Автор: Симакова Елена Викторовна
Должность: преподаватель дисциплины ботаника
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Муромцевский лесотехнический техникум"
Населённый пункт: поселок Муромцево, Владимирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий проведения классного часа "Праздник Хлеба"
Раздел: среднее профессиональное
Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области
ГБПОУ ВО «Муромцевский лесотехнический техникум»
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А
(СЦЕНАРИЙ)
проведения классного часа «Праздник Хлеба»
Составила: преподаватель спец.35.02.01
Симакова Елена Викторовна
2017
СЦЕНАРИЙ
«Праздника Хлеба»
Воспитательные и развивающие цели:
воспитание сознательного и бережного отношения к хлебу, символу благополучия
нашего государства;
воспитание уважения к нелегкому труду;
воспитание профессиональных качеств будущего специалиста;
патриотическое воспитание – чувство гордости за свой народ, его историю и
традиции.
Оформление:
1. Плакаты о хлебе: «Ломоть хорошего испеченного хлеба… составляет одно из великих
изобретений человеческого труда, ума К.А.Тимирязев»; «Хлеб всему голова».
2. Пословицы о хлебе – плакаты
3. Колосья и образец блокадного хлеба
4. Выставка хлебо - булочных изделий
5. Музыкальной сопровождение (песня Поклонитесь хлебу русскому)
Оборудование:
Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация
Первый ведущий:
Растите хлеб!
Выращивай хлеб!
Он – смех детей,
Он – радость мирных дней,
Он - наших городов и сел мечта,
Он - пенье птиц,
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни за него отдал.
Растите хлеб-
Грядущую опору.
Дороже он, чем всех сокровищ горы.
Он наша жизнь,
А жизни нет цены.
Растите хлеб!
Второй ведущий
Этими словами замечательного дагестанского поэта Абдул Мирзоева мы хотели бы
начать наш сегодняшний вечер.
Сегодня у нас пойдет разговор о хлебе, о самом драгоценном продукте питания, продукте
№ 1, нравственное отношение к хлебу – это отношение бережное.
Основы различных наук мы изучаем, но вот науки о хлебе, о его цене пока нет и наша
задача понять его.
Первый ведущий
Издавна гостей на Руси встречали хлебом – солью.
И сегодня, дорогие гости, мы приглашаем вас на праздник, посвященный самому
дорогому для всех нас – хлебу!
Примите наш хлеб – соль!
Второй ведущий
Сейчас мы расскажем историю возделывания хлебных растений, о блокадном хлебе, о тех,
кто отдал жизнь, спасая хлебные поля.
Сказка о хлебе
В древние времена не знали, что такое хлеб, и употребляли в пищу корни различных
растений и мясо зверей. А о хлебе люди узнали случайно.
Однажды вождь одного племени встретил на своем пути растение с длинными тонкими
стеблями и колосьями. Это была рожь. Она была так высока, что мешала ему идти, била по
лицу и колола. Посыпались зерна.
- Стереть эти проклятые зерна в пыль! – приказал вождь племени.
Воины стали растирать зерна камнями. Получилась мука.
- Бросьте её в воду!
Образовалось тесто.
- Сжечь её на огне! – не унимался вождь.
Брошенное на горячие угли тесто стало расти и румяниться. Один из воинов, попробовав
его, сказал «Вкусно!». Он дал кусок печеного теста другим воинам и все хвалили пищу. С тех
пор люди стали сеять рожь и делать из неё хлеб.
П. Беляков
Первый ведущий
Громадный труд проделали бесчисленные поколения людей в течение многих веков, чтобы
получить такой хлеб, который мы едим сегодня.
Не всегда и не везде
Ели хлеб досыта
Горький хлеб тебе не ведом
Подневольного труда.
Он знаком был нашим дедам
В те минувшие года.
Раньше был такой порядок:
У богатого – хлеб сладок,
А зато у бедняка
Корка горькая горька!
Второй ведущий
Буржуазия, все богатые срывали хлебные поставки в нашей стране, пытались нарушить
государственное распределение хлеба в интересах всего народа, осуществляя первое.
Основное, коренное начало социализма – «Кто не работает, тот не ест».
Нелегко давался хлеб стране советской и потом. Долгие годы мы сражались за него.
Индустриализация, коллективизация… упорный труд советского народа решили эту
проблему.
Но не долгой была мирная передышка. Грянула Великая Отечественная война, фашисты
захватили житницу – Украину, Белоруссию, Приволжье, Кубань…
Вопрос о хлебе встал на повестку дня. Граммы хлеба стали предметом жизни людей.
Не будь хлеба – не было бы и Победы!
Первый ведущий
В Санкт – Петербурге во Всесоюзном институте растениеводства в жестяных коробках
хранятся пакеты с семенами почти всех растений Земли. Где 20 тыс. образцов семян одной
только пшеницы.
Во время войны 14 ослабевших от голода сотрудников этого института каждый день
приходили на работу и делали все, что было в их силах, чтобы сохранить от мороза, сырости,
зажигательных бомб, крыс десятки тонн сортового зерна и картофеля.
В живых осталось пять сотрудников. А когда у умершего от голода сотрудника института
Александра Гавриловича Щукина разжали мертвые пальцы, на стол выпал пакетик с
пшеницей. Он готовил коллекцию, надеясь переправить её на Большую Землю. Все
сотрудники верили в Победу и знали, что стране после войны потребуются семена, которые
они спасают.
На столе весы. На чаше весов – темный кусочек блокадного хлеба, на другой набор гирек:
100, 20 и 5 грамм. Блокадные 125 грамм хлеба.
Смотрите, сравните, подумайте!
Второй ведущий
Хлеб – это жизнь. Это Победа, он помог многим тысячам выжить… Но его было так мало.
Его не хватало. С 20 ноября 1941 года суточный паек составил 125 – 150 грамм.
Начался голод, от которого с ноября 1941 по октябрь 1942 года погибло 641 803 человека.
Рецепт хлеба, который выпекали в те годы:
Мука ржаная – 63%
Льняной жмых – 4%
Отруби – 4%
Овсяная мука – 8%
Соевая мука – 4%
Солодовая мука – 12%
Мука из затхлого зерна – 5%.
Первый ведущий
Все в прошлом – война, карточки… Но разве и сегодня не достаточно уважения бережное
отношение к хлебу.
Сейчас мы хлебом сыты вволю,
Но я веду такую речь:
Я даже внукам не позволю
И крошкой хлеба пренебречь!
Хочу, чтоб и под мирным небом,
Как в годы памятной войны
Мы свято дорожили хлебом,
Поскольку хлебу нет цены!
Второй ведущий
Наша Родина богата хлебом. Мы – щедрые люди, хлебом – солью встречаем гостей.
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтогрудых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых.
К вам обращаюсь, сыновья,
Свои или чужие:
Отчизна, Хлеб, Любовь, Семья –
Понятия Святые!
Первый ведущий
Хлеб сейчас выпекают из ржи и пшеницы. Ржаной хлеб называют черным, а пшеничный
– белым. А темнеет он потому, что при выпечке легче образуются темно-
окрашенные вещества – меланоидины. Черствеет такой хлеб меньше по той причине, что
содержит больше слизистых веществ. А белки ржи ценятся вдвое выше, чем пшеничные.
Кроме белков хлеб содержит углеводы, обогащает наш организм магнием, фосфором,
калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины.
Ученые – медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500 г хлеба, при
тяжелой работе все 700 г. Детям, подросткам нужно 150 – 400 г хлеба. Почти половину своей
энергии человек берет от хлеба.
Второй ведущий
Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ
создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Без золота проживёшь, а без хлеба
– нет».
А какие вы знаете пословицы?
(«Зима без снега, лето без хлеба», «Рожь поспела - берись за дело», «Как в мае дождь, так
будет рожь», «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец нам родной», «Хлеб
да вода – молодецкая еда», «Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска»).
Первый ведущий
Не торопитесь выбрасывать черствый хлеб! Его можно с пользой потребить в дело, можно
приготовить вкусные и полезные блюда такие как: панировочные сухари, гренки для супа,
испечь пирог с яблоками и др.
Хлеб – мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный ужин, ни
будничный обед, ни праздничный стол.
Буханка хлеба – это настоящий
Осколок солнца на моей земле!
Огонь обогревающий, горячий,
Извечный на обеденном столе!
Первый и второй ведущие
ЦЕНИТЕ И БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ!
Список литературы
1. Р.В. Кузьминский «Хлеб в нашем доме», М., 1979
2. А. Смирнов «Мир растений», «Молодая гвардия», 1988
3. Стихи поэтов: А.Мирзаева, А. Прокофьева, И. Садофьева
Рецензия
на методическую разработку
проведения классного часа
«Праздник хлеба»
преподавателя спец. 35.02.01
Лесное и лесопарковое хозяйство
Симаковой Елены Викторовны
Методическая разработка (сценарий) проведения «Праздника хлеба» отвечает всем
необходимым требованиям.
1. Поставлена четкая воспитательная задача:
воспитание сознательного и бережного отношения к хлебу, символу
благополучия нашей страны.
2. Выделены воспитательные и развивающие цели:
воспитание уважения к нелегкому труду;
воспитание профессиональных качеств будущего специалиста;
патриотическое воспитание – чувство гордости за свой народ, его
историю и традиции.
3. Подобран исторический, литературный, фольклорный материал, иллюстрирующий
историю возникновения хлеба; значение хлеба в нелегкой судьбе нашего народа на
различных этапах развития страны, а также абсолютно точно отражающий поставленные
цели.
4. Оформление служит базовым фоном для раскрытия поставленных целей и гармонично
вплетается в повествование, становясь его частью.
Это:- выставка хлебо – булочных изделий;
- колосья хлеба;
- образец дневной блокадной нормы хлеба;
- плакаты о хлебе: «Ломоть хорошего испеченного хлеба… составляет одно
из великих изобретений человеческого труда, ума К.А.Тимирязев»; «Хлеб
всему голова»;
- пословицы о хлебе;
- музыкальное сопровождение.
Рекомендации:
Использование данной методической разработки для проведения общетехникумовского
мероприятия
Зам.директора по ВР: Романова А.М.
22.03.2017 г.