Развитие диалогической речи дошкольников в процессе беседы.
Автор: Пыхова Оксана Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ФГКДОУ "Детский сад № 154" МО РФ Населённый пункт: город Оленегорск-2 Наименование материала: статья Тема: Развитие диалогической речи дошкольников в процессе беседы. Раздел: дошкольное образование
Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе
беседы.
Развитие связной речи на современном этапе играет большую роль. Под связной речью
понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся
предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между
собой и тематически объединенные, законченные отрезки.Правильно выражать свои
мысли и чувства – значит строго поддерживаться норм литературной речи. Говорить точно
– уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые наиболее ярко
характеризуют предмет или явления и в данной ситуации речи наиболее уместны и
стилистически оправданы
Над работой по развитию связной речи детей дошкольного возраста работали педагоги и
психологи: Э.П. Короткова, А.П. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Д.Б.
Эльконин, Л.С. Выготский и др.
Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный
диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как
метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи.
Е.И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного
и нравственного воспитания детей. В беседах систематизируются и уточняются
представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате
наблюдений и деятельности.
В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать
суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается
речь.
Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких
предложениях. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора, прежде
всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей
произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку
зрения, вступать в «дискуссию».
Содержанием беседы является программный материал по ознакомлению детей с
окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни,
деятельностью детей в детском саду. Беседы способствуют решению задач всестороннего
развития и воспитания ребенка дошкольника, доступно, психологически близко ему.
Существуют следующие структурные компоненты беседы:
- высказывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе вспоминания
о близких жизненному опыту явлениях,
- анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей,
подводящих к выводам,
- элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее
выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на
определенное поведение в дальнейшем.
Беседа является одним из эффективных педагогических методов в работе и обучении
дошкольников.
Беседа - в педагогике, вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью
активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний
или повторения и закрепления полученных ранее.
Разговор и беседы - в сущности два почти тождественных проявления одного и того же
процесса: речевого общения людей. Но мы, выделяя беседы как один из ценнейших
приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово
проводимые занятия, цель которых - углубить, уточнить и систематизировать путем слова
представления и знания детей.
Исследование, посвященное изучению бесед как метода обучения маленьких детей в
условиях детского сада, в первые послевоенные годы проводила Е.И. Радина. Основной
задачей было выяснение значения бесед в расширении детского кругозора, уточнении
понятий, развитии мышления и навыков речи.
Результатом этой кропотливой работы стало единодушное признание за методом беседы
важности и ценности как в деле умственного и нравственного воспитания, так и в речевом
развитии детей.
В общении детей начинают преобладать коллективные разговоры. Необходимо приучить
детей организованно участвовать в беседе на занятии: отвечать только тогда, когда
спрашивает воспитатель, слушать высказывания своих друзей.
Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с
воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не
отвлекаться, не перебивать собеседника.
Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в
диалог с взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы,
отвечать словами на вопросы взрослых
Разработаны следующие методические приемы при руководстве беседы:
1. Не давать детям удаляться от главной темы.
2. Неуклонно вести к конечным выводам.
3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к
концу.
4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринуждённо.
Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее
распространённого.
5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно, достигнуть той же
цели путём краткого указания, напоминания.
6. Побуждать детей к вопросам. Мы знаем, что в определённом возрасте дети засыпают
вопросами: Что это? Почему? и т.д. Это своеобразное проявление детского развития,
требующее к себе специального внимания в смысле уяснения, что и как отвечать детям,
должно быть использовано в интересах развития речи детей.
7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.
8. Вызывать соревнование в желании высказаться ясно и образно.
9. Беседы ведутся индивидуально и коллективно. Начиная со среднего дошкольного
возраста в детском саду коллективные беседы преобладают.
Беседа - организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному
какому-либо вопросу.
В беседе педагог:
1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и
природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в
разнообразной деятельности в семье и в детском саду;
2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы
беседы;
4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог
воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других,
сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова,
привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития
дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды,
социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей
личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в
процессе целенаправленного речевого воспитания. В работе с детьми дошкольного
возраста воспитатель уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает
их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания
вопроса.
Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Дети
дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который
характерен, главным образом, для диалогической речи.