Автор: Каримова Гульшад Ахматшаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К.Джорджадзе
Населённый пункт: Ульяновская область Ульяновский район р.п.Ишеевка
Наименование материала: Социальный проект
Тема: Система работы социального педагога с подростками группы риска
Раздел: полное образование
Социальный проект
«Система работы социального педагога
с подростками группы риска».
Введение
Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие,
неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова.…
Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в начале
пути, сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых
подчас сильно деформирует слабый «росток», наносит ущерб, и подчас
непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном
направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и
интеллектуальный рост. Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети,
дефективный ребенок, аномальный малыш.
Как
известно,
многим
детям
свойственны
временные
отклонения
от
поведения.
Как
правило,
они
легко
преодолеваются
усилиями
родителей,
учителей, воспитателей.
Цель работы – педагогическое обоснование и научно –
методическое обеспечение профилактической работы с
несовершеннолетними, оказавшимися в социально-опасном положении.
Задачи:
1.
Вовлечение подростков в позитивную деятельность,
адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.
2.
Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и
подростков «группы риска».
3.
Воспитание гражданских качеств и толерантности у
подростков через организацию социально значимой деятельности.
Объект – дезадаптированные дети и подростки, находящиеся в
конфликтной ситуации.
Предмет работы– профилактическая работа с детьми группы риска,
оказавшимися в социально-опасном положении, в общей системе
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Методы исследования: теоретический анализ отечественной и
зарубежной литературы; сравнительный анализ областей знания: основ
права и социальной педагогики, научной литературы и правовых
источников по проблеме профилактики правонарушений
несовершеннолетними «группы риска»; проектирование,
прогнозирование; качественный анализ.
1.1.Понятие о детях «группы риска»
Во времена эпохальных перемен на любом этапе человеческой истории
обязательно появляются так называемые потерянные поколения.
Многотысячные людские сообщества, оказываясь в невидимом
пространственном коридоре, фактически на ощупь осязают и осваивают новые
границы собственного бытия, мучительно преодолевая ранее сложившиеся
представления о нормах и правилах жизни.
При этом дети как самая приспосабливаемая к новому часть человеческого
сообщества «осваивают, усваивают и присваивают» (Н.Е. Щуркова) условия жизни
переходного периода в качестве некой нормы, совокупности правил, ценностей. И
то, что для взрослого человека является, иногда помимо его желания, продолжением
его изменения и развития, для ребенка и молодого человека оказывается точкой
отсчета в собственном социальном становлении.
Противоречивые поиски взрослыми смысла существования часто влекут за
собой угрозу для жизни для детей, подростков и юношества. Именно подрастающее
поколение первым ощущает на себе влияние и воздействие системных изменений в
жизни общества.
Периоды эпохальных перемен являются серьезным испытанием для
общества взрослых: им приходится вновь и вновь проверять свою способность
удерживать в поле пристального внимания и родительского воздействия
собственных детей. В конечном итоге именно от этой способности или
неспособности взрослых зависит благополучие детей.
В
настоящее
время,
когда
словосочетание
«дети
группы
риска»,
термины
«безнадзорность» и «беспризорность» стали общеупотребительными символами
времени, научное и исследовательское обращение к теме может быть рассмотрено
скорее как акт конъюнктурный. И тем не менее для науки и общества остаются
болезненными, хотя и вполне разрешимыми, вопросы:
Как
в
обществе
с
высочайшим
уровнем
образованности,
вековой
традицией государственного воспитания подрастающего поколения феномен
«детей
группы
риска»
-
безнадзорных
детей
приобрел
масштаб
национального явления?
Почему советская, а потом и российская семья в новейших социальных
условиях стремительно утратила (ослабила) свою способность удерживать
ребенка в системе собственных отношений?
В
чем
должна
проявиться
сущность
и
целительная
сила
новейших
открытий и технологий социальных наук в преодолении проблем детского и
молодежного неблагополучия в России?
Ученые и технологи, теоретики и практики выработали собственный научно-
педагогический взгляд на решение проблем детского неблагополучия в рамках
концепции развития социальной работы с детьми группы риска.
Статистика
положительных
изменений
в
жизни
детей
и
подростков
подтверждает
справедливость
наших
выводов:
необходимо
восстановление
прочной
системы
и
сети
общественных
отношений,
поддерживающих
и
сопровождающих
ребенка
в
процессе
его
социального
становления.
Данное
пособие
написано
таким
образом,
чтобы
каждый,
кто
принимает
участие
в
решении проблем детского неблагополучия, получил обоснованный теоретически
и юридически, многократно апробированный в практике набор профессиональных
инструментов.
В то же время оно создано в соответствии с идеологией социальной работы -
нового для российской действительности вида профессиональной деятельности.
Социальная работа как профессия, завоевавшая мир в двадцатом столетии,
рассматривает любые социальные отношения с позиции долевой ответственности
участников этих отношений, с позиции субсидиарности.
Развитие
детского
неблагополучия
в
современной
России,
к
сожалению,
стимулируется,
в
первую
очередь,
патернализмом
государственной
социальной
политики, способствующим размыванию границ ответственности между семьей и
обществом за воспитание и полноценное становление детей.
Нежелание и неумение законодательно делегировать семье функции и ресурсы
в
ответственном
воспитании
собственных
детей,
гиперопека
государственных
органов и служб в решении проблем детства, отсутствие механизмов реальной
материальной и социально-педагогической поддержки семьи с детьми противоречат
проявлению
ответственного
воспитания
детей
в
семье
и
обществе,
сужают
и
минимизируют возможности социальной работы, в том числе с детьми группы
риска.
К текущему моменту социальная работа в обществе не воспринимается
как необходимая сфера деятельности. Она до сих пор не оформлена как
институционализированный, законодательно признанный инструмент
социальной политики государства. В то же время острота социальных проблем
детей и молодежи в России требует эффективного и скоротечного их
разрешения. Именно поэтому на смену системы государственного воспитания и
присмотра приходят локальные концепции и модели социальной работы с
детьми, которые, интегрируя позитивный опыт социальной практики и
передовые знания социальных наук, объединяют ресурсы и ответственность
субъектов воспитания и социального становления детей в целенаправленной и
системной поддержке детства как важнейшего социального института
общества.
Развитие содержания и направлений социальной работы с детьми группы
риска в настоящих условиях рассматривается авторами не только как вариант
технологического решения вопроса, но и как возможность развития системы
общественных отношений, в которой место человека и, в частности - ребенка,
будет защищено этими отношениями.
К подросткам «группы риска» относят детей с различными формами
психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении,
неадекватным формам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского
сада, школы и т. д.
Во-первых, здесь складываются внутренние трудности переходного возраста,
начиная с кардинальной перестройки гормональных процессоров и к изменениям
Я-концепции.
Во-вторых, существенное влияние оказывает неопределенность социального
положения подростков. Подросток уже не ребенок, он стремится к взрослости
устремлен в будущее, но во многом еще остается ребенком. Хотя от младшего
школьника он отличается не меньше, чем от старшего.
В-третьих, возникают многочисленные противоречия, обусловленные
перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля,
основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не
действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину
самоконтроль, еще не сложились.
Организация работы социального педагога с детьми группы
риска в образовательном учреждении
2.1. Диагностика и анализ социальной ситуации
Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и
поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов,
родителей, других учреждений помощи детям, входят в состав «группы риска».
Задача, стоящая перед социальным педагогом и классным руководителем
-
предупредить попадание ребенка в «группу риска», отслеживание «потенциальной
группы риска».
В «группу риска» могут попасть учащиеся, которые находятся в социальных
условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У
таких детей могут возникнуть серьезные социально-эмоциональные проблемы, если
на 1 уровне помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.
Взаимодействие с классными руководителями, учителями и заместителями
директора по организационно-педагогической работе обеспечивает эффективность
работы
социального
педагога
по
выявлению
и
сопровождению
учащихся
«потенциальной» и «реальной» группы социального риска.
Основными направлениями работы с детьми группы риска являются
следующие:
1. Ранняя диагностика подростков «группы риска».
К таким подросткам относятся ( по мнению Н.А.Рычковой ):
- дети, воспитывающиеся в семьях с разными уровнями социальной
дезадаптации;
- дети с высокой наследственной отягощённостью психическими и
психоматическими заболеваниями;
- гиперактивные дети (очень подвижные);
- дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей, близких,
воспитателей.
2. Консультативно – разъяснительная работа с родителями, педагогами.
3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными
группами подростка, в том числе с семьей.
4. Организация коррекционно–реабилитационной работы в
зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых
специалистов, специализированных учреждений, центров, служб.
5. Разработка и реализация целевых программ и технологий,
направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
В работе с подростками «группы риска» важно реализовывать
следующие направления:
перевод социальной ситуации в педагогическую (организация
нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение
усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий
для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать
взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений,
конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также
поставленных перед собой целей);
воспитание нравственно-правовой убежденности;
формирование адекватной самооценки, способности критически
относиться к самому себе;
развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения
управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
включение в социально-значимые виды деятельности, создание ситуации
успеха в избранном ребенком виде деятельности;
организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья,
сверстники, педагоги, другие взрослые);
предупреждение невротических расстройств и патологических влечений
(акцентуация характера, неврозы, суицид, клептомания и т.д.)
обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
способствование заполнению пробелов в знаниях.
Работа социального педагога с подростками «группы риска» должна
основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на
профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их
провоцирующих).
Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного
поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и
подростков.
Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило,
оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой
последующей работы, социальному педагогу требуется приложить довольно
много усилий, которые могут оказаться бесплодными.
Профессиональную помощь специалисту может оказать методика
контактного взаимодействия Л.Б. Филонова (1985 г.).
Контактное взаимодействие – это модель поведения инициатора
контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в
контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях.
Автор методики понимает контакт как доверительные отношения,
положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент
исследования, изучения и коррекции.
Цель применения методики является сокращение дистанции между
людьми и самораскрытие личности в процессе общения.
Взаимодействие социального педагога с девиантным подростком
разворачивается в шести стадиях:
1.
расположение к общению
2.
поиск общего интереса
3.
выявление возможных положительных для общения и демонстрируемых
качеств
4.
выявление опасных для общения и демонстрируемых качеств
5.
стремление к положительным установкам в поведении партнеров
6.
установление оптимальных отношений
На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и
решаются конкретные задачи. Методику можно использовать в диагностических
целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.
При составлении «Программы по профилактики правонарушений
несовершеннолетними» сотрудниками службы сопровождения были
определены пять ступеней, ведущий к переориентированию негативного
поведения:
1.
Установить и сохранить отношения взаимного уважения.
2.
Определить цель или причину негативного поведения подростка.
3.
Помочь подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему
никаких обвинений.
4.
Создать ученику такие условия, при которых негативное поведение станет
бессмысленным и неуместным.
5.
Поощрив ученика, предоставьте ему возможность:
- совершить полезный поступок и осознать свою значимость и
достоинство;
- объединить его усилия с Вашими (или других учеников) и признать, что
совместным трудом можно добиться большего;
- принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная
сопричастность способствует расширению круга интересов;
- сделать всё от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше
радости и удовольствия;
- научиться не только фиксировать своё внимание на определённых
проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.
Этапы программы сопровождения ребёнка «группы социального риска» и
задачи по каждому из них:
1.
Выявить детей и семьи «группы риска» на более ранней стадии
дезадаптивного процесса;
- определить, к какой целевой группе риска относится ребёнок;
- провести анализ социокультурной ситуации развития: формы
отклоняющегося поведения, тип семьи, стиль семейного воспитания,
факторы риска ( личность, семья, школа ), стадии дезадаптации.
2.
Диагностика факторов риска и причины неблагополучия:
- выявить основные факторы риска;
- определить факторы защиты;
- выход на основные причины проблематики ребёнка;
- определить причины, с которыми школа может работать напрямую и те,
где необходимо вмешательство специалистов из других органов и
ведомств.
3.
Разработать индивидуальную программу сопровождения:
- определить оптимальную команду и условия сопровождения ( наличие
специалистов: психолога, психиатра, логопеда, специалиста соцзащиты,
специалиста опеки и попечительства), материальные ресурсы;
- разработать программу действий ( ожидаемые результаты, сроки,
методы, технологии сопровождения, критерии успешности, этапы работы,
координация действий, зоны ответственности ).
4.
Реализовать индивидуальную программу сопровождения:
- для детей «группы повышенного внимания», тех, кто не совершил
правонарушения, но имеет риск дезадаптивного развития – вовлечь его в
социальное проектирование, спортивную и творческую деятельность,
создать ситуацию успеха.
- для детей «группы особого внимания» - в случае противоправных
действий выработать и применить адекватные санкции, направленные на
восстановление нанесенного ущерба, изменения отношения к содеянному;
закрепить за подростком персонального сопровождающего.
5.
Измерить результативность работы с ребенком и его ближайшим
окружением:
- методы оценки – обратная связь от подростка, мнение родителей,
учителей, одноклассников, входная и выходная диагностика, учет
проступков и социальных достижений.
- источники информации – результаты тестирования, анкетирования,
экспертные оценки, отзывы учителей об активности подростков в делах
класса и школы, учебе и труде, милицейские сводки.
6.
Если действия оказались неэффективны:
- определить причины (что не сработало в программе действий);
- корректировать программу с учетом выявленных ошибок;
- подключить дополнительные ресурсы;
- рассмотреть вопрос о переводе ребенка на альтернативную форму
обучения или поставить вопрос о его профессиональной подготовке и
последующем трудоустройстве.
7.
Если программа действий дала положительный результат:
- завершить программу (снять ребенка с учета через педсовет или Совет
профилактики),
- внести изменения в банк данных,
- анализировать и описать социально-педагогический опыт.
Сопровождение – это трудный процесс и для воспитанника и для
воспитателя. Оно будет удачным, если подросток заинтересуется перспективой
нового пути, а педагог поверит в подростка, проанализирует прошлое,
настоящее и его будущее, не упрекнет его прошлое.
Выявление и сопровождение учащихся «группы риска»
В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику
социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает
своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается
проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию
наличия социально-эмоциональных проблем.
М.
С.
Полянский
выделяет
ряд
требований,
котором
должен
отвечать
диагностический инструментарий сопровождения:
1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей
решения проблемы.
2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня
сопровождения
особенно
ценными
являются
те
методики,
которые
позволяют
быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.
3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки
зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение
принципа приоритета интересов ребенка (подростка).
Взаимодействие
классного
руководителя,
учителей,
сотрудников
службы
(центра
сопровождения)
обеспечивает
эффективность
работы
по
выявлению
и
сопровождению учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые
находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в
учебе, миграции и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных
факторов
развития.
У
таких
детей
и
подростков
могут
возникнуть
социально-
эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена
необходимая
помощь
и
поддержка.
Одним
из
наиболее
часто
используемых
в
настоящее
время
инструментов
для
выявления
таких
подростков
является
социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно
с классным руководителем. О проблемах учащихся классный руководитель может
сообщить социальному педагогу или педагогу-психологу лично или в процессе
заполнения анкеты, которая предлагается ему не реже 1 раза в четверть.
После
выявления
«группы
риска»
классный
руководитель,
социальный
педагог,
педагог-психолог
приступают
к
сбору
дополнительной
информации
об
особенностях
социальных
условий
тех
учащихся,
которые
требуют
особого
внимания со стороны педагогов.
Сбор,
анализ
информации
с
целью
выявления
у
учащихся
социально-
эмоциональных, а также других проблем заканчивается разработкой программы
индивидуального
сопровождения.
Мною
используется
следующая
схема
сбора
информации :
- беседа учителями и с классным руководителем;
- беседа с родителями;
- изучение особенностей развития;
- сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской
службы;
- изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;
- изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование,
наблюдение,
беседы
с
учителями
и
классным
руководителем,
анализ
карты
сопровождения класса);
- анализ социального портрета класса;
- анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).
Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы
риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя к
специалистам сопровождения в случаях:
- наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения
установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
- появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость,
«уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);
- пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
- употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и
других наркотических веществ;
- кризисной ситуации в семье;
- резкого ухудшения состояния здоровья;
- в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу
эмоциональному благополучию подростка.
На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и
классный
руководитель
совместно
разрабатывают
план
индивидуального
сопровождения подростка «группы риска».
Выявление
подростков
с
социально-эмоциональными
проблемами
осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или
в
результате
получения
сигнала
о
проблеме
от
самого
подростка,
учителя,
родителей; других представителей ближайшего окружения.
Как
отмечалось
выше,
помощь
подростку
в
решении
социально-
эмоциональных проблем оказывается на разных уровнях, первый из которых –
его
ближайшее
окружение:
родители,
классный
руководитель,
одноклассники
и
учителя. Следующим уровнем помощи будет специально организованное
в
образовательном учреждении сопровождение (социальный педагог, психолог,
служба сопровождения в сотрудничестве с учителями и классным руководителем).
Но
в
отдельных
случаях
возникает
необходимость
предоставить
подростку
специализированную
помощь
вне
школы.
Педагог,
о суще ствляющий
сопровождение,
поддерживающий
постоянный
контакт
с
различными
учреждениями, оказывающими помощь детям и их родителям,
является в таких
случаях посредником. Педагогу сопровождения необходимо поддерживать связь с
ближайшим окружением ребенка. В своей работе по оказанию помощи учащимся
он
взаимодействует
со
всеми
специалистами
центра
или
службы
комплексного
сопровождения,
прежде
всего,
социальным
педагогом
и
педагогом-психологом,
учителями, медицинской службой и представителями администрации.
Программа индивидуального сопровождения подростка группы социального
риска может включать в себя:
- взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-
эмоциональной
компетентности,
которая
предполагает
способность
адекватно
относиться
к
себе
и
другим
людям,
умение
управлять
своими
чувствами,
понимать и уважать чувства других;
- организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск
кружка, секции и т.д.);
- помощь в преодолении учебных затруднений;
-
помощь
в
выборе
образовательного
маршрута
и
профессиональном
самоопределении;
- сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
- организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
-
обращение
в
районные
городские
социальные
службы
для
предоставления
различных видов материальной и социальной помощи;
- защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны
родителей и представителей ближайшего окружения.
Заметим, что развитие социально-эмоциональной компетентности – важное
условие
профилактики
социально-эмоциональных
проблем,
одна
из
важнейших
задач
педагогического
взаимодействия.
Развитие
социально-эмоциональной
компетентности осуществляется на трех уровнях:
-
на
когнитивном
уровне
формируется
понимание,
представление
о
себе,
о
других, о взаимоотношениях людей;
-
на
эмоциональном
уровне
развивается
способность
к
саморегуляции
и
осознанию собственных чувств и чувств других людей;
- на поведенческом уровне формируются и развиваются навыки социального
взаимодействия.
Индивидуальное
сопровождение
подростка
«группы
риска»
может
осуществляться специалистом по сопровождению во взаимодействии с учителем
(классным руководителем) или непосредственно учителем, классным руководителем
при
консультативной
поддержке
специалистов
сопровождения
(консультативное
сопровождение, о котором мы рассказали выше).
Одним из инструментов решения данной задачи является социальный портрет
класса,
который
составляется
социальным
педагогом
совместно
с
классным
руководителем (Приложение 1). Как правило, социальный портрет составляется на
вновь сформированный класс.
Делая
такой
срез
класса,
социальный
педагог
и
классный
руководитель
должны
помнить
о
соблюдении
этических
норм.
Информация,
полученная
при
составлении социального портрета класса, должна быть строго конфиденциальной.
О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить социальному
педагогу
или
психологу
как
непосредственно,
так
и
отвечая
на
вопросы
традиционной анкеты, прилагающейся к отчету об успеваемости. (Приложение 2).
Другим важным условием предупреждения попадания ребенка (подростка) в
«группу риска» является постоянный контакт учителей со специалистами службы
сопровождения и своевременное обращение классного руководителя к психологу
и социальному педагогу в случаях:
- Появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и
правила, агрессия и др.)
- Наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, «уход в
себя», эмоциональные «всплески» и др.)
- Пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
- Употребления или возможного употребления ими спиртных напитков, ПАВ и
других наркотических веществ
- Кризисных ситуаций в семье
- Резкого ухудшения состояния здоровья
В
других
случаях,
когда
классный
руководитель
считает
необходимым
обратиться к специалистам сопровождения подростков «группы риска».
Сбор, анализ информации с целью выявления учащихся «группы риска» и
разработки программы индивидуального сопровождения реализуется по
следующей СХЕМЕ:
Сбор информации
- изучение карты индивидуального сопровождения и карты сопровождения
класса
- беседа с классным руководителем
- беседа с родителями
- сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником
медицинской службы
- работа с личными делами учащихся
- составление и анализ социального портрета класса
- заполнение анкеты «Особенности семейного воспитания»
Анализ проблем учащихся, формулировка гипотез
- социальные проблемы
- проблемы в эмоционально-волевой сфере
- в развитии
- личностные
- проблемы здоровья
- другие
Разработка плана (программы) индивидуального
сопровождения
-социальная помощь • оказание материальной помощи
• предоставление бесплатного питания
• обращение в районные городские соц. службы
• другие виды социальной помощи
- непосредственное сопровождение (всеми специалистами ППМС-центра);
- опосредованное сопровождение (консультативное), через взаимодействие с классным
руководителем
Реализация плана индивидуального сопровождения
Мониторинг эффективности сопровождения
Коррекция плана сопровождения (при необходимости)
Оценка результативности действий
Взаимодействие социального педагога с различными государственными и
общественными организациями социальной помощи – необходимое условие
эффективного сопровождения социально-уязвимых семей, детей группы
социального риска.
Проблема профилактики подростков «группы риска» – одна из самых
актуальных в деятельности школы и деятельности социального педагога.
По различным данным, в России на сегодняшний день безнадзорных и
беспризорных детей насчитывается от 4 до 6 млн. человек. И одна из причин, по
которым дети уходят из семьи, - в детско – родительских отношениях.
В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие
и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по
отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои
усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств,
которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и
длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и
систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного
воспитания ребёнка, а также открытость семьи к педагогическому воздействию
в случае выявленных затруднений.
Система семейного воспитания сегодня претерпевает значительные
изменения. Связано это с тем, что по ряду причин происходит разрушение
традиционной структуры семьи:
однодетность семьи во многих поколениях. Ребёнок в такой семье не
приобретает навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и
братьями, что в дальнейшем негативно отражается на воспитательном
потенциале его собственной семьи;
обособленность молодых семей от своих родителей, что приводит к
невостребованности жизненного опыта и мудрости старшего поколения;
утрата традиций народной педагогики;
социально – экономические трудности, которые испытывает семья;
дефицит времени у родителей на общение и воспитание ребёнка.
Всё это приводит к тому, что ребёнок зачастую остаётся один на один со
своими проблемами. И одним из способов решения этих проблем могут стать
правонарушения.
В практической деятельности нашей школы мы используем
классификацию В.С.Вершловского. В качестве критерия для классификации
дисфункциональных семей он выделяет степень ответственности родителей
за воспитание и обучение детей. А на основании этого критерия – типы семей:
благополучная семья; некомпетентная семья; проблемная семья или семья
«группы риска». В зависимости от типа семьи педагогический коллектив
школы в работе с детьми и родителями использует различные технологии.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является
успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют
сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть
дифференцированным и определяться с содержанием проблемы. Не следует
навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на
потребности, запросы родителей и детей, особенности семейного воспитания,
терпеливо приобщать их к делам школы и класса.
Основные факторы, провоцирующие безнадзорность детей:
семейный (детско-родительские отношения, кризис семьи, упадок
воспитательного потенциала семьи);
социально-экономический;
социально-психологический (проблема жестокости в семье, увеличение
числа разводов);
школа (авторитарный стиль работы педагогов, наклеивание ярлыков);
психический (увеличение числа детей с аномалией психического развития);
психологический (личностные характеристики ребенка).
На основании этих факторов выделены такие направления работы школы
по профилактике безнадзорности:
работа с семьей (диагностика детско-родительских отношений, типа семьи,
оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт
школы с семьей);
работа с ребенком (диагностика и изучение личностных особенностей
личности, создание «ситуации успеха», педагогическая помощь и поддержка,
щадящий режим обучения);
работа с педагогическим коллективом школы;
социально-педагогическое и психологическое сопровождение личности в
школе;
профилактика социально-педагогической запущенности детей и повышение
педагогической культуры родителей.
Эффективность профилактики безнадзорности зависит от выполнения
следующих условий:
успешность ребенка в учебной деятельности;
эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, родителями,
учителями;
психологическая защищенность;
социальная защищенность (знание школьниками своих прав и обязанностей,
их соблюдение всеми участниками учебно-воспитательного процесса,
психологическое и социальное равенство детей в стенах одного
образовательного учреждения, исключение дискриминации по любому
признаку);
дифференциация педагогического подхода и интеграция образовательного
процесса.
Итак, для предупреждения безнадзорности в школе необходима
целенаправленная работа с родителями как групповая, так и индивидуальная.
Основным инструментом улучшения положения детей в соответствии с
законом является индивидуальная профилактическая работа – деятельность
по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в
социально опасном положении, а также по их социально – педагогической
реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и
антиобщественных действий, что соответствует приоритетам педагогической
профилактики.
При этом профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых,
педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и
условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям
и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в
совокупности с индивидуальной профилактической работой с
несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном
положении.
В законе сформулированы задачи профилактики, которые совпадают с
функциями педагогических технологий в отношении детей в трудной
жизненной ситуации:
1.
своевременное выявление несовершеннолетних,находящихся в социально
опасном положении;
2.
проведение профессиональной объективной диагностики особенностей
ребёнка и его проблемной ситуации, выявление его потребностей,
проблем, интересов;
3.
разработка индивидуальной программы профилактики, как набора услуг,
видов помощи и отношений, способствующих разрешению проблем
несовершеннолетнего;
4.
реализация индивидуальной программы по преодолению социально
опасного положения и улучшению качества жизни ребёнка.
Таким образом, введение института индивидуальной профилактической
решает как минимум две задачи:
1.
организации адресной работы с детьми, которые действительно должны
быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов
власти и правоохранительных органов в случае совершения ими
неправомерных деяний;
2.
защиты несовершеннолетних их семей от не регламентированного,
необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под
различными предлогами.
К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями,
рекомендации и консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка,
посещение семьи, которое позволяет лучше узнать условия, в которых живет
ребенок; а иногда предпринять определенные меры для их улучшения. Но эту
форму работы можно рассматривать и как вторжение в личную жизнь семьи,
что может осложнить взаимоотношения педагога с семьей. При посещении
семьи желательно соблюдать такие условия:
не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть
обременительным, приходить в семью без предупреждения);
не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде;
нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
не поучайте родителей, а советуйте;
желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и
содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители,
пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).
Групповая форма работы – проведение родительского собрания. Эта
форма работы с родителями в последнее время претерпела изменения в
структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет
стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на
собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого
происходит взаимный обмен мнениями, совместный поиск решения
возникающих проблем. Каждое родительское собрание требует тщательной
подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того, чтобы оно
проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
Индивидуальная работа социального педагога с ребёнком состоит не из
фокусов, а из таких обязательных компонентов:
помощь в осознании воспитанником своего «Я» в реальной жизни;
педагогическая поддержка воспитанника;
содействие успешной деятельности в каком-либо значимом для
воспитанника деле;
постановка перспективы счастливой жизни как некоего образа желаемого
будущего, как обобщенной картины достойной человека жизни;
предъявление конкретного примера возможной достойной жизни –
обращаясь как к личности яркой, выдающейся, так и человека рядового,
простого, живущего «рядом» с нами.
Ребёнок с осложнённым поведением, имея тяжёлый жизненный опыт,
мало доверяет людям, у него уже сформирована агрессивная установка на
человека, разум его слабо развит, преобладают низкие инстинкты.
Поэтому межличностное общение с ним затруднено и должно быть
обеспечено, помимо профессиональных умений, некоторыми
дополнительными условиями.
Профилактика асоциального поведения подростков имеет эффективный
результат при выполнении таких условий:
если социальная работа направлена не только на самого подростка, но и
на ближайшее его окружение, семью, на оздоровление микросреды;
если в эту работу включены все социальные институты микрорайона;
если сформирована система служб, содействующих саморазвитию
личности, реализации потенциала подростка.
Недостаточно разработанные научные основы семейного и общественного
воспитания детей, подходы к профилактике асоциального поведения привели
нас к разработке модели социальной работы в микрорайоне по
предупреждению девиантного поведения подростков.
Решение комплекса проблем социального управления, правового
регулирования, социально – педагогической помощи семье и детям мы видим в
необходимости интеграции многих смежных служб, каждая из которых имеет
своё ведомственное подчинение. Хотя и небольшой опыт работы убедил нас в
необходимости межведомственного сотрудничества. На сегодняшний день в р.п.
Ишеевка в решении проблем семьи и детей действует система взаимодействия
всех социальных институтов.
Детские молодежные
общественные Опека и попечительство ДЮСШ
организации
Фонд социальной Центральная
поддержки населения районная больница
Спорт комитет Сельская
администрация
Администрация МО
«Ульяновский район»
Коммерческие
Комитет социальной
Средства массовой
структуры
защиты населения
информации
Предприниматели Учреждения
района культуры
Управление
Военкомат КДН, ПДН образования
Заключение
Анализ данных социологических исследований и официальной статистики
позволяет сделать вывод о социальной обездоленности детей и подростков в
России:
—
ухудшается состояние физического и психического здоровья детей и подростков;
—
в отношении подростков и детей систематически совершаются акты насилия;
—
нарушения
прав
подростков
имеют
место
в
государственных
учреждениях,
правоохранительных органах;
—
сохраняется тенденция к вытеснению из школы учащихся из семей с низким
социальным статусом или требующих дополнительных педагогических усилий;
—
общегосударственная
система
трудоустройства
подростков
фактически
не
функционирует;
—
остаются
без
работы
подростки,
обучающиеся
в
коррекционных
школах
и
школах-интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития;
- практически беспрепятственно распространяются в среде
несовершеннолетних (часто через моральное и физическое принуждение)
стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией,
насилием и жестокостью по отношению к другим людям, антиобщественными
формами группового поведения.
Окружающая среда значительно влияет на формирование личности
школьника как в положительном, так и в отрицательном отношении. Так,
появление детей группы риска может быть связано даже с районом их
проживания.
Важное значение имеет для учащихся школа. Отмечено, что многочисленные
случаи плохого поведения учащихся чаще всего обусловлены двумя основными
факторами:
частотой
сменяемостью
учителей
и
значительными
изменениями
состава класса.
Как показывает опыт Ш. А. Амонашвили и других передовых учителей, надо
чтобы
все
школьники
получали
положительные
эмоции
и
удовлетворение
от
учебной и вне учебной деятельности в школе.
Таким
образом,
мы
можем
утверждать,
что
в
современном
российском
законодательстве
выстроен
целостный
государственный
структурный
подход
в
организации
профилактической
и
социальной
работы
с
детьми,
попавшими
в
трудную или социально
– опасную ситуацию. Обоснована модель и технология
структурной социально – педагогической работы с детьми, нуждающимися в особой
поддержке и защите прав. Определенны основные компоненты действий субъектов
системы профилактики, критерии оценки их эффективности, призванные обеспечить
высокую
результативность
в
решении
проблем
детей,
что
свидетельствует
о
соответствии нормы закона и технологий педагогики в сфере профилактики.
Дети группы риска были, есть и конечно, будут. Детская исключительность,
умственная,
психологическая,
физическая
недостаточность
– такова
плата
за
противоречия
исторического
прогресса,
за
несовершенства
общественной
организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей.
Сила современного учителя в любви к детям, желании им добра, признании и
уважении личности воспитанника.
Приложение 1
Cоциальный портрет ___класса, кл. руководитель _________________
№
п/
п
Ф. И. О.
Статус семьи
(неполная, многодетная,
семья эмигрантов и т. д.)
Нет
мамы
Нет
папы
Кол.
детей
в семье
Дополн.
сведения
(любые
сведения,
кот.
касаются
ребенка и
его
родителей)
Соц.-
уязв.
семьи
Приложение 2
АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»
Класс: ______, классный руководитель: ____________________________
1.Учащиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и
количество пропусков):
По уважительным причинам
По неуважительным причинам
2. Учащиеся, имеющие проблемы:
а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста, предметы и предполагаемую причину
учебных затруднений):
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________________________________________
б) социально-эмоциональные:
Проблемы поведения
Проблемы в общении
Другие проблемы
в) в социальной сфере:
Кризисная
ситуация в
семье
Социально-
уязвимые семьи
(родители -
инвалиды,
пенсионеры, семьи
с низк. дост.
и др.)
“Поздние
дети”
Жесткий стиль
семейного
воспитания
(применение к
детям
физич. наказаний
и др.)
Недостаток
внимания
ребенку со
стороны
родителей
3. Семьи, не поддерживающие контакт со
школой:_________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__
“ ___” ____________200 __г. Классный руководитель:
Приложение 3
Карта -характеристика личности подростка
I. Личные данные
—
Ф. И. О.__________________________________
—
Возраст_______(полных лет).
3._______класс.
II. Семья
1.
Сведения
о
семье
(члены
семьи:
отец,
мать,
другие
члены,
проживающие вместе)
2. Год рождения каждого_________
3. Образование___________________________
4. Профессия, занимаемая должность
5. Материальная обеспеченность семьи.
- ниже прожиточного уровня;
- средняя;
- высокая.
6.Жилищные условия. Какие условия имеет подросток в квар
тире?
- отдельная комната;
- угол;
- отдельный стол;
- нет постоянного места для занятий.
III. Личность подростка
1.Вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко
или часто)?
а)с родителями____________________________
б)_______________________________________с учениками
в)_______________________________________ с учителями (с кем именно)
2. Какую роль выполняет в общественном труде, учебе, играя
со сверстниками?
о - инициатор;
о - организатор;
□
- исполнитель;
□
- созерцатель.
3. Проявляет ли положительные качества и формы поведения
(если да, то редко, часто или всегда)?
а)_____________________________________уважение к старшим
б)_____________________________________внимательность, чуткость, доброту
в)_____________________________________скромность
г)трудолюбие____________________________
д)_____________________________________добросовестность
е)_____________________________________организованность
ж)_____________________________________самостоятельность
з)_____________________________________ дисциплинированность
и) другие положительные качества поведения__
4. Проявляет ли отрицательные качества и особенности пове
дения (если да, то редко, часто или всегда)?
а)грубость______________________________
б)_____________________________________индивидуализм, эгоизм
в)_____________________________________зазнайство, высокомерие
г)легкомыслие, беспечность________________
д)_____________________________________лживость
е)упрямство______. ___________________
ж)_____________________________________ жестокость
з)_____________________________________другие отрицательные качества
и) вредные привычки (курит, сквернословит и пр.)
5. Ярко выраженные особенности поведения:
а)
достаточно
легко
вступает
в
контакт,
правильно
воспри
нимает
ситуацию,
поведение
организованно,
дисциплини
рован, скромен;
б)
контакт и общения затруднены, плохо вступает в контакт;
в)
повышенная
возбудимость,
импульсивность,
растормо-
женность,
двигательное
беспокойство,
драчливость,
аг
рессивность,
замедленные
реакции,
неустойчивость
в
игре
и в других видах деятельности;
г)резкая
смена
настроений,
склонность
к
аффективным
всплескам, эмоциональная возбудимость;
д)
поведение
лишено
мотивов,
плохо
учитывает
ситуацию;
расторможены низшие влечения;
е)
упрямство, замкнутость, ведомость.
IV. Личность подростка в коллективе
1.Какое положение занимает в коллективе?
□
- лидер;
□
- популярный;
□
- принятый;
□
- непопулярный;
D
- изолированный;
D
- отверженный.
2.Как относится к мнению коллектива, к требованиям и крити
ческим замечаниям товарищей?
□
- благожелательно;
□
- серьезно;
□
- равнодушно;
□
- враждебно.
3.Как выполняет общественные поручения?
п - хорошо;
□
— с удовольствием;
D
- удовлетворительно;
□
- плохо;
п - не выполняет.
4.Какое влияние чаще оказывает на сверстников?
□
- положительное (редко, часто);
□
- отрицательное (редко, часто).
5.
Имеются ли близкие друзья, кто они?
V. Учение
1. Какое отношение проявляет к учебным предметам?
а - увлеченное;
—
- заинтересованное;
D
- безразличное;
—
- отрицательное.
2.Как относится к требованиям учителей, к их педагогическим
воздействиям?
—
- активно-положительно; о - пассивно-положительно; а -
пассивно-отрицательно;
—
-активно-отрицательно; а - безразлично.
□
По каким предметам отстает ученик?___________
□
Основные причины недостаточной воспитанности или отставания в учебе, зависящие
от ученика, учителей и др.__________________
□
Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности подростка (кто
их будет осуществлять).
о - социальный педагог; о - психолог;
D
- классный руководитель; а - учитель.
VI.
Труд
1.Как относится к трудовому обучению?
- увлеченно;
- заинтересованно;
—
- добросовестно;
D
- безразлично;
—
- отрицательно.
2.Как овладевает трудовыми навыками?
□
- быстро,
D
- средне, □ - медленно?
3.Участвует ли в общественно полезном труде?
□
- всегда, □ - часто, □ - редко, п - не участвует.
VII.
Досуг
1.Имеет ли устойчивый интерес к какой-либо отрасли знаний,
науке, области деятельности (если да, то к какой)?__
2.
Проявляет ли потребность в творческой деятельности (да, нет)?
а)технической
б)____________литературной
в)
изобразительной
г)музыкальной
д) другой (какой)
3.Участвует ли в работе (нет; если да, то в какой и где)?
а)кружка (объединения)____________________
б)
секции________________________.
в)_____________________________________факультатива
4.Занимается
ли
самообразованием
(если
да,
то
в
каком
направ
лении)?_____________________________________
VIII. Профессиональная направленность
□
Какими профессиями интересуется?____________
□
Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть)? _
□
Имеет ли достаточно полное и верное представление о будущей профессии?
D — да, □- частично, □ - нет.
4.К какому типу профессий имеет склонность?
а) человек - человек______________________
б)человек - природа______________________
в)_____________________________________человек - техника
г)человек - знаковая система_______________
д)_____________________________________человек - художественный образ
5.Пытается
ли
осуществить
активную
практическую
проверку
своих
профессиональных
интересов,
склонностей,
способностей
(если да, то каким образом)?___________________
Приведенная карта-характеристика личности подростка является лишь примерной,
и каждое образовательное учреждение может вариативно подходить к составлению
данной карты и разрабатывать свою, в соответствии с целями и задачами воспитания и
обучения.
Важно
всегда
помнить,
что
изучение
личности
подростка
является
не
самоцелью,
а
лишь
средством
для
более
эффективной
и
целенаправленной
воспитательной работы по формированию личности каждого подростка.
Приложение 4
Анкета «Подросток "группы риска" в социуме»
Инструкция. Вам будет предложен ряд вопросов с вариантами ответов. Пожалуйста,
прочитайте их выберите тот, который наиболее вам подходит.
1. Я стою на учете в милиции, потому что:
□
- я хуже, чем другие;
□
- я как все, но попался именно я; о - надо быть более хитрым;
а - я невезучий; о - я несчастный;
□
- я глупый;
□
- другое_________________________________
2.
Я часто прогуливаю школу, потому что:
□
- мне трудно учиться, я многое не понимаю;
с - надо мной смеются в школе;
п - меня не любят одноклассники;
D
- ко мне плохо относятся учителя и воспитатели;
□ - мне неинтересно в школе, скучно;
□ - меня надо контролировать: заставлять ходить в школу,
заставлять учиться;
□_____________________________________- другое
3.
Окружающие взрослые меня:
р - не понимают;
□ - ненавидят;
а - считают меня плохим, ни на что негодным; а - относятся ко мне, как к
маленькому ребенку; о - не доверяют мне;
□
- уважают меня;
D
- другое______________________________
4.
Учителя:
а - хорошо ко мне относятся; п - не замечают меня совсем; о - всегда
мне помогут и защитят меня;
□
- считают меня ни на что хорошее не годным;
□
- считают меня глупым, неспособным, плохим; а - уважают и ценят меня;
5.
Сверстники:
D
- меня уважают и ценят;
D
- меня не любят и не дружат со мной;
□
- считают меня глупым, неумным;
□
- считают, что я хороший друг и товарищ;
□
- меня не любят, но боятся меня;
а - хотят со мной дружить, но я сам к этому не стремлюсь;
D
- другое______________________________
6.
Комиссия по делам несовершеннолетних и милиция меня:
а - не любят, ненавидят;
□
— не понимают меня, считают, что я способен только на
плохое; п - относятся ко мне уважительно, понимают все мои проблемы, стараются
помочь;
□
- стараются почаще и построже наказать меня;
а - я не уважаю их и не обращаю внимания на их попытки меня перевоспитать;
□
- думают только о себе, им наплевать на меня;
о - другое______________________________
7.
Мои родители:
D
- любят меня, но не уважают, не считаются со мной;
□
- любят меня, уважают, заботятся обо мне, считаются со
мной; а - безразличны ко мне, меня почти не замечают;
a - одобряют мое поведение, безразличны к моим правонарушениям;
—
- наказывают меня за правонарушения;
—
- толкают меня на правонарушения;
—
- другое____________;_____________;_______
8. Моя жизнь, моя судьба - все, что со мной происходит, мне:
D
- нравится, я доволен;
□
- не нравится, я не доволен, мне хотелось бы, чтобы все
было по-другому.
Приложение 5
Психологический практикум для подростков «группы риска» «Как
устроиться на работу»
Педагог-психолог Г. В. Пилюгина
Цель: обучение подростков социально-психологическим аспектам построения успешной
будущей профессиональной карьеры. Задачи:
—
осознание подростками своих профессиональных ожиданий, отношения к
профессиональной карьере;
—
развитие творческих способностей;
—
развитие навыков общения;
—
укрепление веры подростков в свои силы.
Структура практикума. Практикум состоит из двух этапов (занятий). На первом
этапе учащиеся получают необходимые теоретические сведения по теме, подкрепляя их
усвоение выполнением практических заданий; на втором - проводится профориентацион-
ная ролевая игра «Собеседование при приеме на работу».
Практикум всегда вызывает живой интерес у старшеклассников, проходит ярко,
эмоционально.
Кроме
того,
профориен-тационная
работа
в
такой
форме
дает
возможность
отойти
от
скучноватой
схемы
«профтестирование
-
рассказ
о
профессиях» и проявить себя творчески учащимся и ведущему (психологу).
Участники: учащиеся 9-11 классов, относящиеся к «группе риска».
Ход практикума
I этап «Как составить резюме»
1.Вступительное слово ведущего
В наше время профессиональный навык сам по себе не обеспечивает работы и
построения карьеры. Для этого необходимо уметь представить свои возможности и
способности на рынке труда; расположить к себе людей, создать свой неповторимый
имидж. Именно этому посвящен наш предлагаемый психологический практикум.
Мало знать, что делать, важнее знать - как!
2.Резюме: что это такое?
Ведущий.
Резюме
(самохарактеристика)
-
одно
из
самых
эффективных
средств
саморекламы на рынке труда. Цель резюме - привлечь внимание к себе при первом же
заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление. Если внимание привлечь не
удалось значит резюме не сработало.
Происходит
знакомство
с
универсальной
структурой
резюме.
В
качестве
практического задания учащимся предлагается составить свое резюме.
Ведущий. Представьте, что ваш профессиональный план успешно реализуется, и
наступил тот момент, когда вы готовы начать свою трудовую деятельность. Решите сами,
когда это произойдет: вы уже получили необходимое образование или планируете начать
работать, продолжая учиться? На какую должность вы претендуете, сколько вам лет,
каково ваше семейное положение - сегодня у вас есть возможность представить свое
будущее так, как вы хотите.
Итак, вам необходимо прорекламировать свои способности на рынке труда - составить
резюме, которое не позволит работодателю пройти мимо вашей кандидатуры.
Учащиеся составляют резюме. Перед началом выполнения задания психолог, ведущий
занятие,
напоминает,
что
основные
требования,
предъявляемые
к
стилю
написания
резюме, - это краткость, конкретность, целенаправленность, честность.
3. Как достичь успеха при помощи имиджа?
В
беседе
с учащимися обсуждается, что такое
имидж,
из каких
составляющих
складывается это понятие.
Ведущий. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы
производим в первые минуты знакомства и разговора. Именно такие качества личности,
как внешность, голос и умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей
карьере, и во всей жизни.
Если ваш внешний вид не внушает доверия и ваша манера держаться оставляет
желать лучшего, то окружающие просто отключаются от вас. Чтобы создать свой
имидж, не обязательно быть от природы привлекательным человеком, необходимо умело
использовать то, что у вас есть.
Учащиеся знакомятся с советами психологов относительно таких составляющих
имиджа, как одежда и оптимальный выбор ее цвета, тембр голоса и интонация, позы и
жесты. Обсуждаются и другие аспекты проблемы создания собственного неповторимого
имиджа.
Замечания для ведущего: учитывая специфику группы (подростки «группы риска»),
следует
сделать
акцент
на
недопустимости
при
устройстве
на
работу
эпатажных
причесок, ультрамодных элементов одежды, использования сленга и т. п.
Используя полученные знания, члены группы, создают имидж-картинку - цветной
рисунок, коллаж и т. д., отражающий их представление о своем образе, который они
считают оптимальным для важной деловой встречи (собеседования при приеме на
работу).
II этап. Ролевая игра «Собеседование при приеме на работе»
1.Работа
в
малых
группах.
У
каждого
участника
должно
быть
составленное им резюме и «имидж-картинка».
Ведущий. Вы решили принять участие в конкурсе на интересующую вас вакансию.
У вас подготовлено резюме, внешний вид соответствует вашим представлениям об
идеале
(имидж-картинка).
Теперь
необходимо
подтвердить
свои
профессиональные
притязания непосредственно при собеседовании с работодателем.
Перед началом собеседования ведущий обсуждает с участниками игры направление
вопросов и критерии отбора, выделяя параметры оценки профессионально важных
деловых и личных качеств кандидата.
Каждый участник игры проходит собеседование в своей малой группе, где остальные
члены группы выступают в роли работодателей. После обсуждения выдвигается один
кандидат от группы, который выглядел наиболее убедительно и полностью подтвердил
свои претензии на вакантную должность.
2.Прошедшие
отбор
в
малых
группах
продолжают
конкурс
меж
ду
собой.
Остальные
участники
на
этом
этапе
игры
представляют
коллектив организации, которая набирает новых сотрудников.
Возможны
различные
варианты
собеседования,
например
выбирается
«совет
директоров», принимающий окончательное решение о приеме на работу. Но в любом
случае все «члены коллектива» имеют возможность задавать вопросы кандидатам, и их
мнение учитывается при выборе самого достойного из претендентов.
Примечание: участники игры защищают право занимать заявленную ими должность в
соответствии со своими профессиональными предпочтениями. Поэтому в финале вполне
могут соревноваться представители разных профессий, так как оценивается прежде всего
психологическая
подготовка
к
построению
профессиональной
карьеры,
умение
убедительно обосновать свой профессиональный выбор. В условиях игры отмечается, что
«организация,
принимающая
сотрудников
на
работу,
располагает
вакансиями
по
различным профессиональным направлениям, но число этих вакансий ограничено».
—
После того как собеседования с претендентами закончены, они должны выйти из
класса, чтобы не слышать обсуждения «членами коллектива» их кандидатур.
Когда «работодатели» сделали свой выбор, все претенденты приглашаются в класс, и
представитель работодателя (ведущий,председатель совета директоров) торжественно
объявляет, кто из них принят на работу, поясняя причины этого выбора.
Примечание: обычно обсуждение по выбору самого достойного кандидата проходит
довольно
бурно,
поступают
предложения
отметить
нескольких
понравившихся
работодателю претендентов. Поэтому целесообразно кроме одного участника, принятого
на работу, выбрать еще тех, кто «принят с испытательным сроком», «приглашен на
стажировку с перспективой дальнейшего трудоустройства» и т. п.
Обязательное условие: ведущий должен проконтролировать, чтобы при подведении
итогов был дан анализ причин выбора, отмечены типичные ошибки и главное - сильные
стороны прошедших собеседование претендентов.
5. В заключение участникам предлагается обсудить итоги занятия. Ведущий
может
стимулировать
обсуждение
-
спрашивать
о
трудностях,
с
которыми
столкнулись
участники,
о
личном
опыте,
который
они
приобрели.
Финалисты
конкурса рассказывают о своем личном опыте, чувствах и впечатлениях, игравшие
роль «представителей работодателя» - о своих.