Напоминание

"Проектирование современного урока на примере организации рефлексивной деятельности младших школьников на уроках русского языка."


Автор: Лавлинскова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия №2
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование современного урока на примере организации рефлексивной деятельности младших школьников на уроках русского языка."
Раздел: начальное образование





Назад




Автор:

Лавлинскова Елена Юрьевна,

учитель МОУ гимназии №2

г.Волгограда

Проектирование современного урока на примере организации

рефлексивной деятельности младших школьников на уроках

русского языка

Формирование у младших школьников навыков рефлексивно – оценочной

деятельности – одно из требований современных образовательных стандартов. Чтобы дети

действительно

научились

разного

рода

рефлексии,

необходима

систематическая,

ежедневная

работа

на

уроке.

Это

не

всегда

возможно

в

связи

с

информационной

перегруженностью

уроков.

Очень

эффективным

приемом

организации

рефлексии

настроения, деятельности, содержания материала является включение в

данный вид

работы предметного содержания. Как один из способов формирования рефлексивной

деятельности

младших

школьников

на

уроках

русского

языка

я

использую

работу

с

фразеологизмами.

Использовать устойчивые словосочетания для организации рефлексии на уроке

возможно лишь тогда, когда дети уже научились отличать фразеологизмы от обычных

словосочетаний. На уроках я организую рефлексию трёх видов: рефлексию настроения

учеников,

рефлексию

их

учебной

деятельности,

рефлексию

содержания

учебного

материала.

С

этой

целью

мною

подобраны

фразеологизмы,

которые

по

своему

лексическому значению характеризуют настроение (эмоциональное состояние) человека,

характер деятельности или качество усвоения (понимания) учебного материала.

1. Фразеологизмы настроения и эмоционального состояния.

На седьмом небе от счастья –глубокое удовлетворение.

Волосы встали дыбом – состояние страха, ужаса.

Как в воду опущенный – грустный.

Вступить в строй – начать действовать, готовность к работе.

Своротить горы – справиться с трудным заданием.

Взять себя в руки – сосредоточиться, успокоиться.

Пройти сквозь огонь и воду – преодолеть испытания.

Не находить себе место – беспокоиться, тревожиться.

Повесить нос – загрустить, расстроиться.

Вырасти в своих глазах- приобрести уважение, признание.

Для

работы

над

лексическим

значением

фразеологизмов

можно

использовать

разнообразные приёмы.

Соотнести фразеологизм с его значением

Найти третий «лишний» фразеологизм

Соотнести фразеологизм с его иллюстрацией

Найти фразеологизмы – синонимы

Найти фразеологизмы –антонимы

Угадать фразеологизм по иллюстрации

После работы над лексическим значением фразеологизмов эмоционального состояния,

можно проводить рефлексию настроения (в начале или в конце урока). Возможны два

способа

такой

рефлексии. Первый

-

когда

детям

необходимо

определить

своё

эмоциональное состояние и выбрать кнопку с соответствующим фразеологизмом:

Готов своротить горы

Готов взять себя в руки

Как в воду опущенный.

Второй - когда каждая кнопка иллюстрируется фразеологизмом, а дети сами должны по

рисунку определить его лексическое значение:

Готов своротить горы

Готов взять себя в руки.

Как в воду опущенный

2. Фразеологизмы для рефлексии учебной деятельности

Засучив рукава – стараться изо всех сил.

Считать ворон – быть невнимательным, рассеянным.

Бить баклуши – бездельничать – ничего не делать.

Палец о палец не ударил – ничего не сделал.

Работать, не разгибая спины – стараться изо всех сил

Сидеть сложа руки – бездельничать – ничего не делать.

Наломать дров – всё испортить.

Лезть из кожи вон – стараться.

Работать спустя рукава – не стараться, относиться безответственно.

Всё валится из рук – ничего не получается.

Работать не покладая рук – стараться.

Дело не по зубам – трудно, ничего не получается.

После

работы

над

лексическим

значением

этих

фразеологизмов,

можно

проводить

рефлексию

учебной

деятельности

конце

определенного

этапа

урока

или

вида

деятельности, а также в конце урока). Возможны также два способа такой рефлексии.

Первый -

когда детям необходимо определить, как они работали на уроке, и выбрать

кнопку с соответствующим фразеологизмом:

Лез из кожи вон

Работал спустя рукава

Сидел сложа руки

Второй - когда каждая кнопка иллюстрируется фразеологизмом, а дети сами должны по

рисунку определить его лексическое значение:

Лез из кожи вон

Работа спустя рукава

Сидел сложа руки

3. Фразеологизмы для рефлексии содержания материала.

Зарубил на носу – запомнил.

С гулькин нос – очень мало.

Мимо ушей – не обращать внимания.

Кот наплакал – очень мало.

Носить воду в решете – бесполезная, безрезультатная работа.

Горит в руках – все получается.

Не видеть дальше своего носа – не замечать происходящего.

Задание не по зубам – трудное задание.

После

работы

над

лексическим

значением

этих

фразеологизмов,

можно

проводить

рефлексию содержания учебного материала (в конце определенного этапа урока или вида

деятельности, а также в конце урока). Возможны также два способа такой рефлексии.

Первый - когда детям необходимо определить, как они усвоили содержание изучаемого

на уроке материала, и выбрать кнопку с соответствующим фразеологизмом:

Зарубил на носу

Кот наплакал

Задание не по зубам

Второй - когда каждая кнопка иллюстрируется фразеологизмом, а дети сами должны по

рисунку определить его лексическое значение:

Зарубил на носу

Кот наплакал

Задание не по зубам

Такая работа позволяет разнообразить рефлексивную деятельность младших

школьников, а лексическое значение наиболее непонятных фразеологизмов сделать более

доступным пониманию детей, максимально приблизив к жизненным ситуациям.



В раздел образования