Автор: Халиманова Людмила Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ № 443 Детский сад "Дельфинчик"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья (из опыта работы)
Тема: "Сказка как средство развития речи детей с использованием нанотехнологий"
Раздел: дошкольное образование
Сказка как средство развития речи (с использованием
нанотехнологий)
Из опыта работы
«Сказка для ребёнка такое же серьёзное
и настоящее дело, как игра: она нужна
ему для того, чтобы определиться,
изучить себя, измерить, оценить
свои возможности»
(Дж. Родари).
Проблема развития связной речи особенно актуальна в наше время,
так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят
перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены
различными «престижными» студиями, «школами грамотности».
Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают не
перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную
речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. Бедная речь ведет к
агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он
хочет сказать. Работая с детьми всегда стремлюсь к развитию
осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность ,ее
объем и характер становятся главными показателями успешности
познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов
деятельности. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития
речи детей, используя традиционные методы и формы организации
работы.
Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и
превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Сказка
является предметом многих психолого-педагогических исследований, в
которых раскрывается ее многофункциональность в плане речевого
развития дошкольников (О.С.Ушакова, Л.И.Гуревич и др.). Мы
привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие
десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая,
жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе,
не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль.
Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить
ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том,
что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать,
инсценировать. Это так называемое традиционное направление
работы со сказкой.
Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно,
по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески
преобразовывать ход повествования, придумывать различные
концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько
сюжетов в один и т.д.
Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность
уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую
ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло
было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.
Особенность
работы
по
сказке
состоит
в
том,
что
развитие
личности
дошкольника
происходит
в
гармонии
и
согласованности,
успешным овладением грамотой и связной речью. Работа по сказке
это - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой
ситуации
связаны
с
реальным
общением,
направленным
на
активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком
собственных эмоциональных способностей.
Я
работаю
в
логопедической
группе
с
детьми
5
-
7
лет.
В
дошкольном
возрасте
речь
детей
характеризуется
рядом
особенностей.
Мотивом
активного
овладения
родным
языком
выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и
воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все
виды
деятельности,
в
том
числе
и
познавательную. Именно в это
время
у
ребенка
совершенствуются
элементы
звуковой
стороны
слова, необходимые для оформления высказывания: темп, дикция,
сила голоса и интонационная выразительность. Развитие понимания
речи в этом возрасте связано с выполнением поручений взрослого,
знакомством с литературными произведениями.
Новым
приобретением
ребенка
становится
интерес
к
речи
как
особому объекту познания: его интересует звучание и значение слова,
его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Стремление
детей привлечь внимание собеседников выражается в попытках сделать
свою речь выразительной, экспрессивной.
Работая с детьми, я очень часто сталкиваюсь с такими проблемами
развития речи дошкольников как:
•
Односложная,
состоящая
лишь
из
простых
предложений
речь.
Н е с п о с о б н о с т ь
г р а м м ат и ч е с к и
п р а в и л ь н о
п о с т р о и т ь
распространенное предложение.
•
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
•
Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров
телепередач), употребление нелитературных слов и выражений.
•
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,
если это необходимо или уместно.
•
Неспособность
построить
монолог,
например,
сюжетный
или
описательный
рассказ
на
предложенную
тему,
пересказ
текста
своими словами.
•
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
•
Отсутствие
навыков
культуры
речи:
неумение
использовать
интонации, регулировать громкость голоса, темп речи и т.д.
•
Плохая дикция.
И, как результат - скованность, закомплексованность детей в общении.
Поэтому темой для работы я выбрала: «Сказка как средство
развития связной речи детей с использованием новых технологий».
Цель: формирование и развитие речевых и коммуникативных
способностей посредством сказки.
Задачи:
1. Развитие у детей познавательной речевой активности через
знакомство со сказкой;
2.
Обогащение
словарного
запаса
детей,
развитие
связной
и
образной речи;
3. Воспитание звуковой культуры речи;
4. Привитие любви к художественному слову, уважение к книге;
5. Развитие этических и эстетических чувств.
Решение поставленных задач выполняю следующим образом:
-мною подобрана методическая литература .
-детская художественная литература, рекомендуемая для
прочтения в данном возрасте;
-дидактические
игры
с
использованием
литературных
произведений;
-наглядный материал (сюжетные и тематические картинки,
репродукции картин художников, игрушки сказочных героев и т.д.);
-создана предметно-развивающая среда в группе для организации
полноценной речевой деятельности.
-составлен перспективный план,
-разработаны этапы, методы и способы работы со сказкой.
Свою работу с детьми я строю на следующих принципах:
1.
Последовательность;
2.
Доступность;
3.
Системность;
4.
Индивидуальность;
5.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
6.
Принцип развивающего обучения;
7.
Принцип обеспечения активной речевой практики.
В системе работы с детьми я использую следующие методы:
Наглядный ,практический, словесный, проектный, проблемный,
поисково-исследовательский.
Задачи
речевого
развития
решаются
как
в
образовательных
областях (по всем разделам программы детского сада), так и в
дальнейшей
совместной
деятельности.
Образовательную
деятельность начинаю с игровой мотивации, провожу в основном по
подгруппам,
иногда
с
частичным
участием
детей
на
интересном,
эмоциональном материале. Это могут быть драматизация, чтение и
р а с с к аз ыва н и е
с
н а глядн ым
м ате р и а л о м ,
д и а ф и л ь м ы .
Образовательную деятельность я провожу в достаточно свободной
форме. Дети могут ходить по комнате, работать сидя или стоя за
столами, сидя на ковре. Удобнее всего расположить детей на ковре,
максимально приближая их к месту действия, например, при чтении
сказки, когда всем хочется получше рассмотреть картинки в книге.
Такое расположение способствует созданию домашней атмосферы,
когда каждый из детей рядом, может подойти поближе, если что-
то не видно. Местоположение детей в течении одной образовательной
деятельности может несколько раз меняться то на ковре, то возле
магнитной доски, то стоя или сидя за столами. Такая организация дает
простор
для
выдумок
и
творчества
детей,
позволяет
им
быть
свободными и утверждаться в своих силах. В основе моей работы с
детьми лежит принцип: действовать не как функционер, а как человек,
способствующий установлению благоприятного климата в группе.
Путешествие в мир рассказов и сказок развивает связную речь,
воображение
и
фантазию
детей,
обогащает
словарный
запас,
способствует формированию грамматического строя речи. Прочитав
ребятам
литературное
произведение,
беседуем
о
прочитанном:
вместе анализируем поступки героев, разбираем непонятные слова,
подбираем
сравнительные
обороты,
слова-определения.
В
образовательной
деятельности
по
обучению
рассказыванию
я
использую
такие
приёмы,
как
рассматривание
иллюстраций.
словесный образец, описание, моделирование сказок, использование
игровизора, мнемодорожки, рассказы с постепенным усложнением.
Для
развития речи и воображения использую прием – постановки
проблемного вопроса. Детям традиционно задается масса вопросов по
тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации
(Куда
пошла
Красная
Шапочка?).
Но
куда
полезнее
вопросы
поискового характера (почему, зачем, каким образом?), используем
игры, например: «А если бы…», «Хорошо-плохо», провожу занятия с
использованием технологии проблемного обучения и т.д.
Погружаясь
в
сказку,
дети
слушают,
рассказывают,
рисуют,
играют,
постигают
нравственно-этические
понятия,
получают
ряд
новых для них навыков, необходимых в дальнейшем для успешного
обучения в школе.
Работа со сказкой предполагает три этапа, на каждом из которых
решается
целый
комплекс
воспитательно
-
развивающих
задач.
Первый
этап
-
знакомство
со
сказкой.
Здесь
идет
формирование
первоначальных навыков в ситуации диалогического общения. Второй
этап- это этап познавательной деятельности в процессе «погружения»
в сказку. На этом этапе идет формирование высказывания. Третий
этап- это формирование коммуникативных умений и связной речи,
творческо-исследовательской
деятельности. Н а
в с ех
э т а п а х
организации были групповые, подгрупповые и индивидуальные формы
работы.
При
проведении
совместной
деятельности
беру
ребенка
активного,
среднего
и
малоактивного,
это
позволяет
последнему
лучше усвоить и понять материал. Только на фоне таких теплых,
доверительных
отношений
между
воспитателем
и
детьми
можно
наиболее
успешно
проводить
развивающую
образовательную
деятельность. Чтобы работа была более целенаправленной, большое
внимание уделяю индивидуальной работе с детьми, через которую
помогаю детям преодолеть те или иные трудности в речевом развитии.
Например:
заучивание
стихотворения,
потешки,
проговаривание
"трудных"
слов,
закрепление
звуков
и
т.д.
До
недавнего
времени
считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение
фразеологизмов и пословиц. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки
и
переносный
смысл
форм
малого
фольклора,
вместе
с
детьми
обсуждаем
смысл
каждой
из
них,
тем
самым
помогая
ребенку
запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко
уяснять внутреннее содержание сказки. Важным является воспитание
чуткости
к
слову.
Для
формирования
такого
чутья
способствуют
следующие приемы в работе со сказками:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; - сочинить
длинное и в то же время смешное слово;
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по
смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука -
мука), а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер);
А
еще
мы
используем
«волшебную
палочку».
Она
помогает
дошкольнику самому действовать, вызволяя таким образом героев из
беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно
творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
В группе я организовала "Литературный уголок", там находится
библиотека
детских
книг,
состав
которой
время
от
времени
обновляется,
там
же
периодически
организуются
для
детей
тематические книжные выставки, например: "Наши любимые сказки".
Кроме
книжек
экспонируются
иллюстрации
детских
художников,
а
также
репродукции
картин,
проводятся
короткие
беседы
о
прочитанных книгах, писателях.
В уголке "Детского творчества" я с детьми делаю выставки детских
рисунков.
Там
же
мы
вместе
с
детьми
рисуем,
лепим,
делаем
аппликацию
на
темы
художественных
произведений,
изготовляем
персонажи
для
настольного
театра,
книжки-малышки,а
так
же
ремонтируем книги.
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям
театр. В моей группе существует уголок театрализации. Там дети с
интересом и с удовольствием принимают участие в драматизации
коротких
художественных
произведений,
помогают
в
подготовке
декораций, кукол.
В
этом
уголке
находятся
костюмы
необходимые
для
театрализации,
пальчиковый
театр,
настольный,
картонный
и
деревянный театр. Через дидактические игры, сюжетно-ролевые игры,
игры с конструктором я закрепляю полученные речевые знания и
умения.
Моя
группа
входит
в
состав
творческой
речевой
группы
«Говоришки»,
где
мы
придумываем
различные
словесные
игры,
работаем со сказкой, придумывая новое начало или конец в сказке,
придумываем сказку на новый лад и т.д. Здесь мною пополняется и
обновляется
предметно
-
развивающая
среда,
методические
пособия,
различные
дидактические
игры.
Еще
дети
посещают
мультстудию,
где
вместе
со
специалистами
киностудии,
воспитателями,
музыкальным
руководителем
монтируем
мультфильмы пластилиновые, рисованные. Эта работа построена
на
играх,
беседах,
наблюдениях,
связана
с
различными
видами
д е я т е л ь н о с т и .
П р е д л а г а е м ы е
д е т я м
р а з в и в а ю щ и е
интеллектуальные и творческие способности задания доставляют
им
удовольствие
и
дают
чувство
самоутверждения.
Связь
с
развитием речи можно проследить на всех этапах кружковой работы
– при формировании цели, во время обследования методики, при
подведении
итогов
в
словесном
отчете
об
увиденном.
В
затруднительных
для
ребёнка
ситуациях
другие
дети
помогают
подсказкой или сама задаю наводящий вопрос. Взаимодействие с
различными видами деятельности позволяет всесторонне развивать
ребёнка.
Решение задач по развитию речи детей осуществляется в
соответствии с принципом интеграции образовательных областей не
только в непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе
режимных моментов, и в самостоятельной деятельности детей.
Участвуя в различных творческих делах, дети становятся более
приспособленными
к
современному
ритму
жизни.
Они
получают
больше возможности реализовать себя в дальнейшей жизни
Как я уже говорила, работа по развитию речи будет иметь результат,
если начатая работа в детском саду будет продолжаться и дома. Для
работы
с
родителями
в
моей
группе
существует
уголок,
где
вывешиваются все рекомендации, материалы для заучивания дома
(стихи, потешки, пальчиковые игры и т.д.). Мною проводятся беседы,
консультации
с
родителями.
Родители
с
готовностью
идут
на
сотрудничество,
заинтересованы
работой,
участвуют
в
проведении
театрализованных представлений, праздников.
Для заинтересованного включения родителей в деятельность детей
проводились следующие мероприятия:
-раз в месяц давали разнообразные творческие задания для
совместной деятельности родителей и детей;
- провели родительское собрание на тему «Воспитание сказкой»;
-совместно с родителями подготовили спектакль «Теремок»;
-
Выпустили буклет по теме «Роль сказок в развитии речи детей»
- Провели праздник для детей и родителей «В гостях у сказки», показ
сказки К. И Чуковского «Телефон».
В результате целенаправленной работы дети стали больше
общаться между собой, стали более открытыми и активными, как в
непосредственно
образовательной
деятельности,
в
режимных
моментах,
так
и
в
самостоятельной
деятельности,
не
боясь
высказывать свои мысли. У детей стал богаче активный и пассивный
словарный запас. Дети могут отвечать на вопросы, могут грамотно
сформулировать
вопрос,
осмысленно
отвечают
на
вопросы,
употребляют в своей речи сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения,
могут
при
помощи
взрослого
составить
небольшой
рассказ по картинке, описать игрушку, сочинить короткую сказку. Детям
нравится рассказывать сказку с использованием моделей. Все дети с
удовольствием
участвуют
в
драматизации
отрывков
знакомых
произведений,
а
также
могут
назвать
любимую
сказку,
прочесть
понравившееся стихотворение, могут при помощи считалки выбрать
водящего.
С
интересом
слушают
как
художественные,
так
и
природоведческие
литературные
произведения,
рассматривают
иллюстрации
в
книгах.
Ребята
активно
сопровождают
речью
свою
деятельность.
Проектный
метод
позволяет
мне
учитывать
индивидуальные
особенности
и
творческие
способности
детей,
приобрести навыки пересказа, способствует формированию умений
составлять
собственные
высказывания,
рассуждения,
рассказы
и
сказки. За время работы
с помощью проектного метода
мною с
детьми, их родителями были организованы и реализованы:
- творческий проект «Слыш – житель волшебной страны»;
- экологический проект «Травка зеленеет», «Животные Севера»,
«Овощи-фрукты полезные продукты».
- литературный проект «Сказки».
В будущем планирую продолжать работу в этом направлении.