Напоминание

"Экологические знания - первые представления о мире"


Автор: Чистякова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №30 комбинированного вида"
Населённый пункт: с. Рождествено, Гатчинский район, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологические знания - первые представления о мире"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Экологические знания –

первые представления о мире»

Воспитатель ДОУ Чистякова Л.И.

Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова,

хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по

пояс, цветы поднимают свои венчики к

самым его глазам. Но и

клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды

мусора из контейнера угрожающе нависают над головой…

Экология

это

«наука

об

отношении

растительных

и

животных организмов друг к другу и к окружающей их среде».

Иначе говоря, начнем с себя...

Как помочь детям настроиться на дружелюбное, радостное

восприятие

окружающего?

Как

известно

-

главное

в

нашем

общении с детьми - личный пример.

Начинаем

день

с

взгляда

в

окно.

Отыщем

возможность

увидеть,

что-то

прекрасное.

Порадуемся

вместе

с

малышом

хорошей

погоде,

обратим

его

внимание

на

приметы

сезона,

отметим

особенную

красоту

именно

этого

момента:

молодую

листву или пушистый снег на ветках, игру света в облаках, цвет

травы в лучах солнца...

Даже в тоскливую сырую погоду находим чему удивиться

или порадоваться. И очень хорошо, если от наших высказываний о

природе у ребенка не появиться ощущение того, что от нее исходит

какая-то угроза. Не запугивайте детей ветром, холодом и т.

Природа - друг.

Природа - друг. Если эта мысль станет главным мотивом

бесед с ребенком, то будет совсем нетрудно научить его не сорить

на полянках и дорожках, не убивать жуков и лягушек. Более того,

он с удовольствием и энтузиазмом начнет наблюдать, исследовать

природные

явления.

И

это

вторая

ступень

«экологического

воспитания детей» - кормушка за окном на участке в любое время

года, в группе среди книг обязательно должны быть рассказы о

животных и хорошо иллюстрированные справочные издания на

эту тему, книги о растительных и природных явлениях.

Картины

природы

сильнейшее

эстетическое

средство

воздействия на душу ребенка. Надо чаще обращать внимание на

окружающую природу, несмотря на время года и в любую погоду.

Огромную

роль

играют

совместные

весенние

посадки

осенью - дети видят результат своего труда.

Сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он

начинает видеть ее красоту, накапливает впечатления от встреч с

великолепием природы. Это не позволит ему стать бездумным,

безответственным

потребителем

природной

среды,

а

наоборот,

воспитает

желание

защищать

и

оберегать

ее,

радоваться

ее

красоте.

Погружение

ребенка

в

природу,

ее

красоту

должно

быть

постоянным, как и взаимодействия педагога с детьми по этому

поводу.

Можно

разработать

систему

наблюдений

за

растениями,

которая

поможет

сформировать

у

ребят

представления

о

зависимости состояния растений от комплекса условий, связанных

с местом их произрастания и сезонными изменениями.

Одним

из

приемов

работы

является

со ст авление

растительных палитр.

Экскурсии

-

по

доступным

для

посещения

местам,

растительность

которых

характерна

для

данной

местности.

Экскурсии и наблюдения ребята обычно заканчивали просьбой,

обращенной к растениям, подарить на память несколько листочков,

лепестков, стеблей.

В группе дети выкладывали на листы бумаги разные по

форме и цвету части растений, проговаривая их названия. Затем

дети вместе с воспитателем из высушенных растений составляли

единую композицию и наклеивали ее на картон.

Изготовление

цветовых

палитр,

сравнение

их

колорита,

видового состава входящих в них растений, использование их на

занятиях

экологического

и

изобразительного

циклов

помогает

показать дошкольникам разнообразие и гармонию растительного

мира родной природы.

Возьмем время года - зима.

Малыши - снег покрывает все пространство и землю, и деревья, и

дома. Средняя и старшая группы - живые организмы в отличие от

людей в природе окружены снегом и днём, и ночью.

Подготовительная группа - фон, среда обитания, на котором

проходит жизнь. Работа со снегом:

Снег холодный - чтобы жить на снегу, нужна «одежда», кто не

имеет такой «одежды», уходит в спячку.

Снег белый- роль цвета снега в жизни зверей и птиц.

Опыт: лист белой и цветной бумаги положить на снег и

отсчитывая

шаги

удаляться.

Какого

цвета

листы

бумаги

плохо

заметны на снегу?

Вывод: если животное живет на снегу, оно должно быть

белым - помогает охотиться и помогает жертве спрятаться.

Снег непрозрачный - насыпать на эти листы снег. Не видно -

значит, животное может спрятаться под снегом любой окраски.

Снег рыхлый - проверить с помощью лопаток, палочек. Вывод -

звери могут спрятаться, сделав норки.

Снег при нагревании превращается в воду - сделать опыты.

Поиск аналогов - дети ищут предметы, обладающие свойствами

снега (мороженое)...

Я ЛЮБЛЮ ХОДИТЬ ВДВОЁМ

Я люблю ходить вдвоем

В поле, в лес, на водоем,

Я люблю пускаться в путь

Не один, а с кем-нибудь.

Я люблю кричать: »Гляди!

Посмотри! Постой-ка!

Видишь, речка впереди!

Лодок, лодок сколько!..»

А с обрыва, с высоты Я зову: «Ау! Где ты?

Погляди с обрыва,

Как вокруг красиво!»

Я один брожу в лесу - (так бывает редко)

Задрожала на весу,

Закачалась ветка.

Белка в зелени густой

Скачет в перелеске

Крикнуть некому: »Постой!»

Я один...

Мне красотой

Поделиться не с кем…

А. Л. Барто

Ситуации, связанные с переживаниями ребенка могут быть

разными:

В

группе

зацвело

декоративное

растение,

дети

видят

радугу,

открытка с изображением пейзажа, букет цветов, красивая веточка,

новое животное в группе....

Наша задача - привлечь к ним внимание и создать условия

для обмена впечатлениями и эмоциями об увиденной красоте в

природе.

Игры, помогающие видеть красоту природы:

- « Чудесные путешествия в природу»

- « Что мы чувствуем?» - лучше проводить весной.

- « Я листочек?»

- « Что мы видим в луже?»

- « Золотое письмецо»

А. Л. Барто

Осень листья рассылает

В золотую стаю,

Не простые, золотые

Я листы листаю.

Залетело на крыльцо

Золотое письмецо.

Я сижу читаю.

«Сочиняем сказку».

Если работать под девизом:

« Понять, чтобы полюбить, полюбить, чтобы понять» - то понять

муравья,

бабочку,

травинку

ребенок

сможет

тогда,

когда

себя

представит в их роли, посмотрит на мир их глазами.

Предложить детям вообразить - человек для них Великан.

« Представьте, что человек берет попугая в руки и дергает за хвост,

за лапки. Что вы чувствуете?»

Дети

отвечают:

«Я

могу

оглохнуть.

А

я

могу

умереть»

Ребенок учится ставить себя на место слабого и понимает, что

жестокость по отношению к живому - это зло.

Интересно

проходят

занятия,

на

которых

создаются

проблемные ситуации. Дети учатся думать, анализировать, делать

умозаключения

и

выводы,

а

главное

они

чувствуют

себя

взрослыми.

Например: рассматриваем картину - погибает лес на первом

плане картины, а сзади завод с дымящимися трубами.

«Если бы ты был директором завода, как бы ты поступил,

чтобы

защитить

природу?».

Ответы

ребят

разные,

но

надо

помнить, что продукция завода нужна людям.

Давая

детям

первые

экологические

знания

можно

использовать сказку - терапию «Матушка - природа и мусорный

паук»

На

занятиях

по

экологии

много

рисуем

и

работаем

с

природным материалом.

Выдающийся

педагог

М.

Монтессори

не

пользовалась

термином «экологическое воспитание» .Она считала , что природа

- источник огромного количества открытий и находок, источник

счастья и труда. Вот некоторые виды работ, которые являются

реализацией идей М. Монтессори в наших условиях.

Что можно сделать с детьми весной?

Составлять коллекцию запахов (в баночки с крышками положить

кусочки коры, веточки, почки, опилки и проследить, постоянно

общаясь с детьми). Через две недели запахи утрачивают свою силу.

Но можно сделать другую коллекцию - кулинарную (перец,

лавровый

лист...)

Сравнить

-

кулинарные

запахи

не

меняются,

стойкие.

Что можно сделать с детьми осенью?

« Сухие духи» - засушить в марле цветы - знакомство с профессией

парфюмера.

А сколько открытий сделают дети, если им рассказать о

лечении запахами. Игры: (закрыв глаза)

-

Как пахнет лимон? Огурец?

-

Как пахнет твоя новая обувь?

-

Как пахнет дым?

Это одновременно и ароматерапия, и воспитание чуткого

ребенка. Не только вглядываться, но и вслушиваться, внюхиваться

в природу:

-

готовим и собираем корм для птиц.

-

собираем

листья,

делаем

гербарий.

Искусство

«икебана»

является

частью

обучения

программы

Монтессори

для

малышей.

Что можно сделать с детьми летом?

-

летом дети могут стать хозяевами хотя бы одного растения

на клумбе. (этот цветок мой единственный и неповторимый,

я его очень люблю).

Что можно сделать с детьми зимой?

-

кормушки из различного материала для птиц.

-

подкармливать птиц.

-

п о д б и р а т ь

р а з л и ч н у ю

л и т е р а т у р у

энциклопедического характера.

Экологические знания мы даем детям и через программу

ТРИЗ. ТРИЗ - это универсальный инструмент.

Игры:

« Теремок»

«Хорошо - плохо»

«Да - нет»

«Угадай по описанию»

«Когда это бывает?»,

« Волшебный экран»

Научить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир

невозможно без помощи и поддержки семьи.

-

Анкетирование

( узнаем, как относятся родители к экологическим знаниям детей,

получаемых в детском саду)

-

оформление стендов на экологические темы

-

праздник «День Земли»

-

совместное изготовление кормушек, составление букетов

-

домашние рецепты

Литература:

- Ресурсы интернета

-

Чернякова В.

- Экологическая работа в ДОУ

-

Бондаренко Т.М.

- Экологическое воспитание. 5-6 лет



В раздел образования