Напоминание

Опыт работы по теме "Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в совместной музыкальной деятельности с дошкольниками"


Автор: Галямова Марина Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 57
Населённый пункт: город Ангарск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Опыт работы по теме "Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в совместной музыкальной деятельности с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Опыт работы по теме «Использование цифровых образовательных

ресурсов (ЦОР) в совместной музыкальной деятельности

с дошкольниками»
«Без освоения новых технологий, которые даны нам в руки, мы не добьёмся нового качества, прежде всего эмоционального. Если мы ведём речь о движении музыки в целом, то сегодня эмоциональный прорыв надо поддержать мощью технологических достижений» (композитор Эдуард Артемьев)
Обоснование выбранной темы:
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одним из аспектов освоения образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» является развитие способности ребёнка к восприятию музыки и его творческого потенциала в музыкальной деятельности. Результаты педагогической диагностики уровня музыкального развития воспитанников старшего дошкольного возраста ДОУ за период с 2012 по 2014 гг. показали: у 42% детей недостаточно сформирована способность различать характер классической музыки и эмоционально откликаться на неё; 34% детей испытывают затруднения в умении выражать музыкально – слуховой опыт в творческой деятельности. Исходя из вышеобозначенной проблемы, в работе с воспитанниками была определена
Цель:
развивать у дошкольников устойчивый познавательный интерес к классической музыке и способность выражать её в различных видах музыкальной деятельности. Одним из эффективных средств реализации поставленной цели является использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Под «цифровым образовательным ресурсом» понимается:  информационный источник, содержащий графическую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию,  инструменты, с помощью которых эта информация добывается и обрабатывается В работе музыкального руководителя
ЦОРы
представляют
комплекс

средств музыкального воспитания дошкольников:
 анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют детям основные положения нового материала;  синтезированный зрительный ряд
:
портреты композиторов, исполнителей и коллективов, исполняющих произведения разных жанров и направлений; тематические рисунки, нотная графика, произведения изобразительного искусства;  видеодидактика
:
игры для развития голоса и различных форм музыкального слуха (ритмического, тембрового, мелодического, звуковысотного, динамического)
 дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности детей, направленные на усвоение основных понятий.  звуковые фонограммы музыкальных произведений
,
а также песен («минусовки» и «плюсовки»), которые дают возможность дошкольникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;  творческие (интерактивные) заданиядля дошкольников: вопросы, проблемные ситуации, направленные на осмысление нового материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры дошкольников  цифровые инструменты: компьютер, ноутбук, магнитола, телевизор, электронный музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор). Работа по использованию ЦОР в совместной музыкальной деятельности с детьми осуществляется в рамках разрабатываемого мною монопроекта для дошкольников 4 – 7 лет «Знакомство с «Детским альбомом» П. И. Чайковского». При разработке проекта были определены
этапы

и

задачи

профессиональной деятельности
:
этап

задачи

дата

реализации
1. Подготови -тельный этап  Создание предметно-развивающей с р е д ы , в к л ю ч а ю щ е й н а л и ч и е технических средств: цифрового фортепиано, аудио и видеоаппаратуры, к о м п ь ю т е р а и п р о г р а м м н о г о обеспечения.  Изучение научно-методиче ской литературы по заявленной проблеме.  Прохождение курсов повышения квалификации по использованию ЦОР в ДОО 2011 - 2012 гг. 2. Основной этап  Р а з р а б о т к а п е р с п е к т и в н о г о тематического плана совме стной деятельности с дошкольниками по ознакомлению с произведениями из «Детского альбома» П. И. Чайковского  Р а з р а б о т к а д и а г н о с т и ч е с к о г о инструментария.  Сбор и систематизация музыкального аудио и видео материала.  Прохождение курсов повышения квалификации по использованию
цифрового фортепиано. 2012 - 2013 гг. 2012 – 2013 гг. 2013 – 2014 гг 2011г, 2013 г. 3. Заключите льный этап  П р е з е н т а ц и я о п ы т а р а б о т ы н а различных уровнях  Обобщение опыта работы.  Р а з р а б о т к а и у т в е р ж д е н и е Муниципальным экспертным советом методических рекомендаций по теме « И с п о л ь з о в а н и е ц и ф р о в ы х о б р а з о в а т е л ь н ы х р е с у р с о в н а м у з ы к а л ь н ы х з а н я т и я х с дошкольниками» 2011 – 2014 гг. 2015 – 2016 гг.
Методологическая основа,
используемая для решения данных задач:  программа Т.Э. Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование с дошкольниками»;  программа М.Ю. Чёрной «Обучение игре на ЭлМИ (электронных музыкальных инструментах»). Модуль 1. «Методика обучения игре на ЭлМИ» Модуль 2. «Аранжировка на ЭлМИ»  педагогическая технология И.М. Красильникова «Педагогика цифровых искусств — новое направление развития теории и практики художественного образования»  здоровьесберегающие педагогические технологии М.Ю. Картушиной «Быть здоровыми хотим».
Предполагаемый результат:
1. Реализация проекта 2. Активизация устойчивого познавательного интереса детей к классической музыке 3. Содействие развитию творческого потенциала дошкольников Осуществляя работу по созданию проекта, мною был составлен
П
ерспективный тематический план
Группа,

возраст

детей

Цели и задачи

Тема, репертуар

Период

прохождения


музыкального

материала

(квартал,

месяц,

занятие)

2я младшая

(3-4 года)
Приобщать детей к классической музыке. Познакомить детей с произведениями из «Детского альбома» П.И.Чайковского; Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, исполнительские навыки
Тема 1
.
«Мои любимые

игрушки»
«Болезнь куклы», «Новая кукла» III-ий квартал (март, апрель)
Средняя

(4-5 лет)
Продолжать развивать у детей и н т е р е с к классической музыке. Дать представление о композиторе П.И.Чайковском и продолжать знакомить с его творчеством; развивать исполнительские навыки
Тема 1.

«Мои любимые

игрушки» (повторение)
«Болезнь куклы», «Новая кукла» «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»,
Тема 2.

«Сказки

любимой нянюшки»
«Нянина сказка», «Баба Яга» I– ы й к в а р т а л (сентябрь, октябрь) II-ой квартал (январь, февраль) III-ий квартал (март, апрель)
Старшая

(5 – 6 лет)
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической музыкой, закреплять полученные представления о творчестве П.И.Чайковского; продолжать
Тема 2. «Сказки

любимой нянюшки»

(повторение)
«Нянина сказка», «Баба Яга»
Тема 3. «Родная русская

сторонка»
« З и м н е е у т р о » , «Камаринская», «Песнь жаворонка» I– ы й к в а р т а л (сентябрь, октябрь) II- о й к в а р т а л (январь, февраль) III-ий квартал (март, апрель)
развивать исполнительские навыки
Подготовительна

я

(6-7 лет)
Продолжать приобщать к музыкальной культуре через знакомство с классической музыкой. Закреплять знания о творчестве П.И.Чайковского; совершенствовать исполнительские навыки.
Тема 4. «Музыкальные

путешествия»
«Полька», «Вальс», «Мазурка» «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка» «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка» I– ы й к в а р т а л (сентябрь, октябрь) II- о й к в а р т а л (январь, февраль) III-ий квартал (март, апрель) Отбор произведений из «Детского альбома» П.И.Чайковского осуществлялся с учётом их сюжетного содержания. Например, в прослушивание не были внесены пьесы «Утренняя молитва», «В церкви», «Похороны куклы» (хотя они рекомендованы основной общеобразовательной программой «От рождения до школы»). Это обусловлено следующими причинами:  недостаточно развита духовная культура современной семьи, расставлены приоритеты жизненных ценностей в воспитании детей и как следствие неспособность ребёнка понять и принять данный музыкальный материал  психологические особенности развития современных детей - неустойчивость их эмоционального состояния, способного вызвать негативный отклик на звучащую музыку. В процессе разработки проекта сформировалась модель занятия, в основе которого лежит
концепция творческого музицирования

(
автор Т. Э. Тютюнникова). Творческое музицирование - это слуховой, двигательный, исполнительский опыт, который ребёнок получает в процессе общения с музыкой. Ведущим
принципом
является
«обучение в действии»:
ребёнок во всём принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Базовым методом
творческого музицирования является игровой метод,

а
основополагающими приемами
работы с воспитанниками по развитию музыкальных способностей являются: двигательная импровизация и образно – игровое моделирование.
Элементы авторства
Произведения П.И. Чайковского очень мелодичны, легко запоминаемы и удобны для пения. Поэтому при игре в детском шумовом оркестре мною используется приём вокализации мелодии с
авторским текстом.

Обучение по авторской программе М.Ю. Чёрной «Методика обучения игре и аранжировка на электронных музыкальных инструментах» (г. Санкт – Петербург) позволили мне использовать такие средства ЦОР как
авторская

инструментовка и авторская аранжировка музыкальных произведений.
Применение цифровой техники «современных» звуков является отличным стимулом в развитии познавательного интереса детей к совместной музыкально-творческой деятельности. С помощью цифрового инструмента в своем исполнении возможно приблизиться к оригинальному звучанию, задуманному композитором, ведь к моим услугам различные виды клавишных, струнных, духовых и ударных инструментов разных эпох и народов, благодаря чему музыка приобретает большую силу художественного воздействия на дошкольников. Дети знакомятся с неизвестными им ранее инструментальными звучаниями и, несомненно, получают удовольствие от исполнения песен под аккомпанемент «ансамбля» и целого «оркестра». В ходе реализации проекта опыт работы по представленной теме был неоднократно презентован на различных уровнях. Использование ЦОР - это путь к совершенствованию всего образовательного процесса, в том числе и музыкального, повышению образованности ребенка, развитии детской инициативы, любознательности, расширение возможностей создания элементов развивающей среды, расширения возможности реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку.


В раздел образования