Автор: Лиева Александра Владимировна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Менеджмент в дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование
Менеджмент в дошкольной образовательной организации
Слово
«менеджмент»
было
заимствовано
из
английского
языка
и
дословно
переводится как «управление». На сегодняшний день менеджмент рассматривается как
деятельность, направленная на создание организаций, управления ими путём определения
целей и способов их достижения. При этом следует помнить, что организации состоят из
людей,
которые
обладают
индивидуальными
уникальными
характеристиками,
обуславливающими различия в их поведении. Поэтому главным образом менеджмент
рассматривается как искусство управления, которое заключается в умении руководителя
оценить
неповторимость
ситуации
и,
исходя
из
этого,
определить
путь
развития
организации,
учитывая
её
человеческий
потенциал.
Определение
менеджмента
как
деятельности и искусства позволяет говорить о существовании в обществе многовековой
управленческой практики.
Обозначение менеджмента как науки позволяет выделить её основные категории –
«управление», «организация».
Сегодня мы признаём, что уходит в прошлое плоское представление об управлении
как о линейном воздействии органа управления на объект (воздействие начальника на
подчинённого).
Управление
рассматривается
как
нелинейная
диа логовая
многофункциональная
деятельность
участников
социального
процесса,
одинаково
заинтересованных как в получении высокого результата работы организации, так и в
сохранении
и
развитии
участвующих
в
этом
процессе
людей,
их
отношений
и
неповторимой субъектности. Разделяя данную точку зрения, современные исследователи
определяют управление так:
1 - специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений
между людьми в процессе их совместной работы и достижение целей;
2
-
деятельность
по
согласованию
сложных
иерархических
отношений
между
управляющим и управляемыми;
3 - активное взаимодействие руководителей образовательного учреждения и других
участников
образовательного
процесса
по
его
упорядочению
и
переводу
в
новое
качественное состояние.
Рассмотрев различные определения, можно отметить общее: управление – это
деятельность по достижению определённых целей, в основе которой – взаимодействие
людей, согласование их действий.
Главную
роль
в
эффективном
протекании
управленческого
процесса
играет
руководитель.
Руководитель - это лицо, наделённое правом принятия решений и выступающее
единоначальником в пределах данных ему полномочий.
Прогностический,
превентивный,
адаптивный
и
быстроизменяющийся
характер
управленческой деятельности руководителя ДОУ указывает на необходимость развития
интеллектуальных способностей. Деятельность в условиях высокой неопределённости
внешней
среды
и
дефицита
времени
на
принятие
управленческих
решений
делает
востребованным такие качества личности руководителя ДОУ, как стрессоустойчивость,
мобильность, готовность к риску.
Возрастающая
сложность
профессиональной
деятельности
требует
высокого
уровня
развития
личностного
потенциала
–
ответственности,
самостоятельности,
целеустремленности, решительности.
Можно
выделить
следующие
профессионально
важные
качества
личности
руководителя ДОО:
- Интеллектуальные способности;
- Волевые качества;
- Ответственность;
- Коммуникативные способности и эмпатия.
В
дошкольном
образовательном
учреждении
руководитель
является
ключевым
звеном
его
эффективного
функционирования
и
результативности
воспитательно-
образовательной работы. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и
образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется
управленческому
мастерству.
От
профессиональных
умений
руководителя,
его
способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на
непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его
социальный статус.
Рассматривая
дошкольное
учреждение
как
целостную,
динамическую
систему,
исследователи
Л.М.
Денякина,
Л.В.
Поздняк
считают,
что
ее
оптимальное
жизнеобеспечение
возможно
лишь
при
умении
руководителя
планировать,
организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу
коллектива на научной основе. Эффективность управления дошкольным образовательным
учреждением, напрямую зависит и от умения руководителя осознавать себя и свои личные
цели, правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя,
поэтому
необходимо
создавать
собственные
управленческие
концепции
развития.
Осуществляя
выбор
путей
обновления
педагогического
процесса
и
эффективного
управления
им,
современный
руководитель,
должен
учесть
тенденции
социальных
преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные
возможности
педагогов.
Для
профессионального
управленца,
очень
важно
овладеть,
прежде всего, культурой профессионального управления, то есть комплексом тех понятий
и методов, которые выработаны в общественном опыте.
Цели,
определяющие
деятельность
субъектов
управления,
адекватны
целям
и
задачам педагогического процесса: развитие личности ребенка, формирование у него
потребности в познании мира и самого себя, поэтому основным условием в деятельности
ДОО является признание всеми членами коллектива уникальности личности ребенка.
Задача
формирования
личности
ребенка
-
дошкольника
наиболее
успешно
реализуется
тогда,
когда
управленческие
действия
руководителя
ДОО
сочетаются
со
стремлением педагогов оказать ребенку педагогическую поддержку в его развитии и
становлении,
совершенствовать
методы
работы,
претворять
в
жизнь
собственную
управленческую концепцию образовательного учреждения.
Реализация
такой
концепции
в
значительной
мере
зависит
от
совокупности
принципов управления. "Под принципами управления понимаются основные положения,
которыми руководствуется в своей деятельности субъект управления, осуществляющий ее
в определенных социально-экономических условиях".
Управленческая
деятельность
заведующего
дошкольным
образовательным
учреждением направлена на решение задачи качественного дошкольного образования. С
этой
целью,
он
обеспечивает
необходимые
условия
для
успешного
осуществления
воспитательно-образовательного
процесса
в
детском
саду
в
полном
соответствии
с
педагогическими
и
гигиеническими
требованиями;
создает
в
коллективе
обстановку
деловитости, целенаправленности и слаженности, осуществляет общее руководство.
Содержание работы заведующего детским садом вытекает из задач, стоящих перед
детским учреждением, и включает следующие разделы: руководство административно-
хозяйственной
и
организационно-педагогической
деятельностью;
руководство
методической и воспитательной работой, а также работой с родителями. Все разделы
работы учреждения взаимосвязаны и важны для его нормального функционирования.
Алгоритм управления в ДОУ выстраивается как последовательность основных
управленческих действий: анализ, планирование, организация, руководство и контроль.
Управленческая
деятельность
осуществляется
посредством
административного
совета (заведующий, члены администрации), общественного (родительские комитеты в
каждой
группе,
родительский
комитет
ДОУ,
Попечительский
совет),
коллективного
управления (общее собрание трудового коллектива, Совет детского сада, Педагогический
совет).
Управленческая
деятельность
делегируется
членам
административного
совета
согласно
разработанной
и
утвержденной
циклограмме
контрольно-инспекционной
деятельности, где определено основное содержание управления детским садом через
распределение
должностных
обязанностей
между
административным
аппаратом
и
педагогическим коллективом.
Управление детским садом осуществляется на основании нормативно-правовых
актов, касающихся организации дошкольного образования:
1)
федерального
уровня:
Закона
Российской
Федерации
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
«Типового
положения
о
ДОУ»,
«Трудового
кодекса»,
«Гражданского кодекса», «Семейного кодекса», «Конвенции о правах ребенка», Закона РФ
«Об основных гарантиях прав ребенка», «Концепции дошкольного воспитания».
2)
регионального
уровня:
Закона
Свердловской
области
«Об
образовании
в
Свердловской области»;
3)
муниципального
уровня:
районные
программы
и
подпрограммы
развития
образования
и
детства,
решения
и
постановления
администрации
города,
решения
конференций общественных организаций и др.;
4)
внутрисадового
уровня:
Устав
МБДОУ,
свидетельство
о
государственной
аккредитации, лицензия на право ведения образовательной деятельности, учредительный
договор,
Типовое
положение
о
ДОУ
и
других
локальные
акты,
регламентирующие
деятельность детского сада согласно Уставу.
Система управления учреждением состоит из следующих компонентов:
1) реализация управленческих условий, таких как: организационных, кадровых,
научно-методических,
материально-технических,
финансовых,
мотивационных,
нормативно-правовых и информационных;
2) определение объектов управления, которыми являются: нормативно-правовая,
финансово-экономическая,
материально-техническая,
программно-методическая,
образовательная, мотивационная и управленческая деятельности;
3) осуществление механизма управления через основные управленческие функции.
Анализ специальной литературы и опыт организации педагогического процесса в
ДОО
позволил
выделить
следующие
принципы
управления:
целеполагания,
комплексности, демократизации, психологизации моделей обучения и воспитания.
Все
эти
принципы
являются
руководством
к
действию
в
развивающем
и
развивающемся
ДОО,
находятся
в
основе
обновления
его
деятельности.
В
модели
выделяем
функции
управления,
которые
отражают
ход
и
последовательность
управленческих действий, их завершенность.
Анализ опыта работы в ДОУ позволяет выделить следующие методы управления:
организационно-административные,
психолого-педагогические,
общественного
воздействия:
-
организационно-административные
методы
управления
реализуется
при
разработке и утверждении годовых планов, перспективной Программы развития ДОУ,
решений педагогического совета, при инструктировании исполнителей в форме указаний,
распоряжений,
приказов.
С
помощью
этой
группы
методов
управления
в
ДОУ
поддерживается
внутренний
распорядок,
предусмотренный
Уставом,
осуществляется
подбор и расстановка кадров, создаются условия для рациональной организации дел,
требовательности и личной ответственности каждого сотрудника;
-
психолого-педагогические
методы
направляют
коллектив
ДОУ
на
творческое
решение
стоящих
задач;
на
основе
этих
методов
осуществляется
проектирование
социального
развития
коллектива,
устанавливается
благоприятный
психологический
климат,
формируются
положительные,
социально
значимые
мотивы
педагогической
деятельности;
-
метод
общественного
воздействия
характеризуется
участием
педагогов
в
управлении
ДОУ
на
основе
здоровой
конкуренции,
сотрудничества,
организацией
методической работы и развитием демократических начал в управлении.
Названные
методы
управления
отличаются
друг
от
друга,
но
"в
комплексе
представляют собой неразрывное и взаимодополняемое единство способов достижения
поставленных целей и реализации функций управления".
"Стиль руководства также создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу
и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений".
Использованная литература:
1.
Виноградова
Н.А.,
Микляева
Н.В.,
Толстикова
Ю.В.
и
др.
Дошкольное
образование.
Словарь
терминов/
-
М.:
Айрис-пресс,
2005.
–
400
с.
–
(Дошкольное
воспитание и развитие).
2.
Новикова
Г.П.
Управление
дошкольным
учреждением
в
современных
условиях: Пособие для руководителя ДОУ. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 80 с. – (Библиотека
детского сада).
3.
Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учеб.
пособие для студ. пед. вузов. – 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия»,
2001. – 432 с.
4.
Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: учебное пособие. – М.:
ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. (Учебное пособие).