Автор: Стоякина Оксана Владимировна
Должность: преподаватель гуманитарных дисциплин
Учебное заведение: ЧПОУ "Светлоградский многопрофильный колледж"
Населённый пункт: г. Светлоград, Петровского района
Наименование материала: Методическая разработка к практической работе
Тема: "ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Раздел: среднее профессиональное
Практическая работа по теме: ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО
СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выполнение
студентами
данной
практической
работы
по
дисциплине
«Обществознание» направлено на следующие знания:
- содержание Конституции Российской Федерации;
-
особенности
государственного
устройства
России
и
статуса
субъектов
федерации;
умения:
- работать с законодательными и иными нормативными и правовыми актами,
специальной литературы;
-
анализировать,
делать
выводы
и
обосновывать
свою
точку
зрения
по
конституционно-правовым отношениям;
- применять правовые нормы для решения практических ситуаций.
Общие критерии оценки выполнения практической работы.
Оценка «отлично» ставится, если студент:
понимает
основы
конституционного
строя
РФ,
проявляет
способность
к
самостоятельному суждению; сохраняет логику изложения, свободно владеет
обществоведческими категориями, сопровождает ответ новыми примерами,
умеет применить знания в новой практической ситуации; выполнил работу
творчески в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
действий; правильно и аккуратно выполнил все записи.
Оценка «хорошо» ставится, если студент:
выполнил
требования
к
оценке
«5»,
но
допустил
недочеты,
которые
исправляет
самостоятельно
или
с
небольшой
помощью
преподавателя;
понимает
проблему,
проявляет
способность
к
рассуждению,
но
без
к р и т и ч е с ко го
о с м ы с л е н и я
п р от и во р еч и во с т и
и д е й ;
в л а д е е т
обществоведческими
категориями,
но
испытывает
затруднения
при
необходимости использовать их в новой ситуации;
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:
выполнил работу на репродуктивном уровне, в ходе выполнения заданий
допустил ошибки, которые не может исправить самостоятельно;
понимает
проблему
фрагментарно;
испытывает
очевидные
затруднения
в
определении
обществоведческих
категорий,
их
смысла
и
значения;
не
соблюдает логику изложения;
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:
не
выполнил
работу
в
установленном
объеме;
не
овладел
основными
умениями и знаниями в соответствии с требованиями программы и не может
ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценки (по пятибалльной системе) проставляются в журнал учета знаний и
учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.
Количество часов - 2 часа
Место проведения - учебная аудитория № 5
Характер работы: частично-поисковый,
Форма
организации
учебной
деятельности
студентов:
фронтальная,
индивидуальная
Цель: изучение основ конституционного права Российской Федерации
Задачи:
Научить
определять
особенности
государственного
устройства
России
и
статуса
субъектов
федерации;
применять
правовые
нормы
для
решения
разнообразных
практических
ситуаций;
анализировать,
делать
выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым
отношениям.
Развивать
навыки
работы
с
нормативно-правовыми
актами
в
сфере
конституционного
права,
научной
литературой
и
аналитическими
материалами.
Формировать
ценностные
ориентации
в
ходе
ознакомления
с
основами
конституционного строя РФ.
Формирование общих и профессиональных компетенций: ОК 2, ОК 4,
ОК 8, ОК 9, ПК 1.1, ПК 2.3
Дидактическая структура занятия
Структурные
элементы
занятия
Деятельность
преподавателя
Деятельность студентов
1. Целевая
установка,
мотивация
деятельности
студентов
Сообщение темы, вида
учебного занятия,
образовательных задач,
закрепление знаний,
формирование умений,
общих и профессиональных
компетенций (ОК 2, ОК 4,
Подготовка рабочего места
Запись темы практического
занятия.
Восприятие образовательных
задач как личностно-значимых
ОК 8, ОК 9, ПК 1.1, ПК 2.3)
Мотивация учебной
деятельности студентов по
восприятию и достижению
образовательных задач
2. Проверка теоре-
тической
готовности
студентов к
выполнению
практического
занятия
(фронтальный
опрос)
1) Вопросы для устного
(фронтального) опроса:
- Что такое Конституция и
конституционное право?
- Какова основная
особенность Конституции
РФ?
- Каковы основы
конституционного права
России?
1) Ответы на вопросы, участие
в диалоге (дополнение к
ответам)
3. Инструктаж о
содержании,
этапах работы,
способах и
последовательност
и действий
Сообщение содержания
практического задания
Представление комплектов
материалов, необходимых
для выполнения заданий
(учебника, компьютерной
презентации, текстов в
электронном виде)
Обучение правилам поэтап-
ного изучения текстов
правового содержания
Подготовка к выполнению
практических заданий
Ознакомление с комплектом
учебных материалов
Усвоение правил чтения статей
Конституции РФ
Усвоение правил
реконструкции учебного
текста.
4. Выполнение
практического
задания
(индивидуально)
Организация выполнения
заданий:
Задание 1. Закрепление
теоретического материала.
Задание 2. Решение кейс-
задачи.
Задание 3. Тестовое задание.
Контроль и корректировка
самостоятельной работы
студентов.
Выявление причин затруд-
нений, возникающих у
студентов в процессе
выполнения практического
задания
1) Самостоятельная работа
студентов по выполнению
заданий
5 .
Ко н т р о л ь
и
оценка
выполненной
работы
Оценка результатов
выполнения
практического
з а д а н и я
п о
к р и т е р и ю
с о о т в е т с т в и я
э т а л о н у
записей.
Восприятие оценки преподава-
т е л е м
и н д и в и д у а л ь н ы х
р е зул ьт ато в
в ы п о л н е н и я
практического задания
Задание1.
а)
Объясните,
почему
на
референдум
запрещается
выносить
вопросы
о
введении,
изменении
и
отмене
федеральных
налогов
и
сборов,
а
также
освобождении от их уплаты.
б) Расположите в правильном хронологическом порядке основные стадии
референдума:
Назначение референдума;
Подведение итого голосования;
Инициатива проведения референдума;
Исполнение решений референдума;
Агитация;
Организация голосования;
Ответственность за неисполнение решения референдума;
Голосование.
Задание 2. Кейс-задача.
«Так
как
штаты,
входя
в
состав
федерального
государства
теряют
свой
суверенитет, то, само собой разумеется, они перестают и быть
государствами, так как, по определению государства, суверенитет есть
существенный признак государства. Государство только там, где
имеется
на
лицо
суверенитет»…
(Ященко
А.С.)
(Этот
фрагмент
работы
русского ученого касается США.)
1. Какие признаки государства вам еще известны?
2. Являются ли, согласно действующей Конституции РФ, субъекты
РФ суверенными государствами? ( Следует обосновать свою позицию с
опорой на положения Конституции РФ)
3. Равноправны ли субъекты РФ. Какие еще конституционные
принципы федеративных отношений Вам известны?
Эталон ответа:
I. Студент может перечислить следующие признаки государства как особой
социальной организации:
1) публичная власть – реальная возможность понуждения к выполнению
воли отдельных групп людей (классов, династий и т.п.),
2) наличие особой социально-политической организации, аппарата
управления, аппарата принуждения, который способен делать свои веления
общеобязательными.
3) наличие территории;
4) население;
5) суверенитет;
6) выпуск денежных знаков, сбор налогов, государственные займы;
7) правотворчество (нормотворчество);
8) государственная символика.
II. Нет, суверенными государствами субъекты РФ в Конституции не названы,
но в части 2 статьи 5 республики названы государствами в отличие от других
субъектов, к которым эта конституционная характеристика не относится.
Одним из конституционных принципов федеративных отношений является
принцип государственной целостности (ст. 5). В отличие от союзных
республик, входивших в состав СССР, которые не только были названы
суверенными в Конституции СССР 1977 г., но и обладали правом сецессии –
субъекты РФ подобным правом не обладают.
Так же в ответе студентов должно быть раскрыто понятие «суверенитет»
Например: Конституционный Суд РФ (в постановлении от 7 июня 2000 года
№ 10-П) определил суверенитет (государства) как верховенство,
независимость и самостоятельность государственной власти, полноту
законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его
территории и независимость в международном общении. Суверенитет РФ, в
силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных
властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые
обладали бы верховенством и независимостью. Власть субъектов – не
суверенная власть, а часть единой системы государственной власти, при этом
субъекты обладают всей полнотой государственной власти вне пределов
ведения Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного
ведения. Причем эти полномочия субъекта проистекают не из его
волеизъявления, а из Конституции РФ, что также является подтверждением
отсутствия у субъектов суверенитета.
III. Субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях между собой и с
федеральными органами государственной власти. Принципы федеративных
отношений сформулированы авторами учебников и научных работ на основе
положений Конституции (ст. 5 и др.). Так в тексте
статьи 5 упоминаются принципы:
- Равноправия субъектов РФ между собой и во взаимоотношениях с
федеральными органами государственной власти;
- Государственной целостности РФ,
- Единства системы государственной власти,
- Разграничения предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов
РФ;
- Равноправия народов РФ;
- Самоопределения народов РФ;
Задание 3. Выполните тест
А 1. Что отличает конституцию от других правовых актов?
1) письменная форма
2) высшая юридическая сила
3) обращение ко всем гражданам
4) поддержка силой государства
А 2. Какое государство считается светским?
1) отрицающее любую религию
2) закрепившее государственную религию
3) признающее равенство религиозных конфессий, которые отделены от
государства
А 3. Какие формы собственности, согласно Конституции, признаются в
России?
1) частная, государственная, муниципальная и иные
2) только государственная
3) никакие
А 4. Кто представляет в России законодательную ветвь государственной
власти?
1) Президент
2) Федеральное Собрание
3) Правительство
А 5. Что такое государственный суверенитет?
1) признак государства
2) верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти
как вовне, так и внутри государства
3) правовой акт, принятый государством
А 6. Какое государство считается правовым?
1) старающееся не менять своих правовых норм
2) закрепленное в праве
3) признающее примат права над государством, обязательность предписаний
права для всех
А 7. Что такое всенародный референдум?
1) всенародное обсуждение
2) голосование по важнейшим вопросам
3) собрание представителей народа
А 8. В соответствии с Конституцией РФ в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся
(-ится)
1) государственные награды и почётные звания Российской Федерации
2) природопользование, охрана окружающей среды
3) оборона и безопасность, оборонное производство
4) определение статуса и защита государственной границы РФ
А 9. Согласно Конституции, основным источником власти в Российской
Федерации является
1) Федеральное собрание Российской Федерации
2) Президент Российской Федерации
3) народ Российской Федерации
4) Председатель Правительства РФ
А 10. Верны ли суждения?
А. Конституция – это основной закон государства и общества, регулирующий
важнейшие стороны их внутренней организации.
Б. Конституция РФ. была принята путем всенародного голосования.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) оба суждения верны;
4) оба суждения неверны.
Ключ к тесту
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
2
3
1
2
2
3
2
2
3
2