Напоминание

"Что значит быть милосердным"


Автор: Тимощенко Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 190
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Что значит быть милосердным"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект классного часа «Милосердие»

Цели:

- образовательные:

познакомить детей с таким нравственным понятием как милосердие с

целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;

- развивающие:

развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на ана-

лиз собственного поведения и поступков окружающих людей, развивать та-

кие личностные качества, как умение признавать свои ошибки, анализировать

их и делать выводы, критически осмыслять собственные нравственные по-

ступки и поступки сверстников и одноклассников;

- воспитательные:

воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чув-

ствовать, понимать себя и другого человека, умение прощать и быть прощен-

ным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

* Исходя из требований федеральных государственных образователь-

ных стандартов нового поколения, в ходе подготовки любого мероприятия

мы должны быть ориентированы на конечный результат.

В этой связи, можем выделить 3 основные группы результатов, которые

мы пытаемся достичь в ходе проведения классного часа. Так, например, наи-

более ярко будет представлена группа личностных результатов, а именно:

определение внутренней позиции учащихся к милосердию как нравственной

ценности человека (самоопределение ребенка), а также ценностная и мо-

рально-этическая

ориентация

ребят

(ориентация

на

выполнение

мило-

сердных

поступков,

определения

способности

к

решению

нравственных

проблем, а также (самое важное) – оценка собственных поступков, особенно

во взаимоотношениях с близкими.

Группа метапредметных

результатов

направлена

на

осуществление

контроля собственных действий, а особенно на развитие коммуникативной

деятельности, а также познавательной активности.

На уровне предметных результатов, ребята должны четко понимать и

применять понятийный инструментарий классного часа, уяснить, что собой

представляет милосердие, как развивать милосердие, что нужно для счастли-

вой жизни человека с точки зрения «милосердного сердца».

Задачи:

основной задачей нашего класса часа становится формирование в ре-

бенке желания совершать «добрые дела», понимать сердца людей, особенно

близких людей, а как следствие, налаживать контакты с родителями, пытаться

стать более чуткими.

Оборудование:

- презентация на тему «Милосердное сердце»,

- карточки с названиями профессий;

- лепестки для изготовления цветка;

1

Ход мероприятия

I. Организационный момент (вступительное слово педагога)

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Меня зовут Ирина

Александровна, я- учитель начальных классов в школе №190. Сегодня мы с

вами отправимся в замечательное путешествие. Пусть оно принесет вам ра-

дость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

- Определить тему нашего занятия поможет стихотворение. Послу-

шайте и попробуйте догадаться, о чем сегодня мы будем говорить.

II. Мотивация. Определение темы занятия.

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец…. ДОБРОТА.

- А еще какое слово, близкое по лексическому значению вы можете

подобрать? (

Милосердие)

- Да, правильно!

- И сегодня мы отправимся в страну Милосердия. СЛАЙД 1

- Как вы понимаете это слово? Какое значение оно для вас имеет?

( доброта и уважение, любовь к людям, сострадание, стремление приносить поль-

зу и радость, не требуя вознаграждения)

III. Работа с текстом.

- Ребята, какими качествами должны обладать жители страны Ми-

лосердия? Почему?

- В стране Милосердия с давних времен существует легенда, кото-

рую

передают

из

поколения

в

поколение.

Подумайте,

чему

она

учит?

ПРИТЧА О ЦВЕТКЕ

СЛАЙД 2, 3

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще

тому, что природа создала его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать

2

человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже

зачем. Скомкал его и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла

сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха,

жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что природа не создала его крапивой.

Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было

больно…

Как Вы думаете, почему жители передают эту легенду из поколе-

ния в поколение?

Вывод: жители страны Милосердия хотят, чтобы все люди имели до-

брые сердца.

В стихотворении Ш.Амонашвили «Без сердца что поймем?»

есть такие строки СЛАЙД 4

Без сердца что поймем?

Как пожалеем, как полюбим,

Как чуткими и добрыми мы будем?

Как боль чужую разделить мы сможем,

Как слабому в беде его поможем?

Без сердца мы – лишь куклы заводные,

Бездушные, красивые, пустые.

Я лучшей в жизни похвалой считаю,

Когда сердечным человека называют.

- Почему автор считает, что лучшая похвала – это сердечный человек?

- Какие важные слова прозвучали в этом обращении?

(

Сердце, чуткость, добро, сердечность, отзывчивость…..

)

(дети называют все возможные варианты ответов: доброта и жалость,

благородство и честность, ответственность, добросердечность, душевность,

доброжелательность, добродетель, добропорядочность).

- Все ваши ответы верны!

- Главное, что все эти слова мы можем соединить в одно понятие – это

милосердие.

- Значение данного слова можно узнать из толкового словаря. (Одно из

толкований представлено на слайде). СЛАЙД 5

Милосердие - это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто

в ней нуждается. И не важно, какая это помощь: физическая, духовная или

материальная. Главное - это желание оказать помощь человеку, который ока-

зался в беде. Ласковое и доброе слово, исходящее из сердца человека способ-

но изменить многое и направить человека на добрые и светлые поступки.

IV Физминутка

3

- А еще в этой стране очень любят играть в игры. И мы тоже сейчас по-

играем в иргу.

Дети передают сердечки по кругу и произносят пожелания.

- Ребята, каждый из вас пожелал друг другу что-то хорошее, светлое,

доброе, и сердечки вернулись к вам в знак того, что добро и милосердие все-

гда будет оценено и не забыто.

V Игра

« Добрые

профессии» СЛАЙД 6

- Итак, мы с вами в стране Милосердия. Давайте подумаем, какие названия

улиц будут в этой стране.

(вспоминаем качества милосердного человека)

В стране Милосердия живут люди разных профессий. Но одно для

них общее: все они добрые и умеют творить чудеса. Представьте

себе, что вы это они, и придумайте, как бы вы могли сделать людей

добрее.

( Каждой группе выдаются карточки с названием профессии и приду-

мывают, что бы они сделали. Например, врач придумает лекарство

от злости, пилот увезёт всех в страну, где нет зла и т. д.)

- А как мы с вами сможем в реальной жизни помочь людям стать добрее?

- Какими поступками мы можем показать пример доброты и милосердия?

V. Практическое занятие «Цветок милосердия» СЛАЙД 7,8, 9

-

Представьте, что вы - художник. Какой бы символ (герб) нарисовали

вы для страны Милосердия?

-

Действительно, символом милосердия является белый цветок.

Идея Дня Белого цветка родилась в Швейцарии. До сих пор весной на улицах

различных городов устраивают праздник, на котором продают белые цветы,

сделанные своими руками.

- Я хочу, чтобы сегодня мы с вами сделали такой цветок, а для этого да-

вайте еще раз вспомним, какими качествами должен обладать милосердный

человек?

(Дети называют качество (слово появляется на доске) и находят лепесток с

этим качеством на парте, в результате получается ромашка)

- У вас остался пустой лепесток. Напишите на нем еще одно качество, ко-

торым ,по вашему мнению, должен обладать милосердный человек.

- Какие лепестки у вас получились? Почему вы так считаете?

VII. Заключительное слово педагога.

Каждый день - это маленькая жизнь, в которой нужно увидеть главное.

Жизнь – это счастье! Нужно это не забывать и видеть это самому и помогать

видеть другим! Милосердие в этом помогает человеку!

- И закончить наше занятие я хотела бы следующими словами, вдумайтесь в

них:

4

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Идти нам на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

VIII. Рефлексия.

- У вас на столах лежат ваши цветочки. Я хочу, чтобы вы подарили их,

как частички своей доброты и милосердия мне или нашим гостям.

Звучит песня Дорогою добра.

5

6

Технологическая карта урока

1. Общая часть

Предмет

Классный час

Класс

3

Тема урока

Милосердие

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

П. Формировать умение отбирать

главное, обобщать, синтезировать.

Оценивать услышанное и

увиденное с целью подготовки к

последующему изложению

данного материала. Строить

логическое рассуждение,

включающее установление

причинно-следственных связей.

Р. Формировать привычку

моральной оценки поступков как

своих, так и одноклассников с

позиций доброжелательности и

уважения к другому.

Формировать умение определять

успешность своего задания.

К. Умение слушать и понимать

других. Умение договариваться и

приходить к общему решению в

совместной деятельности, владеть

диалогической формой речи.

Умение строить речевое

высказывание в соответствии с

поставленными задачами.

Умение определять и

высказывать самые

простые, общие для всех

людей правила.

Умение оценивать

жизненные ситуации с

точки зрения

общепринятых норм и

ценностей.

Развитие способности к

самооценке на основе

критериев успешности

учебной деятельности.

Цель урока

Сформировать представления о дружбе, как о важнейшей

нравственной ценности, на основе примеров и жизненного

опыта детей.

Основные понятия,

изучаемые на уроке

Избирательность, бескорыстность,

взаимопомощь

Средства ИКТ,

используемые на уроке

Компьютер, проектор, колонки, раздаточный материал для

групп.

Ресурсы

(информационные,

литературные, музыка,

искусство), используемые

на уроке

Б.Савельев «Песня про дружбу»

А.Барто «Требуется друг»

м/ф «Просто так»

С.Михалков «Мы с приятелем»

Уильям Шекспир «О настоящем друге»

В.Можная «Дружба – это…»

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового

материала

7

Длительность

этапа

Основные формы работы учителя и

учащихся

Формируемые УУД

8 минут

Мотивация учебной деятельности (готовность к

уроку, психологический настрой на урок).

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Размышлять и рассуждать

И друг другу помогать.

-Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний

урок этики?

- С каким настроением вы его начинаете?

«Просигнализируйте», пожалуйста.

Актуализация знаний и постановка темы и цели

урока.

-Вспомните, кто дал название этике, как науке?

-Аристотель считал, что этика-это часть…?

-Что первоначально обозначало слово «этос»?

(Слайд 1)

-Другое значение слова «этика»-это…?

(Слайд 2)-Обсудите высказывание французского

писателя-моралиста Ф.Ларошфуко: «Самый

прекрасный подарок, сделанный людям после

мудрости - это…»

(Слайд 3-5) Беседа с классом о многообразии

отношений в обществе. (Уч-ся называют

различные виды взаимоотношений)

-Какие ещё отношения мы не назвали?

(Слайд 6). Появляются картинки,

иллюстрирующие дружбу и звучит фонограмма

«Песни про дружбу» композитора Савельева Б.

из мультфильма Тимка и Димка».

Уч-ся отгадывают - «дружеские отношения».

-Как вы думаете, какая же тема нашего урока?

(Дружба). (Слайд 7).

-Подумайте и скажите, на какие вопросы нам

предстоит сегодня ответить: чтобы вы хотели

узнать о дружбе? Чему научиться? Для чего нам

надо это знать? (ответы уч-ся)

Регулятивные УУД

Карточки-«настроени

е» в виде разных

смайликов (рефлексия

своих чувств).

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Организация обратной связи

Длительность

этапа

Основные формы работы учителя и

учащихся

Формируемые УУД

10 минут

(Эвристическая беседа) (Слайд 9).

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно?

8

Ну а всё же, что обозначает это слово?

Это слово? Значит что оно?

-А что такое «дружба» как вы понимаете это

слово? (Высказывания уч-ся)

Работа с толковым словарём

С.И. Ожегова.

Работа со словарём В.И.Даля.

Подарок коллективу (ученица читает

стихотворение «Что такое дружба»).

Приложение № 1

Постановка проблемы: - Чем дружба отличается

от других отношений?

(Слайд 10 –отличительные черты дружбы.)

-Разбор педагогических ситуаций. (Слайд 11 с

текстом ситуаций), уч-ся читают, отвечают на

вопрос - С кем бы тебе захотелось дружить из

предложенных ситуаций? Почему?, определение

1-ой отличительной черты дружбы –

Избирательность. Отработка понятия.)

Подарок коллективу (читает стихотворение

ученица). А.Барто «Требуется друг» (отрывок).

Приложение № 2

Просмотр отрывка м/ф «Просто так»

(Слайд 12-13), определение 2-ой отличительной

черты дружбы – Бескорыстность. Отработка

понятия.

Чтение отрывка стихотворения С.Михалкова

«Мы с приятелем». (Слайд 14) определение 3-

ей отличительной черты дружбы – Взаимная

симпатия и общность интересов. Отработка

понятия.

(Слайд 15)

Обобщающее слово учителя.

Познавательные

УУД: отбор главного,

синтез, обобщение,

классификация.

Этап 3. Практикум

Длительность

этапа

Основные формы работы учителя и

учащихся

Формируемые УУД

7 минут

- А, по вашему мнению, кто такой «друг»?

(Слайд 16). Начните предложение со слов «Я

думаю, что друг – это тот, кто…» (Ответы

детей).

Каким же качеством должен обладать

настоящий друг?

Немного из истории.

Приложение № 3

Коммуникативные

УУД: работа в малой

9

Работа в парах.

Нужно выяснить, какими качествами должен

обладать настоящий друг. Прочитайте, обсудите

и вычеркните те качества, которыми настоящий

друг обладать не должен.

_ Перечислите, какими качествами обладает

настоящий друг. (Ответы уч-ся).

- А нужно ли самим обладать такими же

нравственными качествами? Почему? (ответы

уч-ся).

Приложение № 4

- Действительно народная мудрость гласит:

«Найти хорошего друга – это только половина

дела: нужно ещё самому быть таким».

Стихотворение Уильяма Шекспира

о настоящем друге. Приложение № 5

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим

другом? (Ответы детей).

группе

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность

этапа

Форма проверки полученных результатов,

осуществление коррекции

Формируемые УУД

11 минут

Игра «Собери пословицу». Приложение №6

Проверка выполнения задания: уч-ся

зачитывают получившуюся пословицу.

Групповая работа.

Уч-ся предлагаются три пословицы. К каждой

следующей ситуации попробуйте подобрать

пословицу, которая подсказывает, как вести себя

и опишите свои действия. (Обсуждение в

группах). (Слайд 17-19).

Подарок коллективу. (Ученик рассказывает

легенду о друзьях – гладиаторах). (Слайд 20-22)

Приложение № 7

Беседа (размышляем):

- Подумайте, а какие поступки помогут

сохранить дружбу? (Ответы детей)

- Что мешает дружбе и даже ведёт к её потере, а

что помогает сохранить её.

Работа в группах. Приложение № 8

Разбейте слова на две группы: что помогает

дружбе и что дружбе мешает.

Познавательные

УУД: «Приём

информации»

(построение

логического

рассуждения,

включающего

установление

причинно-

следственных связей).

10

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или

недостигнутым образовательным

результатам

Формируемые УУД

7 минут

Эвристическая беседа.

Вспомним высказывание, которое мы

обсуждали в начале урока. (Слайд 23).

Высказывание Джозефа Аддисона (Слайд 24)

Предлагаю закончить наш урок стихотворением

В.Можной «Дружба – это…» Приложение № 9

Рефлексия (составление синквейна – цветка

«Что для меня значит слово «Дружба»)

Итог урока.

Карта рефлексии урока:

Урок:

заставил задуматься…

навёл на размышление

дал возможность понять, что…

Коммуникативные

УУД: форма

групповой рефлексии.

Домашнее задание

2 минуты

На выбор:

1.Написать сочинение на тему: «Кого я могу назвать настоящим

другом…»

2.Придумать и нарисовать символ дружбы.

3.Найти пословицы и поговорки разных народов мира о

дружбе.

Аннотация

11

В процессе своей педагогической работы, выполняя функции классного руково-

дителя обучающихся младших классов, я стала уделять особое внимание деятельно-

сти классного руководителя по формированию нравственного поведения младших

школьников.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются перво-

степенной задачей современной образовательной системы и представляют собой

важный компонент социального заказа для образования.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприим-

чив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого раз-

вития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное

в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеа-

ла. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,

творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как

свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,

укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Россий-

ской Федерации.

Основным

содержанием

духовно-нравственного развития, воспитания и соци-

ализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в

культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на

эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш

многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука,

религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые на-

циональные ценности: патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к

России, служение Отечеству; гражданственность – закон и порядок, свобода сове-

сти и вероисповедания, правовое государство; социальная солидарность – свобода

личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского

общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; человечество – мир во

всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное

сотрудничество, наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина

мира; труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустрем-

ленность и настойчивость; традиционные российские религии – представление о

вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на

основе межконфессионального диалога; искусство и литература – красота, гармо-

ния, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое разви-

тие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, пла-

нета Земля, экологическое сознание; семья – любовь и верность, здоровье, достаток,

уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

12

Базовые ценности:

Воспита-

тельные

задачи

ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Воспитательный

ИДЕАЛ»

качества личности

(цель)

ШКОЛА (ОУ)

Урочная

Опыт учебного

взаимодействия

Учёба

- знания о ценностях

- оценки поступков

- выбор поступков

Опыт

творческого

поведения

Культурные

практики

- участие в куль-

турном событии

Представители

властей

СМИ

Произведения

культуры

Общественные

организации

(в т.ч. религиозные)

Круг общения (друзья,

соседи, транспорт,

магазины и т.п.)

Семьи

КРАСОТА

ПРИРОДА

ЗДОРОВЬЕ

ТРУД

СТРАНА

ДОБРО

Человек.

Семья

Принятие или

отторжение

Внешкольная

Опыт

гражданского

поведения

Социальные

практики

Решение общественно

значимой задачи (или

её модели)

Внеклассная

13

Данная схема формирования воспитательного «идеала» младшего школьника

заимствована из духовно-нравственной программы одной из образовательных про-

грамм начальной школы, работающей в рамках ФГОС нового поколения. Следует от-

метить, что в национальной инициативе «Наша Новая школа», Законе РФ «Об об-

разовании»

духовно-нравственное

воспитание

имеет

первостепенное

значение.

Поэтому, работая в 4-ом классе, обучение которого еще не перешло на соответ-

ствие ФГОС нового поколения, мы осознанно используем элементы ФГОС, особенно

во внеурочной деятельности.

Одним из видов внеурочной деятельности является

проведение классных часов как формы воспитательной работы классного руководи-

теля в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной

деятельности,

способствующей

формированию

у

них

системы

отношений

к

ок-

ружающему миру.

Именно к семье, к воспитанию любви и верности, уважению, чуткости, отзыв-

чивости, сердечности, как нравственным базовым ценностям, мы хотели ли обра-

титься, проводя классный час на заданную тематику.

Классный час выполняет функции:

Просветительскую,

Ориентирующую,

Направляющую,

Формирующую.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает воз-

можность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в

учебных программах (в рамках нашего классного часа, это понятие «милосердие»,

этимология слова, значения, проявление и пр.).

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отноше-

ния к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценно-

стей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире (зачем чело-

век милосерден? Как помочь бессердечному человеку и т.п.).Просветительская и ори-

ентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оце-

нивать явления, с которыми они не знакомы.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явле-

ния в рамки реального опыта учащихся (разыгрывание ситуаций, опыт из личной

жизни).

Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оцен-

ки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и

высказывания, отстаивания собственного мнения (особенно ярко проявляется на за-

ключительном этапе нашего классного часа).

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необ-

ходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления,

интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или бесе-

ды. Так, беседы с детьми показали, что тема сердечности, взаимоотношений между

людьми, детей со своими родителями, совершение «добрых дел» стали актуальны в

данный период для обучающихся 4-в класса.

14

Конспект классного часа «Милосердие»

Цели:

- образовательные:

познакомить детей с таким нравственным понятием как милосердие с целью вы-

работки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;

- развивающие:

развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ соб-

ственного поведения и поступков окружающих людей, развивать такие личностные ка-

чества, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, кри-

тически осмыслять собственные нравственные поступки и поступки сверстников и од-

ноклассников;

- воспитательные:

воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать,

понимать себя и другого человека, умение прощать и быть прощенным, умение дока-

зывать свою правоту и признавать правоту других людей.

* Исходя из требований федеральных государственных образовательных стан-

дартов нового поколения, в ходе подготовки любого мероприятия мы должны быть

ориентированы на конечный результат.

В этой связи, можем выделить 3 основные группы результатов, которые мы пы-

таемся достичь в ходе проведения классного часа. Так, например, наиболее ярко будет

представлена группа личностных результатов, а именно: определение внутренней по-

зиции гимназистов к милосердию как нравственной ценности человека (самоопределе-

ние ребенка), а также ценностная и морально-этическая ориентация ребят (ориентация

на выполнение милосердных поступков, определения способности к решению нрав-

ственных проблем, а также (самое важное) – оценка собственных поступков, особенно

во взаимоотношениях с близкими.

Группа метапредметных результатов направлена на осуществление контроля

собственных действий, а особенно на развитие коммуникативной деятельности, а так-

же познавательной активности.

На уровне предметных результатов, ребята должны четко понимать и применять

понятийный инструментарий классного часа, уяснить, что собой представляет мило-

сердие, как развивать милосердие, что нужно для счастливой жизни человека с точки

зрения «милосердного сердца».

Задачи:

Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зача-

стую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противопо-

ложно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невоз-

можно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому,

если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компью-

терные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке

воспитать чувства прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нор-

мам морали.

Да от школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может

сделать только общество в целом. Однако мы можем и должны сделать то, что в наших

силах, внести свой вклад. За 40 минут классного часа, несколько часов в гимназии – в

каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира детей своими

словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник

15

– работая с родителями. Поэтому основной задачей нашего класса часа становится

формирование в ребенке желания совершать «добрые дела», понимать сердца людей,

особенно близких людей, а как следствие, налаживать контакты с родителями, пытать-

ся стать более чуткими. Таким образом, данный классный час тесным образом связан с

последующим за ним родительским собранием, на котором родители вспомнят об

основных духовных ценностях, особенно о тех, которые закладываются, в первую оче-

редь, в семье.

Оборудование:

- презентация на тему «Милосердное сердце»,

- выставка иллюстраций на тему «Милосердие»,

- сердечки, материал для изготовления сердечек, каркас большого сердца,

- пазлы в виде сердца,

- сказка «Голос сердца».

Ход мероприятия

I. Организационный момент (вступительное слово педагога)

Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть сегодняшнее мероприятие принесет

вам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Начать классный час хочу с видео послания, которое для Вас подготовил

ученик 2-А класса Приказчиков Максим. Внимательно прослушайте это обращение,

так как Максим подскажет Вам, о чем пойдет речь на нашем мероприятии.

II. Мотивация. Определение темы занятия.

Стихотворение «Без сердца что поймем?»

Без сердца что поймем?

Как пожалеем, как полюбим,

Как чуткими и добрыми мы будем?

Как боль чужую разделить мы сможем,

Как слабому в беде его поможем?

Без сердца мы – лишь куклы заводные,

Бездушные, красивые, пустые.

Я лучшей в жизни похвалой считаю,

Когда сердечным человека называют.

Какие важные слова прозвучали в этом обращении?

Сердце, чуткость, добро, сердечность, отзывчивость…..

(дети называют все возможные варианты ответов: доброта и жалость, благо-

родство и честность, ответственность, добросердечность, душевность, доброжелатель-

ность, добродетель, добропорядочность).

Все ваши ответы верны!

Посмотрите на наше сердце, которое является символом стихотворения, и вы

увидите, что все ваши ответы нашли место в нем. Главное, что все эти слова мы мо-

жем соединить в одно понятие – это милосердие.

Как вы думаете, в чем заключен смысл слова «Милосердие»? (Дети приводят

свои варианты.) Милосердие – это многогранное и многоликое понятие.

16

Значение данного слова можно узнать из толкового словаря. Одно из толкований

представлено на слайде.

Милосердие - это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней ну-

ждается. И не важно, какая это помощь: физическая, духовная или материальная.

Главное - это желание оказать помощь человеку, который оказался в беде. Ласковое и

доброе слово, исходящее из сердца человека способно изменить многое и направить

человека на добрые и светлые поступки.

III. Работа с текстом.

Каждый человек способен на милосердие. Но человеку иногда свойственно

ошибаться и забывать о милосердии. Порой это происходит из-за того, что чело-

век не слышит голоса своего сердца.

Например, как мальчик из рассказа «Голос сердца».

Чтение сказки "Голос сердца".

Семья ласточек свила круглое гнездышко под самой крышей Митиного дома.

Мите нравились ласточки, и он часто мечтал: «Вот бы у меня в доме жила такая птич-

ка». Однажды у печки засорилась труба. Папа приставил к крыше лестницу, залез на

крышу и почистил трубу. Увидел Митя, что папа лестницу забыл убрать, и обрадовал-

ся, что теперь может поймать птичку. Взял он папин рыболовный сачок и прикрыл им

гнездо. Вылетела ласточка и тут же затрепыхалась в сачке. Прибежал Митя с ласточ-

кой домой. «Обрежу ей крылышки, чтобы она от меня не улетела», – решил Митя, но

не нашел ножниц.

Сунул мальчик птичку за пазуху, сел у окна и задумался.

– Тук-тук-тук! – стучало сердце мальчика.

– Кто это стучит? – спросила ласточка.

– Я стучу, Митино сердце, – ответило сердце.

– Знаешь, – пожаловалась ласточка, – Митя хочет мне крылышки обрезать, а у

меня в гнезде птенчики остались. Попроси своего хозяина отпустить меня.

Не могу я тебе помочь, – ответило сердце. – У меня очень тихий голос, и мой хо -

зяин меня не слышит.

Что же делать, неужели мои птенчики погибнут?! – заплакала ласточка.

Ее горькие слезинки проникли прямо в Митино сердце, и от этого голос сердца

сразу стал громче.

Тук-тук-тук, – застучало сердце мальчика изо всех сил. – Митя, разве ты не слы-

шишь, как пищат маленькие голодные птенцы без мамы ласточки?

Поднял мальчик глаза к окну, прислушался и услышал писк.

Это, наверное, твои дети плачут. Извини, я забыл, что тебе надо кормить птен-

цов! – воскликнул мальчик и выпустил птичку в окно.

Трепеща крылышками, ласточка взмыла в небо и вскоре вернулась к гнезду с до-

бычей. Митя вышел во двор. Возле лестницы сидел и хищно поглядывал на птичек со-

седский кот.

Пошел отсюда, бессовестный! Не смей трогать наших птичек, – закричал на кота

Митя.

Он решил охранять семью ласточек, пока папа не придет с работы и не уберет

лестницу.

Вопросы к рассказу "Голос сердца"

Как Вы думаете, почему Митя сначала хотел поймать ласточку, а потом

стал охранять ее гнездо?

17

Можно ли по глазам, голосу, жестам, поступкам человека узнать, какое у

него сердце и есть ли в нем милосердие?

Почему люди иногда говорят: «Этот человек бессердечный?»

Как Вы думаете, «о чем стучит Ваше сердце»?

Какую роль в жизни человека играет сердце?

Вывод: надо научиться слушать голос сердца, которое подскажет путь милосер-

дия. Каждый способен на милосердие! Просто надо его услышать! А мы с вами всегда

ли слышим свое милосердие?

IV. Игра «Милосердные поступки»

Цель: дать практическое понимание значимости милосердия, важности «видеть

не только глазами, но и сердцем», важности проявления милосердия в ближайшем

окружении – взаимоотношении детей и родителей.

Работа в группах. Класс делится на три группы. Каждой группе выдаются эле-

менты пазла, которые нужно собрать в картинку в виде сердца. Сердце состоит из 10

пазлов, а предлагается 15 пазлов. Задача команд – определить, какие поступки, на-

рисованные на деталях пазла, может совершить милосердное сердце, а какие поступ-

ки не будут свойственны такому сердцу. Задача на скорость и полноту обоснованности

ответа.

Данная игра помогает по-новому взглянуть на ежедневные взаимоотноше-

ния детей и родителей, увидеть новые грани проявления любви и заботы, а, возможно,

поможет ребенку простить старые обиды и попросить прощения у мамы или папы.

V. Практическое занятие «Милосердное сердце»

Цель: закрепить знания о понятии «милосердие». Нравственная же составляю-

щая практической части классного часа - это символизация открытости детского серд-

ца навстречу взрослому сердцу, первый шаг навстречу, это новый шаг на пути к мило-

сердию.

Ребята, на сегодняшнем занятии мы сможем подарить частицу своего сердца и

наполнить добром и светом сердца ваших близких. Что мы для этого можем сделать?

(ребята предлагают версии). Я предлагаю каждому из вас изготовить вот такое сердце,

с обратной стороны которого вы напишите то качество человека, которое входит в по-

нятие «милосердие». У каждого свое видение милосердия, напомню, что это понятие

многогранно.

Ласковое и доброе слово, исходящее из сердца человека, способно изме-

нить многое и направить человека на добрые и светлые поступки. А если это любящее

сердце мамы или папы, бабушки или дедушки, сестры или брата?

А чтобы ваши родители смогли прочувствовать, с какой любовью, заботой вы

делали это общее детское сердце, мы предлагаем сделать видеохронику изготовления

сердца. Для кого-то из вас или ваших родителей это, возможно, станет символично и

важно…

А теперь переходим к практической части нашей работы. На слайдах последова-

тельно показана вся работа над сердцем поэтапно.

1)

На листе по горизонтали отмеряется полоска шириной 1,5 см и длиной 20

см.

2)

Вырезаем полоску.

3)

Полоску складываем пополам.

4)

Края полоски склеиваем внутрь и соединенными краями прижимаем к сги-

бу.

5)

Придерживаем края некоторое время, чтобы они надежно склеились.

18

6)

Получившееся «сердце» прикрепляем к красной заготовке при помощи

двойного скотча.

7)

Заранее на красной заготовке пишем то качество человека, которое харак-

теризует его как милосердного.

8)

Соединенные детали крепим к прищепке и прикрепляем к большому серд-

цу из проволоки.

Вместе все наши сердца создадут самое большое милосердное сердце.

Каждый ребенок выполняет сердце по инструкции (см. слайды практической ча-

сти классного часа), а потом прищепкой крепит к каркасу общего сердца. Получается

общее сердце 4-в класса, общее и индивидуальное, сделанное одновременно для всех

и для каждого родителя в отдельности, наполненное нравственными составляющими,

которые складываются в понятие «МИЛОСЕРДИЕ».

Это коллективное творческое дело – одно из «добрых дел», которое можно отне-

сти к милосердным делам, к чуткости и отзывчивости, в первую очередь, к своим

близким. Учитель предлагает детям сохранить сердце и подарить его родителям на

ближайшем родительском собрании, на котором родители представят сове видение по-

нятия «МИЛОСЕРДИЯ» и его важности во взаимоотношениях детей-родителей.

VI. Вывод. Обобщение.

Ребята, держа в руках сердце нашего милосердия, давайте определимся, что же

нового каждый из нас вынес для себя из нашей сегодняшней беседы.

Ребята делают выводы:

Милосердие – понятие многогранное.

Каждый человек способен на милосердие!

Просто нужно его услышать!

Важно видеть не только глазами, но и сердцем!

VII. Заключительное слово педагога.

Каждый день - это маленькая жизнь, в которой нужно увидеть главное. Жизнь –

это счастье! Нужно это не забывать и видеть это самому и помогать видеть другим!

Милосердие в этом помогает человеку!

Без Милосердия что скажем?

Без Милосердия что прочтём?

Без милосердия как жить будем?

Спасибо за внимание.

VIII. Рефлексия.

После завершения классного часа каждый ребенок подходит к столу, на котором

стоят две баночки: одна с надписью «Позитив», другая – «Негатив». Ребенок выбирает

красное или синее сердечко и опускает в одну из баночек (красное опускается в банку

«Позитив», демонстрируя положительное, комфортное самочувствие после проведе-

ния классного часа; синее – в «Негатив», что значит, что классный час вызвал отрица-

тельные эмоции, по каким-либо причинам не произвел должного впечатления на ре-

бенка). Позже учитель анализирует успешность проведения мероприятия, эмоциональ-

ные переживания детей, вызванные содержанием, тематикой классного часа.

В ходе подготовки, организации и проведения данного классного часа использу-

ются элементы различных воспитательных технологий. Так, например, при проведе-

19

нии

практической

части

занятия,

мы

используем

идеи технологии коллективного

творческого воспитания, разработанной И.П. Ивановым. В этом воспитательном ме-

роприятии (особое внимание этой технологии мы уделяем при проведении практиче-

ской

части

классного

часа),

проведенном

в

форме

классного

часа,

выполняются

четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание, планирова-

ние, реализация цели, анализ результатов

.

Следует отметить использование учителем в воспитательной деятельности

технологии

воспитания

на

основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А.Кара-

ковский, Н.Л Селиванова), который находит отражение не только в проведении

классного часа, но и всей работы по духовно-нравственному развитию обучающихся.

(Цель – всесторонне и гармонически развитая личность, развитие социальной актив-

ности,

формирование

ответственности,

гражданского

самосознания,

развитие

творческих способностей детей, создание доброжелательных отношений педагоги-

ческого коллектива, учеников и родителей, приобщение детей к общечеловеческим

ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек).

Бесспорно, основное внимание при подготовке классного часа было уделено ис-

пользованию

приемов

гуманно

– личностной

технологии

Ш.А.Амоношвили.

Так,

например, нравственные аспекты, изложенные в книге автора, стали концептуаль-

ными ориентирами на протяжении всего классного часа и находят отражение в по-

вседневной воспитательной деятельности педагога в качестве классного руководите-

ля. Целевые ориентации гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили, исполь-

зуемые учителем, являются: способствование становлению, развитию и воспитанию

в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; разви-

тие и становление познавательных сил ребенка; идеал воспитания – самовоспитание.

20



В раздел образования