Автор: Неедро Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 22
Населённый пункт: г. Ковров Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование УУД у младших школьников".
Раздел: начальное образование
МБОУ СОШ №22
Формирование личностных УУД
у младших школьников.
Характеристика УУД.
Планируемые результаты.
Учитель высшей квалификационной категории Неедро И. В.
Характеристика личностных УУД.
В каждом обществе присутствуют представления об идеальном типе
личности, отражающие набор ценностных нормативных характеристик,
которые даются человеку обществом в определенную историческую эпоху.
(слайд 1) Эти характеристики идеального типа личности находят свое
выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института
социализации личности, направленного на создание соответствующего этим
ориентациям социальных установок, обеспечивающих формирование
личности как идеального представителя гражданского общества.
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит
представление об образовании как институте социализации личности.
Новые социальные запросы определяют новые цели образования как
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,
обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности «универсальных учебных действий»,
обеспечивающих « умение учиться», способность личности к саморазвитию
и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает
умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно
определить как совокупность способов действия учащегося,
обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование
умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий,
соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить
четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий так же
действия саморегуялции);3) познавательный; 4) коммуникативный.(слайд)
Личностные универсальные учебные действия отражают систему
ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным
сторонам окружающего мира.
К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к
познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их
преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом,
созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и
одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых
морально-этических норм, способность к самооценке своих действий,
поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого
народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей
среды и своего здоровья.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида
личностных действий:
-личностное, профессиональное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом;
- нравственно- этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого
содержания( исходя социальных и личностных ценностей), обеспечивающее
личностный моральный выбор.
Основные характеристики личностного развития учащихся начальной
школы.
Самоопределение
1. Формирование основ гражданской идентичности личности
- формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на
основе осознания «Я» как гражданина России;
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой
предметно- преобразующей деятельности человека
- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием;
3. Развитие Я- концепции и самооценки личности
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и
самопринятия.
Смыслообразование
-формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на
основе
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирование мотивов достижения и социального признания;
- мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально
оцениваемой деятельности.
Ценностно- нравственная ориентация
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, отказ от деления на « своих» и «чужих»,
уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как
собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств- стыда,
совести, вины- как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм( справедливого распределения,
взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)
- выделение нравственного содержания поступков на основе
конвенциональных, персональных и моральных норм;
- формирование моральной самооценки;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям,
готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается;
- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально- нравственной
отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других
людей и экспрессии эмоций;
- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни,
нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, безопасности личности и общества в
пределах своих возможностей;
- формирование чувств прекрасного и эстетических чувств на основе
знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Формирование личностных УУД происходит на всех этапах
образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во
внеурочной и внеклассной деятельности. Формирование личностных УУД
позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить
эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития
компетентной личности.
Многие тексты по литературному чтению несут духовно-нравственный
смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной
оценки поступков героев. Например, в 3 классе произведения «Красные
яблоки» И. Дика, «Тайное становится явным» В. Драгунского. На этих же
произведениях развивается действие самопознания «Вспомни, не было ли в
твоей жизни ситуаций, когда тайное становилось явным?».
Изучая стихотворения А. Барто «Разлука», «Две сестры глядят на братца», Я.
Акима «Мой брат Миша», Э. Мошковской «Трудный путь» формируется
личностная идентичность, ребята рассказывают о том, как они заботятся о
родителях, братьях и сестрах. Использование ИКТ позволяет сделать эту
деятельность яркой, запоминающейся, современной и привлекательной.
Становление этнической идентичности происходит через анализ народных
сказок, былин, народного фольклора, посредством краеведения. Гражданскую
идентичность формирует изучение материала об истории России, российской
символики, уже в 1 классе произведения в «Азбуке»: «Название русских
городов», «Происхождение русских фамилий», «Наше Отечество». Часто для
информационного поиска по этим проблемам используются электронные
ресурсы.
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников
объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не
навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать
мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, через
вопросы «На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где
он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Сформулируй
свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл».
Все задания на уроках, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с
работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое
мнение, если оно обосновано; позволяет повышать самооценку учащихся,
формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности
своей и чужой личности. Этот подход реализуется и при представлении
классу выполненных с помощью ИКТ альтернативных домашних заданий.
Для развития личностных УУД возможно использование разных
образовательных технологий:
– технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения;
повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и
убеждения;
– проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок,
отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
– ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку,
осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на
трудности, критическое отношение к информации и избирательность её
восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным
результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области
использования информации;
– технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать
свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения,
адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
– технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ
текста порождает оценочные суждения;
– технология уровневой дифференциации формирует адекватную
самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию,
умение ставить цели.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-
смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях.
Планируемые
результаты.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы
внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной
деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на
моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-
смысловую ориентацию обучающихся ( умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и
умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях.
У выпускника будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности
и принятия образца « хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-ориентация на понимание успеха в учебной деятельности;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;
-основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей
этнической принадлежности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как
собственных, так и окружающих людей;
-развитие этических чувств- стыда, вины, совести, как регуляторов
морального поведения;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального
сознания как перехода от доконвенционального к конвенциональному
уровню;
-установка на здоровый образ жизни;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой
и отечественной художественной культурой;
-эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик
выпускника ( портрет выпускника начальной школы):
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающий и понимающий ценности семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновать
свою позицию, высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового безопасного для себя и окружающих
образа жизни.