Автор: Аганина Нина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№15
Населённый пункт: г.Мичуринск Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание сознательной дисциплины в учебном процессе "
Раздел: начальное образование
« Воспитание сознательной дисциплины в учебном процессе »
Проблема дисциплины — одна из актуальных проблем в практике
воспитания.
В
школьные
годы
ученик
должен
прочно
усвоить
правила
дисциплины — выработать привычку организованного поведения ,научиться
беречь
свое
и
чужое
время
,
осознать
значение
дисциплины
как
условие
успешного овладения знаниями.
Для
учителя
начальных
классов
вопросы
воспитания
дисциплинированности приобретают особую значимость. От того , сможет ли
учитель с первых шагов пребывания ребенка в школе привить ему необходимые
навыки
дисциплинированного поведения или нет , во многом зависит успех
дальнейшей
педагогической
деятельности
,
эффективность
учебно
—
воспитательного
процесса.
Дисциплинированность
,
как
известно
,
тесно
связана
с
развитием
волевых
процессов
.
Что
чрезвычайно
важно
для
школьников
младшего
школьного
возраста.
Упражняя
ребенка
в
навыках
дисциплинированного поведения , учитель одновременно упражняет его и в
волевых
действиях
,
развивает
способность
к
саморегуляции
.
Дисциплинированность — одно из нравственных качеств личности , и , как
нравственное
качество
,
оно
активно
участвует
в
целостном
процессе
ф о р м и р о в а н и я
н р а в с т в е н н о й
л и ч н о с т и
.
О с о б е н н о
т е с н о
дисциплинированность
взаимодействует
с
формированием
таких
качеств
личности , как прилежание , ответственность , трудолюбие , коллективизм.
Пожалуй нет такого учителя , который не проявлял бы должной заботы
о
воспитании
у
школьников
дисциплинированного
поведения
.
Но
одному
удается
достигнуть
поставленной
цели
,
другому
нет
,
способы
дисциплинирования
одного
дают
хорошие
всходы
и
складываются
во
всей
последующей жизнедеятельности ученика , положительно отражаясь на его
мировоззрении и моральном облике , способы
дисциплинирования другого
приводят лишь к временному , формальному результату.
В воспитании дисциплинированного поведения у младших
школьников
есть
своя
кривая
трудностей.
Нелегко
бывает
учителю
,
работающему с первоклассниками , и особенно на подготовительном этапе ,
когда дети проходят период адаптации к условиям школьной жизни. Немало
выдержки , терпения и такта необходимо проявлять учителю , чтобы научить
первоклассников во всем действовать слаженно и организованно , приучить к
выполнению
необходимых
требований
,
привить
навыки
самостоятельного
выполнения установленных норм и правил поведения.
С первых шагов работы с детьми учителю следует проявлять заботу о
том
,
чтобы
требования
дисциплины
не
воспринимались
школьниками
формально.
Важно
своевременно
раскрыть
детям
смысл
дисциплины
как
условие дружной коллективной работы. Гумманистические отношения должны
быть
той
основой
,
на
которой
осуществляется
разъяснение
детям
нравственного
смысла
предъявляемых
им
дисциплинарных
требований
и
указаний.
Успех формирования сознательной дисциплины ученика в процессе
учебной деятельности находится в прямой зависимости от степени развития
познавательного интереса. Познавательный интерес , как известно ,обладает
большой побудительной силой . Он возбуждает внимание школьника , что , в
свою очередь , вызывает у них старание , прилежание , ответственность , а в
конечном итоге оказывает дисциплинирующее воздействие . И хотя в состоянии
увлеченности
процесс
воспитания
дисциплинированности
осуществляется
в
малозаметных для ребенка формах , хороший урок остается той воспитательной
сферой , в которой формируется важнейшие черты дисциплинированности.
Итак, очевидно , что только в условиях правильно организованной
деятельности и отношений процесс формирования сознательной дисциплины
может протекать успешно. Будучи органически включенной в сферу значимых
для
ребенка
отношений
,
в
широкую
сферу
нравственного
воспитания
,дисциплина
становится
для
школьника
необходимой
и
нравственно
—
оправданной формой поведения.