Автор: Пуненкова Лариса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №6
Населённый пункт: Город Тула
Наименование материала: Статья
Тема: "Малыш за городом"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД №6»
(структурное подразделение по адресу ул. Бондаренко д.3)
«Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте»
Можно только сердцем» Гвездослав Павол (Плутарх Афинский)
Встреча с лесом
Маленькие грибники
Природа лечит
Братья меньшие
Детям о деревьях, ночном небе и лужах
Личный опыт
Редакционная группа
Воспитатель– Пуненкова Лариса Михайловна
Малыш за городом. Леса без птиц
И земли без воды.
Всё меньше
окружающей природы,
Всё больше –
окружающей среды".
Р. Рождественский
Лучший отдых с семьей– это поездка в лес. Полюбуйтесь деревьями-великанами и зарослями густой травы.
Расскажите детям о том, что в лесу можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это
ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат.
Найдите с детьми лекарственные растения, назовите их, объясните пользу.
Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, что они нужны не только нам, но и обитателям леса.
Некоторыми грибами животные не только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но
ядовитый для человека гриб. А придёт лиса или лось и он пригодится им для лечения. Объясните детям, что
грибы нужно срезать ножом, а не рвать вместе с плодоножкой. Через некоторое на этом месте вырастет новый
гриб. Не заглядывайте в гнёзда птиц - это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие
птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.
Безусловно, все понимают, что нельзя разорять гнёзда, муравейники и раскапывать норы.
Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно послушать и дома. И не обязательно на
весь лес разговаривать между собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И лес, и звери, и птицы, и даже
самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание.
Здоровые привычки – с детства!
Старайтесь как можно чаще бывать за городом, слушать пение птиц, плескаться в реке, наблюдать за букашками
в траве, нюхать цветы и смотреть, как ветер раскачивает верхушки сосен. Природе ничего от нас не надо. Она
только отдает. Мы сами знаем, как лечит уставшую душу и тело пространство, где нет машин, высотных домов и
массового скопления людей. Дети близки к природе, даже городские. Попробуйте малыша вывезти в деревню или
на дачу. Первым делом он начнет копаться в земле. Позвольте ему такую роскошь!
Наблюдая за лесом в разное время года, мы находили, что лес всегда красив и красив по-разному – то летним
разнотравьем, то разноцветной палитрой красок осенней листвы, а зимой – пламенеющими ягодами рябины и
калины на фоне белоснежной чистоты и искрящегося снега.
А ещё все дети поняли, что в лесу есть своя жизнь – это и выбегающий на опушку ёжик, и пугливая
белочка, которую мы кормили орешками, это и червячки, которые рыхлят и удобряют почву, это и птицы,
которые умеют петь только в лесной тишине. Мы рассказывали детям о том, что природа нуждается в нашей
защите, что в лесу есть свои правила поведения, не соблюдая которые, можно всё разрушить.
В лесу обращайте внимание ребенка на деревья. Изучайте деревья - высокие и низкие, раскидистые и
стройные, с широкими стволами и узкими, похожие на великанов и карликов. Сравнивайте деревья между
собой. Изображайте жестами кроны деревьев, падающие листья. Называйте ребенку дерево, рассматривайте
его листики, кору, веточки. Выберите свое дерево, дайте ему имя, приходите к нему придумайте про него сказку.
Рассматривайте траву: молодую и нежную весной, яркую и сочную летом, пожухлую и сырую осенью.
Сравнивайте высокие и низкие травинки, хрупкие и твердые, узкие и широкие, соберите колоски.
Во время прогулки чаще смотрите на небо. Наблюдайте за тучами, облаками, солнцем и луной.
Понаблюдайте за ночным небом, расскажите про созвездия. Это очень завораживает!
Прекрасное время - зима, наблюдайте за снегом: его цвет, запах, свойства. Какой он сегодня? Хрупкий,
рассыпчатый или липкий, твердый? Экспериментируйте! А что будет со снегом, если его положить в ведерко и
принести домой? А если на снегу рисовать? А если из него лепить снеговика, замок, горку? А если горку залить
водой? А что такое лед, почему под ногами скользко? А на что похожи снежинки? Все описывайте, объясняйте,
обо всем говорите.
А какое чудо лужи! Дайте ребенку побегать по лужам! Изучите лужи: большие и маленькие, глубокие и не очень.
Измерять их можно палочками, прутиками, а если уверены в надежности резиновых сапог, то и ногами.
Изучайте почву, копайте ямки и сравнивайте свойства песка и глины, проводите небольшие опыты с
почвой в домашних условиях, изучая ее состав. Дайте деткам повозиться в грязи. Постройте свой замок из
песка. Найдите красивые камушки.
Рассматривая с детьми цветы, траву, листья, я обращаю внимание на их красоту, нежность. Учу
любоваться ими.
Развешивая на участке детского сада кормушки воспитываю внимательное, бережное
отношение к живой природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях
В общении с живой природой у детей воспитывается любовь к родному краю. Есть еще одна очень важная
задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе. Ребенок должен
жалеть живое существо, если ему больно.
Список используемой литературы
и электронных образовательных ресурсов
1. Л.Г. Киреева, С. В. Бережнова. Формирование экологической культуры дошкольников. Учитель, 2008-271 с.
2.Л.А.Каменева, Н.Н. Кондратьева. Л.М. Маневцева, Е. Ф. Терентьева. Методика ознакомления детей с природой
в детском саду.
3.О.Ф.Горбатенко. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Учитель.
2008.-286с.
4. С.Н. Николаева. Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста. М. 1993г.
Спасибо за внимание!!!