Автор: Корешкина Оксана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с "Солнышко"
Населённый пункт: Самарская область г Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: "Использование сдоровьесберегающих технологий в деятельности дошкольных учереждений"
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ.
В условиях современной природно-социальной и экологической
ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер.
Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие
данные свидетельствуют о том, что
только 14% детей России можно
считать практически здоровыми, 50% - имеют те или иные отклонения в
состоянии
здоровья,
35%
-
хронически
больны,
(данные
материалов
Всероссийского совещания « Пути оптимизации здоровья и физического
развития
детей
в
дошкольных
образовательных
учреждениях»).
Задача
сохранения здоровья детей является достаточно острой для дошкольных
учреждений, так как, по мнению ученых, дошкольный возраст относится к
так называемым критическим периодам жизни ребенка.
Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики
тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим
влияниям,
что
приводит
к
формированию
отклонений
здоровья,
формированию
аллергических
реакций
и
хронических
соматических
заболеваний. Исходя из этого, физическое воспитание должно являться
неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а укрепление
здоровья - одним
из приоритетных направлений в работе дошкольных
учреждений.
Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, - воспитание
здорового подрастающего поколения.
Основным психогигиеническим и психопрофилактическим
средством
в
дошкольном
учреждении
является
рациональный
оздоровительный режим. Режим дня в детском саду должен быть гибким.
В зависимости от состояния детей допустимо сокращение времени
занятий,
изменение
их
структуры,
увеличение
продолжительности
прогулки
и
сна
в
зависимости
от
погодных
условий.
Неизменные
компоненты
режима
дня
–
время
приема
пищи,
дневной
сон,
общая
длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещении при
выполнении
физических
упражнений.
Занятия
физической
культурой
улучшают
процессы
мышления,
памяти,
способствуют
концентрации
внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем
организма.
Наш детский сад длительное время работает по приоритетному
эколого-оздоровительному
направлению,
поэтому
так
необходимо
создание условий для оздоровительной работы в группах. Рассматривается
оно
с
позиций
медицинской
экологии.
Экология
-
наука,
изучающая
взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей средой.
Медицинская
экология
рассматривает
проблемы
влияния
факторов
внешней
среды
на
здоровье
человека.
В
детском
саду
создаются
комфортные условия для детей с учетом положительного воздействия на
здоровье цветовой гаммы, света, растений, развивающей среды.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит
не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и
от
своевременного
и
правильного
проведения
специа льных
оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание.
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма,
повышение
его
устойчивости
воздействию
постоянно
меняющихся
факторов
окружающей
среды
и
является
необходимым
условием
оптимального развития организма ребенка.
В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих
мероприятий:
- облегченная одежда для детей;
- соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуальное
состояние здоровья;
- дыхательная гимнастика после сна;
- мытье рук прохладной водой по локоть;
- полоскание горла соляным раствором и др.
Коллектив
детского
сада
обратил
внимание
на
новое
междисциплинарное
направление,
зачинателем
которого
является
российский
ученый-педиатр
и
педагог
Змановский
Ю.Ф.
(«Педагогика
оздоровления»).
Названному направлению присущи следующие черты:
- В его центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как
идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития
- Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный
организм.
-
Оздоровление
т рактует ся
не
как
совокупно сть
л еч е б н о -
профилактических
мер,
а
как
форма
развития,
расширения
психофизиологических возможностей детей.
- Ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей
работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Все вышесказанные направления «Педагогики оздоровления» нашли
отражение в системе оздоровительной работы в нашем детском саду.
Цель данной работы - сохранение и укрепление здоровья детей,
формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в
деле сохранения собственного здоровья.
Задачи физического развития дошкольников:
-
Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их
физического
здоровья,
повышение
сопротивляемости
организма,
улучшение умственной и физической работоспособности.
- Формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и
навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.
-
Воспитание
у
детей
личной
физической
культуры.
Формирование
потребностей
в
физическом
совершенствовании,
вооружение
знаниями,
умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Для реализации этих задач в нашем детском саду созданы следующие
условия: оборудован спортивный зал, спортплощадка, уголки здоровья в
группах.
Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как
полноценное
питание
детей,
закаливающие
процедуры,
развитие
движений, гигиена режима.
Основные принципы организации физического воспитания в
детском саду:
- Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка,
уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
- Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими
процедурами;
- Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов
дыхательной гимнастики.
Формы организации физического воспитания: физкультурные
занятия в зале и на спортивной площадке, физкультминутки, спортивные
игры, утренняя гимнастика, индивидуальная работа с детьми.
Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни
осуществляется по следующим направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
-
обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной
помощи;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Таким образом, одним из инновационных направлений,
дополняющих
существующую
систему
физического
воспитания
детей
дошкольного
возраста,
является
реализация
здоровьесберегающих
технологий.
Литература
1.
Осокина Т.И. Воспитание физических качеств у детей дошкольного
возраста. // Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу
"Теория и методика физического воспитания детей дошкольного
возраста"./Составитель А.В. Кенеман. М., 1985.
2.
3мановский
Ю.Ф.
Психофизиологические
и
психологические
особенности шестилетних детей. // Дошкольное воспитание. № 2, 1983.
3.
Вавилова Е. Н. Воспитание двигательного качества выносливости
//Индивидуально-дифференцированной
подход
в
процессе
физического
воспитания детей дошкольного возраста. М., 1989.
4.
Вавилова
Е.Н.
Развивайте
у
дошкольников
ловкость,
силу,
выносливость. М., 1981.
5.
Здоровьесберегающие
технологии
в
ДОУ:
Методология
анализа,
формы, методы, опыт применения.- М.: Логос, 2002.-С. 25-56;