Напоминание

"Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников" (Консультация для воспитателей)


Автор: Анаприенко Нина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников" (Консультация для воспитателей)
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Формирование правильного

звукопроизношения

у дошкольников".

(Консультация для воспитателей)

Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс.

Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать

обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и

собственной. В результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен

овладеть чётким произношением всех звуков речи.

Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку 5лет, но он не произносит

отдельные звуки [р],[л], группу звуков [с],[з],[ц] или несколько групп звуков: шипящие

заменяются свистящими "коска"-кошка,"зук"-жук; звук [л] произносится как [в]-"вошка"-

ложка; звук [р]-картаво-"гхука"-рука. Нередко у детей страдают и гласные звуки, они

произносят их не четко. Между тем правильное произношение глухих звуков очень

важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукослогового,

звукобуквенного, анализа, что подготавливает ребёнка к обучению грамоте.

Систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой

гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи:

развитию речевого дыхания, голоса, дикции.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных

условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и в первую

очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют

язык, губы челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов

артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

При нарушениях двигательной функции. артикуляционного аппарата нарушается

динамика движений языка, губ, челюсти из-за этого звуки, особенно в потоке речи,

звучат смазано. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения

на другое. При этом могут страдать отдельные звуки, группа звуков или несколько групп:

соноры, свистящие, шипящие.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей,

подверженных частым заболеванием, у таких детей задерживается усвоение системы

звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими

органами артикуляции, Такие дети смешивают, глотают или искажают звуки.

В первом случае ребенок не различает звонкие и глухие звуки. Поэтому он заменяет

один звук на другой (На березе распустились "бочки " -вместо "почки"). Во втором случае

ребенок умеет правильно произносить тот или иной звук, но не может правильно

осуществлять выбор звуков"Маса пошла в сколу". В третьем случае при искаженном

произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному. У детей с

двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев

рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи.

Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук

ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка. Материл по

тренировке мелкой моторики, развитию движений речевого аппарата, ощущений от

движения органов артикуляционного аппарата преподносят детям в виде сказок, стихов,

загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок,

увлекаясь игрой, стараясь соблюсти ее условия, не замечает, что его учат. А это значит,

что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, преодоление

трудностей проходит легче.

Уже в 4 года у большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому предложенные

стихотворные тексты будут развивать у ребенка внимание к звуковой стороне речи, а

значит, способность к звуковому анализу.

Речевые упражнения лучше сопровождать иллюстрациями; обязательно внимательно

рассмотрите их и обсудите их содержание.

Структура занятий с детьми:

1.

Артикуляционная гимнастика.

2.

Развитие речевого дыхания.

3.

Развитие мелкой моторики.

4. Игры на развитие речи.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,

направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,

подвижности и дифференцированности движений артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики – формирование полноценных движений органов

артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные,

необходимые для правильного произнесения звуков, их способности перестраиваться и

работать координировано.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно 2-3 раза в день по 5-7 минут,

сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

2. Необходимо добиваться четкого, плавного выполнения движений.

3. Вначале артикуляционные упражнения выполняются медленно, неторопливо, но

постепенно, по мере овладения ими, темп увеличивается.

4.Комплекс артикуляционной гимнастики подбирается в зависимости группы нарушенных

звуков. усложняется и расширяется за счет новых упражнений, серий движений.

5. Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает

по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением

темпа движений.

6. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под

стихотворное сопровождение.

Артикуляционная гимнастика

Речевое дыхание

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и

рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных

звукосочетаний.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия

для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения

плавности речи и интонационной выразительности.

Упражнения для развития речевого дыхания

"Лети, бабочка! "

Перед началом занятия приготовьте бумажные бабочки, к каждой бабочке привяжите

нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру (палочке) на некотором расстоянии

друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Далее ребенок дует на бабочек по очереди.

"Снег идет!"

Разложите на столе кусочки ваты. Представьте, что сейчас зима. На улице снежок

падает. Подуйте с ребенком на снежинки.

"Катись, карандаш!"

Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш.

Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на

противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй

участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить

игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола

на другой.

"Футбол"

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-

понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен

дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру:

«Кто быстрее».

Вертушка

Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно

при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку.

Продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите

подуть на нее самостоятельно.

"Ветерок"

Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски

цветной бумаги (елочного «дождика») к деревянной палочке (коктейльной трубочки).

Покажите, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложите подуть ребенку.

Развитие мелкой моторики:

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения

кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем:

нервной, мышечной и костной.

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка,

т.к. речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру ведущей

руки. Если стимулировать моторный центр руки, то речевой центр также активизируется!

Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного

формирования навыков речи.

Массажеры:

Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя,

между ладонями, по тыльной стороне кисти.

Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Игры направленные на:

развитие фонематического слуха;

автоматизацию звуков;

дифференциацию звуков;

развитие грамматического строя речи;

развитие связной речи;

развитие внимания, памяти, мышления;

расширение и обогащение словарного запаса.

Развитие фонематического слуха и восприятия:

Фонематический слух - это способность к анализу и синтезу речевых звуков.

Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а

правильная артикуляция способствует лучшему фонематическому восприятию.

Фонематический слух формируется у детей

от четырех до пяти лет.

Игра «Назови картинки»

Задача: учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача: учить выделять первый звук в слове.

Игра «Назови последний звук в слове»

Задача: учить выделять последний звук в слове.

Игра «Определи место звука в слове»

Задача: развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Игра «Третий лишний»

Задача: формировать умение выделять заданный звука в слове.



В раздел образования