Автор: Пономарева Валерия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ ДС № 120 "Сказочный"
Населённый пункт: Самарская область, г.Тольятти
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Влияние развития мелкой моторики на развитие речи ребенка"
Раздел: дошкольное образование
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
РУКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
Моторное
развитие
есть
овладение
новым
движением,
его
усвоение,
закрепление
и
применение,
что
происходит
как
в
ходе
онтогенеза, так и в процессе специального обучения.
Моторное развитие делится на три фазы, следующие одна за
другой в необратимой последовательности:
1 фаза – овладение основным процессом движения в «грубой»
форме при «грубой» координации;
2
фаза
–
коррекция,
уточнение
и
дифференцирование,
тонкая
координация движений;
3 фаза – закрепление и приспособление к различным условиям,
стабилизация навыка.
В моторном развитии огромную роль играют координационные
механизмы. С формированием координации движения тесно связано
развитие
функциональных
возможностей
всех
органов
и
систем.
Нарушение
координаций
движений
являются
основным
признаком
затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так
и
«тонкой»
моторики.
Так,
легче
овладеть
речью
тому
ребенку,
у
которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее
моторное
развитие
которого,
отстает
от
возрастной
нормы,
будет
испытывать
при
обучении
речевому
процессу
большие трудности.
У
детей
при
ряде
речевых
нарушений
отмечается
выраженная
в
разной
степени
общая
моторная
недостаточность,
а
также
отклонения
в
развитии движений пальцев рук. Уровень развития
речи
детей
находится
в
прямой
зависимости
от
степени
сформированности
тонких
движений
пальцев
рук.
Для
диагностики
состояния
мелкой
моторики
рук
в
детском
саду
не
обязательно
использовать
какие
-
то
специальные
методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко
ребенок
держит
чашку,
ложку,
вилку,
карандаш,
как
действуют
пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании.
Например, если в 4 года ребенок не умеет в пригоршне доносить
воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Обнаружив
отставание
у
ребенка,
стоит
заняться
развитием
мелкой
моторики
рук
и
подсказать
родителям
дополнительные
занятия
в
домашних
условиях. Чем раньше начнется воздействие, тем лучше
будет
результат.
И
еще,
занятия
должны
вызывать
у
самого ребенка благоприятный эмоциональный отклик.
В
противном
случае
эмоциональное
напряжение
от
неприятного
занятия
вызовет
обратный
эффект
–
блокировку, т.е. действия не будут иметь результата. Поэтому чем и с
чем ребенку лучше тренировать свои пальцы и руки лучше обсудить с
ним самим (одним больше нравятся игры с массажерами, другим с
карандашами и т.д.)
Дополнительные занятия дома для родителей
Материал :
набор игрушек киндер – сюрприз на устойчивой
основе,
колючие
резиновые
массажные
мячики
или
пластмассовые
шарики – массажеры, грецкие орехи, каштаны, цветные карандаши.
Игры с предметами для детей.
«Киндер
–
спортсмен»- манипуляции
с
мелкими
игрушками
(киндер – сюрпризы устойчивой формы)- удерживать на раскрытой
ладони,
поднимая
ее
вверх
и
опуская
вниз,
либо
совершая
колебательные движения , «как на качелях»; удерживать игрушку на
каждом пальчике (вытянутом), усложнение – поднимать и опускать
руку
выше
–
ниже;
перекидывать
киндер
из
ладони
в
ладонь,
подбрасывая игрушку, как можно выше.
«Жонглеры»- подбрасывание грецких орехов или каштанов в одной
руке; из руки в руку; перебрасывая друг другу; перекладывание по верху
с
перекладыванием
ловящей
рукой
в
подкидывающую
2-х,
3-х
предметов (как в цирке)
«Пиратские игры» - манипуляции с не подточенными цветными
карандашами:
Зажимать карандаш между соседними пальцами (все пальцы).
Усложнение
–
совершать
колебательные
движения
карандашом.
Удерживать
равновесие
карандаша
,
положенного
на
вытянутый палец (все пальцы).
Зажимать карандаш одним пальцем, сгибая палец крючком
(все пальцы)
Одна рука ладонью вниз лежит на столе, пальцы раздвинуты
широко,
карандаш
во
второй
руке,
поставлен
на
тыльную
сторону
ладони.
Карандаш
«прыгает»
(как
пираты
тыкали
ножом)
между
пальцами
и
возвращается
назад.
Движения
идут от большого пальца к мизинцу. Разновидность – после
каждого
«прыжка»
карандаш
возвращается
на
тыльную
сторону
ладони
(на
исходное
место).
Вначале
движения
делаются
медленно,
с
улучшением
координации
движения
убыстряются по желанию детей.
Развитие мелкой моторики в быту.
Если
ребенка
не
увлекают
развивающие
пособия
-
предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых ребенок
может
тренировать
мелкую
моторику
рук,
помогая
родителям
и
чувствуя себя нужным и почти взрослым:
Снимать
шкурку
с
овощей,
сваренных
в
мундире.
Очищать сваренные яйца, чистить мандарины.
Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупы).
Очищать
фисташки,
отшелушить
пленку
с
жареных
орехов.
Собирать
с
пола
соринки
.
Помогать
собирать
рассыпавшиеся
по
полу
предметы
(пуговицы,
фасоль,
бусинки)
Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (о том,
кто их размотал, лучше умолчать)
Вешать
белье,
используя
прищепки
(нужно
натянуть
веревку для ребенка)
Помогать маме на кухне, перебирать крупу
Затачивать карандаши точилкой. Стирать ластиком,
нарисованные каракули.
Выполняя столь не сложные упражнения со своим ребенком,
Вы поможете ему в игровой форме развивать мелкую моторику рук.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!