Напоминание

"Дидактический материал и его значение в обучении математике учащихся начальных классов."


Автор: Беляева Марина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№15
Населённый пункт: г.Мичуринск Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактический материал и его значение в обучении математике учащихся начальных классов."
Раздел: начальное образование





Назад




Дидактический материал и его значение в обучении математике учащихся

начальных классов.

Одним из важных средств обучения детей начальных классов,

способствующих воспитанию у них самостоятельности, позволяющих учителю

осуществлять индивидуальный подход,является дидактический материал.

Дидактический материал - это раздаточный материал,он дается каждому

ученику,применение его на уроках математики способствует решению одной из

основных задач обучения- повышение активности учащихся при усвоении

математических знаний.

Дидактический материал применяется на различных этапах учебного

процесса, как при усвоении нового материала, так и при закреплении, но чаще

всего он для упражнений при выработке умений и навыков. Работая с

дидактическим материалом , дети закрепляют полученные знания и навыки и

приобретают умение работать самостоятельно.

В зависимости от построения и дидактического назначения можно

выделить следующие виды дидактического материала:

1.

Предметный дидактический материал: счетные палочки,наборы

моделей геометрических фигур, модели монет, бумажные полоски

разнообразной длины и цвета.

2.

Изобразительный дидактический материал:карточки с рисунками

.схемами и чертежами.

3.

Текстовый дидактический материал: карточки с математическими

примерами и текстовыми задачами.

Предметный дидактический материал может состоять из отдельных

предметов,например, материал для упражнений в счете,в установлении взаимно

однозначного соответствия между множествами предметов(палочки,наборы

моделей геометрических фигур).

Предметному дидактическому материалу может быть придана

определенная структура,например,счетные палочки могут быть связаны в пучки

по десять палочек,которые вместе с отдельными палочками становятся

конкретной моделью двузначных чисел.

Формирование отвлеченных понятий , составляющих содержание

математики, должно осуществляться в процессе активной мыслительной

деятельности, организуемой учителем на основе сочетания образа,слова и

практических действий учащихся.

В руководстве по дидактике и методике преподавания отдельных

предметов рекомендуется при изучении нового знания привлекать различные

органы чувств.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал : «Педагог , желающий

что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том,

чтобы как можно больше органов чувств- глаз,ухо,голос,чувство мускульных

движений и даже ,если возможно обоняние и вкус,- приняли участие в акте

запоминания.

Таким образом, для эффективного усвоения математических знаний детям

недостаточно одной наглядности ,необходимо еще присоединять активную

практическую деятельность самого ученика(когда в работе участвует не только

голова,но и руки).Учащийся имеет дело с предметами,которые он может по

своему усмотрению перемещать,комбинировать,ставить их в определенные

отношения,наблюдать,делать выводы.

Включение руки в восприятие будет способствовать с первых дней обучения

развитию стремления действовать рукой, воспитанию привычки использовать

руку для распознавания свойств предметов , их уточнений и в то же время будет

способствовать ее развитию.

Предметный дидактический материал позволяет сочетать зрительное

восприятие с осязательным , наблюдение с действенным восприятием и

воспроизведением.. Одновременно он дает каждому ученику деятельно

участвовать в получении новых знаний. Самостоятельные действия детей с

предметами (счет предметов, упражнения в измерении величин,массы. Объема)

способствует более глубокому овладению сложным понятием числа. Набирая

десяток палочек и собирая их в пучок — десяток, ученик сам создает

составную счетную единицу и уясняет принцип образования счетных единиц.

Опыт практических действий с предметными множествами способствует

лучшему осознанию арифметических действий, а также овладению

многообразными вычислительными приемами. Так, набирая полоски с равным

количеством кружков, дети получают представление о смысле действия

умножения. Сравнивая длину полосок , получают представление о разностном

и кратном сравнении чисел.

Упражнения с предметным дидактическим материалом по объединению

множеств ,удалению правильной части множества, по соединению множеств с

одинаковым числом элементов в каждом из них , по разбиению множеств на

группы с равным количеством элементов в каждой из них служат подготовкой

для осмысления и решения простых арифметических задач на сложение .

Вычитание . Умножение и деление . Иллюстрирование задач при помощи

предметного дидактического материала способствует лучшему усвоению

условия и более глубокому анализу задачи , учащиеся конкретизируют и

наглядно представляют описанные в задаче действия. В то же время здесь

происходит и обратный процесс — абстрагирование . Так как конкретные

предметы , о которых говорится в задачах , заменяются условными(круги,

отрезки и т . п.) Это облегчает детям в дальнейшем усвоение схематической

записи условия задачи.

Необходимость включения дидактического материала в процесс обучения

младших школьников диктуется также и особенностями их внимания. Дети 7-10

лет весьма активны и деятельны. Особенностью их являются слабость

произвольного внимания , его сравнительно небольшая устойчивость . Они

часто отвлекаются . Не могут долго сосредотачиваться на объяснения учителя.

На демонстрируемом в классе пособии. Предметный дидактический материал

позволяет дать детям возможность действовать самим ,он удовлетворяет

детское стремление к деятельности , вносит разнообразие в их работу и . таким

образом ,стимулирует устойчивость внимания.

Применение предметного дидактического материала полезно и тем ,что он

позволяет включить в работу всех учащихся класса и сочетать общеклассную

работу с индивидуальной. Некоторые его виды дают возможность организовать

математические игры. Таким образом предметный дидактический материал

способствует повышению познавательной активности учащихся в процессе

восприятия и осмысления нового математического материала , помогает

обогатить их соответствующими представлениями и практическим опытом.



В раздел образования