Автор: Михальчук Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детство" "ЦРР" г. Калуги НСП "Мозаика"
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: "Психическое развитие дошкольников" (Память, внимание, воображение – психические процессы.)
Тема: "Психическое развитие дошкольников" (Память, внимание, воображение – психические процессы.)
Раздел: дошкольное образование
Мой девиз:
«Если мы научимся слушать ребенка, сорадоваться и сопереживать с ним,
То мы в его лице приобретем бесценного друга»
(Л.Фесюкова)
«Психическое развитие дошкольников»
(Память, внимание, воображение – психические процессы.)
Все родители на вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего
ребенка, обычно отвечают: честным, добрым, умным, хорошим человеком и
т.д. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок вырос таким?
Прежде всего - нужно его любить. Это касается и работы с детьми в детском
саду.
Психика малыша устроена так, что если его взрослый поругал или
наказал, то он может сделать вывод: «Значит, меня не любят». А ведь он
должен чувствовать нашу любовь и в тех случаях, когда взрослые бывают
недовольные его поведением.
Для
того,
чтобы
достичь
желаемого
результата
(умения,
навыков,
усидчивости)
нужно
терпение
и
время,
а
не
категорическое
заявления,
которые
чаще
всего
вызывают
нежелательные
последствия:
упрямость,
замкнутость, отчужденность.
Из
общения
с
детьми
видно,
что
дети,
растущие
в
обстановке
постоянной и ощутимой любви близких, в сознании своей защищенности,
раскрываются
лучшими
своими
качествами.
А
дети,
лишенные
живой
родительской любви, или недополучив ее, склонные вести себя иначе: они
замкнуты, угрюмы, даже озлоблены.
Воспитатель и родители должны создавать чувство уверенности в том,
что ребенок защищен, о нем заботятся, его любят. Это важно буквально в
первые дни посещения детского сада.
Если
мы
хотим
видеть
в
ребенке
человеческую
личность,
мы
должны
максимально
использовать
возможности
общения:
сделать
эти
минуты
радостными для обеих сторон.
У взрослых не должно быть заботы важнее, чем «сотворение» человека,
заботы о ребенке.
Мы не всегда можем контролировать свое настроение, но сточки зрения
малышей, недовольство взрослых вызвано ими. Очень рано дети начинают
чувствовать
это
и,
не
понимая,
чем
они
заслужили»
немилость»
либо
капризничают, либо, в худшем случае начинают считать себя ненужными,
нелюбимыми.
Крайности в воспитании губительны для формирования черт личности.
Заласканный, изнеженный ребенок не проявляет даже минимального усилия,
это приводит ребенка к эгоизму, самонадеянности, самолюбованию.
Ребенок,
растущий
в
обстановке
предписаний,
повышенной
требовательности, тоже получит долю «искривлений» характера.
Суровость приводит к ожесточению.
Нельзя наказывать ребенка углом, он не может выдержать и пяти минут
бездействия.
Поливая
цветы
с
девочками,
заливаем
подоконник,
не
надо
им
высказывать их неловкость, а вытрем вместе.
Ребенок
заметит
наше
участие,
приобретет
в
нас
д ру г а ,
сопереживателя, а не надзирателя. Что очень важно в формировании психики
малыша.
Ребенок, приходя утром в детский сад, в свою группу, увидя тебя,
протягивает
тебе
руку,
улыбается
тебе,
выражая
свою
искрению
расположенность, симпатию, любовь.
Идет время, и чувства эти становятся более человеческими – глубокими
и сложными. Ребенок чувствует себя рядом с тобой защищенным.
Эта защищенность основана на разнообразных жизненных ситуациях.
Малыш ушибся – ты его утешил, потянулся за игрушкой - помог ему,
поиграл, поговорил, приласкал и т.д.
Мы оправдали его доверие.
Именно наша оценка поведения малыша становится для него столь
важной.
И з в е с т н о ,
ч т о
д е т я м
р а н н е г о
в о з р а с т а
с в о й с т в е н н ы
непосредственность,
импульсивность,
они
находятся
в
«плену»
своих
желаний и чувств.
Поэтому взрослым надо стараться пробудить и разбудить в детях такие
чувства,
которые
помогут
им
учитывать
интересы
других
людей,
сверстников,
выполнять
требования
взрослых:
сочувствие,
доброту,
взаимную симпатию.
Трудно свою жизнь подчинить интересам ребенка, но всегда следует
помнить, что его эмоциональный настрой зависит от того, какие чувства
вызываем в нем мы – взрослые.
Каждой семье присущи «свой дух», «своя атмосфера», которые дети
улавливают,
«впитывают»,
а
затем
и
выражают
особенностями
своего
поведения со сверстниками, взрослыми, переходящими в устойчивые черты
личности.
Личность маленького человека формируется не нашими словами, а
особенностями нашего поведения.
В раннем детстве быстро растет интерес к окружающему – это мощный
двигатель развития.
Ребенок стремится все увидеть, услышать, но ему нужны не только
слуховые и зрительные впечатления, но и осязательные, мышечные.
Дети хотят все потрогать, помять, порвать, поломать, бросить.
В
процессе
общения
с
детьми
третьего
и
четвертого
года
жизни
довольно
заметно
развиваются
действия
восприятия
и
мыслительные
действия.
Психическая
жизнь
ребенка
носит
определенный
характер
-
дети
зрительно обследуют предметы, их свойства.
Они
уже
решают
мыслительные
задачи
–
как
достать
с
полки
понравившуюся пирамидку.
Ребенок при общении вспоминает прошедшие события.
Летом вспоминает, что делал зимой и наоборот.
Очень
трудно
привлечь
ребенка
к
чему
–
нибудь,
если
это
не
затрагивает его чувств, его не интересует. Поэтому важно, побуждая ребенка
чем-то
заняться,
вызвать
у
него
интерес
и
понимание,
постараться
воздействовать на его чувства, но не принуждать его, не заставлять, а только
заинтересовать.
Очень
интересно
наблюдать,
как
складывается
у
малышей
воображение.
Когда сидит на стульчике и гудит, имитируя машину, он шофер, а стул –
машина.
Скачет по группе на палочке, он уже всадник, а палочка – лошадка.
Мало – помалу в играх и занятиях ребенок накапливает запас сведений
о самых разнообразных связях и отношениях предметов и действий с ними.
Дети очень фантазируют, особенно в процессе игры. Меняют имена детям,
придумывают «сценарии» игры. Надо с пониманием отнестись к подобным
выдумкам и фантазиям. И если тебя пригласили на «день рождения дочки» по
возможности участвуй в игре. Поощряй и поддерживай их, даже обогащай
своим участием. Включись вместе с ними в игру, будь на «равных».
Играя,
у
детей
развивается
наглядно
–
действенное
мышление
и
наглядно – образное, зарождается обобщение.
Мышление
делает
первые
шаги,
которые
приведут
ребенка
в
дошкольном возрасте к более сложным, развитым формам мышления.
А
как
важны
для
умственного
развития
прогулки,
и
не
только
на
участок, а и на спортивный участок, огород, другие участки, просто по
территории детского сада.
Они
очень
видят
много
нового:
растения,
природные
явления,
транспорт, труд людей. Столько всего, на что есть посмотреть.
Дети просят сами опять пойти туда, в надежде увидеть изменения (огород).
Они побуждаются к разговору, активизируют свою речь, становятся
«почемучками».
Так интересна эта неуемная любознательность. Она радует.
Нельзя отнекиваться от их вопросов, обязательно отвечать. И отвечать
не одним словом, а полно, чтобы ребенок получил не только ответ, но и
узнал,
что-то
новенькое.
Объяснять
правильно,
доступно
пониманию
ребенка.
Проявлять
уважение
к
его
расспросам.
Обязательно
поддерживать
беседу, побуждая его говорить.
Наши ответы развивают у детей пытливость ума, вызывают стремление
узнать, разобраться, понять.
Интерес к окружающему у детей 3-4 лет жизни очень велик.
Порой их очень трудно оторвать от того, что всерьез заинтересовало их.
Умение
наблюдать
сосредоточенно,
внимательно
слушать,
рассматривать – это важные качества, о развитии которых нельзя забывать.
Надо использовать любой подходящий случай, чтобы способствовать
их проявлению.
Развиваясь, ребенок не просто овладевает разнообразными действиями,
не только учится видеть мир, мыслить. Он еще и усваивает, что такое хорошо,
и
что
такое
плохо,
привыкает
подчинять
свои
желания
необходимости,
впитывает в себя правила поведения, свойственные людям.
Начинает складываться личность ребенка, его внутренний мир.
Поведение детей складывается под влиянием его чувств и желаний,
поэтому надо обращать особое внимание на развитие у них таких чувств,
которые
побуждали
бы
их
поступать
в
соответствии
с
требованиями
взрослых, учитывать интересы других людей (сверстников, домашних).
Очень важно добиться, чтобы у детей преобладали положительные
эмоции – радость, сочувствие, доверчивость.
А
появление
отрицательных
эмоций,
таких,
как
обида,
страх,
недовольство, гнев, вовремя замечались и гасились.
Методика Лукошкина:
1.
Песчаная россыпь.
2.
Мягкая глина.
3.
Мерцающий маяк.
4.
Алый парус (зависит от ветра)
5.
Горящий факел
Находите время:
Для мечты – это путь к звездам
Для работы – это условия успеха
Для веселья - это музыка души
Для чтения – это основа знания
Для размышления – это источник силы.
(Ф.Зайверт)