Напоминание

"Использование сдоровьесберегающих технологий в деятельности дошкольных учереждений"


Автор: Корешкина Оксана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с "Солнышко"
Населённый пункт: Самарская область г Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: "Использование сдоровьесберегающих технологий в деятельности дошкольных учереждений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ.

В условиях современной природно-социальной и экологической

ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер.

Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие

данные свидетельствуют о том, что

только 14% детей России можно

считать практически здоровыми, 50% - имеют те или иные отклонения в

состоянии

здоровья,

35%

-

хронически

больны,

(данные

материалов

Всероссийского совещания « Пути оптимизации здоровья и физического

развития

детей

в

дошкольных

образовательных

учреждениях»).

Задача

сохранения здоровья детей является достаточно острой для дошкольных

учреждений, так как, по мнению ученых, дошкольный возраст относится к

так называемым критическим периодам жизни ребенка.

Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики

тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим

влияниям,

что

приводит

к

формированию

отклонений

здоровья,

формированию

аллергических

реакций

и

хронических

соматических

заболеваний. Исходя из этого, физическое воспитание должно являться

неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а укрепление

здоровья - одним

из приоритетных направлений в работе дошкольных

учреждений.

Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, - воспитание

здорового подрастающего поколения.

Основным психогигиеническим и психопрофилактическим

средством

в

дошкольном

учреждении

является

рациональный

оздоровительный режим. Режим дня в детском саду должен быть гибким.

В зависимости от состояния детей допустимо сокращение времени

занятий,

изменение

их

структуры,

увеличение

продолжительности

прогулки

и

сна

в

зависимости

от

погодных

условий.

Неизменные

компоненты

режима

дня

время

приема

пищи,

дневной

сон,

общая

длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещении при

выполнении

физических

упражнений.

Занятия

физической

культурой

улучшают

процессы

мышления,

памяти,

способствуют

концентрации

внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем

организма.

Наш детский сад длительное время работает по приоритетному

эколого-оздоровительному

направлению,

поэтому

так

необходимо

создание условий для оздоровительной работы в группах. Рассматривается

оно

с

позиций

медицинской

экологии.

Экология

-

наука,

изучающая

взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей средой.

Медицинская

экология

рассматривает

проблемы

влияния

факторов

внешней

среды

на

здоровье

человека.

В

детском

саду

создаются

комфортные условия для детей с учетом положительного воздействия на

здоровье цветовой гаммы, света, растений, развивающей среды.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит

не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и

от

своевременного

и

правильного

проведения

специа льных

оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание.

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма,

повышение

его

устойчивости

воздействию

постоянно

меняющихся

факторов

окружающей

среды

и

является

необходимым

условием

оптимального развития организма ребенка.

В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих

мероприятий:

- облегченная одежда для детей;

- соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуальное

состояние здоровья;

- дыхательная гимнастика после сна;

- мытье рук прохладной водой по локоть;

- полоскание горла соляным раствором и др.

Коллектив

детского

сада

обратил

внимание

на

новое

междисциплинарное

направление,

зачинателем

которого

является

российский

ученый-педиатр

и

педагог

Змановский

Ю.Ф.

(«Педагогика

оздоровления»).

Названному направлению присущи следующие черты:

- В его центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как

идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития

- Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный

организм.

-

Оздоровление

т рактует ся

не

как

совокупно сть

л еч е б н о -

профилактических

мер,

а

как

форма

развития,

расширения

психофизиологических возможностей детей.

- Ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей

работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Все вышесказанные направления «Педагогики оздоровления» нашли

отражение в системе оздоровительной работы в нашем детском саду.

Цель данной работы - сохранение и укрепление здоровья детей,

формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в

деле сохранения собственного здоровья.

Задачи физического развития дошкольников:

-

Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их

физического

здоровья,

повышение

сопротивляемости

организма,

улучшение умственной и физической работоспособности.

- Формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и

навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.

-

Воспитание

у

детей

личной

физической

культуры.

Формирование

потребностей

в

физическом

совершенствовании,

вооружение

знаниями,

умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Для реализации этих задач в нашем детском саду созданы следующие

условия: оборудован спортивный зал, спортплощадка, уголки здоровья в

группах.

Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как

полноценное

питание

детей,

закаливающие

процедуры,

развитие

движений, гигиена режима.

Основные принципы организации физического воспитания в

детском саду:

- Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка,

уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

- Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими

процедурами;

- Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов

дыхательной гимнастики.

Формы организации физического воспитания: физкультурные

занятия в зале и на спортивной площадке, физкультминутки, спортивные

игры, утренняя гимнастика, индивидуальная работа с детьми.

Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни

осуществляется по следующим направлениям:

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

-

обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной

помощи;

- формирование элементарных представлений об окружающей среде;

- формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

Таким образом, одним из инновационных направлений,

дополняющих

существующую

систему

физического

воспитания

детей

дошкольного

возраста,

является

реализация

здоровьесберегающих

технологий.

Литература

1.

Осокина Т.И. Воспитание физических качеств у детей дошкольного

возраста. // Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу

"Теория и методика физического воспитания детей дошкольного

возраста"./Составитель А.В. Кенеман. М., 1985.

2.

3мановский

Ю.Ф.

Психофизиологические

и

психологические

особенности шестилетних детей. // Дошкольное воспитание. № 2, 1983.

3.

Вавилова Е. Н. Воспитание двигательного качества выносливости

//Индивидуально-дифференцированной

подход

в

процессе

физического

воспитания детей дошкольного возраста. М., 1989.

4.

Вавилова

Е.Н.

Развивайте

у

дошкольников

ловкость,

силу,

выносливость. М., 1981.

5.

Здоровьесберегающие

технологии

в

ДОУ:

Методология

анализа,

формы, методы, опыт применения.- М.: Логос, 2002.-С. 25-56;



В раздел образования