Опыт работы по теме "Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в совместной музыкальной деятельности с дошкольниками"
Автор: Галямова Марина Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 57 Населённый пункт: город Ангарск Иркутской области Наименование материала: статья Тема: Опыт работы по теме "Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в совместной музыкальной деятельности с дошкольниками" Раздел: дошкольное образование
Опыт работы по теме «Использование цифровых образовательных
ресурсов (ЦОР) в совместной музыкальной деятельности
с дошкольниками»
«Без освоения новых технологий, которые даны нам в руки, мы не добьёмся
нового качества, прежде всего эмоционального. Если мы ведём речь о
движении музыки в целом, то сегодня эмоциональный прорыв надо
поддержать мощью технологических достижений»
(композитор Эдуард Артемьев)
Обоснование выбранной темы:
В соответствии с Федеральным государственным стандартом
дошкольного образования одним из аспектов освоения образовательной
области «Художественно – эстетическое развитие» является развитие
способности ребёнка к восприятию музыки и его творческого потенциала в
музыкальной деятельности.
Результаты педагогической диагностики уровня музыкального
развития воспитанников старшего дошкольного возраста ДОУ за период с
2012 по 2014 гг. показали: у 42% детей недостаточно сформирована
способность различать характер классической музыки и эмоционально
откликаться на неё; 34% детей испытывают затруднения в умении выражать
музыкально – слуховой опыт в творческой деятельности.
Исходя из вышеобозначенной проблемы, в работе с воспитанниками
была определена
Цель: развивать у дошкольников устойчивый познавательный интерес
к классической музыке и способность выражать её в различных видах
музыкальной деятельности.
Одним из эффективных средств реализации поставленной цели
является использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Под «цифровым образовательным ресурсом» понимается:
информационный
источник,
содержащий
графическую,
цифровую,
речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию,
инструменты,
с
помощью
которых
эта
информация
добывается
и
обрабатывается
В работе музыкального руководителя ЦОРы представляют комплекс
средств музыкального воспитания дошкольников:
анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме
разъясняют детям основные положения нового материала;
синтезированный зрительный ряд : портреты композиторов,
исполнителей и коллективов, исполняющих произведения разных
жанров и направлений; тематические рисунки, нотная графика,
произведения изобразительного искусства;
видеодидактика : игры для развития голоса и различных форм
музыкального слуха (ритмического, тембрового, мелодического,
звуковысотного, динамического)
дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной
культуры, поясняющий способы деятельности детей, направленные на
усвоение основных понятий.
звуковые фонограммы музыкальных произведений , а также песен
(«минусовки» и «плюсовки»), которые дают возможность
дошкольникам участвовать в их исполнении в процессе работы с
цифровым образовательным ресурсом;
творческие (интерактивные) заданиядля дошкольников: вопросы,
проблемные ситуации, направленные на осмысление нового материала
и выполняющие функцию контроля за успешностью развития
музыкальной культуры дошкольников
цифровые инструменты: компьютер, ноутбук, магнитола, телевизор,
электронный музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор).
Работа по использованию ЦОР в совместной музыкальной
деятельности с детьми осуществляется в рамках разрабатываемого мною
монопроекта для дошкольников 4 – 7 лет «Знакомство с «Детским альбомом»
П. И. Чайковского».
При
разработке
проекта
были
определены этапы
и
задачи
профессиональной деятельности :
этап
задачи
дата
реализации
1. Подготови
-тельный
этап
Создание
предметно-развивающей
с р е д ы ,
в к л ю ч а ю щ е й
н а л и ч и е
технических
средств:
цифрового
фортепиано, аудио и видеоаппаратуры,
к о м п ь ю т е р а
и
п р о г р а м м н о г о
обеспечения.
Изучение
научно-методиче ской
литературы по заявленной проблеме.
Прохождение
курсов
повышения
квалификации по использованию ЦОР
в ДОО
2011 - 2012 гг.
2. Основной
этап
Р а з р а б о т к а
п е р с п е к т и в н о г о
тематического
плана
совме стной
деятельности
с
дошкольниками
по
ознакомлению
с
произведениями
из
«Детского альбома» П. И. Чайковского
Р а з р а б о т к а
д и а г н о с т и ч е с к о г о
инструментария.
Сбор
и
систематизация
музыкального
аудио и видео материала.
Прохождение
курсов
повышения
квалификации
по
использованию
цифрового фортепиано.
2012 - 2013 гг.
2012 – 2013 гг.
2013 – 2014 гг
2011г, 2013 г.
3. Заключите
льный этап
П р е з е н т а ц и я
о п ы т а
р а б о т ы
н а
различных уровнях
Обобщение опыта работы.
Р а з р а б о т к а
и
у т в е р ж д е н и е
Муниципальным
экспертным
советом
методических
рекомендаций
по
теме
« И с п о л ь з о в а н и е
ц и ф р о в ы х
о б р а з о в а т е л ь н ы х
р е с у р с о в
н а
м у з ы к а л ь н ы х
з а н я т и я х
с
дошкольниками»
2011 – 2014 гг.
2015 – 2016 гг.
Методологическая основа, используемая для решения данных задач:
программа
Т.Э.
Тютюнниковой
«Учусь
творить.
Элементарное
музицирование с дошкольниками»;
программа
М.Ю.
Чёрной
«Обучение
игре
на
ЭлМИ
(электронных
музыкальных инструментах»).
Модуль 1. «Методика обучения игре на ЭлМИ»
Модуль 2. «Аранжировка на ЭлМИ»
педагогическая технология И.М. Красильникова
«Педагогика цифровых искусств — новое направление развития теории
и практики художественного образования»
здоровьесберегающие педагогические технологии М.Ю. Картушиной
«Быть здоровыми хотим».
Предполагаемый результат:
1.
Реализация проекта
2.
Активизация
устойчивого
познавательного
интереса
детей
к
классической музыке
3.
Содействие развитию творческого потенциала дошкольников
Осуществляя работу по созданию проекта, мною был составлен
П
ерспективный тематический план
Группа,
возраст
детей
Цели и задачи
Тема, репертуар
Период
прохождения
музыкального
материала
(квартал,
месяц,
занятие)
2я младшая
(3-4 года)
Приобщать детей к
классической
музыке.
Познакомить детей
с произведениями
из «Детского
альбома»
П.И.Чайковского;
Формировать
эмоциональную
отзывчивость
на
произведение,
исполнительские
навыки
Тема 1 . «Мои любимые
игрушки»
«Болезнь куклы»,
«Новая кукла»
III-ий квартал
(март, апрель)
Средняя
(4-5 лет)
Продолжать
развивать
у
детей
и н т е р е с
к
классической
музыке.
Дать
представление
о
композиторе
П.И.Чайковском
и
продолжать
знакомить
с
его
творчеством;
развивать
исполнительские
навыки
Тема 1.
любимой нянюшки»
«Нянина сказка», «Баба
Яга»
I– ы й
к в а р т а л
(сентябрь,
октябрь)
II-ой
квартал
(январь, февраль)
III-ий квартал
(март, апрель)
Старшая
(5 – 6 лет)
Формировать
музыкальную
культуру на основе
знакомства с
классической
музыкой,
закреплять
полученные
представления о
творчестве
П.И.Чайковского;
продолжать
Тема 2. «Сказки
любимой нянюшки»
(повторение)
«Нянина сказка», «Баба
Яга»
Тема 3. «Родная русская
сторонка»
« З и м н е е
у т р о » ,
«Камаринская»,
«Песнь жаворонка»
I– ы й
к в а р т а л
(сентябрь,
октябрь)
II- о й
к в а р т а л
(январь, февраль)
III-ий квартал
(март, апрель)
развивать
исполнительские
навыки
Подготовительна
я
(6-7 лет)
Продолжать
приобщать к
музыкальной
культуре через
знакомство с
классической
музыкой.
Закреплять знания
о творчестве
П.И.Чайковского;
совершенствовать
исполнительские
навыки.
Тема 4. «Музыкальные
путешествия»
«Полька», «Вальс»,
«Мазурка»
«Старинная французская
песенка», «Немецкая
песенка»
«Итальянская песенка»,
«Неаполитанская
песенка»
I– ы й
к в а р т а л
(сентябрь,
октябрь)
II- о й
к в а р т а л
(январь, февраль)
III-ий квартал
(март, апрель)
Отбор произведений из «Детского альбома» П.И.Чайковского
осуществлялся с учётом их сюжетного содержания. Например, в
прослушивание не были внесены пьесы «Утренняя молитва», «В церкви»,
«Похороны куклы» (хотя они рекомендованы основной общеобразовательной
программой «От рождения до школы»). Это обусловлено следующими
причинами:
недостаточно развита духовная культура современной семьи,
расставлены приоритеты жизненных ценностей в воспитании детей
и как следствие неспособность ребёнка понять и принять данный
музыкальный материал
психологические особенности развития современных детей -
неустойчивость их эмоционального состояния, способного вызвать
негативный отклик на звучащую музыку.
В процессе разработки проекта сформировалась модель занятия, в
основе которого лежит концепция творческого музицирования
( автор Т. Э. Тютюнникова). Творческое музицирование - это слуховой,
двигательный, исполнительский опыт, который ребёнок получает в процессе
общения с музыкой. Ведущим принципом является «обучение в действии»:
ребёнок во всём принимает участие, вовлекается педагогом в процесс
активных творческих действий.
Базовым методом творческого музицирования является игровой метод,
а
основополагающими приемами работы с воспитанниками по развитию
музыкальных
способностей
являются: двигательная
импровизация
и
образно – игровое моделирование.
Элементы авторства
Произведения П.И. Чайковского очень мелодичны, легко запоминаемы
и удобны для пения. Поэтому при игре в детском шумовом оркестре мною
используется приём вокализации мелодии с авторским текстом.
Обучение по авторской программе М.Ю. Чёрной «Методика обучения
игре и аранжировка на электронных музыкальных инструментах» (г. Санкт –
Петербург) позволили мне использовать такие средства ЦОР как авторская
инструментовка и авторская аранжировка музыкальных произведений.
Применение цифровой техники «современных» звуков является отличным
стимулом
в
развитии
познавательного
интереса
детей
к
совместной
музыкально-творческой деятельности.
С
помощью
цифрового
инструмента
в
своем
исполнении
возможно
приблизиться к оригинальному звучанию, задуманному композитором, ведь к
моим услугам различные виды клавишных, струнных, духовых и ударных
инструментов разных эпох и народов, благодаря чему музыка приобретает
большую
силу
художественного
воздействия
на
дошкольников.
Дети
знакомятся
с
неизвестными
им
ранее
инструментальными
звучаниями
и,
несомненно, получают удовольствие от исполнения песен под аккомпанемент
«ансамбля» и целого «оркестра».
В ходе реализации проекта опыт работы по представленной теме был
неоднократно презентован на различных уровнях.
Использование
ЦОР
-
это
путь
к
совершенствованию
всего
образовательного
процесса,
в
том
числе
и
музыкального,
повышению
образованности ребенка, развитии детской инициативы, любознательности,
расширение
возможностей
создания
элементов
развивающей
среды,
расширения возможности реализации индивидуально-дифференцированного
подхода к ребенку.