Автор: Иванова Людмила Григорьевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МКОУ "Совхозная ООШ"
Населённый пункт: Воронежская область,Каширский район, п. Степной
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технология критического мышления на уроках информатики
Раздел: среднее образование
Технология Развития Критического Мышления на уроках информатики.
Общество нуждается в гражданах, мыслящих творчески и критически, успешно решающих
текущие вопросы и способных контролировать происходящие перемены.
Для формирования нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость,
рефлексивность хорошо подходит технология РКМЧП- Развитие критического мышления через
чтение и письмо.
Технология РКМЧП решает задачи:
Активизации школьников;
Культуры письма: формирование написания текстов различных жанров;
Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и
оценочной работе с информацией любой сложности;
Социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и
ответственности за знания.
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ
Технология Развития Критического Мышления базируется на трёх китах:
структура (трёхфазовая базовая модель);
приёмы (табличные, графические, творческие, работа с текстом, работа с вопросами, и т.д.)
принципы (организация урока, роль учителя и ученика, прочие)
Познавательная функция технологии «Развитие критического мышления через чтение и
письмо» выполняется при реализации базовой модели, которая предполагает, что процесс
присвоения школьником информации должен пройти в три этапа :вызов- осмысление –
размышление (рефлексия).
Каждая
стадия
имеет
свои
цели
и
задачи,
а
также
набор
характерных
приёмов,
направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на
осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Актуализация
опыта
и
предыдущих
з н а н и й
обучающихся
Активизация деятельности учащихся
Формирование мотивации на учебную деятельность.
Получение обучающимися нового знания
Формирование понимания и систематизация знаний
соотнесение известного с новым
Освоение способа работы с информацией.
Присвоение нового знания
Создание целостного представления о предмете
Вызов
Осмысление
О
Осмысления
Размышления
Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в
предмете
На стадии вызова идет подготовка к восприятию новых знаний. На стадии осмысления
учащимися предлагается новый материал и организуется процесс усвоения.
На стадии размышления (рефлексии) школьник осознает новое знание, приобретенный опыт.
Происходит обмен идеями, ученик сообщает информацию своими словам.
Отличительная особенность этой технологии заключается в том, что школьники
самостоятельно работают с информацией, которую необходимо воспринять, ранжировать по
новизне и значению, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения.
Технология РКМЧП знакомит с методами простыми и понятным, которые делают обучение
увлекательным и осмысленным . Это такие методы и приемы, как стратегия «Вопросительные
слова», «Толстые и тонкие вопросы», Кластеры, «Синквейны», прием «Инсерт», стратеги «
ЗХУ», «Зигзаг» и многие другие.
Тема: «Информация и её свойства».
Разработка
урока
информатики
в
7
классе
с
использованием
технологии
развития
критического мышления на тему «Информация и её свойства».
.
Цель урока: изучение материала по теме –информация и её свойства.
Задачи:
Образовательные: ввести понятия информации, рассмотреть свойства и действия над
информации
Развивающие:.
-сформировать навыки работы с текстом, с новыми понятиями
-развивать логическое мышление
-формировать критическую оценку своей деятельности
-формировать умения обобщать. систематизировать
Воспитательные: воспитывать прилежность, самостоятельность; воспитывать
навыки самоконтроля, умение работать в группе.
Формы работы на уроке: индивидуальная , парная и групповая работа
План урока:
1.
Организационный момент (1 мин.)
Стадия вызова: 1.«Мозговой штурм» (индивидуальная работа)
Задание: Написать ассоциации к слову «Информация» - 1 минута (Предложенные варианты
записать на доске)
2.
«Перепутанные логические цепи» (групповая работа) (Приложение 1)
Задание: Из набора словосочетаний, найти лишнее слово, которое не относится к информации и
из оставшихся слов составить определение «Информация» (5 минут)
(Каждое определение, составленное группами разместить на доску)
Стадия осмысления:
1 Изучение нового материала (индивидуальная работа)
Задание: Прочитайте текст на тему «Информация, свойства информации» (приложение №2) ,
расставляя на полях пометки «V»-знаю, «+»-новое, «?»-вопрос .( 10 минут). Найти определение
«Информация» в тексте и сравнить его с определениями составленные группами.
Заполнить таблицу «Инсерт» своими словами, вновь вернувшись к тексту(10 минут)
«V» – знаю
«+» – новое
«?» – вопросы
(приложение 3). Обменяться мнениями в парах.
Стадия рефлексия:
Практическая работа в группах. (10 минут)
Задание: Составить Синквейн со словом «Информация»- I группа (Приложение № 4)
Задание: Составить «Кластер» со словом «Информация»-II группа (Приложение № 5)
Домашнее задание:1. Составить
Синквейн к слову «Сведения»
2.Придумайте графический способ представления поговорки «Повторение–мать учений»
Итог.
Возвращение к ключевым терминам, записанным на доске, объединение их в группы и
соединение линиями, систематизация информации по итогам прохождения материала.
Вычленение терминов, требующих дополнительного изучения – определение перспектив
дальнейшей работы с темой
Технологичекие
этапы
Задачи этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
Учащихся
УУД
I. Вызов:
1.Мозговой штурм
Задание:
Н а п и с а т ь
ассоциации
к
с л о ву
«Информация»
-актуализация
имеющихся знаний;
Записывает
предложенные
ассоциации
учащихся
на доске
В течении 1 минуты ученики
«вспоминают» и записывают
в тетрадь, что им известно
по изучаемому вопросу.
Записанная информация
обсуждается. Работа ведется
первоначально
индивидуально, обсуждается
в парах
Регулятивные: умение
слушать друг друга,
уточнять и дополнять
Коммутативные:
аргументация своего
мнения
2.«Перепутанные
логические цепи»
Задание: Из набора
словосочетаний
составить определение
«Информация»
-пробуждение интереса
к
получению
нов ой
информации;
Наблюдает со
стороны, при
необходимости
направляет
деятельность групп
подсказками.
Помогает учащимся
разместить на доске
составленные
определения
«Информация»
В течении 10 минут ученики
в группах работают с
набором словосочетаний:
Преобразования;
об окружающем
мире; это
осознанные;
передачи и;
объектом хранения;
информация-;
которые являются;
использования;
различных видов;
сведения
Познавательные: умение
применять
знания
для
практических задач
I I .
О с м ы с л е н и е
содержания:
1 Задание: Прочитайте
текст на тему
«Информация, свойства
информации»
(приложение №2) ,
(Стратегия Инсерт)
Обеспечение
восприятия нового
материала
;
Организовывает
работу учеников
Работа ведется
индивидуально .Ученики
читают текс ( 10 минут)
расставляя на полях пометки
«V»-знаю, «+»-новое, «?»-
вопрос
Познавательные:
самостоятельное
получение новой
информации
.
2.Задание:
Сравнить
определение
«Информация» в тексте
Коррекция определений,
, обеспечение получения
новых знаний
Контролирует
работу
учеников
Учащиеся соотносят
правильное определение
«Информации» в тексте с
Познавательные:
развитие аналитического
мышления (
навыков
с определениями
составленные группами.
определениями
составленные группами
сравнения и анализа).
3.Задание:
Систематизируйте
информацию,
расположив ее в
соответствии со своими
пометками в таблицу
Обеспечение
осмысления первичного
запоминания
детьми
нового материала
Организовывает
работу учеников
Учащиеся заполняют таблицу
(10 минут),расположив
информацию в
соответствующие графы
таблицы
Познавательные:
Формирования навыков
написания текстов
разного жанра;
развитие
информационной
грамотности,
способностей к
аналитической и
оценочной работе с
текстами.
III. Рефлексия:
Практическая работа в
группах. (10 минут)
1.Задание: Составить
Синквейн со словом
«Информация»- I группа
(Приложение 4)
2.Задание: Составить
«Кластер» со словом
«Информация»-II группа
о с у щ е с т в л я е т с я
анализ,
т в о р ч е с к а я
переработка,
интерпретация
изученной информации,
Учитель предлагает
учащимся творческие,
практические задания
на основе изученной
информации
Учащиеся работают в
группах
Познавательные:
формирования умений
делать выводы
и обобщать в процессе
размышления;
Коммутативные:
умение
с о вм е с т н о
р а б о т а т ь ,
слушать других
Регулятивные:
формирования
навыков
выделения
ориентиров
д е й с т в и й
в
н о в о м
учебном материале;
Формирования
умений
внесения
изменений
в
р е з у л ь т а т
с в о е й
деятельности
Приложение 1
Преобразования; об окружающем мире; это осознанные ;передачи и; объектом хранения;
информация-; которые являются; использования ; различных видов ;сведения; множество
Приложение 2
Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д.
Каждого человека в мире окружает море информации различных видов. Несмотря на то, что единого
строгого определения информации не существует, имеется возможность описать этот термин через
характерные свойства: дуализм(двойственность), достоверность, полнота, адекватность, доступность
и актуальность.
Информация — это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом
хранения, преобразования, передачи и использования.
Информация содержится везде..Дерево содержит собственную генетическую информацию, и только
благодаря этой информации от семечки берёзы вырастает только берёза. Для деревьев источником
информации является воздух, именно по состоянию воздуха дерево может определить время
распускания почек. Перелётные птицы знают свой маршрут перелёта, и каждая стая идёт только
своим заданным в генах маршрутом.
Стремление зафиксировать, сохранить надолго свое восприятие информации было всегда
свойственно человеку. Мозг человека хранит множество информации и использует для хранения её
свои способы, основа которых — двоичный код, как и у компьютеров. Человек всегда стремился
иметь возможность поделиться своей информацией с другими людьми и найти надёжные средства
для её передачи и долговременного хранения. Для этого в настоящее время изобретено множество
способов хранения информации на внешних (относительно мозга человека) носителях и её передачи
на огромные расстояния.
Основные виды информации по её форме представления, способам её кодирования и хранения,
что имеет наибольшее значение для информатики, это:
графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ
хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде
картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах,
изображающих картины реального мира;
звуковая (акустическая) — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и
тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г. её
разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ
кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение её
аналогично графической информации;
текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами,
причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для
отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги
и книгопечатания;
числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно
большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично
текстовой информации для её отображения используется метод кодирования специальными
символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;
видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с
изобретением кино.
Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенностью
информации от других объектов права информации влияют как свойства исходных данных,
составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию.
С точки зрения информатики, наиболее важными представляются следующие общие качественные
свойства: достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность,
понятность, доступность, краткость и пр.
1.
Субъективность информации. Информация существует только во взаимосвязи с
субъектом, передающим эту информацию и зависит от человеческого сознания.
Информация — это субъективное отражение внешнего объективного мира. Информация
зависит от методов ее фиксации и оценки.
Пример. Объективными являются данные - показания термометра в конкретном месте в
конкретное время, а информация «На улице тепло» является субъективной оценкой этих
данных, как и информация «На улице 22 градуса тепла». При этом, можно говорить только о
точности этой информации, но не о её объективности.
Объективными являются данные, полученные с помощью исправных датчиков,
измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация искажается (в
большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний
конкретного субъекта.
2.
Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное
положение дел. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.
Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение
субъективного свойства;
искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно
точных средств ее фиксации.
3.
Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для
понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному
выводу или решению.
4.
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию
объекта, процесса, явления и т. п.
5.
Актуальность информации — важность для настоящего времени, злободневность,
насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
6.
Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к
нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с
ее помощью.
Синквейн ( Приложение № 4)
Информация
достоверная актуальная
хранится кодируется передается
обладает качественными свойствами
сведения
Кластер (Приложение №5)
текстовая
Графическая
полнота
полезность
точность
субъективность
достоверность
Обладает
свойствами
видеоинформация
числовая
звуковая
Имеет
различные
формы
знания
Сведения
Информация
актуальность
Выводы
Применение
элементов
технологии
критического
мышления
дает
возможность вырабатывать у обучающихся умения, такие как:
умение работать в группе;
умение
графически
оформить
текстовый
материал;
умение
творчески
интерпретировать имеющуюся информацию;
умение
распределить
информацию
по
степени
новизны
и
значимости;
умение обобщить полученные знания;
формирование
культуры
чтения,
пользоваться
разными
стратегиями
чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки
зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать
новые знания, делать выводы и обобщения.