Напоминание

"Не выдуманные истории о запретах"


Автор: Блашкевич Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-д/с № 19 "Ягодка"
Населённый пункт: г.Ступино Московской области
Наименование материала: Доклад на родительском собрании
Тема: "Не выдуманные истории о запретах"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Блашкевич Светлана Александровна

Воспитатель

МАДОУ ЦРР – д/с №19

«Ягодка»

Ступинского муниципального района

Московской области.

Доклад на родительском собрании

на тему:

«Не выдуманные истории о запретах»

Не выдуманные истории о запретах.

Представим на минуту, что из нашей жизни в одночасье ушли все

правила

и

запреты.

Можно

бить,

крушить,

ломать,

топтать,

воровать,

переходить дорогу в неположенном месте, шуметь, обижать, сквернословить.

Картина получается не отрадная. Значит определённые правила и запреты не

просто

нужны,

а

необходимы

для

нормальной

жизни

в

обществе,

и

выполнение их должно стать нормой поведения. Никто не станет спорить,

что

приучать

к

правилам

нужно

с

самого

раннего

детства.

Но

как

«не

превращая жизнь ребёнка в адское нагромождение «нельзя!», объяснить ему

нормы

поведения,

как

научить

подчиняться

правилам

добровольно

и

по

собственному разумению не нарушать запреты? При воспитании ребёнка без

запретов не обойтись. И не потому, что нам так уж сильно хочется утвердить

свой авторитет или лишний раз проявить заботу и внимание к своему чаду.

Запреты и требования необходимы, чтобы обеспечить ребёнку безопасность,

пока

он

ещё

младенец.

И

помочь

безболезненно

социализироваться

в

обществе, когда подрастёт. Есть запреты, про которые малыш должен знать:

их нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах. Они не обсуждаются и не

оспариваются,

заявляются

родителями

категорично

и

требуют

полного

подчинения:

нельзя,

и

все

тут,

потому

что

опасно.

Опасно

для

жизни,

здоровья, безопасности, как самого ребёнка, так и окружающих его людей-

детей и взрослых. К примеру: нельзя близко подходить к перилам балкона,

тем более перевешиваться через них, нельзя баловаться спичками, играть

острыми

предметами,

открывать

газ,

включать

электроприборы,

разговаривать с незнакомыми людьми на улице и по телефону, открывать им

двери, садиться за стол с невымытыми руками, подходить к розетке, играть в

мяч на проезжей части дороги. А теперь попробуем сказать это годовалому

или двух-трёхлетнему малышу. Он нам просто не поверит: отчего же нельзя,

если это весело, интересно и забавно? Да и как мне, несмышлёнышу, понять,

что горячий чай обжигает, если ни разу не опрокинуть кружку на себя? Как

узнать, что игла может больно уколоть, если ни разу не опрокинуть кружку на

себя?

Почему

нельзя

толкать

с

горки

сверстника

или

обливать

водой,

пришедшую к маме подругу? Почему нельзя показывать язык прохожим или

отбирать игрушки? Чтобы подобных вопросов не возникало в его маленькой

любопытной головке, запрещать мы должны умеючи, то есть по правилам.

Правило первое. Обдуманность и логичность запретов.

Настроение хорошее-на коленях у мамы так уютно, а за окном автобуса

мир так интересен-отчего бы не спеть? И песенка новая-её малыш выучил в

детском саду только сегодня. Но мама недовольна: «Тише ты! Замолчи! В

автобусе нельзя петь!» «Почему? Ведь у водителя музыка играет?»-Почему,

нельзя и все тут! Все едут с работы и устали, а ты тут кричишь». Я не кричу,

а громко пою. А у водителя тоже музыка громкая -пытается привести ещё

один аргумент ребёнок. (У мамы плохое настроение, если было бы хорошее,

она

бы

мне

разрешила).

Мама

на

секунду

теряется,

но

тут

же

находит

нужные, с её точки зрения слова: «Ты только представь, если бы мы все

запели!».-«Ну и что? Было бы здорово!» «Да нет же, ты только представь, - не

сдаётся мама,- что за шум был бы тут, у всех голова бы разболелась!». «Ну,

тогда я тихонечко. На ушко, и ни у кого голова не заболит. Ладно?». Мама не

может не улыбаться : «Ладно, только тихонечко». Малыш прижимается к ней

поближе и начинает тихонько напевать свою песенку. Договор совершён.

Правило, удовлетворяющее обе стороны, выработано: петь можно, но тихо,

не причиняя шума и беспокойства окружающим. Значит, ребёнок настолько

повзрослел, что с ним можно договориться. Кроме того, он и сам может

устанавливать для себя правила договора.

Правило

второе.

Правила

должны

быть

приняты

детьми

как

собственные.

Гостья

старшей

группы

детского

сада,

совершая

«экскурсию»

по

игровой комнате, останавливается у красочного плаката, именуемого «Наши

правила» и просит детей объяснить ей, что это такое.

-Это наши правила!

-Как интересно!

-Так о чем же эти правила?

- нельзя обижать друзей;

-нужно помогать друг другу;

-стараться обо всем договариваться;

-нельзя отбирать, лучше попросить;

-нельзя драться, кричать на товарищей.

Правило третье. Доброжелательность и уважение.

Роскошная клумба на территории детского сада, заботливо ухоженная.

Посреди неё двухлетний малыш, сосредоточенный, восторженный и очень

решительный. Он добрался до этой недосягаемой красоты, нарушил запреты,

преодолел страх перед наказанием. Он так увлечён, что поначалу не слышит

отчаянных криков бегущей к нему со всех ног воспитательницы: «Зачем ты

полез в цветы? Быстро, быстро вылезай оттуда! Что ты там нашёл, глупыш?».

Глупыш недоуменно оборачивается-как непонятно? Красиво же, ново же,

неизведанно. Как он пахнет, этот цветок? Крепко ли сидит в земле? Какой на

ощупь? На вкус?

А если оторвать лепестки и посмотреть, что из этого

получится?

Малыш

срывает

самый

красивый,

центральный

цветок

и

с

молниеносной скоростью начинает ощипывать то, что ещё секунду назад

было гордостью клумбы. Все. Свершилось. Любопытство удовлетворено.

Развязка первая: Воспитательница сердито: «Нельзя рвать цветы! Нельзя

топтать

клумбу!

Бессовестный,

как

не

стыдно!

Плохой

мальчик!».

Возможные мысли ребёнка: « Да не стыдно и все тут, и что я такого ужасного

сделал? А цветы рвать буду все равно, раз я такой плохой и меня никто здесь

не любит. И в следующий раз сделаю то же самое. Назло всем.»

Развязка вторая: Воспитательница, сокрушаясь: «Бедный цветочек, как же

мне тебя жалко! Ты такой красивый. Так мы тебя любили, растили, поливали!

Ой-Ой, бедненький цветочек.»

Ребёнок подтверждает: «Жалка-а-а!!!».

Воспитательница:

«Тебе

понравился

цветок?

Ты

хотел

поставить

его

в

вазочку?».

Ребёнок опять: «Не буду!! Жалка-а-а!».

Воспитательница: «Не плачь, весной мы посадим с тобой новые цветы. Ты

ведь будешь мне помогать?».

Конечно, он будет помогать, и посадит много-много таких же замечательных

цветов. Только вот рвать их, наверное, больше не станет. Ну, разве только

один раз, чтобы посмотреть, кто прячется в середине. Он ведь еще слишком

маленький, и ему надо непременно понять, как устроена красота.

Правило четвёртое. О единстве требований.

Считается,

что

хорошо

бы

родителям,

бабушка

придерживаться

одинаковых

взглядов

на

«можно»

и

«нельзя».

Если,

к

примеру,

мама

категорически против, чтобы ребёнок смотрел «взрослые» фильмы, а папа

это

приветствует,

или

родители

заставляют

ребёнка

после

игры

убирать

игрушки, а бабушка постоянно выполняет за него эту обязанность, то ребёнок

теряется,

не

знает,

как

себя

вести,

начинает

капризничать.

Если

вопрос

спорный, его нужно решить без присутствия ребёнка и постараться прийти к

единому мнению. Единство требований формирует у ребёнка уверенность и

доверие

к

родным,

приучает

относиться

с

ответственностью

к

своим

обязанностям.

Правило пятое. Собственный пример.

Если мы запрещаем ребёнку грубить взрослым, а сами ругаемся при

нем в очереди или автобусе; если не разрешаем разбрасывать по квартире

игрушки, а сами не убираем за собой вещи, то вправе ли мы рассчитывать на

выполнение малышом таких требований?



В раздел образования