Автор: Лавлинскова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия №2
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование современного урока на примере организации рефлексивной деятельности младших школьников на уроках русского языка."
Раздел: начальное образование
Автор:
Лавлинскова Елена Юрьевна,
учитель МОУ гимназии №2
г.Волгограда
Проектирование современного урока на примере организации
рефлексивной деятельности младших школьников на уроках
русского языка
Формирование у младших школьников навыков рефлексивно – оценочной
деятельности – одно из требований современных образовательных стандартов. Чтобы дети
действительно
научились
разного
рода
рефлексии,
необходима
систематическая,
ежедневная
работа
на
уроке.
Это
не
всегда
возможно
в
связи
с
информационной
перегруженностью
уроков.
Очень
эффективным
приемом
организации
рефлексии
настроения, деятельности, содержания материала является включение в
данный вид
работы предметного содержания. Как один из способов формирования рефлексивной
деятельности
младших
школьников
на
уроках
русского
языка
я
использую
работу
с
фразеологизмами.
Использовать устойчивые словосочетания для организации рефлексии на уроке
возможно лишь тогда, когда дети уже научились отличать фразеологизмы от обычных
словосочетаний. На уроках я организую рефлексию трёх видов: рефлексию настроения
учеников,
рефлексию
их
учебной
деятельности,
рефлексию
содержания
учебного
материала.
С
этой
целью
мною
подобраны
фразеологизмы,
которые
по
своему
лексическому значению характеризуют настроение (эмоциональное состояние) человека,
характер деятельности или качество усвоения (понимания) учебного материала.
1. Фразеологизмы настроения и эмоционального состояния.
На седьмом небе от счастья –глубокое удовлетворение.
Волосы встали дыбом – состояние страха, ужаса.
Как в воду опущенный – грустный.
Вступить в строй – начать действовать, готовность к работе.
Своротить горы – справиться с трудным заданием.
Взять себя в руки – сосредоточиться, успокоиться.
Пройти сквозь огонь и воду – преодолеть испытания.
Не находить себе место – беспокоиться, тревожиться.
Повесить нос – загрустить, расстроиться.
Вырасти в своих глазах- приобрести уважение, признание.
Для
работы
над
лексическим
значением
фразеологизмов
можно
использовать
разнообразные приёмы.
Соотнести фразеологизм с его значением
Найти третий «лишний» фразеологизм
Соотнести фразеологизм с его иллюстрацией
Найти фразеологизмы – синонимы
Найти фразеологизмы –антонимы
Угадать фразеологизм по иллюстрации
После работы над лексическим значением фразеологизмов эмоционального состояния,
можно проводить рефлексию настроения (в начале или в конце урока). Возможны два
способа
такой
рефлексии. Первый
-
когда
детям
необходимо
определить
своё
эмоциональное состояние и выбрать кнопку с соответствующим фразеологизмом:
Готов своротить горы
Готов взять себя в руки
Как в воду опущенный.
Второй - когда каждая кнопка иллюстрируется фразеологизмом, а дети сами должны по
рисунку определить его лексическое значение:
Готов своротить горы
Готов взять себя в руки.
Как в воду опущенный
2. Фразеологизмы для рефлексии учебной деятельности
Засучив рукава – стараться изо всех сил.
Считать ворон – быть невнимательным, рассеянным.
Бить баклуши – бездельничать – ничего не делать.
Палец о палец не ударил – ничего не сделал.
Работать, не разгибая спины – стараться изо всех сил
Сидеть сложа руки – бездельничать – ничего не делать.
Наломать дров – всё испортить.
Лезть из кожи вон – стараться.
Работать спустя рукава – не стараться, относиться безответственно.
Всё валится из рук – ничего не получается.
Работать не покладая рук – стараться.
Дело не по зубам – трудно, ничего не получается.
После
работы
над
лексическим
значением
этих
фразеологизмов,
можно
проводить
рефлексию
учебной
деятельности
(в
конце
определенного
этапа
урока
или
вида
деятельности, а также в конце урока). Возможны также два способа такой рефлексии.
Первый -
когда детям необходимо определить, как они работали на уроке, и выбрать
кнопку с соответствующим фразеологизмом:
Лез из кожи вон
Работал спустя рукава
Сидел сложа руки
Второй - когда каждая кнопка иллюстрируется фразеологизмом, а дети сами должны по
рисунку определить его лексическое значение:
Лез из кожи вон
Работа спустя рукава
Сидел сложа руки
3. Фразеологизмы для рефлексии содержания материала.
Зарубил на носу – запомнил.
С гулькин нос – очень мало.
Мимо ушей – не обращать внимания.
Кот наплакал – очень мало.
Носить воду в решете – бесполезная, безрезультатная работа.
Горит в руках – все получается.
Не видеть дальше своего носа – не замечать происходящего.
Задание не по зубам – трудное задание.
После
работы
над
лексическим
значением
этих
фразеологизмов,
можно
проводить
рефлексию содержания учебного материала (в конце определенного этапа урока или вида
деятельности, а также в конце урока). Возможны также два способа такой рефлексии.
Первый - когда детям необходимо определить, как они усвоили содержание изучаемого
на уроке материала, и выбрать кнопку с соответствующим фразеологизмом:
Зарубил на носу
Кот наплакал
Задание не по зубам
Второй - когда каждая кнопка иллюстрируется фразеологизмом, а дети сами должны по
рисунку определить его лексическое значение:
Зарубил на носу
Кот наплакал
Задание не по зубам
Такая работа позволяет разнообразить рефлексивную деятельность младших
школьников, а лексическое значение наиболее непонятных фразеологизмов сделать более
доступным пониманию детей, максимально приблизив к жизненным ситуациям.