Напоминание

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: "Посуда"


Автор: Лысикова Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ №79 "Гусельки"
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: "Посуда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме:

«Посуда»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,

«Чтение художественной литературы», «Социализация»

Программное содержание:

Уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении,

материалах, из которых она сделана; закрепить понятия чайная, столовая,

кухонная посуда; дать знания о специальной «дырявой» посуде; расширять и

активизировать словарный запас детей; вводить в активный словарь детей

слова: сервиз, сервировать, фарфоровый; развивать связную речь детей,

закреплять умение давать полный ответ на вопросы воспитателя;

совершенствовать грамматический строй речи: использование имён

существительных в косвенных падежах, развитие навыков словообразования

относительных прилагательных, существительных с помощью суффиксов –

ик-, -ниц-.развивать: моторику пальцев рук; память, восприятие, внимание,

мышление; формировать умение работать в коллективе; воспитывать

бережное отношение к посуде, желание содержать ее в чистоте; формировать

интерес к художественной литературе.

Оборудование и материалы:

посуда: столовая, чайная , кухонная; столовые приборы; дырявая посуда:

сито, шумовка, ситечко для чая, дуршлаг, перечница, солонка, терка;

иллюстрации чайника, чашки и вазы для сравнения; карандаши, карточки с

заданиями «Проведи дорожку»; «Что без чего?»; мяч

Ход занятия:

Дети заходят в группу, их встречает Федора.

Ф: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Ф: Вы меня узнали? (ответы детей) Я вам сейчас прочитаю отрывок из

сказки, где я являюсь главной героиней

(читает отрывок из произведения

«Федорино горе» К.И.Чуковского)

Дети: Федора из сказки «Федорино горе»

Ф: А кто написал это произведение?

Дети: Писатель К.И.Чуковский.

Ф: Правильно! Только вот я никак не пойму, почему же это со мной

произошло? Почему от меня убежала вся посуда?

Ребята рассказывают, как нужно заботиться о посуде, чтобы не случилось

беды, как с Федорой.

Д: Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно

обращаться, чтобы не разбилась.

Ф: А вы сами-то знаете, зачем человеку нужна посуда?

Дети: вар-ты ответов

Ф: Жила-была посуда: (показывает на посуду)

Чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка,

Кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой,

Посуда дружила с водой,

И с человеком дружила,

Его она вкусно кормила.

Ф: Боюсь без вашей помощи мне не обойтись.

Игра «Наведи порядок»

(на столе стоит посуда или лежат картинки с её изображением)

Ф: Вся моя посуда перепуталась, помогите мне её расставить по своим

местам. Для этого нужно разделиться на три команды.

1 команда - накрывает стол к чаю, т.е. выбирает предметы чайной посуды.

2 команда - накрывает стол к обеду (столовая посуда).

3 команда - убирает и расставляет на полочке кухонную посуду.

После этого проверяется правильность выполнения задания.

Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании

столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож - как можно

назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы).

В последнюю очередь проверяется чайный сервиз.

Ф: Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный

сервиз) по-другому?

Д: Сервиз, чайный сервиз.

Ф: Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает?

Д: Набор посуды

Ф: (Уточняет) А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?

Д: Накрывали.

Ф: Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому –

«сервировать», т.е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть.

Давайте еще раз повторим это новое слово, чтобы и я его хорошо запомнила.

Д: Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).

Ф: Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не

сказали. Для этого предлагаю поиграть. Вот, посмотрите, у меня в руках

мяч. (Воспитатель называет предмет, кидает мяч ребенку, ребенок, возвращая

мяч должен назвать прилагательные)

хлебница из пластмассы - пластмассовая хлебница,

Стакан из стекла - … (стеклянный)

Ваза из хрусталя - … (хрустальная)

Ложка из дерева - … (деревянная)

Нож из стали - … (стальной)

Вилка из метала - … (металлическая)

Кастрюля из алюминия – (алюминиевая)

Кувшин из глины - … (глиняный)

Чашка из фарфора – … (фарфоровая)

Чайник из металла

Стакан из стекла

Тарелка из пластмассы

Чашка из глины

Блюдце из фарфора

Бокал из хрусталя

Кружка из железа

Нож из пластмассы

Кастрюля из алюминия

Вилка из серебра

Графин из стекла

Ф: Молодцы! А теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный, как начальник (дети надувают щеки, ноги на ширине плеч,

руки на поясе)

Вот фарфоровые чашки

Очень хрупкие, бедняжки (дети приседают, правая рука на поясе, левая

опущена)

Вот фарфоровые блюдца

Только стукни, разобьются (руки в стороны, кружатся на месте)

Вот серебряные ложки (стоя на месте поднимают руки верх и делают

«замочек»),

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.

Ф: А сможете ли вы отгадать мои загадки?

1. На голове пуговка,

В носу решето,

Одна рука,

Да и та на спине.

Чайник

(вывешиваем иллюстрацию)

2. Чайку заварили –

В меня налили.

Пейте чай с сушками,

конфетами, плюшками.

Чашка

(вывешиваем иллюстрацию)

3. На столе стоит она

Полевых цветов полна.

Я добавлю маков цвет-

Запылает весь букет.

Догадаться можно сразу -

На столе мы видим ….

Вазу

(вывешиваем иллюстрацию)

Ф: Молодцы, хорошо отгадываете загадки. А теперь посмотрите на

иллюстрации и назовите, из каких частей состоит эта посуда?

1 – стенки, 2 – донышко, 3 – ручка, 4 – края, 5 – носик, 6 – крышка. 7 –

горлышко.

- Сравните чайник и чашку.

- Какие части у них одинаковые? (донышко, стенки, ручка)

- Что есть у чайника и чего нет у чашки? (крышка, носик)

- Что из них по размеру больше? (чайник)

- Что меньше? (чашка)

- Сравните чашку и вазу.

- Какие одинаковые части есть у них? (дно, стенки, края)

- Чем они отличаются? (у чашки – ручка, у вазы есть горлышко)

- У вазы края узкие, а у чашки… (широкие) .

- Чашка – низкая, а ваза… (высокая)

Ф:Я приготовила для вас удивительную посуду. А чем же она удивительна?

(открываем салфетку, рассматриваем посуду на столе: сито, терка, солонка,

перечница, ситечко для чая, шумовка). Итак, чем эта посуда удивительна?

(она дырявая) Ребята, а для чего нужна такая посуда? (предлагаю детям взять

по одному предмету и рассказать о его назначении). Послушайте, я расскажу

о дуршлаге: «Это дуршлаг. В него кладут продукты, чтобы с них стекала вода.

Например, макароны. А еще в дуршлаге удобно мыть фрукты».

Дети по очереди рассказывают о своей посуде, например:

- Это терка. Она нужна, чтобы измельчать продукты.

- Это солонка. Она нужна, чтобы хранить в ней соль.

- Это перечница. Из нее перчат еду.

- Это шумовка. Она нужна, чтобы вынимать из бульона вареники и пельмени.

- Это сито. С его помощью просеивают муку.

- Это чайное ситечко. Оно нужно, чтобы через него наливали чай в чашку.

Ф: Для каждого продукта есть своя посуда (своё вместилище). Давайте

разложим продукты в свою посуду. Но сначала сделаем зарядку для наших

пальчиков.

Физкультминутка.

Мы посуду для Федоры

Вымоем без уговоров:

Моем вилку, чашку, ложку,

Сковородку, поварёшку,

Моем блюдце и стакан,

И закроем крепко кран.

Ф: Молодцы, я очень довольна, как вы вымыли посуду.

А теперь за дело!

игра «Проведи дорожку». Проходите и садитесь за столы.- Положите

каждый продукт в соответствующую посуду. ( Работа на листочках: дети

соединяют линией продукт с необходимой посудой)

- Куда ты положил хлеб? Как называется посуда для хлеба?

- Куда ты насыпал перец? Как называется посуда для перца?

Хлеб положу в (хлебницу)

Перец насыплю в (перечницу)

Конфеты положу в (конфетницу)

Сахар положу в (сахарницу)

Селедку положу в (селедочницу)

Суп налью в … (супницу)

Ф: Всё-таки я такая была неаккуратная, разбила не только чашку, но и много

другой посуды. Мне опять не обойтись без вашей помощи. Помогите мне

починить посуду, а для этого надо дорисовать её и назвать недостающие

части.

Игра «Что без чего?» (Раздает листочки, дети садятся за столы и

дорисовывают недостающие детали, комментируя свои действия).

Например: Эта чашка без ручки. Я дорисовал ручку и т.д.

А затем, Федора предлагает посуду украсить, аккуратно раскрасив или

составив узор.

В конце занятия рассматривают получившиеся рисунки, Федора благодарит

детей за помощь, прощается.



В раздел образования