Организация научной исследовательской деятельности учащихся
Автор: Мутлу Наталья Валерьевна Должность: учитель истории Учебное заведение: Муниципальное образовательное учреждение №Средняя общеобразовательная школа №3" Населённый пункт: город Салехард Наименование материала: статья Тема: Организация научной исследовательской деятельности учащихся Раздел: среднее образование
1
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательская
деятельность
учащихся
–
эффективный
способ
организации учебно-воспитательного процесса; средство развития общих и
специальных компетенций учащихся; форма профильного обучения и и
профессиональной ориентации; путь социализации и воспитания.
Исследовательская
деятельность
–
это
образовательная
технология,
использующаяся
в
качестве
главного
средства
достижения
задач
образования учебное исследование.
Цели:
Приобретение учащимися функционального навыка исследования как
универсального способа освоения действительности
Развитие способности к исследовательскому типу мышления
Активизация
личностной
позиции
учащегося
в
образовательном
процессе на основе приобретения субъективно новых знаний
Типовая структура исследовательской работы
1.
Титульный лист
2.
Содержание
3.
Введение.
1) Проблема
2) Актуальность исследования
3) Объект и предмет исследования
4) Цель и задачи исследования
5) Гипотеза
6) Методы и методики исследования
7) Практическая значимость
4.
Основное содержание, разбитое на главы или параграфы.
5.
Заключение, в котором формулируются основные выводы
6.
Список источников и литературы
7.
Приложения
1) Изобразительный материал
2) Фотографии
3) Репродукции
4) Видеофрагменты
5) Графики
6) Диаграммы
2
7) Таблицы
Формирование темы исследования
Тема не должна охватывать большую часть знаний и должна отражать
проблему исследования.
Например:
Операция «Кольцо». Пути ликвидации военнопленных немцев под
Сталинградом.
Проблема исследования
В основе формулирования проблемы лежит противоречие.
Противоречие – это несогласованность, несоответствие между каким –либо
противоположностями внутри единого объекта.
Древнегреческое
слово
«проблема»
переводится
как
задача,
преграда,
трудность.
В научном исследовании проблема – это вопрос или комплекс вопросов,
который представляет теоретический или практический интерес.
Сталинградская битва закончилась полным поражением немцев, советская
армия смогла окружить гитлеровцев, в их числе находилась одна из лучших
армий
Гитлера
–
6
армия
под
командованием
фельдмаршала
Паулюса.
Войска Паулюса были изолированы как с суши так и с воздуха.
Пример:
Поставим проблему: Как должна развиваться операция дальше исходя из
требований военного времени и положения советской армии на других
участках фронта?
Актуальность исследования
В
сжатом
изложении
здесь
показывается
какие
задачи
стоят
перед
исследователями
в
конкретных
условиях,
показывается,
что
еще
нераскрыто,
что
еще
предстоит
сделать
исследователю.
Говорится
о
важности предстоящего исследования.
3
Пример:
В годы второй мировой войны Германия в союзе с Японией пыталась
установить
господство
над
народами
мира.
Борьба
против
агрессоров
приняла гигантские масштабы и закончилась безоговорочной капитуляцией
Германии в мае 1945 года.
Во второй мировой войне участвовало 61 государство с населением 1
миллиард 700 миллионов человек. В ее огне погибло 50 миллионов человек,
а ущерб от ее разрушений составил 4 триллиона долларов. В Европе и Азии
в развалинах лежат бесчисленные города и села, многие миллионы людей
стали калеками.
1418 дней Великой Отечественной Войны Советского Союза с 22 июля
1941
года
по
9
мая
1945
года
являются
крупнейшим
военным
столкновением всех времен и важнейшей составной частью второй мировой
войны.
Начиная
поход
на
наше
государство,
Гитлер
делал
ставку
на
молниеносную войну – “блицкриг”, как это было со странами Европы.
Однако расчет этот провалился, и война затянулась на несколько лет. В ней
были для нас тяжелые поражения, потери, неимоверные трудности в тылу и
на фронте, но были и прорывы, контрнаступления и великие сражения,
такие как под Москвой, на Волге, под Курском и другие.
Особенное
значение
имела
Сталинградская
битва.
В
известной
мне
литературе все историки, политики и полководцы оценивают ее как перелом
во второй мировой войне.
Исследования
прошлых
войн
всегда
актуальны,
т.
к.
“прошлое
неразрывно связано с настоящим и будущем”.
Исторический опыт призывает государства и народы к борьбе за мир,
за предотвращение новой мировой войны. Но не все используют этот опыт
в наше время. Об этом свидетельствует многочисленные “горячие точки” на
земле.
Объект и предмет исследования
4
Объект – эта та часть знаний, с которой исследователь имеет дело.
Предмет -
эта та сторона, в которой исследователь выделяет главные
аспекты
своего
исследования.
Практически
предмет
всегда
совпадает
с
темой исследования.
Пример:
Тема: Операция «Кольцо». Пути ликвидации военнопленных немцев под
Сталинградом.
Объект исследования: Битва под Сталинградом.
Предмет исследования : Операция «Кольцо». Ликвидация военнопленных
немцев.
Цели и задачи исследования
На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета
исследования
устанавливается
центральный
момент
исследовательской
работы – ее цель.
Цель – это решение проблемы, вынесенной в заголовок работы. В качестве
цели формулируется тот результат, который должен быть получен в итоге
исследования.
Пример :
Цель: Рассмотреть возможные пути ликвидации немцев, взятых в плен в
феврале 1943 года под Сталинградом
Задачи
исследования
выступают
как
частные
с р а в н и т е л ь н о
самостоятельные шаги исследования. Решение всех задач должно привести
к реализации цели.
Возможны два варианта постановки задач:
1) Задачи самостоятельные законченные этапы исследования. Это
последовательность шагов на пути к достижению цели
2) Необходимость
решения
подпроблем
по
отношению
к
общей
цели исследования
5
Пример:
1) Проанализировать
архивные
документы,
научную
и
научно-
популярную
литературы
и
выявить
основные
пути
решения
ликвидации военнопленных немцев под Сталинградом
2) Рассмотреть деятельность военнопленных немцев для принятия
верного пути ликвидации окруженной группировки
3) Проанализировать
варианты
ликвидации
окруженных
немцев,
объяснить верный путь решения с точки зрения законов военного
времени и ситуации на других участках фронта советской армии.
Выдвижение гипотезы исследования
Гипотеза
–
это
научное
предположение,
истинное
значение
которого
неизвестно. Формулируя гипотезу, мы строим предположение о том, каким
образом мы намерены достичь поставленной цели исследования.
Гипотеза формулируется, как правило через конструкцию слов:
«Если…, то»
«Эффективность чего –то … зависит от…»
«Мы предположили, что… позволит выяснить, объяснить»
Пример:
Если проанализировать военную ситуацию под Сталинградом в феврале
1943 и ситуацию на других участках фронта и выяснить основные пути
ликвидации военной группировки немцев, то становится ясно, что тянуть с
ликвидацией военнопленных немцев было нельзя.
Методы и методики исследования
Все
методы
делятся
на
методы
теоретического
и
эмпирического
(практического) исследования.
Методы
теоретического
исследования:
теоретический
анализ
и
синтез,
абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование, анализ, научной
и научно-популярной литературы по проблеме исследования.
6
Методы эмпирического исследования: изучение исторических источников,
анализ
результатов
деятельности,
опыта,
практики,
наблюдение,
анкетирование,
опросы,
историческая
реконструкция,
моделирование
ситуации.
Пример:
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие
методы:
Теоретические:
1) Поиск
информации
по
теме
исследования
в
различных
источниках в том числе через поисковые системы сети Интернет
2) Анализ,
обобщение
данных
научной
и
научно-популярной
литературы
и
сайтов
Интернета
об
истории
битвы
под
Сталинградом и в частности проведенной советскими войсками
операции «Кольцо»
Практические
1) Изучение исторических документов
2) Анализ исторических карт опубликованных в сети Интернет
Практическая значимость исследования
Здесь
перечисляются
конкретные
мероприятия
где
может
быть
использована данная работа: для проведения экскурсий в школьном музее,
классных часов, оформление экспозиции школьного музея, конференций,
круглых столов.
Формулирование выводов
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не
подвел итогов. Выводы формулируются в заключение работы.
Все выводы должны соответствовать задачам исследования. Они должны
быть конкретными и содержательными без лишних слов.