Автор: Камышан Анастасия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 48 "Красная шапочка"
Населённый пункт: Республика Коми г. Воркута
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинскому
«Рука – это инструмент всех инструментов»
Аристотель
«Рука – это своего рода внешний мозг»
Кант
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и
костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных
движений кистями и пальцами рук и ног.
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая
моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки,
потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только
двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать
ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой,
зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что
развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень
просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к
другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает
активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка
необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика
непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем,
на скорость реакции ребенка.
В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения,
сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков
самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из
мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т.п
Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался
разнообразными видами ручной деятельности:
- игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы и узоры,
дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;
- игры с палочками;
- игры с мозаикой, конструктором;
- игры с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов;
Развитие графической моторики:
- рисование по трафарету;
- рисование по фигурным линейкам;
- штриховка;
- работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;
В процессе игровых заданий дети получают следующие навыки:
- совершенствуют общую и мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы,
умение классифицировать по заданному принципу, выполнять движения рукой в заданном
направлении;
- работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над
развитием устойчивого внимания и воображения;
Развивающий массаж
- самомассаж лица;
- самомассаж кистей и пальцев рук.
Комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается
стихотворным текстом что хорошо дополняет гимнастику.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при
помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям
ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
В ходе таких игр дети имитируют движения взрослых, тем самым у детей формируется
ловкость координация движения умения управлять движения в соответствии с словами,
концентрировать зрительное внимание на одном виде деятельности
Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной
деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении
мелких деталей рисунка, а в дальнейшем – в трудностях овладения письмом. Всё
сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию мелкой моторики
детей в дошкольном возрасте. Умение выполнять мелкие движения с предметами
развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам созреванием
соответствующих зон головного мозга заканчивается развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться до поступления ребёнка в
школу. Если уделять должное внимание развитию мелкой моторики и координации
движения рук, решаются сразу две задачи: во-первых, косвенным образом это влияет на
общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, происходит подготовка к
овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем
школьного обучения.
Развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи.
Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и
речь ребёнка будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в
комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя
вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его
окружает, показывать картинки, которые ребенок с удовольствием рассматривает.
Задача педагога – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой
информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывая хвалить ребенка. Работа по
развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет получен
результат…
Литература:
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для
родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб
учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов.
Ярославль. «Академия развития»., 1997.
3. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего воз-
раста путём тренировки движений пальцев рук (Тезисы докладов 24-го Всесоюз-
ного совещания по проблемам ВНД), М., 1974.