Автор: Лихошва Ирина Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школа-интернат спортивного профиля
Населённый пункт: города Краснодара
Наименование материала: авторская программа "Здоровье"
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в соответствии с действующими образовательными стандартами"
Раздел: полное образование
Методический материал
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЬЕ»
Подготовила методист
ГБОУ КК ШИСП
Лихошва И.В.
г.Краснодар, 2017
Паспорт программы
Наименование
Программы
«Здоровье»
Исполнитель
ОУ
Цель программы
-
создание
в
школе
организационно-педагогических,
материально-технических,
санитарно-гигиенических
и
других
условий
здоровьесбережения,
учитывающих
индивидуальные
показатели
состояния
здоровья
участников
образовательного
процесса;
- усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного
процесса;
-
создание
материально-технического,
содержательного
и
информационного
обеспечения
агитационной
и
пропагандистской
работы
по
приобщению
подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
-
развитие
организационного,
программного
и
материально-технического
обеспечения
дополнительного
образования
обучающ и х с я
в
а с п е к т а х
здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом
особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
- разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических
работников школы.
Задачи программы
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
формирование
системы
выявления
уровня
здоровья
обучающихся
и
его
целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
гигиеническое
нормирование
учебной
нагрузки,
объема
домашних
заданий
и
режима дня;
освоение
педагогами
новых
методов
деятельности
в
процессе
обучения
школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
развитие
психолого-медико-педагогической
службы
школы
для
своевременной
профилактики психологического и физического состояния учащихся;
организация систематической спортивно-оздоровительной работы в урочное и во
внеурочное время;
посещение
научно-практических
конференций,
семинаров,
лекций
по
данной
проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
Нормативно-правовые основания
для разработки программы
Конституции РФ;
Конвенции о правах ребенка;
закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего,
среднего (полного) образования;
СанПиН,
2.4.2.1178-02
«Гигиенические
требования
к
режиму
учебно-
воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от
29.12.10 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте 03.03.2011г. № 19993);
Срок реализации
2014.2017
1.Основания для создания программы.
Программы «Здоровье» (2005-208, 2009 - 2011гг.) успешно принесли ожидаемые результаты (значительно укрепилось
здоровье школьников, улучшились санитарно-гигиенические условия в школе, наладилось эффективное межведомственное
сотрудничество с детскими поликлиниками, изменилось восприятие проблемы педагогами).
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии
здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и
практики в сфере здоровьесбережения.
Для получения статистических данных о здоровье учащихся на протяжении нескольких лет в школе проводился
сравнительный
анализ
состояния
здоровья
и
мониторинг
заболеваний
учащихся,
исследованы
проблемы
социального
и
нравственного характера. Данные исследований свидетельствуют о том, что здоровьесберегающее направление в период
обучения детей в школе должно систематически поддерживаться на должном уровне со стороны медицинского работника,
учителей и родителей.
Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на
здоровье будущих граждан.
2. Цели программы:
создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий
здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской
работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования обучаю-
щихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
обеспечение
системы
полноценного
сбалансированного
питания
в
школе
с
учетом
особенностей
состояния
здоровья
участников образовательного процесса;
разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.
3. Задачи программы:
отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока,
сберегающих здоровье учащихся;
планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
развитие
психолого-медико-педагогической
службы
школы
для
своевременной
профилактики
психологического
и
физического состояния учащихся;
привлечение
системы
кружковой,
внеклассной
и
внешкольной
работы
к формированию
здорового
образа
жизни
учащихся;
4.Функции различных категорий работников школы
4.1.Функции медицинской службы школы:
проведение диспансеризации учащихся школы;
медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской группы.
4.2.Функции администрации:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
организация и контроль уроков физкультуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
4.3.Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация
и
проведение
в
классном
коллективе
мероприятий
по
профилактике
наркомании,
токсикомании,
табакокурения;
организация и проведение профилактических работы с родителями;
организация
встреч
родителей
с
представителями
правоохранительных
органов,
работниками
ГИБДД,
КДН,
медработниками, наркологами;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках
программы здоровьесбережения;
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения,
правовой культуры.
5. Сроки и этапы реализации программы:
І этап -2014 – 2015 гг.
ІІ этап- 2015 – 2016 гг.
ІІІ этап – 2016-2017гг.
1 этап – подготовительный (1 год):
анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к
вредным привычкам;
изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их постепенное внедрение;
разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий
2 этап – апробационый ( 1 год):
внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее
эффективных;
систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
выполнение оздоровительных мероприятий
3 этап - контрольно-обобщающий (1год):
сбор и анализ результатов выполнения программы;
коррекции деятельности
6.Модель личности ученика
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам
школы
необходимо
знать,
какие
результаты
должны
быть
получены
в
ходе
их
деятельности
по
реализации
решений,
направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:
7.
Ожидаемые конечные результаты программы:
Учащиеся и выпускники школы
Модель выпускника первой ступени
обучения
Модель выпускника второй ступени обучения
Модель выпускника третьей ступени
обучения
знание основ личной гигиены,
выполнение правил гигиены;
владение основами
личной гигиены и здорового
образа жизни.
знание основ строения и
функционирования организма человека;
знание изменений в организме человека в
пубертатный период;
умение оценивать свое физическое и
психическое состояние;
знание влияния алкоголя, курения,
наркомании на здоровье человека;
поддержание физической формы;
телесно-мануальные навыки, связанные с
укреплением силы, выносливости,
ловкости;
гигиена умственного труда.
стремление к самосовершенствованию,
саморазвитию и профессиональной
пригодности через физическое
совершенствование и заботу о своем
здоровье;
убеждение в пагубности для здоровья и
дальнейшей жизни вредных привычек;
знание различных оздоровительных
систем;
умение поддерживать здоровый образ
жизни, индивидуальный для каждого
человека;
способность вырабатывать
индивидуальный образ жизни;
гигиена умственного труда.
должны знать:
1. Главная ценность жизни есть здоровье, за которое отвечает сам человек.
2. О необходимости регулярных профилактических осмотров с целью предупреждения и распознавания заболеваний на ранней
стадии.
3. о заболеваниях, передающихся половым путем и способах их предупреждения.
должны уметь:
1. Противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.
2. Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.
3. Обеспечить адекватные физиологические потребности и индивидуальные особенности питания.
4. Контролировать собственные поведенческие реакции, а также нести персональную ответственность за собственное
поведение и здоровье.
5. Вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях.
6. иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности, а также закаливание.
7. Регулярно проходить профилактические осмотры по рекомендации врачей.
8. Использовать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача.
должны иметь:
1. Сформированную точку зрения на вредные привычки (табак, алкоголь, наркотики, психотропные вещества).
2. Потребность соблюдения правил личной гигиены.
3. Устойчивую положительную мотивацию на достаточный уровень двигательной активности и закаливание организма.
4. Навыки позитивного отношения к людям.
8. Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что
включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности
организма);
культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную
(способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
9. Методы контроля над реализацией программы:
проведение заседаний Методического совета школы;
посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;
создание методической копилки опыта;
мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной
образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
10.Основные направления деятельности программы:
Медицинское направление предполагает:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
проведение физкультминуток;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
планомерная организация питания учащихся;
реабилитационную работу:
обязательное медицинское обследование;
мероприятия по очистке воды.
Просветительское направление предполагает:
организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,
алкоголизма, наркомании;
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения,
алкоголизма, наркомании;
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов,
стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по
профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни
через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным
формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, 2-3 дня находится дома под наблюдением
родителей);
режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
11. Реализация основных направлений программы:
1.
Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
2.
Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
3.
Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
4.
Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
5.
Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений
комнатными растениями.
6.
Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
7.
Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
8.
Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
9.
Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с
учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
11. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного
процесса.
12. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
12.Применение разнообразных форм работы:
1.Учет состояния детей:
анализ медицинских карт;
определение группы здоровья;
учет посещаемости занятий;
контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
динамические паузы;
индивидуальные занятия;
организация спортивных перемен;
дни здоровья;
физкульминутка для учащихся;
организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным
пребыванием.
3.Урочная и внеурочная работа:
открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно- оздоровительной направленности;
спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол футбол легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис13.
План деятельности по реализации программы
№
Мероприятия
Ответственные
Сроки
Планируемый
исполнители
результат и
выполнение
1.
Медицинское направление.
1.1.1.
Медико-педагогическая экспертиза:
- анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе;
-выявление учащихся специальной медицинской группы;
-ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп
здоровья по показателям.
Медицинский
работник
ежегодно
Медицинские карты,
листы здоровья в
классных журналах
1.1.2.
Проведение диспансеризации учащимся школы.
Медицинский
ежегодно
1.1.3.
Проведение медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов.
работник
ежегодно
План медосмотров
1.1.4.
Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья.
Медицинский
ежегодно
План медосмотров
111.5.
Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся.
работник
ежегодно
План прививок
1.6.
Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.
ежегодно
Классные журналы
1.7.
Анализ случаев травматизма в школе.
Зам. директора по ВР
ежегодно
Материалы отчетов
1.8.
Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.
ежегодно
Материалы отчетов
1.9.
Контроль за качеством питания и питьевым режимом.
Администрация
ежедневно в
течение года
1.10.
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
проветривание;
освещение;
отопление
Администрация
учителя
ежедневно в
течение года
вентиляция
уборка
1.11.
Рациональное расписание уроков, не допускающее
перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)
заместитель директора
по УВР
ежегодно
справка по оценке
расписания
1.12.
Постоянный контроль за школьной столовой.
Администрация
в течение года
2.Просветительское направление
2.1.
Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу
жизни.
Зам. директора
по ВР
2014-2015
учебный
год
тематика лектория
2.2.
Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны,
укрепления и сохранения здоровья детей.
администрация школы
ежегодно
план работы
2.3.
Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению
здоровья детей.
администрация школы
ежегодно
план работы
2.4.
Подготовка и проведение совещания при директоре по теме
«Здоровьесберегающая организация учебного процесса»
заместители директора
2014-2015
учебный
год
протокол совещания
2.5.
Организация просветительской работы с учащимися (лекторий,
тематические классные часы и другие виды работ).
заместитель директора
по ВР
ежегодно
план работы
2.6.
Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами
внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и
алкоголизма.
заместитель директора
по ВР
ежегодно
план работы
2.7.
Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки
биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.
учителя-предметники
в течение года
планы
уроков
2.8.
Конференция по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения»
заместитель директора
2016-2017
учебный
материалы конференции
год
2.9.
Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в
организации учебной деятельности.
учителя-предметники
ежегодно
Планы уроков
3.Спортивно-оздоровительное направление.
3.1.
Организацию спортивных мероприятий.
учителя физической
культуры
ежегодно
план работы
3.2.
Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по
формированию здорового образа жизни учащихся.
заместитель директора
по ВР
ежегодно
план работы кружков и
секций
3.3.
Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к
физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной
работы.
заместители директора
по УВР и ВР
ежегодно
план работы
4.Диагностическое направление
4.1.
Мониторинг состояния здоровья детей.
председатель МС
ежегодно
результаты мониторинга
4.2.
Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме
«Проблемы диагностики развития».
председатель МС,
психолог
2013-2014
учебный
год
материалы семинара
Календарный план реализации программы здоровьесбережения на 2016-2017 учебный год
СЕНТЯБРЬ
1.
Организация дежурства по школе и по классам в соответствии с
Положением об обязанностях дежурных по школе.
2.
Организация работы кружков и секций, организация клубной
деятельности.
3.
Включение
в
планы
родительского
всеобуча,
планы
методических
объединений
и
план
работы
школьной
библиотеки
мероприятий,
способствующих
повышению
эффективности работы по здоровьесбережению детей.
4.
Включение в планы по руководству и контролю вопросов,
cпособствующих улучшению работы школы по здоровье сбережению.
5.
Организация питания учащихся.
6.
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
7.
«Уроки чистоты».
8.
Проведение внутришкольных и участие в окружных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде.
9.
Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций,
бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
10.
Старты здоровья.
11.Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
ОКТЯБРЬ
1.
Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию
порядка на закреплённых участках, работа по созданию и
поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного
имущества.
2.
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
3.
Подготовка классов к зиме.
4.
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде.
5.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
6.
Физкультминутки (ежедневно).
7.
Организация подвижных игр на переменах в рамках осуществления шефской помощи учащимся
начальных классов (ежедневно).
НОЯБРЬ
1.
Проведение мероприятий, приуроченных к праздникам «День матери» и «День ребёнка»
2.
Проведение классных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов,
посвященных пропаганде здорового образа жизни.
3.
Экскурсии.
4.
Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности.
5.
Физкультминутки и динамические паузы (систематически).
6.
Организация активного отдыха и досуговой занятости учащихся в дни каникул.
ДЕКАБРЬ
1.
Проведение мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со
СПИДом.
2.
Проведение открытых классных часов по программе «Все цвета, кроме
чёрного».
3.
Первенство школы по баскетболу.
4.
Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных
празднованию Дня семьи.
5.
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
6.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Статья 41. 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь
ЯНВАРЬ
1.
Организация активного и занятости отдыха детей в дни
зимних
каникул.
2.
Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового
образа жизни».
3.
«Весёлые старты».
4.
Физкультминутки и динамические паузы.
ФЕВРАЛЬ
1.
Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
2.День защитника Отечества.
3.Спортивные соревнования, в рамках
месячника оборонно-массовой и патриотической работы.
4.Физкультминутки и динамические паузы.
МАРТ
1.
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
2.
Подготовка ко Дню здоровья. Физкультминутки и динамические паузы.
3.
Организация каникулярного отдыха и занятости детей.
АПРЕЛЬ
1.
Всемирный день здоровья.
2.
Всемирный день Земли.
3.
Операция «Милосердие», операция «Память».
4.
Благоустройство школьной территории.
МАЙ
1.
Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний
период.
2.
«О, Спорт- ты мир», посвящённые Дню Победы.
3.
Проведение экскурсий .
4.
Презентация уроков чистоты.
ИЮНЬ
1.
Международный день защиты детей.
2.
Всемирный день защиты окружающей среды.
3.
Работа по плану летних каникул.