Напоминание

Развитие творческого потенциала личности на примере интеграции эколого-географического образования"


Автор: Вафина Раушания Мингазетдиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №18 с татарским языком обучения"
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческого потенциала личности на примере интеграции эколого-географического образования"
Раздел: начальное образование





Назад




«Развитие творческого потенциала личности на примере интеграции

эколого-географического образования»

Р.М.Вафина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18 с татарским языком обучения»

Вахитовского и Приволжского района г. Казани,

Республика Татарстан, Российская Федерация.

В XXI веке кардинальные изменения в направлениях, целях и содержании

образования связываются с его ориентацией на идеологию устойчивого

развития, предполагающую гармонизацию отношений человека и природы, их

«сотворчество». Современное образование, выступая «ключевым фактором

перемен» в деле устойчивого развития, характеризуется

экологической направленностью, приоритетностью развития творческой

личности, способной изучать и решать экологические проблемы, жить в

гармонии с окружающей социоприродной средой (С.Н. Глазачев, А.Н.

Захлебный, Н.С. Касимов, Н.М. Мамедов, И.Н. Пономарева, О.Н. Пономарева,

И.Т. Суравегина).

В этой связи в содержание образования важно включить объекты реального

жизненного мира, которые материализуют негативные (деструктивные) или

позитивные (сотворческие) результаты взаимодействия человека и природы

Одна из важнейших задач современной школы- повышение экологической

грамотности учащихся, воспитание у школьников экологической культуры.

Уровень экологической культуры во многом определяется качеством

экологического образования и воспитания. Состояние образования молодёжи в

области окружающей среды в нашей стране пока не соответствует

международным требованиям, что вызывает серьёзную тревогу общества. В

решение задач экологического воспитания подрастающего поколения в

настоящее время включаются образовательные учреждения разных уровней,

начиная с детского сада. Для формирования непрырывного экологического

образования населения служит принятый в Российской Федерации Закон «Об

охране окружающей природной среды»(19 декабря1991г.),в 11разделе которого

«Экологическое воспитание , образование, научные исследования» указывается

на обязательность преподавания экологических знаний во всех дошкольных,

средних и высших учебных заведениях. Эффективность работы учителя по

экологическому воспитанию школьников определяется тем, насколько в

практике реализована междисциплинарность содержания экологического

образования. В актуальной практике содержание его раскрывается через

экологический потенциал учебных предметов.

Экологическая проблема раскрывается через систему экологических понятий:

природные условия, природные ресурсы, антропогенный фактор, охрана

природы. Экологическое содержание школьных ресурсов усиливается прежде

всего путём расширения информации, введения дополнительных сведений при

изучении ряда тем и разделов школьных учебников. Экологизация уроков

заключается в формировании экологического мышления, умения делать

экологические выводы и заключения на основе имеющегося учебного

материала (рисунков, текстов).Можно применять следующие виды учебных

заданий:

- задания,призванные раскрыть многостороннюю ценность природы и её

компонентов для человека ,которые включают персонификацию

идеи,обращённой к личному опыту школьников

-- задания на раскрытие истоков экологической проблемы

-- задания, раскрывающие пути гармонизации отношений человека и

природы,условия сохранения физического и духовного здоровья человека . Все

эти группы заданий ориентированы на формирование идей, ценностных

ориентаций,опыта творческой деятельности учащихся.

В творческое и гармоничное развитие учащихся возможно

в целостном педагогическом процессе, включая как школьное, так и

дополнительное образование. Подчеркивается, что дополнительное

образование в большей мере, чем деятельностного подхода, поскольку

изначально ориентировано на интересы и потребности учащихся, а,

следовательно, и на развитие их творческой активности. Вместе с тем, в

дополнительном образовании экологическая тематика преимущественно

представлена биологической составляющей, а географическое содержание

безсистемно, главный акцент сделан на покомпонентное изучение природного

окружения. Важнейшим педагогическим условием формирования

экологического мировозрения является вовлечение учащихся в

исследовательскую деятельность.

Необходимой частью экологического образования является

непосредственно общение школьников с природой. Это экскурсии. В ходе

освоения учащимися начальной школы основ экологических знаний и

овладения ими первичного опыта защиты природной среды родного края

необходимы новые формы организации учебной деятельности.Игры-

соревновании ,викторины помогают обрести уверенность в своих силах, веру в

людей,. оптимизм, обеспечивают самонастрой на жизнерадостность,на

размышление и возвышение себя,на реализацию своего человеческого

предназначения,выработку привычки к постоянному самосовершенствованию,

включает у ребёнка в процесс самопознания и самовоспитания, воспитывает

ответственность,аккуратность,рачительность,что развивает способность

ребёнка к самоорганизации. Для учащихся соревновательная игра выступает

как имитация реальных ситуаций на эмоциональном уровне,позволяющая

развить контактность с окружающей средой.

Экологическому воспитанию помогает и решение задач,в которых говорится о

материальных затратах на уборку территории.о ликвидации вреда ,который

приносит человек окружающей природе ,например- На пришкольной аллее

посажено 20 липок,но вскоре 3 дерева были поломаны.Сколько деревьев

осталось на аллее?Подсчитайте ,какой убыток понесла школа,если за каждое

дерево заплатили 200руб ,а на его посадку -60руб.?Решение этой задачи и

обсуждение причин гибели саженцев оказывают положительное влияние на

осознание и осмысление негативного поступка,может предупредить

соответствующие действия младших школьников. Решение задач с

экологическим содержанием должно воспитать у молодого поколения чувства

ответственности за будущее нашей планеты, формировать правила и формы

поведения, направленные на бережное отношение к природе и её охране

.Большой интерес вызывает у учащихся решение ребусов, загадок и

кроссвордов.

Эффективность экологического обучения и воспитания несомненно возрастает

при

вовлечении

обучаемых

в

активную

работу

по

изучению

и

улучшению

экологической ситуации своей местности.

Организация исследовательской, практической, творческой видов деятельности

учащихся, а также деятельности, связанной с поиском и усвоением знаний в рамках

экологической

подготовки

при

обучении

школьной

географии,

призвана

совершенствовать знания учащихся, выработку у них картографических умений,

навыков географического моделирования и прогнозирования.

Игровая

деятельность

способствует

формированию

и

развитию

личности

ребенка, широко используется в образовательном и воспитательном процессе, так

как

в

игре

проявляется

потребность

ребенка

взаимодействовать

с

миром,

развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества. Разработкой теории

игр в отечественной педагогике занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.

Эльконин и другие.

Игры и проектные работы, особенно ролевые и деловые, широко используются

в школьном экологическом образовании. Игровые ситуации широко применяются на

уроках географии. Деятельностный компонент предусматривает многообразие видов

деятельности

таких

как,

аналитическая,

прогностическая,

исследовательская,

учебная, практическая и другие. Экологи считают, что создание Нижне-Обской ГЭС

нецелесообразно, так как в зону затопления попадает государственный заповедник

Малая Сосьва, в котором занимаются восстановлением, охраной и изучением редких

и

исчезающих

животных.

Будет

затоплено

место

обитания

ценных

пушных

животных (соболь, колонок, лиса, белка, куница и т. д.). Это приведет к сокращению

их численности. Так как глубина водохранилища незначительна, в зимний период

оно будет промерзать до дна, что приведет к гибели водных организмов. Погибнут

массивы лесов с ценными породами деревьев (пихта, кедр, ель, сосна). На юге

района

в

зону

затопления

попадут

плодородные

почвы

(дерново-подзолистые,

черноземы).

В предложенном сценарии ролевой игры, отражены возможности реализации

различных

видов

деятельности. Систематическое

использование

задач

с

экологичечким содержанием способствует лучшему усвоению знаний, расширяет

кругозор школьников ,помогает осознанию учащимися необходимости бережного

отношения

к

природе.

В

предложенном

сценарии

ролевой

игры,

отражены

возможности реализации различных видов деятельности.

Ролевая игра «Проектирование ГЭС» Оборудование: физическая карта РФ,

кодоскоп с транспарантами (1 - контурная карта Западной Сибири; 2 - размещение

полезных ископаемых в Западной Сибири; 3 - распределение показателей июльских

и январских температур направлений ветра в Западной Сибири; 4 - распределение

заповедников, представителей растений и животных в Западной Сибири), карточки с

заданиями

для

экспертных

групп,

атласы,

контурные

карты,

калька,

цветные

карандаши,

эмблемы,

магнитофон.

Учащимся

предлагается

обосновать

целесообразность сооружения гидроэлектростанции в нижнем течении реки Обь.

Класс

разбивается

на

группы

«специалистов»

гидротехников,

геологов,

климатологов, экономистов, экологов. Каждая группа получает конкретное задание

по оценке природных условий и ресурсов зоны затопления. В групповой работе

также предусматривается выявление негативных последствий воздействия человека

на природу.

Контроль и координацию коллективной работы осуществляет руководитель

группы. В каждой группе имеется «картограф», в обязанности которого входит

нанесение

природной

обстановки

на

картосхему.

Картографическая

основа

вычерчивается на доске заранее.

Предлагается следующий порядок действий:

1. Пользуясь картой Западной Сибири, определить примерные контуры зоны

затопления при условии, что высота плотины ГЭС составит 50 метров.

2. Определить природные и антропогенные объекты, которые окажутся в зоне

предполагаемого

затопления

(лесные

и

земельные

ресурсы,

месторождения

полезных ископаемых, населенные пункты и др.).

3.

Выявить

нежелательные

для

человека

последствия,

которые

могут

возникнуть при сооружении водохранилища.

Ход урока

Председатель комиссии (один из учащихся класса): Итак, на повестку дня

выносится

вопрос:

«Решение

проблемы

обеспечения

электроэнергией

северной

части Западно-Сибирского экономического района Российской Федерации».

Учитель: Вы уже знакомы с особенностями природы этого региона России.

Если вы обратите внимание на экономическую карту района в атласе, то увидите, что

в

северной

части

Западной

Сибири

отсутствуют

электростанции.

Поэтому

не

случайно проблема обеспечения электроэнергией этого региона очень актуальна

сегодня.

Председатель

комиссии:

Какие

пути

решения

проблемы

вы

можете

предложить? (Время для обсуждения - 2 мин).

Геологи: Запасы нефти и газа выводят Западную Сибирь в число мировых

лидеров. Поэтому можно предложить построить здесь тепловые электростанции.

Председатель комиссии: Возможно ли рассмотрение данного проекта? Есть ли

возражения?

Экономисты:

Для

работы

такого

типа

электростанции

требуется

слишком

много

дорогостоящих

топливно-энергетических

ресурсов.

Это

будет

дорогая

электроэнергия.

Экологи: Возникает сильное загрязнение окружающей среды.

Гидротехники: По территории Западной Сибири протекает могучая равнинная

река Обь. По площади бассейна она занимает первое место среди рек России, а по

водоносности - третье, после Енисея и Лены. Мы предлагаем здесь строительство

ГЭС.

(Это

дешевая

электроэнергия

и,

как

нам

кажется,

более

экологически

безопасный тип электростанций.)

Председатель комиссии: Итак, у нас имеется два предложения: строительство

ГЭС или ТЭС. Вопрос выносится на голосование.

Кто за то, чтобы рассмотреть вопрос о строительстве на севере Западной

Сибири ТЭС? Прошу поднять руки. (идет голосование.)

Кто за то, чтобы рассмотреть вопрос о строительстве ГЭС?

Решение принято. Рассматривается вопрос о целесообразности строительства

ГЭС на реке Обь электроэнергией в регионе.

Учитель: Уважаемые

члены

экспертного

совета!

Вы

приняли

решение

о

возможном строительстве ГЭС на реке Обь. Сейчас вам предстоит проделать очень

кропотливую

работу.

Каждая

группа

экспертного

совета

должна

представить

заключение о положительных и отрицательных сторонах данного проекта, после

чего будет принято окончательное решение.

Изначальные условия:

- наиболее удачное место строительства ГЭС в районе г. Салехарда;

- высота плотины - 100 м.;

- предполагаемое название ГЭС - Нижне-Обская.

Каждая группа получает карточки с заданиями и составляет заключение о

возможности строительства ГЭС.

Работа экспертных групп.

Раздаются карточки с заданиями и дополнительным материалом.

Задания для гидротехников:

1.

Вычертить

на

контурной

карте

Западной

Сибири

территорию

предполагаемого

района

затопления

при

создании

ГЭС

(высота

плотины

-

100

метров).

2. Сделать копии данной карты для остальных групп (4 шт.).

3.

Вычислить,

используя

дополнительный

цифровой

мат е р и а л ,

приблизительную мощность будущей ГЭС.

4. Сделать вывод о целесообразности строительства Нижне-Обской ГЭС.

Задания для геологов:

1. Нанести на контурную карту Западной Сибири месторождения полезных

ископаемых, подписать их.

5.

Наложить

на

контурную

карту

Западной

Сибири

конфигурацию

предполагаемого

водохранилища;

перечислить

виды

полезных

ископаемых,

попадающих в зону затопления.

6. Проанализировать данные о стоимости добычи нефти и газа на суше и со

дна моря.

7. Сделать вывод.

Задания для климатологов:

1. Нанести на контурную карту Западной Сибири показатели июльских и

январских температур, основные направления ветра.

8.

Сравнить

климатическую

карту

Западной

Сибири

с

контурной

картой

предполагаемого водохранилища.

9. Зная особенности климата Западной Сибири, спрогнозировать возможные

изменения климата в результате сооружения водохранилища.

10. Сделать вывод о целесообразности строительства Нижне-Обской ГЭС.

Задания для экологов:

1. Нанести на контурную карту Западной Сибири заповедники, представителей

растительного

и

животного

мира,

имеющих

промысловое

значение,

районы

с

плодородными почвами.

11.

Сравнить

подготовленную

карту

с

контурами

предполагаемого

водохранилища.

12. Сделать вывод о целесообразности строительства Нижне-Обской ГЭС.

Задания для экономистов:

1. Нанести на контурную карту Западной Сибири крупные города, отрасли

промышленности.

13.

Сравнить

подготовленную

карту

с

контурами

предполагаемого

водохранилища.

Подчеркнуть

города,

попадающие

в

зону

затопления.

Выявить

возможные

экономические

и

социальные

проблемы

данной

ситуации

(работа

с

дополнительной информацией о городах Западной Сибири).

14. Сделать вывод о целесообразности строительства Нижне-Обской ГЭС.

Отчет экспертных групп.

Учащиеся

делают

сообщения

о

результатах

экспертизы

и

формулируют

выводы.

Гидротехники: Создание

100-метровой

плотины

приведет

к

образованию

водохранилища, причем достаточно большого по площади (демонстрируют карту).

Мы сравнили годовой сток рек Оби, Волги и Енисея, мощность ГЭС на Волге

(Волгоградская ГЭС) и Енисее (Красноярская) и вычислили примерную мощность

будущей ГЭС на реке Обь (5 млн кВТ). Мы считаем, что такой мощности хватит для

того,

чтобы

обеспечит

энергией

всю

Западную

Сибирь,

поэтому

строительство

Нижне-Обской ГЭС целесообразно.

Геологи: Мы пришли к выводу, что богатейшие запасы нефти и газа окажутся

под водой. По имеющимся у нас данным, добыча полезных ископаемых со дна

водохранилища гораздо дороже. Кроме того, в Западной Сибири находится 60%

запасов торфа Российской Федерации. Они также окажутся под водой.

Климатологи: Климат

Западно-Сибирской

равнины

континентальный,

с

суровой

зимой.

На

климатической

карте

видны

низкие

январские

температуры.

Создание

такого

большого

водохранилища

приведет

к

изменению

климата.

Водохранилище будет замерзать до дна, так как оно не очень глубокое. Возможно

смещение климатических поясов на юг.

Экологи: Мы считаем, что создание Нижне-Обской ГЭС нецелесообразно, так

как

в

зону

затопления

попадает

государственный

заповедник

Малая

Сосьва,

в

котором занимаются восстановлением, охраной и изучением редких и исчезающих

животных. Будет затоплено место обитания ценных пушных животных (соболь,

колонок, лиса, белка, куница и т. д.). Это приведет к сокращению их численности.

Так

как

глубина

водохранилища

незначительна,

в

зимний

период

оно

будет

промерзать до дна, что приведет к гибели водных организмов. Погибнут массивы

лесов с ценными породами деревьев (пихта, кедр, ель, сосна). На юге района в зону

затопления попадут плодородные почвы (дерново-подзолистые, черноземы).

Экономисты: Мы считаем создание Нижне-Обской ГЭС нецелесообразным.

Во-первых,

в

зону

затопления

попадет

большинство

крупных

городов

равнины

(Салехард,

Сургут,

Уренгой,

Нижневартовск).

Возникнет

проблема

эвакуации

населения. Во-вторых, как отметили геологи, возрастет стоимость добычи полезных

ископаемых. В-третьих, возникнет необходимость переноса промышленности.

Председатель

комиссии:

Мы

заслушали

доклады

всех

экспертных

групп.

Подведем итоги.

Строительство

Нижне-Обской

ГЭС

позволило

бы

решить

проблему

обеспечения электроэнергией северной части Западной Сибири. Однако возведение

плотины на плоской низине приведет к образованию огромного водохранилища.

Отрицательные

последствия

этого

очевидны.

В

зону

затопления

попадают

богатейшие месторождения нефти и газа (добыча этих полезных ископаемых со дна

водохранилища гораздо дороже), города, плодородные почвы, лес и т.д. Суммарный

ущерб не может сравниться с дешевой электроэнергией.

Голосование по окончательному решению вопроса.

Результат

голосования

-

считать

строительство

Нижне-Обской

ГЭС

нецелесообразным.

Учитель: Уважаемые ребята! Вы проделали серьезную работу. В самом начале

практически

никто

не

сомневался

в

том,

что

строительство

ГЭС

экологически

безопаснее и экономически выгоднее, чем строительство ТЭС. Но, как видно, все

гораздо сложнее.

Вывод:

В

ходе

игры

школьники

самостоятельно

убедились,

что

строительство

ГЭС

на

равнинной

реке

может

иметь

отрицательные

последствия, которые перечеркнут дешевизну электроэнергии.

Специфика

теоретического

и

практического

освоения

действительности

должна находить отражение в структуре и содержании образования.

Считая

экологическое

образование

составной

частью

современного

мировоззрения, Г.А. Ягодин утверждает: «… важнейшая часть образования состоит в

конкретных действиях…».

Безусловно, теоретические знания должны сопровождаться формированием

соответствующих умений, применяемых в практической деятельности.

По мнению В.П. Голова, конечная цель экологического образования не может

быть

достигнута

вербальными

средствами.

В

разработанной

им

модели

экологического

образования

выделяется

операционно-

деятельностный

подход

к

обучению,

способствующий

переходу

экологических

знаний,

полученных

школьниками, в убеждения.

«Для

обеспечения

всестороннего

развития

школьников,

-

считает

М.Н.

Скаткин, - необходимо организовать их разнообразную деятельность, обеспечить

включение в систему постепенно расширяющихся и углубляющихся отношений как

внутри

школы,

так

и

вне

ее,

вплоть

до

включения

в

производственные

организационно-экологические отношения взрослых».

На развитие методики обучения географии наибольшее воздействие оказывает

деятельностный подход.

Согласно теории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, именно деятельность лежит

в основе развивающего обучения.

При

деятельностном

подходе

в

основе

развития

школьника

лежит

познавательная потребность. В.П. Сухов выделяет следующие звенья в процессе

развития школьника: познавательная потребность, учебно-познавательные мотивы,

положительные установки, устойчивый интерес, собственная деятельность.

Деятельность

определяется

как

специфическая

форма

общественно-

исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и

социальной действительности.

В отличие от законов природы, законы общества обнаруживаются только через

человеческую деятельность.

Любая деятельность, осуществляемая субъектом или субъектами, включает в

себя

цель,

средство,

процесс

преобразования

и

результат.

Организация

исследовательской, практической, творческой видов деятельности учащихся, а также

деятельности, связанной с поиском и усвоением знаний в рамках экологической

подготовки при обучении школьной географии, призвана совершенствовать знания

учащихся, выработку у них картографических умений, навыков географического

моделирования

и

прогнозирования

Учащимся

предлагается

обосновать

целесообразность сооружения гидроэлектростанции в нижнем течении реки Обь.

Класс

разбивается

на

группы

«специалистов»

гидротехников,

геологов,

климатологов, экономистов, экологов. Каждая группа получает конкретное задание

по оценке природных условий и ресурсов зоны затопления. В групповой работе

также предусматривается выявление негативных последствий воздействия человека

на природу.

Таким образом, в основе метода ролевых игр и

проектов лежит развитие

познавательных

творческих

навыков

учащихся,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

умений

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие

критического

мышления,

что

способствует

развитию

творческого потенциала учащихся на примере интеграции эколого-географического

образования.

Список литературы:

1.

Андреев В.И. Дидактические условия развития исследовательских

способностей старшеклассников – Москва.1998 год.

2.

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических

исследований – Москва.1992 год.

3.

Жуковская, И.Е. Формирование опыта творческой деятельности

учащихся при изучении экологии городского ландшафта в условиях

дополнительного географического образования: Методическое пособие / И.Е.

Жуковская / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. - Н.Новгород,

4.

Журнал «Наука и школа»2004г. №12.5.



В раздел образования