Напоминание

"Разучивание стихотворений с интересом и увлечением"


Автор: Ярушина Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Каратабанский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Разучивание стихотворений с интересом и увлечением"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разучивание стихотворений с интересом и увлечением.

Ярушина Ирина Владимировна

Старший воспитатель

МКДОУ «Каратабанский

детский сад «Солнышко»

Челябинская область

Заучивание стихотворений – один из традиционных приемов развития

речи, который довольно часто используется в дошкольном возрасте. Этот

прием очень полезен для развития речи, речевого слуха, дикции, формирует

отчетливое произношение звуков и слов, интонационную выразительность.

Родители всегда с восхищением слушают своих детей, когда они читают

стихи. А всегда ли получают удовольствие от заучивания сами дети?

С разучиванием стихотворений связаны многие направления в работе с

дошкольниками:

театрализованная

и

познавательная

деятельность,

музыкальное воспитание, занятия математикой…

Как превратить процесс заучивания стихов в непринужденную игру,

в интересную для ребенка деятельность?

Приведем несколько примеров.

Один из традиционных способов. Перед началом заучивания необходимо

создать

у

ребенка

положительный

эмоциональный

настрой,

вызвать

состояние,

благоприятное

для

восприятия

и

запоминания

поэтического

произведения. Можно побеседовать по теме стихотворения, можно загадать

загадку, показать картинку, послушать песенку и т.д.

Затём прочитать ребенку стихотворение, попросить представить сюжет

или сопроводить стихотворение иллюстрацией, театрализованным показом (с

помощью настольного театра, предметов-заместителей и т.п.). После первого

прочтения

можно

кратко

обсудить

стихотворение,

объяснить

непонятные

слова и фразы. Можно задать несколько вопросов по тексту, формулируя их

так, чтобы малыш мог отвечать цитатами из стихотворения, использовать

прием договаривания, например:

Воспитатель: Пять котят спать...

Дети:. хотят,

Воспитатель: А шестой

Дети: не спит.

Воспитатель: Пять котят...

Дети: спать хотят,

Воспитатель: А шестой -

Дети: шалит!

(Н. Пикулева «Пять котят спать хотят...»)

Следующим

этапом

в

заучивании

обычно

является

самостоятельное

повторение ребенком отдельных строк или частей стихотворения сначала с

помощью взрослого, а если получается, то и полностью самостоятельно.

Но ограничиваться данными традиционными этапами не стоит. Можно

продолжить

разучивание

стихотворения

в

разнообразных

играх

и

творческой деятельности.

Стихотворение

и

рисунок.

Малыши

могут

рисовать

по-подсказке

воспитателя,

а

дети

среднего

и

старшего

возраста

по

собственным

запомнившимся

образам

или

даже

картинки

к

отдельным

частям

стихотворения для последующей зрительной опоры.

Пример на слайде:

На дворе трава,

На траве дрова,

Не руби дрова,

На траве двора.

Зрительный

ряд,

составленный

по

тексту

стихотворения,

является

мощным активизатором для запоминания стихотворения (и не только). Он

помогает

устанавливать

связь

между

словом

и

картинкой,

вспомнить

рифмованные слова, удержать в памяти последовательность событий. Для

малышей используются иллюстрации, изображающие сюжеты или героев

стихотворения. А для более старших детей (5-6 лет) можно использовать

графические

изображения

или

ассоциативные

символы-

образы,

которые

придумывают

сами

дети

(прием мнемотехники).

Можно

«перепутать»

картинки для того, чтобы дети сами воспроизвели ряд в соответствии с

необходимой последовательностью.

Пример на слайде:

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы реки и моря.

Видит он весь шар земной.

Шар земной – наш дом родной.

В. Степанов

Э. Успенский. «Над нашей квартирой»

Над нашей квартирой

Собака живет,

Собака живет,

Собака живет.

Лает собака

И спать не дает,

Спать не дает

Нам.

А над собакою

Кошка живет,

Кошка живет,

Кошка живет.

Мяукает кошка

И спать не дает,

Спать не дает

Собаке.

Ну, а над кошкою

Мышка живет,

Мышка живет,

Мышка живет.

Мышка вздыхает

И спать не дает,

Спать не дает

Кошке.

Ночью по крыше

Дождик стучит,

Дождик стучит,

Дождик стучит

Вот потому-то

И мышка не спит,

Мышка не спит

Всю ночь.

В небе печальные

Тучи бегут,

Тучи бегут,

Тучи бегут.

Тучи рыдают,

И слезы текут,

Слезы текут

дождем.

А тучи обидел

Маленький гром,

Маленький гром,

Маленький гром,

Который по тучам

Стучал кулаком,

Стучал кулаком —

Ба-бах!

Обсудить просмотренные занятия в старшей и подготовительной группах

Движение и слово. Зачастую слова хочется сопроводить определенным

движением..

Например:

Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч, - движения руками над

головой

Ты волнуешь сине море, - движения руками, опущенными вниз

Всюду веешь на просторе, - покружиться, руки перед собой.

А.С.Пушкин)

движение в этом случае является опорой для запоминания действий и

образов, описанных в стихотворении.

Стихотворение можно промаршировать или протанцевать. В этом случае

движение

помогает

«уловить»

рифму

и

помогает

ритмически

исполнить

стихотворный текст.

Наглядный пример в средней группе

Стихотворение

и

тактильные

эффекты.

для

лучшего

восприятия

информации

детям

можно

предложить

сопровождать

заучивание

стихотворения перемещением или перекладыванием различных предметов.

Например, бусинки. Произнес первую строку — положил одну бусинку в

коробочку или нанизал на веревочку; произнес вторую — положил вторую

бусинку и т.к. А затем можно и посчитать бусинки — сколько строк сегодня

выучил.

Можно

таким

же

образом

использовать

и

‘кубики

«строим

стихотворную башню», и собирать пирамидку из «стихотворных колечек», и

выкладывать дорожку из маленьких камешков и т.п.

Стихотворение и театрализация. Зрительные образы, описываемые в

стихах, очень удачно можно использовать для организации театрализованной

игры. Можно читать стихотворение, а дети будут изображать и героев, и

предметы,

и

действия.

Можно

предложить

детям

и

самостоятельно

озвучивать свои действия в образе героя или предмета из стихотворения. А

подобранные

атрибуты

и

костюмы

усилят

зрительный

образ,

что

будет

способствовать более быстрому запоминанию.

Стихотворение и игра. Чтобы детям было не скучно при заучивании

стихотворения, можно

и нужно использовать разнообразные игровые приемы или элементы

игры. Например, играя с

ребенком в машинки, можно попросить пароль в виде стихотворения,

когда машине нужно проехать

через

воротики.

Или,

играя

в

игрушки,

можно

попросить

ребенка

научить их читать стихотворение.

С более старшими детьми можно играть в игру «кто больше вспомнит

стихотворений» или «покажи

стихотворение и мы угадаем».

Существует

множество

стихотворений,

положенных

в

основу

подвижных игр: «У медведя во

бору»,

«Огуречик,

огуречик»

и

т.п.

Игра

в

данном

случае

является

ведущим видом деятельности, а

стихотворение

её

сопровождением.

И

запоминают

дети

такие

«игровые» стихи очень быстро и с удовольствием.

Стихотворение и окружающая действительность. Можно специально не

заниматься

разучиванием

стихов,

а

читать

их

детям

соответственно

возникшей илиувиденной ситуации: моем руки — читаем про это потешку;

увидели собаку — прочитали про нее стихотворение; купили новую игрушку

— и опять сопроводили чтением соответствующего четверостишия и т.д. При

постоянном

повторе

таких

стихов

при

возникновении

соответствующей

ситуации (а ситуации почти всегда повторяются) ребенок начнет повторять

вместе со взрослым, а затем и сам, И эффект заучивания будет достигнут.

Читаем стихи хором. Этот прием дети очень любят. При коллективном

прочтении

знакомых

строк

практически

все

дети

«подключаются>

к

процессу, даже те, кто этих строк не знает, поскольку читать совместно —

это, во-первых, весело, во-вторых, можно не бояться ошибиться и, в-третьих,

это формирование навыка работы в команде: нужно <(слышать)) товарища,

не <(забегать)) вперед, поддерживать ритм и интонацию. И заучиваются

стихи в совместном прочтении очень легко.

Из опыта, У одной знакомой воспитательницы дети в группе всегда

знали и читали очень много стихов. А использовала она очень часто прием

хорового

чтения,

и

не

специально

организованного,

а

сопровождающего

какую-либо деятельность детей: шли в музыкальный зал — читали стихи,

выходили на прогулку — тоже со стихами, переодевались на физкультуру —

и опять из раздевалки доносилось коллективное чтение. Таким образом, с

пользой были «заполненых многие режимные моменты и, что самое главное,

это очень нравилось детям, а когда что-то нравиться — результат на заставит

себя ждать.

Стихотворение

с

выражением.

Заучивать

стихотворение

следует

эмоционально

и

с

выражением.

Многие

взрослые

приучают

детей

к

невыразительной манере чтения стихов, и заучивание невольно превращается

в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та.... Чтобы этого избежать, нужно

придерживаться некоторых правил:

• взрослый должен сам читать стихотворение с выражением, соблюдая

соответствующую

тексту

интонацию,

правильно

расставляя

логические

ударения, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма;

необходимо

построчно

разобрать

с

ребёнком

стихотворение,

как

конструктор, интонационно «расставляя)) знаки препинания: точка - большая

пауза,

запятая

короткая

пауза,

вопросительный

знак

это

вопрос,

восклицательный знак — это повышение нот в голосе и т.д.

важно,

чтобы

ребенок

понимал

смысл

и

суть

стихотворения,

это

поможет

правильно

распределить

и

дополнить

стихотворные

строки

средствами выразительности: внешней техники (мимика, жесты), силе голоса

(громко, тихо, умеренно), его темпу (ускорение, замедление), паузам в речи

для

осуществления

речевого

дыхания,

звуковой

окраске

текста

или

стихотворения (весело, грустно, жалобно, торжественно) и т.д.

стихотворение

должно

нравиться

ребенку,

быть

подобранным

по

возрасту ребенка и не вызывать затруднений при прочтении, что значительно

облегчит чтение стиха от души и с выражением.

И

обязательно

хвалите

ребенка.

Если

ребенок

чувствует

успех,

то

деятельность становится ему интересной, и он с удовольствием будет ею

заниматься.

Удачи Вам и Вашим детям на пути в мир поэзии!



В раздел образования