Напоминание

"Психическое развитие дошкольников" (Память, внимание, воображение – психические процессы.)


Автор: Михальчук Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детство" "ЦРР" г. Калуги НСП "Мозаика"
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: "Психическое развитие дошкольников" (Память, внимание, воображение – психические процессы.)
Тема: "Психическое развитие дошкольников" (Память, внимание, воображение – психические процессы.)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мой девиз:

«Если мы научимся слушать ребенка, сорадоваться и сопереживать с ним,

То мы в его лице приобретем бесценного друга»

(Л.Фесюкова)

«Психическое развитие дошкольников»

(Память, внимание, воображение – психические процессы.)

Все родители на вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего

ребенка, обычно отвечают: честным, добрым, умным, хорошим человеком и

т.д. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок вырос таким?

Прежде всего - нужно его любить. Это касается и работы с детьми в детском

саду.

Психика малыша устроена так, что если его взрослый поругал или

наказал, то он может сделать вывод: «Значит, меня не любят». А ведь он

должен чувствовать нашу любовь и в тех случаях, когда взрослые бывают

недовольные его поведением.

Для

того,

чтобы

достичь

желаемого

результата

(умения,

навыков,

усидчивости)

нужно

терпение

и

время,

а

не

категорическое

заявления,

которые

чаще

всего

вызывают

нежелательные

последствия:

упрямость,

замкнутость, отчужденность.

Из

общения

с

детьми

видно,

что

дети,

растущие

в

обстановке

постоянной и ощутимой любви близких, в сознании своей защищенности,

раскрываются

лучшими

своими

качествами.

А

дети,

лишенные

живой

родительской любви, или недополучив ее, склонные вести себя иначе: они

замкнуты, угрюмы, даже озлоблены.

Воспитатель и родители должны создавать чувство уверенности в том,

что ребенок защищен, о нем заботятся, его любят. Это важно буквально в

первые дни посещения детского сада.

Если

мы

хотим

видеть

в

ребенке

человеческую

личность,

мы

должны

максимально

использовать

возможности

общения:

сделать

эти

минуты

радостными для обеих сторон.

У взрослых не должно быть заботы важнее, чем «сотворение» человека,

заботы о ребенке.

Мы не всегда можем контролировать свое настроение, но сточки зрения

малышей, недовольство взрослых вызвано ими. Очень рано дети начинают

чувствовать

это

и,

не

понимая,

чем

они

заслужили»

немилость»

либо

капризничают, либо, в худшем случае начинают считать себя ненужными,

нелюбимыми.

Крайности в воспитании губительны для формирования черт личности.

Заласканный, изнеженный ребенок не проявляет даже минимального усилия,

это приводит ребенка к эгоизму, самонадеянности, самолюбованию.

Ребенок,

растущий

в

обстановке

предписаний,

повышенной

требовательности, тоже получит долю «искривлений» характера.

Суровость приводит к ожесточению.

Нельзя наказывать ребенка углом, он не может выдержать и пяти минут

бездействия.

Поливая

цветы

с

девочками,

заливаем

подоконник,

не

надо

им

высказывать их неловкость, а вытрем вместе.

Ребенок

заметит

наше

участие,

приобретет

в

нас

д ру г а ,

сопереживателя, а не надзирателя. Что очень важно в формировании психики

малыша.

Ребенок, приходя утром в детский сад, в свою группу, увидя тебя,

протягивает

тебе

руку,

улыбается

тебе,

выражая

свою

искрению

расположенность, симпатию, любовь.

Идет время, и чувства эти становятся более человеческими – глубокими

и сложными. Ребенок чувствует себя рядом с тобой защищенным.

Эта защищенность основана на разнообразных жизненных ситуациях.

Малыш ушибся – ты его утешил, потянулся за игрушкой - помог ему,

поиграл, поговорил, приласкал и т.д.

Мы оправдали его доверие.

Именно наша оценка поведения малыша становится для него столь

важной.

И з в е с т н о ,

ч т о

д е т я м

р а н н е г о

в о з р а с т а

с в о й с т в е н н ы

непосредственность,

импульсивность,

они

находятся

в

«плену»

своих

желаний и чувств.

Поэтому взрослым надо стараться пробудить и разбудить в детях такие

чувства,

которые

помогут

им

учитывать

интересы

других

людей,

сверстников,

выполнять

требования

взрослых:

сочувствие,

доброту,

взаимную симпатию.

Трудно свою жизнь подчинить интересам ребенка, но всегда следует

помнить, что его эмоциональный настрой зависит от того, какие чувства

вызываем в нем мы – взрослые.

Каждой семье присущи «свой дух», «своя атмосфера», которые дети

улавливают,

«впитывают»,

а

затем

и

выражают

особенностями

своего

поведения со сверстниками, взрослыми, переходящими в устойчивые черты

личности.

Личность маленького человека формируется не нашими словами, а

особенностями нашего поведения.

В раннем детстве быстро растет интерес к окружающему – это мощный

двигатель развития.

Ребенок стремится все увидеть, услышать, но ему нужны не только

слуховые и зрительные впечатления, но и осязательные, мышечные.

Дети хотят все потрогать, помять, порвать, поломать, бросить.

В

процессе

общения

с

детьми

третьего

и

четвертого

года

жизни

довольно

заметно

развиваются

действия

восприятия

и

мыслительные

действия.

Психическая

жизнь

ребенка

носит

определенный

характер

-

дети

зрительно обследуют предметы, их свойства.

Они

уже

решают

мыслительные

задачи

как

достать

с

полки

понравившуюся пирамидку.

Ребенок при общении вспоминает прошедшие события.

Летом вспоминает, что делал зимой и наоборот.

Очень

трудно

привлечь

ребенка

к

чему

нибудь,

если

это

не

затрагивает его чувств, его не интересует. Поэтому важно, побуждая ребенка

чем-то

заняться,

вызвать

у

него

интерес

и

понимание,

постараться

воздействовать на его чувства, но не принуждать его, не заставлять, а только

заинтересовать.

Очень

интересно

наблюдать,

как

складывается

у

малышей

воображение.

Когда сидит на стульчике и гудит, имитируя машину, он шофер, а стул –

машина.

Скачет по группе на палочке, он уже всадник, а палочка – лошадка.

Мало – помалу в играх и занятиях ребенок накапливает запас сведений

о самых разнообразных связях и отношениях предметов и действий с ними.

Дети очень фантазируют, особенно в процессе игры. Меняют имена детям,

придумывают «сценарии» игры. Надо с пониманием отнестись к подобным

выдумкам и фантазиям. И если тебя пригласили на «день рождения дочки» по

возможности участвуй в игре. Поощряй и поддерживай их, даже обогащай

своим участием. Включись вместе с ними в игру, будь на «равных».

Играя,

у

детей

развивается

наглядно

действенное

мышление

и

наглядно – образное, зарождается обобщение.

Мышление

делает

первые

шаги,

которые

приведут

ребенка

в

дошкольном возрасте к более сложным, развитым формам мышления.

А

как

важны

для

умственного

развития

прогулки,

и

не

только

на

участок, а и на спортивный участок, огород, другие участки, просто по

территории детского сада.

Они

очень

видят

много

нового:

растения,

природные

явления,

транспорт, труд людей. Столько всего, на что есть посмотреть.

Дети просят сами опять пойти туда, в надежде увидеть изменения (огород).

Они побуждаются к разговору, активизируют свою речь, становятся

«почемучками».

Так интересна эта неуемная любознательность. Она радует.

Нельзя отнекиваться от их вопросов, обязательно отвечать. И отвечать

не одним словом, а полно, чтобы ребенок получил не только ответ, но и

узнал,

что-то

новенькое.

Объяснять

правильно,

доступно

пониманию

ребенка.

Проявлять

уважение

к

его

расспросам.

Обязательно

поддерживать

беседу, побуждая его говорить.

Наши ответы развивают у детей пытливость ума, вызывают стремление

узнать, разобраться, понять.

Интерес к окружающему у детей 3-4 лет жизни очень велик.

Порой их очень трудно оторвать от того, что всерьез заинтересовало их.

Умение

наблюдать

сосредоточенно,

внимательно

слушать,

рассматривать – это важные качества, о развитии которых нельзя забывать.

Надо использовать любой подходящий случай, чтобы способствовать

их проявлению.

Развиваясь, ребенок не просто овладевает разнообразными действиями,

не только учится видеть мир, мыслить. Он еще и усваивает, что такое хорошо,

и

что

такое

плохо,

привыкает

подчинять

свои

желания

необходимости,

впитывает в себя правила поведения, свойственные людям.

Начинает складываться личность ребенка, его внутренний мир.

Поведение детей складывается под влиянием его чувств и желаний,

поэтому надо обращать особое внимание на развитие у них таких чувств,

которые

побуждали

бы

их

поступать

в

соответствии

с

требованиями

взрослых, учитывать интересы других людей (сверстников, домашних).

Очень важно добиться, чтобы у детей преобладали положительные

эмоции – радость, сочувствие, доверчивость.

А

появление

отрицательных

эмоций,

таких,

как

обида,

страх,

недовольство, гнев, вовремя замечались и гасились.

Методика Лукошкина:

1.

Песчаная россыпь.

2.

Мягкая глина.

3.

Мерцающий маяк.

4.

Алый парус (зависит от ветра)

5.

Горящий факел

Находите время:

Для мечты – это путь к звездам

Для работы – это условия успеха

Для веселья - это музыка души

Для чтения – это основа знания

Для размышления – это источник силы.

(Ф.Зайверт)



В раздел образования