евгеньевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ЧС(К)ОШ-И VII вида
Населённый пункт: п.Черский, Р/С (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Аналитический отчет о проведении Месячника психологического здоровья
Раздел: среднее профессиональное
Положение
о проведении
«Месячника
психологического здоровья»
в МКОУ
«ЧС(К)ОШ-И VII вида»
Настоящее
положение
определяет
цели,
задачи,
порядок
организации
и
проведения
школьного «Месячника психологического здоровья» (далее - Месячник).
1. Общие положения
1.1. Организатором мероприятия является администрация МКОУ «ЧС(К)ОШ-И VII вида»
1.2.
Информационно-методическую
помощь
при
проведении
Месячника
обеспечивает
методическая служба МКОУ «ЧС(К)ОШ-И VII вида»
1.3. Месячник проводится в МКОУ «ЧС(К)ОШ-И VII вида» с 15 октября - 15 ноября 2016
года.
2. Цели и задачи
2.1. Месячник психологического здоровья проводится с целью обеспечения и реализации
прав ребенка на создание необходимых условий для жизни, гармоничного развития как
личности и гражданина, для укрепления и сохранения психологического здоровья учащихся
в образовательной среде.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
-
обеспечение
психологической
безопасности
в
МКОУ
«ЧС(К)ОШ-И VII вида»
для
учащихся, педагогов и родителей;
- разработка и внедрение образовательных программ, направленных на формирование у
детей
и
подростков
коммуникативных
навыков,
позитивного
отношения
к
себе
и
к
окружающим, навыков саморегуляции психоэмоционального состояния, умения разрешать
конфликты и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях;
-
обеспечение
психолого-педагогических
мер,
направленных
на
профилактику
отклоняющегося поведения среди детей и подростков;
- повышение психологической компетентности педагогов и неукоснительное соблюдение
ими педагогической этики, профилактика эмоционального выгорания педагогов;
- повышение воспитательной компетентности и ответственности родителей, обеспечение
взаимодействия семьи и школы на принципах партнерских отношений и современных форм
организации;
-
активизация
деятельности
общественных
организаций,
формирование
в
социуме
нетерпимого
отношения
к
каждому
случаю
физического
и
душевного
неблагополучия
ребенка.
3. Основные формы проведения Месячника
Для учащихся:
1.
Занятия по формированию социально-важных навыков:
- снизить уровень агрессии
- повысить самооценку
- уверенность в себе
- сплочение коллектива
- конфликты и способы выхода из них
-коммуникативные навыки
-выработки мотивации достижения успеха
- снизить уровень тревожности
2.классные часы, тренинги, арт-терапия, игротерапия, сказкотерапия, школьная акция.
3.спортивные мероприятия.
4.просмотр релаксационных фильмов.
5.беседа о нравственности.
Для педагогов:
1.самообразование
2. семинар-тренинг «Стресс надо победить».
3. психологическая игра «Портрет коллектива».
4. тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».
Для родителей:
1.Общешкольное родительское собрание;
2.беседы, индивидуальные встречи с родителями учащихся «группы риска».
3.классное родительское собрание.
4.Участники
4.1. Учащиеся 1-9 классов
4.2. Педагоги, классные руководители, социальный педагог, психолог, и.о.директора, мед
работник, родители и др.
5.Оценка эффективности результатов.
5.1. Эффективность результатов проведенных мероприятий определяется по следующим
критериям:
- наличие плана проведения Месячника;
- наличие информационного материала (оформление стендов);
- оформление тематических стендов;
- наличие методического материала для проведения Месячника.
Анализ эффективности проведенных мероприятий Месячника психологического здоровья в
МКОУ «ЧС(К)ОШ-И VII вида»
«Месячник психологического здоровья учащихся проходил в нашей школе с 15 октября – 15
ноября 2016 г.
Месячник проводился с целью обеспечения прав ребенка на создание необходимых условий
для
жизни,
гармоничного
развития
как
личности
и
гражданина,
для
укрепления
и
сохранения психологического здоровья обучающихся в образовательной среде.
«Месячник психологического здоровья учащихся» прошел по раннее заявленному плану, во
время которого были задействованы все участники учебного процесса(учащиеся, родители,
педагоги).
Коррекционная работа с ребенком должна взаимодействовать параллельно со взрослыми,
его
окружающим
социумом,
родителями,
педагогами.
В
зависимости
от
выявленных
проблем в работе необходимо делать несколько акцентов на:
- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
- изменения стиля взаимодействия с детьми;
- со стороны родителей уделять как можно больше внимания своим детям и идти с ними на
контакт;
- взаимодействовать с педагогами и интересоваться школьной и послешкольной жизнью
своих детей.
Самое важное для ребенка – это создать такие условия жизни, где ему демонстрировались
бы образцы теплого и доброго отношения между людьми,( в его семье, школе, социуме).
И
отсутствовали
бы
негативные
примеры
агрессивного
поведения.
Воспитание
на
принципах сотрудничества в семье, школе, социуме.
Проведение
Месячника
психологического
здоровья
обсуждалось
на
заседе\ании
педагогического совета, был составлен план проведения, назначены ответственные, принято
Поожение о проведении «Месячника психологического здоровья учащихся ЧС(К) ОШ-И 7
вида».
Было
принято
решение,
что
Месячник
психологического
здоровья
пройдет
в
трех
направлениях совместных действий воспитательного отдела, социально-психологической
службы и родителей.
Весь
Месячник
проводился
в
благоприятной
и
дружелюбной
атмосфере.
Сопутствующими
для
этого
были
различные
мероприятия
и
соревнования
между
обучающимися, учителями, родителями. Ответственными были и.о.директора, психолог,
соц.педагог, педагог-организатор и классные руководители.
В
рамкак
Месячника
психологического
здоровья
проводилась
диагностическая
работа с применением следующих тестовых методик:
социально-психологическое тестирование на «Употребление немедицинского потребления
наркотических средств и психотропных веществ». В тестировании участвовало 7 учащихся
6 уч-ся-среднее звено, 1 уч-ся-старшее звено.
Оценка школьной мотивации(по Лускановой)
В ней приняли участие учащиеся с 5-9 кл.
27%-высокий уровень мотивации;
9%-хорошая школьная мотивация;
36%-позитивное
отношение
к
школе,
но
школа
больше
привлекает
внеучебными
моментами;
18%- низкая школьная мотивация;
10%- негативное отношение к школе.
Опросник Р.Гудмана «Сильные стороны и трудности» 5-9 кл;
Опросник «Группа риска наркозависимости(ГРН);
Тест школьной тревожности Филлипса все учащиеся с 1-9 кл прошли тестирование по
результатам тестирования выявлено, что у большинства учащихся тревожность допустимого
уровня,
за
исключением
нескольких
человек
с
ними
проводится
индивидуальная,
коррекционная работа на снижение тревожности.
Методика
самооценки
психических
состояний
по
(Айзенку)-5-9
кл,
как
сами
себя
оценивают
учащиеся
(Тревожность,
Фрустрация,
Агрессивность,
Ригидность)-
не
превышает допустимый уровень.
Дом-дерево-человек;
Кактус;
8-ми
цветовой
тест
Люшера
показал
что
у
учащихся
с
1-9
кл
положительный
психологический и эмоциональный фон;
«Мандала»- арт-терапевтический, релаксационный метод учащиеся с 1-9 класс с большим
удовольствием
на
занятиях
расслабляются
и
разукрашивают
различные
узоры,
что
благотворно влияет на их эмоциональную, психологическую сферу.
В рамках месячника учащиеся с 1-9 класс активно приняли участие в мероприятиях:
1,3,4
класс:
Занятие
«Дерево
здоровья»
цель-
формирование
у
младдщих
школьников
эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью,внутренней потребности быть
здоровым. В конце задания все деревья собираются в лес.
Интегрированное занятие «Путешествие в страну Красивой речи» -главными задачами
занятия были: Развитие слуховой памяти, внимания, развитие логической речи. Приняли
участие- 3 человека.
Классный
час
«Дружба
дороже
богатства»
цель:
воспитания
чувства
толерантности
в
классном коллективе. В ходе мероприятия зачитали стихотворение «Монолог о дружбе»,
«пословицы о дружбе», прочитали притчу. Познакомились с законами дружбы.
В рамках Месячника психологического здоровья проходили коррекционно-развивающие
занятия с 5-9 класс.
«Что такое толерантность»
«Права ребенка»
Беседа на тему: «Разговор о совести»
Презентация на тему «Я в мире, мир во мне» и др.
5-9 класс оформление общешкольного рисунка «Наш дом».
Во время осенних каникул организованы спортивные соревнования:
- по футболу(среди мальчиков и девочек);
- по волейболу;
- перетягивание палки
Все учащиеся приняли активное участие в соревнованиях и заняли первые места, учителя и
учащиеся за них болели.
Одним из ключевых моментов работы школы является профориентационная работа с
учащимися 9 класса:
Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к ГВЭ.
- Методические рекомендации при подготовке к ГВЭ(советы психолога).
- Психологические занятия с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче
ГВЭ.
Профориентационный и мотивационный тренинг «Твой выбор»
Профессиональные интересы и склонности:
Методика Е.А.Климова
Определение типа будущей професси
Опросник профессиональных склонностей
Определения типа мышления
Краткий интеллектуальный тест
Тест интеллектуальной лабильности
Проводятся индивидуальные консультации, рекомендации с учащимся и его родителями.
Консультации с учителями предметниками и предметами по выбору.
Все мероприятия проводились совместно с педагогом- психологом, соц- педагогом и
классными руководителями – это классные часы, тренинги во время перемен и в свободное
от уроков время, индивидуальные и групповые занятия.
Ребятам, входящим в « группу риска» и на «ВШУ», было уделено особое внимание,
проводились:
- индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
- беседы по форме родитель- ребенок- педагог.
- рейды в семьи «группы риска», »СОП», «ВШУ»»
- профилактика негативных привычек, употребления ПАВ среди
несовершеннолетних:
*диагностика к вредным привычкам
* анкетирование «Поступок».
- в течении года программа «Формирование здорового образа жизни».
Педагоги школы также были задействованы в Месячнике.
Во время каникул с пед. коллективом проводился семинар- тренинг «Стресс надо
победить», психологическая игра «Портрет коллектива», Тренинг «Я-Учитель» .
Семинар «Синдром эмоционального выгорания», «Особенности подросткового возраста».
Также был проведен круглый стол, где обсудили наиболее важные моменты в обучении
детей и способы их решения.
Завершающим этапом Месячника психологического здоровья стал проект «Волшебный
сундучок»
По мотивам сказок юкагирского писателя Н.Н.Курилова «Почему рассмеялся олень?».
В сказке говорится о нравственности, морали, совести.
Учащиеся сами рисовали рисунки к эпизодам сказки, после этого все учащиеся должны
были понять смысл произведения и проанализировать сказку.
Месячник психологического здоровья в МКОУ «ЧС(К)ОШ-И VII вида» проведен по раннее
утвержденному плану, все мероприятия проведены, достигнуты цели и задачи проведения
месячника. Проведенные мероприятия имеют профилактическую направленность и
являются необходимым для профилактического оздоровления детей. Такие мероприятия
создают позитивный, эмоциональный настрой в школе, приобретают устойчивые
позитивные установки и формы поведения. Каждый участник образовательного процесса
получает для себя ценную информацию, пользу, позитивное настроение.