Напоминание

"Суффикс"


Автор: Антоненкова Ольга Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №7
Населённый пункт: город Фурманов Ивановская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Суффикс"
Раздел: начальное образование





Назад




МУ

ОТДЕЛ

ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7 ГОРОДА ФУРМАНОВА

М А Т Е Р И А Л Ы

на областной конкурс

«Современный урок в начальной школе

в соответствии с требованиями ФГОС»

Материалы подготовила

учитель начальных классов

МОУ СШ №7 г.Фурманова

Антоненкова Ольга Валерьевна

г.Фурманов, 2017

1

МУ

ОТДЕЛ

ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7 ГОРОДА ФУРМАНОВА

155520, город Фурманов, ул. Возрождения, д. 40

ОГРН 1023701358900, ИНН 3705004955 / КПП 370501001

телефон (49341) 3–47-96; Факс (49341) 3-42-27, E-mail: school7-furmanov@mail

Конспект урока русского языка

во 2 классе на тему: «Суффикс»

Педагог: Антоненкова Ольга Валерьевна

Автор учебника: Климанова Л.Ф. УМК "Перспектива"

Класс: 2 класс «В»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Деятельностная: формирование способности к новому способу действия.

Образовательная: исследование

учащимися новой части слова, продолжение

работы по формированию умения

находить в словах известные части слова (морфемы).

2

Задачи урока:

Образовательные

-создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере

самостоятельной деятельности;

-на приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации;

-на умение разрешать поставленные проблемы.

Р

а

з

в

и

в

а

ю

щ

и

е

- способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;-

развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности.

В о с п и т а т е л ь н ы е

-

воспитывать позитивное отношению к учебе, самостоятельность в получении знаний, стремление к совместному

творчеству,

-повышать экологическую культуру,

- формировать экологическую культуру поведения в окружающей среде, гражданскую ответственность за её сохранение;

- воспитывать любовь к природе, родному краю.

Валеологические

-увеличить двигательную активность учащихся на уроке,

предупреждать близорукость, нарушение осанки, перегрузку учащихся.

УУД, формируемые на уроке:

Предметные:

научатся

соблюдать

произносительные

нормы

в

собственной

речи

объёме

представленного

в

учебнике

материала);

3

научатся подбирать слова при выражении чувств и мыслей;

получат возможность научиться оценивать уместность использования слов в тексте и речи.

Метапредметные:

регулятивные

научатся ставить цель выполняемых действий (целеполагание), планировать и прогнозировать;

получат возможность формировать способность к организации своей деятельности;

получат возможность научиться ставить конкретную учебную задачу в коллективном диалоге;

познавательные

коммуникативные - научатся договариваться и приходить к общему решению, ставить вопросы, гипотезы

Личностные:

расширяют познавательный интерес, учебные мотивы;

получают возможность применять правила охраны природы.

Оборудование и технические средства обучения: презентация к уроку, ноутбук, интерактивная доска, аудиозапись

«Вальс цветов» Ф. Шопена, песня «Мы хотим, чтоб птицы пели» , мелодия «Волшебные звуки природы» Весна.

Межпредметные связи: окружающий мир, экология.

Наглядные пособия: Учебник Русский язык. Красная книга. Красная книга Ивановской области.

Ключевые слова: суффикс, части слова.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник, тетрадь, раздаточный материал: карточки для групповой работы,

картинки для коллективной работы.

п/

п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

Экологическ

ий компонент

4

1.

Самоопределение

деятельности

Организационный

момент

Цель:

с о з д а н и е

у с л о в и й

д л я

включения

у ч а щ и х с я

в

учебную

деятельность

Слово учителя.

Доброе утро, ребята.

Сейчас у нас урок русского языка.

- надеюсь, что на уроке Вы будете работать

так,

как

учат

нас

эти

зашифрованные

картинки:

П о к а з ы в а ю

к а р т и н к и

с

фразеологическими

оборотами.

(засучив

рукава, не покладая рук, зарубить себе на

носу, не падать духом.)

Как

одним

словом

их

можно

назвать?

(фразеологические обороты)

Пусть они станут девизом к нашему уроку.

-Желаю вам на уроке удачи.

-Какие

задачи

мы

решаем

на

уроках

русского языка?

Слайд №2

( р а з в и в а т ь

р е ч ь ,

р а з в и в а т ь

орфографическую

зоркость,

открывать

новые знания…)

Н а с т р а и в а е т с я

н а

активную

работу

на

уроке.

Д е т и

о з в у ч и в а ю т

к а р т и н к и

и

расшифровывают

их

значение.

Д е т и

п е р е ч и с л я ю т

задачи, которые можно

поставить на урок.

Коммуникати

вные:

Формируем

умение

оформлять свои

мысли в устной

форме

Регулятивные

:

формирование

способности

к

организации

своей

деятельности

Регулятивные

:

Формируем

умения ставить

з а д ач и

н а

уроке

5

2.

Актуализация

з н а н и й

и

фиксация

з а т р уд н е н и й

в

деятельности .

Ц е л ь : тренировка

мыслительных

операций ; умение

быстро

ориентироваться

в

вопросах

общего

характера

Приглашаю

вас

прогуляться

по

поляне

в м е с т е

с

н а ш и м

п р о ф е с с о р о м

Самоваровым. Ему захотелось поиграть со

словами.

Он

увидел

деревья,

которые

растут в нашей местности.

Рябина, береза, яблоня.

Какие

это

деревья,

назовите?

(показываю

картинки

деревьев,

дети

озвучивают).

От

того,

что

вы

узнали

эти

деревья

у

профессора

поднялось

настроение.

Но

у

него к вам вопрос. Как назвать эти деревья,

когда они были маленькими?

Рябина-рябинка,

береза-березка,

яблоня-

яблонька.

Давайте запишем пары слов и разберем их

по составу.

Слайд №3

Какие части слова вам уже известны?

(корень, приставка, окончание)

Дети называют деревья

и

и х

с а ж е н ц ы ,

записывают

пары

слов

в тетрадь

Разбирают

получившиеся

слова

в

тетрадке.

Повторяют

правила

о

Регулятивные:

-

п о н и м а т ь ,

принимать

и

сохранять

учебную

задачу;

Коммуникатив

ные:

планирование

учебного

сотрудничества

с учителем и со

сверстниками.

Познаватель

ные:

- н а хо д и т ь

и

выбирать

способ

действия.

Прививать

л ю б о в ь

к

природе.

6

Что знаете о корне?

Что знаете о приставке?

Что знаете об окончании?

Самоваров спрашивает, все ли части слова

смогли выделить?

Нет.

Поможем нашему профессору узнать эту

часть слова получше?

Какую

цель

мы

должны

поставить

на

урок?

Слайд №4

- исследование новой части слова

и з у ч е н н ы х

ч а с т я х

слова.

Появление проблемы.

Познаватель

ные:

-формировать

умения

самостоятельно

в ы д е л я т ь

и

формулировать

познавательну

ю

цель

всего

урока

-строить

логическое

рассуждение.

3.

Построение

проекта

выхода

из

затруднения.

Ц е л ь

д л я

учащихся:

Предлагаю ее исследовать.

По какой схеме мы проводим исследование?

-название ?

- местоположение в слове

Называют

порядок

исследования

любой

части слова.

Познаватель

ные:

у м е н и е

ориентироватьс

я

в

с и с т е м е

знаний

7

Название

Местоположение в слове

Графическое обозначение

Для чего служит

Умение

формировать

учебную

з а д ач у,

предлагать пути ее

решения.

Цель и задачи для

учителя:

с о зд ат ь

у с л о в и я

д л я

р а з в и т и я

у

школьников

умений

формулировать

учебные

з а д ач и ,

предлагать пути их

решения;

обеспечить

в о с п р и я т и е

,

о с м ы с л е н и е

и

первичное

запоминание

нового

материала,

составление

правила

на

основе

алгоритма.

-какое имеет значение

-графическое обозначение ?

Предлагаю

составить

модель.

Работа

в

группах.

Слайд №5

Д а т ь

з а г о т о в к у

.

( в к л е и в а ю т

в

соответствующий

квадрат)

Вписывают,

выбирая. Дать лишнее.

Слайд № 6

Отчет

групп.

Проверяем

свои

выводы

с

правилом в учебнике.

Работают

в

группах

и

со ст авляют

м од е л ь

новой части слова.

Работают под музыку.

О д и н

у ч е н и к

анализирует

р а б оту

групп и делает выводы.

Сверяют свои выводы с

выводами

учебника.

Хоровое

проговоривание.

Учебник страница

Н а з ы в а ю т

в

с л о в е

суффикс орфограмму.

-

у м е н и е

строить

схему-

исследование

-умение

р а б о т а т ь

в

группе

Познаватель

ные:

осуществлять

поиск

нужной

информации

Познавательн

ы е

:

1)формируем

умение

выявлять

сущность,

особенности

объектов;

2)

формируем

у м е н и е

н а

основе

анализа

объектов

делать выводы;

8

Теперь мы можем в наших словах выделить

суффикс.

Обращаю внимание, что в слове суффикс

есть орфограмма, удвоенная фф.

Как

вы

думаете

существуют

ли

еще

суффиксы?

Да. Вывешиваю таблицу суффиксов.

Что объединяет эти слова?

растения, словарные слова.

А какое значение имеют растения ?

-

растения

радуют

глаз

человека.

Леса

служат

для

постройки

жилья,

предметов

мебели,

леса

препятствуют

разрушению

почвы..

Правильно.

Если не будет растений, то планета можем

погибнуть. Леса называют легкими нашей

планеты.

А

мы

что-

то

сможем

сделать

для

сохранения лесов?

Ч и т а ю т

т а б л и ц у

суффиксов.

В ы с к а з ы в а ю т с я

о

значении растений для

человека.

Дети высказывают свои

предложения по поводу

того,

что

мы

можем

сделать для сохранения

лесов.

3)формируем

умение

добывать

новые

знания:

находить

о т в е т ы

н а

вопросы,

используя

свой

жизненный

о п ы т

и

информацию,

полученную на

уроке

Значение

р а с т е н и й

в

жизни

человека.

9

-не вырубать деревья, не разжигать костры

на природе, высаживать новые деревья.

Охрана

природы.

4.

Физкультминутка

.

Ц е

л ь

: снятие

у с т а л о с т и

и

напряжения,

создание

условий

для

психоэмоциональ-

н о й

р а з г р у з к и

учащихся

Наш профессор немного устал и предлагает

отдохнуть, но с пользой.

Слайд 7

Все ли из вас знают правила поведения во

время прогулки на природе?

Да.

Сейчас мы это проверим.

Посмотрите

внимательно

на

картинки,

и

выберите

те

,

которые

соответствуют

правилам поведения.

Смена

деятельности

.

Звучит

пе сня

«Мы

хотим

,чтоб

птицы

пели…»

Дети

ходят

по

классу,

собирают

развешенные

картинки и клеят их на

нужный плакат.

Д в а

у ч е н и к а

анализируют

работу

Личностные:

с м е н а

в и д а

деятельности

Правила

поведения

во

время

прогулки

на

природе.

10

Молодцы! Хорошо справились с задачей.

ребят

и

высказывают

общие выводы.

5.

Самостоятельная

р а б о т а

с

самопроверкой по

эталону.

Цель:

самостоятельно

выполнить задание,

провести

взаимопроверку,

корректировка

возможных

ошибок.

Мы

с

Вами

должны

охранять

не

только

растения, но и животных.

Предлагаю игру.

Показываю картинки взрослых животных, а

ребятам предлагаю назвать их детёнышей.

Записываем

в

тетрадь

новые

слова.

Выделяем суффиксы.

Слайд № 8

Картинки животных собираю в одну группу.

Амурский тигр - тигренок

Африканский лев- львенок

Белый медведь-медвежонок

Горбатый кит-китёнок

Д е т и

н а з ы ва ют,

ка рт и н к и

( с л о в а )

появляются на доске.

Записывают новые слова в тетрадь.

Выделяем суффикс в словах.

Называют

детенышей

ж и в о т н ы х

и

записывают в тетрадь.

С

опорой

на

таблицу

определяют

в

словах

суффикс.

Сверяют

с

доской.

Коммуникатив

ные :

Формируем

умение

оформлять свои

мысли в устной

и

письменной

форме

Познаватель

ные :

Формируем

у м е н и е

н а

основе

анализа

объектов

делать выводы

Охрана

животных.

11

Какие

суффиксы

помогли

образовать

новые слова?

Ребята, кто догадался, что за животных мы

записали?

Животных, занесенных в Красную книгу.

Слайд №9

Почему их туда занесли?

-исчезают, уменьшается количество.

А

какую

группу

мы

еще

можем

образовать?

Группу птиц.

Какие птицы живут с нами рядом?

Какую помощь мы оказываем птицам?

-зимой подкармливать

-не разорять гнезда

-делать скворечники, эко скворечники

Отвечают

на

вопрос,

что

объединяет

этих

животных?

Почему

занесены

в

Красную книгу?

Перечисляют

п т и ц ,

которые

обитают

в

Ивановской области.

Отвечают

на

вопрос,

какую

помощь

о н и

могут им оказать?

Познаватель

ные:

Формирование

умения

добывать

новые

знания:

находить

о т в е т ы

н а

вопросы,

используя

свой

жизненный

о п ы т

и

информацию,

полученную на

уроке

Животные

,

занесенные

в

красную

книгу.

Действия

человека

по

оказания

помощи

птицам.

12

6.

В к л ю ч е н и е

в

систему

знаний

и

повторения.

Цель: организовать

у с т р а н е н и е

и

фиксирование

преодоления

затруднения;

организовать

выполнение

учащимися

самостоятельной

работы

на

новое

знание;

организовать

самопроверку

по

эталону.

Работа в группе.

Дан

текст

с

пропущенными

словами.

Читаем. Вставляем из заготовок.

Слайд №10

Однажды ребята пошли в лесок. По дороге

им попался лесник . Он привел ребят на

лесную

поляну.

Там

дети

пове сили

кормушки

для

птиц.

Лесной

воздух

поднимал

настроение.

Ребята

устроили

в

лесу праздник для птиц.

Слайд №11

Обратите внимание на слова, которые вы

вставили.

Как

одним

словом

их

можно

назвать?

-однокоренные

Разберите их по составу.

П р о в е р к а

.

1

г р у п п а

в с т а в л я е т

пропущенные

слова.

2

группа

выделяет

суффиксы в словах 1 и 2 предложений.3

группа выделяет суффиксы в словах 3 и 4

предложения.

4

группа

называет,

что

общего в этих словах.

Р е б я т а

р а б о т а ю т

с а м о с т о я т е л ь н о

с

текстом,

в с т а вл я ют

пропущенные

слова,

выделяют

суфф и кс .

О п р е д е л я ю т ,

ч т о

общего

у

этих

слов.

Находят корень.

Группы

сформированы

по силам ребят.

Познаватель

ные :

—определять

отличительные

особенности

частей слова и

обосновывать

своё мнение;

Регулятивные

:

выполнять

учебное

з а д а н и е

в

соответствии

с

целью;

выполнять

учебное

задание с

проверкой.

Коммуникатив

ные :

формулировать

понятное

для

партнёра

высказывание,

используя

термины;

13

согласовывать

п о з и ц и и

и

находить общее

решение;

а д е к ват н о

использовать

речевые

средства

д л я

представления

результата.

7.

Подведение

итога

урока. Рефлексия.

Цель : организация

р е ф л е к с и и

и

самооценки

учениками

собственной

учебной

деятельности.

Информация о домашнем задании

Слайд №12

Д е т и

п о л у ч а ю т

дифференцированное

домашнее задание.

1. образовать от данных

с л о в

н о в ы е

с л о в а ,

используя

предложенные

суффиксы.

2. образовать от данных

с л о в

н о в ы е

с л о в а ,

используя

предложенные

суффиксы

и

подумать

какое

значение

имеют

разные суффиксы.

3. придумать 10 слов на

т е м у

« В е с н а »

и

разобрать их по составу.

Коммуникатив

ные :

Формирование

умение делать

в ы б о р

в

соответствии

с

поставленными

задачами

14

Дайте оценку своей работе.

Я научился…

Было трудным…

Помогли

ли

мы

профессору

Самоварову

поближе

познакомиться

с

новой

частью

слова?

Что

полезного,

важного

во

время

нашей

прогулки вы узнали еще?

Слайд №13

Всем выучить правило

на странице.

Ребята

отвечают

на

поставленные вопросы.

Регулятивные:

-

а д е к в а т н о

оценивать свои

достижения,

осознавать

возникающие

т р уд н о с т и

и

стараться

искать способы

их

преодоления.

Личностные:

Осознание

учащимися

практической и

личностной

значимости

результатов

каждого

этапа

урока.

Метапредмет

ные

:

умение

сравнивать,

делать выводы;

Предметные :

применение

новых знаний в

жизненных

ситуациях;

Значимость

охраны

окружающей

среды.

15

16



В раздел образования