Автор: Вафина Раушания Мингазетдиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №18 с татарским языком обучения"
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческого потенциала личности на примере интеграции эколого-географического образования"
Раздел: начальное образование
«Развитие творческого потенциала личности на примере интеграции
эколого-географического образования»
Р.М.Вафина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №18 с татарским языком обучения»
Вахитовского и Приволжского района г. Казани,
Республика Татарстан, Российская Федерация.
В XXI веке кардинальные изменения в направлениях, целях и содержании
образования связываются с его ориентацией на идеологию устойчивого
развития, предполагающую гармонизацию отношений человека и природы, их
«сотворчество». Современное образование, выступая «ключевым фактором
перемен» в деле устойчивого развития, характеризуется
экологической направленностью, приоритетностью развития творческой
личности, способной изучать и решать экологические проблемы, жить в
гармонии с окружающей социоприродной средой (С.Н. Глазачев, А.Н.
Захлебный, Н.С. Касимов, Н.М. Мамедов, И.Н. Пономарева, О.Н. Пономарева,
И.Т. Суравегина).
В этой связи в содержание образования важно включить объекты реального
жизненного мира, которые материализуют негативные (деструктивные) или
позитивные (сотворческие) результаты взаимодействия человека и природы
Одна из важнейших задач современной школы- повышение экологической
грамотности учащихся, воспитание у школьников экологической культуры.
Уровень экологической культуры во многом определяется качеством
экологического образования и воспитания. Состояние образования молодёжи в
области окружающей среды в нашей стране пока не соответствует
международным требованиям, что вызывает серьёзную тревогу общества. В
решение задач экологического воспитания подрастающего поколения в
настоящее время включаются образовательные учреждения разных уровней,
начиная с детского сада. Для формирования непрырывного экологического
образования населения служит принятый в Российской Федерации Закон «Об
охране окружающей природной среды»(19 декабря1991г.),в 11разделе которого
«Экологическое воспитание , образование, научные исследования» указывается
на обязательность преподавания экологических знаний во всех дошкольных,
средних и высших учебных заведениях. Эффективность работы учителя по
экологическому воспитанию школьников определяется тем, насколько в
практике реализована междисциплинарность содержания экологического
образования. В актуальной практике содержание его раскрывается через
экологический потенциал учебных предметов.
Экологическая проблема раскрывается через систему экологических понятий:
природные условия, природные ресурсы, антропогенный фактор, охрана
природы. Экологическое содержание школьных ресурсов усиливается прежде
всего путём расширения информации, введения дополнительных сведений при
изучении ряда тем и разделов школьных учебников. Экологизация уроков
заключается в формировании экологического мышления, умения делать
экологические выводы и заключения на основе имеющегося учебного
материала (рисунков, текстов).Можно применять следующие виды учебных
заданий:
- задания,призванные раскрыть многостороннюю ценность природы и её
компонентов для человека ,которые включают персонификацию
идеи,обращённой к личному опыту школьников
-- задания на раскрытие истоков экологической проблемы
-- задания, раскрывающие пути гармонизации отношений человека и
природы,условия сохранения физического и духовного здоровья человека . Все
эти группы заданий ориентированы на формирование идей, ценностных
ориентаций,опыта творческой деятельности учащихся.
В творческое и гармоничное развитие учащихся возможно
в целостном педагогическом процессе, включая как школьное, так и
дополнительное образование. Подчеркивается, что дополнительное
образование в большей мере, чем деятельностного подхода, поскольку
изначально ориентировано на интересы и потребности учащихся, а,
следовательно, и на развитие их творческой активности. Вместе с тем, в
дополнительном образовании экологическая тематика преимущественно
представлена биологической составляющей, а географическое содержание
безсистемно, главный акцент сделан на покомпонентное изучение природного
окружения. Важнейшим педагогическим условием формирования
экологического мировозрения является вовлечение учащихся в
исследовательскую деятельность.
Необходимой частью экологического образования является
непосредственно общение школьников с природой. Это экскурсии. В ходе
освоения учащимися начальной школы основ экологических знаний и
овладения ими первичного опыта защиты природной среды родного края
необходимы новые формы организации учебной деятельности.Игры-
соревновании ,викторины помогают обрести уверенность в своих силах, веру в
людей,. оптимизм, обеспечивают самонастрой на жизнерадостность,на
размышление и возвышение себя,на реализацию своего человеческого
предназначения,выработку привычки к постоянному самосовершенствованию,
включает у ребёнка в процесс самопознания и самовоспитания, воспитывает
ответственность,аккуратность,рачительность,что развивает способность
ребёнка к самоорганизации. Для учащихся соревновательная игра выступает
как имитация реальных ситуаций на эмоциональном уровне,позволяющая
развить контактность с окружающей средой.
Экологическому воспитанию помогает и решение задач,в которых говорится о
материальных затратах на уборку территории.о ликвидации вреда ,который
приносит человек окружающей природе ,например- На пришкольной аллее
посажено 20 липок,но вскоре 3 дерева были поломаны.Сколько деревьев
осталось на аллее?Подсчитайте ,какой убыток понесла школа,если за каждое
дерево заплатили 200руб ,а на его посадку -60руб.?Решение этой задачи и
обсуждение причин гибели саженцев оказывают положительное влияние на
осознание и осмысление негативного поступка,может предупредить
соответствующие действия младших школьников. Решение задач с
экологическим содержанием должно воспитать у молодого поколения чувства
ответственности за будущее нашей планеты, формировать правила и формы
поведения, направленные на бережное отношение к природе и её охране
.Большой интерес вызывает у учащихся решение ребусов, загадок и
кроссвордов.
Эффективность экологического обучения и воспитания несомненно возрастает
при
вовлечении
обучаемых
в
активную
работу
по
изучению
и
улучшению
экологической ситуации своей местности.
Организация исследовательской, практической, творческой видов деятельности
учащихся, а также деятельности, связанной с поиском и усвоением знаний в рамках
экологической
подготовки
при
обучении
школьной
географии,
призвана
совершенствовать знания учащихся, выработку у них картографических умений,
навыков географического моделирования и прогнозирования.
Игровая
деятельность
способствует
формированию
и
развитию
личности
ребенка, широко используется в образовательном и воспитательном процессе, так
как
в
игре
проявляется
потребность
ребенка
взаимодействовать
с
миром,
развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества. Разработкой теории
игр в отечественной педагогике занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.
Эльконин и другие.
Игры и проектные работы, особенно ролевые и деловые, широко используются
в школьном экологическом образовании. Игровые ситуации широко применяются на
уроках географии. Деятельностный компонент предусматривает многообразие видов
деятельности
таких
как,
аналитическая,
прогностическая,
исследовательская,
учебная, практическая и другие. Экологи считают, что создание Нижне-Обской ГЭС
нецелесообразно, так как в зону затопления попадает государственный заповедник
Малая Сосьва, в котором занимаются восстановлением, охраной и изучением редких
и
исчезающих
животных.
Будет
затоплено
место
обитания
ценных
пушных
животных (соболь, колонок, лиса, белка, куница и т. д.). Это приведет к сокращению
их численности. Так как глубина водохранилища незначительна, в зимний период
оно будет промерзать до дна, что приведет к гибели водных организмов. Погибнут
массивы лесов с ценными породами деревьев (пихта, кедр, ель, сосна). На юге
района
в
зону
затопления
попадут
плодородные
почвы
(дерново-подзолистые,
черноземы).
В предложенном сценарии ролевой игры, отражены возможности реализации
различных
видов
деятельности. Систематическое
использование
задач
с
экологичечким содержанием способствует лучшему усвоению знаний, расширяет
кругозор школьников ,помогает осознанию учащимися необходимости бережного
отношения
к
природе.
В
предложенном
сценарии
ролевой
игры,
отражены
возможности реализации различных видов деятельности.
Ролевая игра «Проектирование ГЭС» Оборудование: физическая карта РФ,
кодоскоп с транспарантами (1 - контурная карта Западной Сибири; 2 - размещение
полезных ископаемых в Западной Сибири; 3 - распределение показателей июльских
и январских температур направлений ветра в Западной Сибири; 4 - распределение
заповедников, представителей растений и животных в Западной Сибири), карточки с
заданиями
для
экспертных
групп,
атласы,
контурные
карты,
калька,
цветные
карандаши,
эмблемы,
магнитофон.
Учащимся
предлагается
обосновать
целесообразность сооружения гидроэлектростанции в нижнем течении реки Обь.
Класс
разбивается
на
группы
«специалистов»
гидротехников,
геологов,
климатологов, экономистов, экологов. Каждая группа получает конкретное задание
по оценке природных условий и ресурсов зоны затопления. В групповой работе
также предусматривается выявление негативных последствий воздействия человека
на природу.
Контроль и координацию коллективной работы осуществляет руководитель
группы. В каждой группе имеется «картограф», в обязанности которого входит
нанесение
природной
обстановки
на
картосхему.
Картографическая
основа
вычерчивается на доске заранее.
Предлагается следующий порядок действий:
1. Пользуясь картой Западной Сибири, определить примерные контуры зоны
затопления при условии, что высота плотины ГЭС составит 50 метров.
2. Определить природные и антропогенные объекты, которые окажутся в зоне
предполагаемого
затопления
(лесные
и
земельные
ресурсы,
месторождения
полезных ископаемых, населенные пункты и др.).
3.
Выявить
нежелательные
для
человека
последствия,
которые
могут
возникнуть при сооружении водохранилища.
Ход урока
Председатель комиссии (один из учащихся класса): Итак, на повестку дня
выносится
вопрос:
«Решение
проблемы
обеспечения
электроэнергией
северной
части Западно-Сибирского экономического района Российской Федерации».
Учитель: Вы уже знакомы с особенностями природы этого региона России.
Если вы обратите внимание на экономическую карту района в атласе, то увидите, что
в
северной
части
Западной
Сибири
отсутствуют
электростанции.
Поэтому
не
случайно проблема обеспечения электроэнергией этого региона очень актуальна
сегодня.
Председатель
комиссии:
Какие
пути
решения
проблемы
вы
можете
предложить? (Время для обсуждения - 2 мин).
Геологи: Запасы нефти и газа выводят Западную Сибирь в число мировых
лидеров. Поэтому можно предложить построить здесь тепловые электростанции.
Председатель комиссии: Возможно ли рассмотрение данного проекта? Есть ли
возражения?
Экономисты:
Для
работы
такого
типа
электростанции
требуется
слишком
много
дорогостоящих
топливно-энергетических
ресурсов.
Это
будет
дорогая
электроэнергия.
Экологи: Возникает сильное загрязнение окружающей среды.
Гидротехники: По территории Западной Сибири протекает могучая равнинная
река Обь. По площади бассейна она занимает первое место среди рек России, а по
водоносности - третье, после Енисея и Лены. Мы предлагаем здесь строительство
ГЭС.
(Это
дешевая
электроэнергия
и,
как
нам
кажется,
более
экологически
безопасный тип электростанций.)
Председатель комиссии: Итак, у нас имеется два предложения: строительство
ГЭС или ТЭС. Вопрос выносится на голосование.
Кто за то, чтобы рассмотреть вопрос о строительстве на севере Западной
Сибири ТЭС? Прошу поднять руки. (идет голосование.)
Кто за то, чтобы рассмотреть вопрос о строительстве ГЭС?
Решение принято. Рассматривается вопрос о целесообразности строительства
ГЭС на реке Обь электроэнергией в регионе.
Учитель: Уважаемые
члены
экспертного
совета!
Вы
приняли
решение
о
возможном строительстве ГЭС на реке Обь. Сейчас вам предстоит проделать очень
кропотливую
работу.
Каждая
группа
экспертного
совета
должна
представить
заключение о положительных и отрицательных сторонах данного проекта, после
чего будет принято окончательное решение.
Изначальные условия:
- наиболее удачное место строительства ГЭС в районе г. Салехарда;
- высота плотины - 100 м.;
- предполагаемое название ГЭС - Нижне-Обская.
Каждая группа получает карточки с заданиями и составляет заключение о
возможности строительства ГЭС.
Работа экспертных групп.
Раздаются карточки с заданиями и дополнительным материалом.
Задания для гидротехников:
1.
Вычертить
на
контурной
карте
Западной
Сибири
территорию
предполагаемого
района
затопления
при
создании
ГЭС
(высота
плотины
-
100
метров).
2. Сделать копии данной карты для остальных групп (4 шт.).
3.
Вычислить,
используя
дополнительный
цифровой
мат е р и а л ,
приблизительную мощность будущей ГЭС.
4. Сделать вывод о целесообразности строительства Нижне-Обской ГЭС.
Задания для геологов:
1. Нанести на контурную карту Западной Сибири месторождения полезных
ископаемых, подписать их.
5.
Наложить
на
контурную
карту
Западной
Сибири
конфигурацию
предполагаемого
водохранилища;
перечислить
виды
полезных
ископаемых,
попадающих в зону затопления.
6. Проанализировать данные о стоимости добычи нефти и газа на суше и со
дна моря.
7. Сделать вывод.
Задания для климатологов:
1. Нанести на контурную карту Западной Сибири показатели июльских и
январских температур, основные направления ветра.
8.
Сравнить
климатическую
карту
Западной
Сибири
с
контурной
картой
предполагаемого водохранилища.
9. Зная особенности климата Западной Сибири, спрогнозировать возможные
изменения климата в результате сооружения водохранилища.
10. Сделать вывод о целесообразности строительства Нижне-Обской ГЭС.
Задания для экологов:
1. Нанести на контурную карту Западной Сибири заповедники, представителей
растительного
и
животного
мира,
имеющих
промысловое
значение,
районы
с
плодородными почвами.
11.
Сравнить
подготовленную
карту
с
контурами
предполагаемого
водохранилища.
12. Сделать вывод о целесообразности строительства Нижне-Обской ГЭС.
Задания для экономистов:
1. Нанести на контурную карту Западной Сибири крупные города, отрасли
промышленности.
13.
Сравнить
подготовленную
карту
с
контурами
предполагаемого
водохранилища.
Подчеркнуть
города,
попадающие
в
зону
затопления.
Выявить
возможные
экономические
и
социальные
проблемы
данной
ситуации
(работа
с
дополнительной информацией о городах Западной Сибири).
14. Сделать вывод о целесообразности строительства Нижне-Обской ГЭС.
Отчет экспертных групп.
Учащиеся
делают
сообщения
о
результатах
экспертизы
и
формулируют
выводы.
Гидротехники: Создание
100-метровой
плотины
приведет
к
образованию
водохранилища, причем достаточно большого по площади (демонстрируют карту).
Мы сравнили годовой сток рек Оби, Волги и Енисея, мощность ГЭС на Волге
(Волгоградская ГЭС) и Енисее (Красноярская) и вычислили примерную мощность
будущей ГЭС на реке Обь (5 млн кВТ). Мы считаем, что такой мощности хватит для
того,
чтобы
обеспечит
энергией
всю
Западную
Сибирь,
поэтому
строительство
Нижне-Обской ГЭС целесообразно.
Геологи: Мы пришли к выводу, что богатейшие запасы нефти и газа окажутся
под водой. По имеющимся у нас данным, добыча полезных ископаемых со дна
водохранилища гораздо дороже. Кроме того, в Западной Сибири находится 60%
запасов торфа Российской Федерации. Они также окажутся под водой.
Климатологи: Климат
Западно-Сибирской
равнины
континентальный,
с
суровой
зимой.
На
климатической
карте
видны
низкие
январские
температуры.
Создание
такого
большого
водохранилища
приведет
к
изменению
климата.
Водохранилище будет замерзать до дна, так как оно не очень глубокое. Возможно
смещение климатических поясов на юг.
Экологи: Мы считаем, что создание Нижне-Обской ГЭС нецелесообразно, так
как
в
зону
затопления
попадает
государственный
заповедник
Малая
Сосьва,
в
котором занимаются восстановлением, охраной и изучением редких и исчезающих
животных. Будет затоплено место обитания ценных пушных животных (соболь,
колонок, лиса, белка, куница и т. д.). Это приведет к сокращению их численности.
Так
как
глубина
водохранилища
незначительна,
в
зимний
период
оно
будет
промерзать до дна, что приведет к гибели водных организмов. Погибнут массивы
лесов с ценными породами деревьев (пихта, кедр, ель, сосна). На юге района в зону
затопления попадут плодородные почвы (дерново-подзолистые, черноземы).
Экономисты: Мы считаем создание Нижне-Обской ГЭС нецелесообразным.
Во-первых,
в
зону
затопления
попадет
большинство
крупных
городов
равнины
(Салехард,
Сургут,
Уренгой,
Нижневартовск).
Возникнет
проблема
эвакуации
населения. Во-вторых, как отметили геологи, возрастет стоимость добычи полезных
ископаемых. В-третьих, возникнет необходимость переноса промышленности.
Председатель
комиссии:
Мы
заслушали
доклады
всех
экспертных
групп.
Подведем итоги.
Строительство
Нижне-Обской
ГЭС
позволило
бы
решить
проблему
обеспечения электроэнергией северной части Западной Сибири. Однако возведение
плотины на плоской низине приведет к образованию огромного водохранилища.
Отрицательные
последствия
этого
очевидны.
В
зону
затопления
попадают
богатейшие месторождения нефти и газа (добыча этих полезных ископаемых со дна
водохранилища гораздо дороже), города, плодородные почвы, лес и т.д. Суммарный
ущерб не может сравниться с дешевой электроэнергией.
Голосование по окончательному решению вопроса.
Результат
голосования
-
считать
строительство
Нижне-Обской
ГЭС
нецелесообразным.
Учитель: Уважаемые ребята! Вы проделали серьезную работу. В самом начале
практически
никто
не
сомневался
в
том,
что
строительство
ГЭС
экологически
безопаснее и экономически выгоднее, чем строительство ТЭС. Но, как видно, все
гораздо сложнее.
Вывод:
В
ходе
игры
школьники
самостоятельно
убедились,
что
строительство
ГЭС
на
равнинной
реке
может
иметь
отрицательные
последствия, которые перечеркнут дешевизну электроэнергии.
Специфика
теоретического
и
практического
освоения
действительности
должна находить отражение в структуре и содержании образования.
Считая
экологическое
образование
составной
частью
современного
мировоззрения, Г.А. Ягодин утверждает: «… важнейшая часть образования состоит в
конкретных действиях…».
Безусловно, теоретические знания должны сопровождаться формированием
соответствующих умений, применяемых в практической деятельности.
По мнению В.П. Голова, конечная цель экологического образования не может
быть
достигнута
вербальными
средствами.
В
разработанной
им
модели
экологического
образования
выделяется
операционно-
деятельностный
подход
к
обучению,
способствующий
переходу
экологических
знаний,
полученных
школьниками, в убеждения.
«Для
обеспечения
всестороннего
развития
школьников,
-
считает
М.Н.
Скаткин, - необходимо организовать их разнообразную деятельность, обеспечить
включение в систему постепенно расширяющихся и углубляющихся отношений как
внутри
школы,
так
и
вне
ее,
вплоть
до
включения
в
производственные
организационно-экологические отношения взрослых».
На развитие методики обучения географии наибольшее воздействие оказывает
деятельностный подход.
Согласно теории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, именно деятельность лежит
в основе развивающего обучения.
При
деятельностном
подходе
в
основе
развития
школьника
лежит
познавательная потребность. В.П. Сухов выделяет следующие звенья в процессе
развития школьника: познавательная потребность, учебно-познавательные мотивы,
положительные установки, устойчивый интерес, собственная деятельность.
Деятельность
определяется
как
специфическая
форма
общественно-
исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и
социальной действительности.
В отличие от законов природы, законы общества обнаруживаются только через
человеческую деятельность.
Любая деятельность, осуществляемая субъектом или субъектами, включает в
себя
цель,
средство,
процесс
преобразования
и
результат.
Организация
исследовательской, практической, творческой видов деятельности учащихся, а также
деятельности, связанной с поиском и усвоением знаний в рамках экологической
подготовки при обучении школьной географии, призвана совершенствовать знания
учащихся, выработку у них картографических умений, навыков географического
моделирования
и
прогнозирования
Учащимся
предлагается
обосновать
целесообразность сооружения гидроэлектростанции в нижнем течении реки Обь.
Класс
разбивается
на
группы
«специалистов»
гидротехников,
геологов,
климатологов, экономистов, экологов. Каждая группа получает конкретное задание
по оценке природных условий и ресурсов зоны затопления. В групповой работе
также предусматривается выявление негативных последствий воздействия человека
на природу.
Таким образом, в основе метода ролевых игр и
проектов лежит развитие
познавательных
творческих
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
умений
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического
мышления,
что
способствует
развитию
творческого потенциала учащихся на примере интеграции эколого-географического
образования.
Список литературы:
1.
Андреев В.И. Дидактические условия развития исследовательских
способностей старшеклассников – Москва.1998 год.
2.
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических
исследований – Москва.1992 год.
3.
Жуковская, И.Е. Формирование опыта творческой деятельности
учащихся при изучении экологии городского ландшафта в условиях
дополнительного географического образования: Методическое пособие / И.Е.
Жуковская / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. - Н.Новгород,
4.
Журнал «Наука и школа»2004г. №12.5.