Автор: Софина Ирмна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №55 "Пчелка" г.Брянска
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование
Художественно-эстетическое развитие.
МУЗЫКА. СТАРШАЯ ГРУППА
К лексической теме: «Моя семья»
Цель занятия:
воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников путем
формирования любви и уважения к своей семье посредством музыкальных
произведений.
Задачи:
- продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный,
тембровый, ритмический слух детей, совершенствовать умение читать схемы
и ритмоформулы; развивать эмоциональную отзывчивость и творческую
активность, коммуникативные навыки;
- формировать певческие навыки: умение петь легким звуком, без
напряжения, брать дыхание между фразами, продолжать развивать
индивидуальные певческие способности;
- расширять знания детей об изобразительных и выразительных
возможностях музыки; обогащать и активизировать словарный запас для
определения характера музыкального произведения, способствовать
развитию мышления, фантазии; закреплять понятия и музыкальные термины:
ритм, ансамбль, форте, пиано, оркестр;
-воспитывать чувство любви и уважения к своей семье;
-воспитывать интерес к шедеврам классической музыки.
Ход занятия.
Дети входят в зал.
- Доброе утро, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом.
Коммуникативное приветствие «Здравствуйте!»
- создать эмоционально положительный настрой.
( Подойдите ближе к фланелеграфу)
Музыкальная грамота «Ритмические дорожки»
- Какие бывают звуки по длительности? ( Длинные, короткие)
- Как мы их обозначаем? ( Длинный звук обозначаем широкой полоской,
короткий – узкой ).
- Что такое ритм? ( Ритм – это равномерное чередование звуков)
- Прохлопаем дорожку из длинных звуков…
- А теперь из коротких звуков…
- Если мы будем сочетать длинные и короткие звуки, получится
ритмический рисунок ( выложить на фланелеграфе).Прохлопаем его.
Полина сыграет на металлофоне, Даня – на бубне, а мы вместе – на
ритмических палочках. Будьте внимательны!
Упражнение «Маленький танец» муз. М. Александровой
- закреплять исполнение подскоков, бокового галопа, ритмичных хлопков и
притопов.
- В круг, ребята, становитесь
И друг другу улыбнитесь!
- Внимательно слушайте музыку, ее ритмический рисунок поможет вам
правильно исполнить движения. ( Исполнение)
-А теперь присаживайтесь.
Слушание музыки.
П.Чайковский «Мама»; из «Детского альбома»
- продолжать знакомить с пьесами из «Детского альбома»; вызвать
эмоциональный отклик; учить понимать музыкальную речь; развивать
музыкальный вкус.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с музыкой великого русского
композитора… (обратить внимание на портрет, дети называют) из знакомого
нам сборника (показать «Детский альбом», дети называют).
- Правильно, пианисты всего мира исполняют эти произведения.
Как по-другому называется пианино? (Ответ: фортепиано).
Что это означает? («форте» - громко, «пиано» - тихо)
Сегодня мы послушаем произведение в исполнении оркестра.
Что такое оркестр? (Ответ: большой коллектив музыкантов, которые играют
на разных музыкальных инструментах)
- У каждого из вас есть мама, папа, бабушка, дедушка, брат или сестра –
самые близкие и родные люди. Это – ваша… (семья). И, конечно, самый
родной человек – это … (мама).
- В народе говорят: «При солнышке тепло, при матери – добро».
Пьеса называется «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки рисуют мамины
глаза, полные любви; мамины руки дарят доброту и заботу; мамина улыбка
согревает теплом. Наверное, такими были и воспоминания Чайковского о
маме.
Мама, очень – очень я тебя люблю!
Так люблю, что ночью в темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень, зорьку тороплю.
Я тебя все время, мамочка, люблю!
(Слушание пьесы)
- Какая музыка по характеру?
( Ответы детей: медленная, спокойная, неторопливая, плавная, нежная,
ласковая, светлая, солнечная, лучистая, ясная, чистая ).
- Дима, какие слова ты запомнил?
- Егор, что ты можешь сказать об этой музыке?
- Ира?.. - Матвей?..
- Послушаем музыку о маме и подумаем о ней – самой доброй, ласковой и
родной. Закройте глаза и представьте себе, что она совсем рядом, обняла вас,
вы крепко прижались к ней, улыбаетесь ей. Вам очень хорошо вдвоем!
(Слушание отрывка).
- Как называется пьеса? Кто написал?
-Прекрасная музыка рисует нам портрет мамы и передает самые теплые,
нежные чувства.
Речевая игра «Гости» по Т.Тютюнниковой
Согласовывать движения с произносимым текстом, выполняя движения в
парах; развивать тембровый слух.
- Вам нравится, когда в дом приходят гости?
Парами станем, немного поиграем!
- Мама, мама! Дети прижимают ладони к ладоням партнера и качают
руками вправо – влево.
- Что, что, что? Ударяют ладонями о ладони партнера.
- Гости едут! Движения повторяются.
- Хорошо!
- Здрасте! Здрасте! 2 хлопка поочередно, руки накрест.
- Чмок, чмок, чмок! Смотрят друг на друга и чмокают губами.
- Здрасте! Здрасте! Движения повторяются.
-Чмок, чмок, чмок! (Дети – голос выше; мама – ниже).
Голосовые упражнения по схемам.
- совершенствовать умение читать схемы; упражнять в умении исполнять
глиссандо; развивать звуковысотный слух.
- Посмотрите на эту схему. Как вы ее понимаете?
( Использовать 3 схемы: глиссандо, прерывистый звук, волнообразный вверх
– вниз на терцию).
- Присаживайтесь!
Пение.
Распевка «Семья»
- повторить слова, используя иллюстрацию;
- подготовить голосовой аппарат к пению.
Бабушка, дедушка,
Мама, папа, я –
Наша дружная семья.
Песня «Бабушка и мамочка» , муз.М.Зарицкой
- узнать песню по мелодии, назвать;
- работа над ансамблем исполнения;
- отработать фразу « Подарю я к пра-а-зднику…»
- Сегодня мы будем исполнять песню ансамблем. Что такое «ансамбль»?
(Ответ: «вместе»)
Игра с пением «Колобок», муз.Е Вихаревой
- развивать индивидуальные певческие способности детей (петь соло);
- развивать танцевальное творчество в индивидуальной пляске;
- соблюдать правила игры.
- Отгадайте загадку: Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел,
Покатился, заблудился –
Непослушный он какой! (Колобок)
Считалка: Самый лучший в мире дом –
Дом, в котором мы живем:
Мама, папа и бабуся,
Я и наша кошка Муся.
Раз, два, три –
Водящим будешь ты!
(Играть 2 раза)
Танец. «Полька», муз.Штрауса
-закреплять умение исполнять подскоки и боковой галоп в парах;
-передавать в движении задорный характер музыки;
-узнать по музыкальному вступлению.
-Послушайте музыкальное вступление, узнайте и назовите музыку.
-Как вы будете танцевать, с каким настроением?
-Сегодня мы говорили о семье, о самых близких людях. Помогла нам в этом
музыка. Что вы запомнили? (Ответы)
-Мы желаем каждому дому
Радости вдоволь!