Напоминание

"Воспитание сознательной дисциплины в учебном процессе "


Автор: Аганина Нина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№15
Населённый пункт: г.Мичуринск Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание сознательной дисциплины в учебном процессе "
Раздел: начальное образование





Назад




« Воспитание сознательной дисциплины в учебном процессе »

Проблема дисциплины — одна из актуальных проблем в практике

воспитания.

В

школьные

годы

ученик

должен

прочно

усвоить

правила

дисциплины — выработать привычку организованного поведения ,научиться

беречь

свое

и

чужое

время

,

осознать

значение

дисциплины

как

условие

успешного овладения знаниями.

Для

учителя

начальных

классов

вопросы

воспитания

дисциплинированности приобретают особую значимость. От того , сможет ли

учитель с первых шагов пребывания ребенка в школе привить ему необходимые

навыки

дисциплинированного поведения или нет , во многом зависит успех

дальнейшей

педагогической

деятельности

,

эффективность

учебно

воспитательного

процесса.

Дисциплинированность

,

как

известно

,

тесно

связана

с

развитием

волевых

процессов

.

Что

чрезвычайно

важно

для

школьников

младшего

школьного

возраста.

Упражняя

ребенка

в

навыках

дисциплинированного поведения , учитель одновременно упражняет его и в

волевых

действиях

,

развивает

способность

к

саморегуляции

.

Дисциплинированность — одно из нравственных качеств личности , и , как

нравственное

качество

,

оно

активно

участвует

в

целостном

процессе

ф о р м и р о в а н и я

н р а в с т в е н н о й

л и ч н о с т и

.

О с о б е н н о

т е с н о

дисциплинированность

взаимодействует

с

формированием

таких

качеств

личности , как прилежание , ответственность , трудолюбие , коллективизм.

Пожалуй нет такого учителя , который не проявлял бы должной заботы

о

воспитании

у

школьников

дисциплинированного

поведения

.

Но

одному

удается

достигнуть

поставленной

цели

,

другому

нет

,

способы

дисциплинирования

одного

дают

хорошие

всходы

и

складываются

во

всей

последующей жизнедеятельности ученика , положительно отражаясь на его

мировоззрении и моральном облике , способы

дисциплинирования другого

приводят лишь к временному , формальному результату.

В воспитании дисциплинированного поведения у младших

школьников

есть

своя

кривая

трудностей.

Нелегко

бывает

учителю

,

работающему с первоклассниками , и особенно на подготовительном этапе ,

когда дети проходят период адаптации к условиям школьной жизни. Немало

выдержки , терпения и такта необходимо проявлять учителю , чтобы научить

первоклассников во всем действовать слаженно и организованно , приучить к

выполнению

необходимых

требований

,

привить

навыки

самостоятельного

выполнения установленных норм и правил поведения.

С первых шагов работы с детьми учителю следует проявлять заботу о

том

,

чтобы

требования

дисциплины

не

воспринимались

школьниками

формально.

Важно

своевременно

раскрыть

детям

смысл

дисциплины

как

условие дружной коллективной работы. Гумманистические отношения должны

быть

той

основой

,

на

которой

осуществляется

разъяснение

детям

нравственного

смысла

предъявляемых

им

дисциплинарных

требований

и

указаний.

Успех формирования сознательной дисциплины ученика в процессе

учебной деятельности находится в прямой зависимости от степени развития

познавательного интереса. Познавательный интерес , как известно ,обладает

большой побудительной силой . Он возбуждает внимание школьника , что , в

свою очередь , вызывает у них старание , прилежание , ответственность , а в

конечном итоге оказывает дисциплинирующее воздействие . И хотя в состоянии

увлеченности

процесс

воспитания

дисциплинированности

осуществляется

в

малозаметных для ребенка формах , хороший урок остается той воспитательной

сферой , в которой формируется важнейшие черты дисциплинированности.

Итак, очевидно , что только в условиях правильно организованной

деятельности и отношений процесс формирования сознательной дисциплины

может протекать успешно. Будучи органически включенной в сферу значимых

для

ребенка

отношений

,

в

широкую

сферу

нравственного

воспитания

,дисциплина

становится

для

школьника

необходимой

и

нравственно

оправданной формой поведения.



В раздел образования