Автор: Беляева Марина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№15
Населённый пункт: г.Мичуринск Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактический материал и его значение в обучении математике учащихся начальных классов."
Раздел: начальное образование
Дидактический материал и его значение в обучении математике учащихся
начальных классов.
Одним из важных средств обучения детей начальных классов,
способствующих воспитанию у них самостоятельности, позволяющих учителю
осуществлять индивидуальный подход,является дидактический материал.
Дидактический материал - это раздаточный материал,он дается каждому
ученику,применение его на уроках математики способствует решению одной из
основных задач обучения- повышение активности учащихся при усвоении
математических знаний.
Дидактический материал применяется на различных этапах учебного
процесса, как при усвоении нового материала, так и при закреплении, но чаще
всего он для упражнений при выработке умений и навыков. Работая с
дидактическим материалом , дети закрепляют полученные знания и навыки и
приобретают умение работать самостоятельно.
В зависимости от построения и дидактического назначения можно
выделить следующие виды дидактического материала:
1.
Предметный дидактический материал: счетные палочки,наборы
моделей геометрических фигур, модели монет, бумажные полоски
разнообразной длины и цвета.
2.
Изобразительный дидактический материал:карточки с рисунками
.схемами и чертежами.
3.
Текстовый дидактический материал: карточки с математическими
примерами и текстовыми задачами.
Предметный дидактический материал может состоять из отдельных
предметов,например, материал для упражнений в счете,в установлении взаимно
однозначного соответствия между множествами предметов(палочки,наборы
моделей геометрических фигур).
Предметному дидактическому материалу может быть придана
определенная структура,например,счетные палочки могут быть связаны в пучки
по десять палочек,которые вместе с отдельными палочками становятся
конкретной моделью двузначных чисел.
Формирование отвлеченных понятий , составляющих содержание
математики, должно осуществляться в процессе активной мыслительной
деятельности, организуемой учителем на основе сочетания образа,слова и
практических действий учащихся.
В руководстве по дидактике и методике преподавания отдельных
предметов рекомендуется при изучении нового знания привлекать различные
органы чувств.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал : «Педагог , желающий
что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том,
чтобы как можно больше органов чувств- глаз,ухо,голос,чувство мускульных
движений и даже ,если возможно обоняние и вкус,- приняли участие в акте
запоминания.
Таким образом, для эффективного усвоения математических знаний детям
недостаточно одной наглядности ,необходимо еще присоединять активную
практическую деятельность самого ученика(когда в работе участвует не только
голова,но и руки).Учащийся имеет дело с предметами,которые он может по
своему усмотрению перемещать,комбинировать,ставить их в определенные
отношения,наблюдать,делать выводы.
Включение руки в восприятие будет способствовать с первых дней обучения
развитию стремления действовать рукой, воспитанию привычки использовать
руку для распознавания свойств предметов , их уточнений и в то же время будет
способствовать ее развитию.
Предметный дидактический материал позволяет сочетать зрительное
восприятие с осязательным , наблюдение с действенным восприятием и
воспроизведением.. Одновременно он дает каждому ученику деятельно
участвовать в получении новых знаний. Самостоятельные действия детей с
предметами (счет предметов, упражнения в измерении величин,массы. Объема)
способствует более глубокому овладению сложным понятием числа. Набирая
десяток палочек и собирая их в пучок — десяток, ученик сам создает
составную счетную единицу и уясняет принцип образования счетных единиц.
Опыт практических действий с предметными множествами способствует
лучшему осознанию арифметических действий, а также овладению
многообразными вычислительными приемами. Так, набирая полоски с равным
количеством кружков, дети получают представление о смысле действия
умножения. Сравнивая длину полосок , получают представление о разностном
и кратном сравнении чисел.
Упражнения с предметным дидактическим материалом по объединению
множеств ,удалению правильной части множества, по соединению множеств с
одинаковым числом элементов в каждом из них , по разбиению множеств на
группы с равным количеством элементов в каждой из них служат подготовкой
для осмысления и решения простых арифметических задач на сложение .
Вычитание . Умножение и деление . Иллюстрирование задач при помощи
предметного дидактического материала способствует лучшему усвоению
условия и более глубокому анализу задачи , учащиеся конкретизируют и
наглядно представляют описанные в задаче действия. В то же время здесь
происходит и обратный процесс — абстрагирование . Так как конкретные
предметы , о которых говорится в задачах , заменяются условными(круги,
отрезки и т . п.) Это облегчает детям в дальнейшем усвоение схематической
записи условия задачи.
Необходимость включения дидактического материала в процесс обучения
младших школьников диктуется также и особенностями их внимания. Дети 7-10
лет весьма активны и деятельны. Особенностью их являются слабость
произвольного внимания , его сравнительно небольшая устойчивость . Они
часто отвлекаются . Не могут долго сосредотачиваться на объяснения учителя.
На демонстрируемом в классе пособии. Предметный дидактический материал
позволяет дать детям возможность действовать самим ,он удовлетворяет
детское стремление к деятельности , вносит разнообразие в их работу и . таким
образом ,стимулирует устойчивость внимания.
Применение предметного дидактического материала полезно и тем ,что он
позволяет включить в работу всех учащихся класса и сочетать общеклассную
работу с индивидуальной. Некоторые его виды дают возможность организовать
математические игры. Таким образом предметный дидактический материал
способствует повышению познавательной активности учащихся в процессе
восприятия и осмысления нового математического материала , помогает
обогатить их соответствующими представлениями и практическим опытом.