Авторы: Машкова Елена Александровна, Бузина Виктория Игорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №134"
Населённый пункт: г. Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дети войны"
Раздел: дошкольное образование
чМБДОУ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 134"
Конспект
открытой организованной деятельности
по познавательному развитию в средней группе
«Дети войны»
Подготовила воспитатель
средней группы №3 «Пчелки»
Бузина Виктория Игорьевна
Воронеж, 2017
ООД по познавательному развитию : «Дети войны».
Интеграция образовательных областей: «социально-
коммуникативное развитие», «познавательное
развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физ
ическое развитие».
Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств;
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-
1945 гг., о героическом прошлом народа;
- формировать представление о деятельности партизанского движения в годы
ВОВ, о том, что дети сражались наравне со взрослыми, за что многие были
награждены медалями и орденами.
Развивающие:
- Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше
нового, полезного, интересного об истории своей страны;
- Развивать у детей способность сопереживать другим людям;
- Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и
анализировать музыкальное произведение ;
- Развивать у детей двигательную, активность, умение танцевать в такт
музыке;
- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать
активное участие в диалоге с воспитателем;
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к памяти «детям-героям» войны, к традиции
преемственности поколений;
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине;
- Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.
Методы и приемы:
- практический: игра «Собери картинку(оружие ВОВ)», «Разведчики»,
«Попади в мишень», «Собери вещмешок», танец-инсценировка «Смуглянка»,
танец «Дети войны»;
- наглядные: демонстрация портретов «детей-героев» и иллюстраций их
подвигов;
- словесные: беседа с детьми , чтение детьми стихотворений.
???-песня «Солнечный круг»
Материалы и оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, карточки с заданиями, разрезные картинки,
вещмешок, танк-мишень, мешочки с песком.
Аудиозапись песен «Смуглянка», «Дети войны»;
Предварительная работа
Чтение произведений художественной литературы о подвигах «детей-
героев»;Рассматривание портретов и иллюстраций подвигов «детей героев»,
разучивание слов песни и стихотворений,
Ход ООД
1.Вводная часть.
Воспитатель:
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас
хорошее настроение. Встаньте, пожалуйста, все в красивый полукруг.
Обратите внимание, к нам пришли гости. Поприветствуйте, их, пожалуйста.
(Дети приветствуют гостей.)
2.Основная часть
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, что вы заметили на улицах нашего
города, микрорайона, в стенах детского сада?
(Город и наш сад празднично украшен).
Воспитатель:- К какому празднику готовится наш сад, город и вся наша
страна?
(9 мая. День Победы.)
Воспитатель:- Правильно, ребята. Вся наша огромная страна готовится к
празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне.
-Подумайте и скажите, почему эту войну назвали Великой Отечественной?
(Она долго длилась. Была большая. Отечественная, потому что защищали
наше Отечество, Родину от напавшего врага.)
-Кто напал на нашу Родину? (Фашисты)
-Сколько по времени длилась ВОВ? (4года)
-Почему враг напал на Россию?
(Наша страна большая. Богатая лесами, реками, ресурсами.)
-Что хотел сделать враг с нашей страной?
(Убить население. Покорить. Сделать рабами.)
-Кто встал на защиту нашей Родины?
(Солдаты, мужчины.)
Воспитатель: - Правильно, но на защиту Отечества встали не только солдаты
нашей доблестной армии , но и женщины, старики и даже дети… Они были
такими же как вы- юными, наивными, играющие машинками, куклами и
солдатиками. Но в тот роковой час, когда над Родиной нависла смертельная
угроза они быстро повзрослели…Многие заменили своих отцов и старших
братьев у станков заводов, изготавливая оружие и даже танки. Другие
помогали своим матерям выращивать урожай на полях, чтобы кормить
солдат. А некоторые пошли на фронт воевать.
-Подумайте, а брали ли детей служить в армию? (нет) Почему? (Они были
детьми).
-Как же дети попадали на фронт?
(уходили в партизаны)
Воспитатель: -Правильно. Многие мальчишки и девчонки шли воевать к
партизанам. А вам хватило бы смелости встать на защиту Родины? (Да)
-Тогда я вас тоже приглашаю пойти в ряды партизан.
Танец-инсценировка «Смуглянка».
Воспитатель: -Молодцы! Вот мы с вами и в рядах партизан. Подумайте, а
какими должны быть партизаны?
(смелыми, умными, храбрыми, ловкими, дисциплинированными).
Воспитатель: -Вы правильно, назвали все качества, присущие партизанам.
Помните, вы им тоже должны соответствовать. Встаньте красиво, слушайте
внимательно, чтобы хорошо выполнять все задания.
Игра «Собери картинку(оружие)».
Воспитатель: -А что прежде всего нужно партизанам, чтобы дать отпор
врагу? (Партизанам нужно оружие).
- Подойдите, пожалуйста к столу. Посмотрите, на нем лежат разрезанные
картинки, на которых изображено оружие. Вам надо собрать оружие,
необходимое на войне.
-Назовите, оружие, которое у вас получилось.
(Дети по очереди называют свое оружие: винтовка, автомат, станковый
пулемет, граната, пистолет, пушка.)
-Вы прекрасно справились с этим заданием!!!
Игра «Собери вещмешок»
Воспитатель: -Ребята, кроме оружия партизаны брали с собой походный
вещмешок.
В него полагалось складывать только набор определенных вещей,
которые могли понадобиться в походе. Посмотрите, у меня есть настоящий
солдатский вещмешок. Нам надо выбрать и положить в него только то, что
нужно партизану в походе.
(Предложенные вещи: карта, компас, фляга с водой, консервы, машинка, мяч,
кукла, спички, консервы, хлеб, ручка, листок бумаги, конверт, полотенце,
ложка, чашка, кружка. Дети выбирают нужное, на их взгляд, аргументируя
свой выбор.)
- Почему, ты решил взять эту вещь в поход? Почему мы не взяли игрушки?
-Молодцы, ребята! С таким вещмешком и на войну не страшно идти!
Игра «Разведчики».
Воспитатель: -Ребята, не все дети могли удержать в руках оружие в силу
своего возраста. Они помогали нашим войскам добывая очень важные
разведывательные данные о количестве танков, самолетов и войск. Эти
сведения помогали нашей армии выигрывать сражения.
-Сейчас мы с вами станем разведчиками и отправимся в тыл врага, чтобы
добыть важные разведывательные данные.
-Обратите внимание на столах лежат карточки, на которых изображены
вражеская техника. Ваша задача посчитать количество танков и самолетов
выбрать соответствующее число и поставить его в окошко.
Дети выполняют задание.
-Сколько самолетов у тебя ……? Сколько танков насчитал….?
-Вы отлично справились с этим заданием!
Игра «Попади в мишень»
Воспитатель: -Партизанское движение в годы ВОВ помогало нашим войскам
своей подрывной деятельностью. Они взрывали железнодорожные пути,
машины с продовольствием, склады с оружием и даже танки. Поэтому всем
партизанам надо было метко бросать гранаты в мишень.
- Ребята, а вы готовы проверить свою меткость? Вот перед вами мишень-
танк. Вам надо в него попасть гранатой-мешочком с песком. Дети,возьмите
«гранату» в правую руку. Подойдите к линии, левую ногу поставьте к
полоске, правую назад. Прицелившись, потянитесь к цели, замахнулись,
посмотрели на мешочек и бросили!
Дети производят метание в цель
из за спины через плечо.
-Отлично! Вы очень меткие!
Беседа о детях-героях.
Воспитатель: -Молодцы, ребята. Вы с доблестью выполнили все задания.
Прошли этот тяжелый путь партизанами. И можно даже не сомневаться, что
вы станете настоящими защитниками Отечества!
-Но все же я надеюсь, что вам никогда не придется узнать что такое ВОЙНА,
как тем юным героям о которых мы с вами говорили. Давайте вспомним их
имена и подвиги.
Демонстрируются фотографии «детей-героев».
-Как звали этого юного мальчика? Какой подвиг он совершил?
-Назовите имя этого героя. За что ему присвоили звание Героя Советского
Союза?
-Что это за девочка? Как она помогала победить врага? И др.
-Молодцы, ребята. Вы хорошо рассказали нам подвигах «детей-героев».
3.Заключительная часть.
Воспитатель: -Великая Отечественная война. Сколько страдания и горя она
принесла нашей стране? Это ничем не измерить. Всем было тяжело и
мужчинам, и женщинам. Но самый большой вред она нанесла детям. Ведь у
них война отняла самое ценное - детство. Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания.
Голодяевс Л.М.
Дети исполняют танец «Дети войны»
Дети выстраиваются в одну линию и читают стихотворения.
1.
Нам нужен мир - тебе, и мне.
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
2.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
3.
Нам нужно бегать, прыгать, петь,
И говорить друг с другом.
О чем угодно говорить.
Об играх, о забавах,
О мотоциклах, о кино,
И о солдатах бравых.
4.Кому мешает этот мир
С цветами на опушке?
Кто в этот мир,чудесный Мир,
Прицелился из пушки?
5.Не для того мы рождены,
Чтоб нас война крушила,
А для того мы рождены,
Чтоб нас весна кружила!
6.Нет! Заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам!
Должна трава зеленой быть,
А небо синим-синим!
7.-Ты слышишь, друг?
Звенят ручьи,
Поют на ветках птицы,
На замечательной земле нам довелось родиться!
8.Так пусть она цветет всегда!
Пускай звенит ручьями!
Пусть люди смотрят на нее
Влюбленными глазами!
Песня « Солнечный круг»
Воспитатель: - Спасибо, дети. Вы хорошо выступили. Попрощайтесь с
нашими гостями.
1.
Нам нужен мир - тебе, и мне.
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
2.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
3.
Нам нужно бегать, прыгать, петь,
И говорить друг с другом.
О чем угодно говорить.
Об играх, о забавах,
О мотоциклах, о кино,
И о солдатах бравых.
4.Кому мешает этот мир
С цветами на опушке?
Кто в этот мир,чудесный Мир,
Прицелился из пушки?
5.Не для того мы рождены,
Чтоб нас война крушила,
А для того мы рождены,
Чтоб нас весна кружила!
6.Нет! Заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам!
Должна трава зеленой быть,
А небо синим-синим!
7.-Ты слышишь, друг?
Звенят ручьи,
Поют на ветках птицы,
На замечательной земле нам довелось родиться!
8.Так пусть она цветет всегда!
Пускай звенит ручьями!
Пусть люди смотрят на нее
Влюбленными глазами!