Напоминание

Формирование гигиенических навыков при самообслуживании у детей с нарушениями интеллекта


Авторы: Рублева Анна Владимировна, Стукалина Екатерина Владимировна
Должность: учитель - дефектолог, воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Волгоградская школа-интернат №5"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гигиенических навыков при самообслуживании у детей с нарушениями интеллекта
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование гигиенических навыков при самообслуживании у детей

с нарушениями интеллекта

ГКОУ «Волгоградская школа – интернат № 5»

Рублева А.В. - учитель

Стукалина Е.В. - воспитатель

Главное

для

детей

с

нарушением

интелекта

-

это

максимально

овладеть

навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире

самостоятельно,

насколько

это

возможно.

Поэтому

педагогам,

родителям

и

другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и

формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких

детей в социуме.

Труд

по

самообслуживанию

повышает

работоспособность

и

выносливость

организма,

развивает

ловкость

и

координацию

движений,

доставляет

эстетическое удовольствие.

Очень

важно

приспособить

ребенка

к

жизни,

развивать

познавательные

процессы,

эмоционально-волевые

и

личностные

качества,

заниматься

физическим развитием детей с нарушением интеллекта.

Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными

умениями

и

навыками.

Наиболее

важными

для

особых

детей

являются

культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Как

показывает

опыт,

что

при

поступлении

в

школу-интернат

детей

с

нарушениями

интеллекта

обнаруживают

порой

полную

беспомощность

к

самообслуживанию,

весьма

слабо

владеют

культурно-гигиеническими

навыками. Не приученные ранее к элементарному уходу за собой они требуют от

учителя и воспитателя большого терпения и внимания. Поэтому мы поставили

перед собой задачу не просто научить их самостоятельно и аккуратно есть,

умываться, раздеваться и одеваться, но и вселить в них уверенность в том, что

они могут делать это хорошо, заслуживая одобрение взрослого.

Для того чтобы труд по самообслуживанию понравился ребенку с нарушением

интеллекта,

доставлял

ему

радость,

обязательно

учитываются

его

индивидуальные

особенности

и

возможности,

нужно

стараться

не

торопить

ребенка,

не

досадовать

на

его

медлительность

или

напротив,

излишнюю

поспешность. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок

о сваивает

с ерию

культурно-гигиениче ских

навыков

и

н а в ы ко в

самообслуживания.

Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту.

Важно

подобрать

для

учащегося

ребенка

деятельность,

удовлетворяющую

следующим

условиям:

она

должна

быть

доступной,

регулярной,

знакомой,

естественной для ребенка. Навыки самообслуживания не присущи человеку от

рождения,

а

значит,

являются

предметом

обучения.

Они

универсальны,

мотивированны естественными потребностями ребенка, и главное регулярны и

предсказуемы.

Создание здорового образа жизни для ребенка с нарушениями интеллекта в

школе

является

первоосновой

его

полноценного

воспитания

и

развития.

Воспитание и обучение данной категории детей осуществляются с помощью

специально

организованных

педагогических,

культурно-гигиенических

и

индивидуальных коррекционных занятий, которые направлены на максимально

возможное

развитие

ребенка.

Дети

требуют

индивидуальной

работы,

специального отношения и ухода.

В занятия включены следующие этапы:

1. Создание положительно-эмоционального отношения к навыку.

2. Обыгрывание навыка с персонажем.

3. Показ на себе и комментирование каждого действия.

4. Совместные действия с ребенком.

5. Действие ребенка по подражанию действиям взрослого.

6. Самостоятельные действия ребенка.

Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей гигиенических

навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным

вещам,

к

предметам

и

игрушкам,

поддержания

порядка

в

окружающей

обстановке,

в

классе.

При

формировании

навыков

самообслуживания

используются:

- дидактические игры, подвижные игры, динамические паузы, игры для развития

мелкой моторики;

-художественная литература (стихи, потешки);

-двигательные тренинги;

- утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки.

Главная особенность состоит в том, что задания предлагаются в игровой форме.

Дети

играют,

не

подозревая,

что

осваивают

какие-то

знания,

овладевают

навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения

друг с другом.

Таким образом, в процессе формирования навыков самообслуживания у детей с

нарушением интеллекта возникают трудности, но с помощью коррекционного

воздействия можно добиться положительных результатов.

Коррекционная работа проводится в соответствии с принципами комплексности,

поэтапности

и

индивидуального

подхода.

Этапы

формирование

навыков,

предусматривают овладение простейшими, а затем более сложными действиями.

Применяется метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с

каждым ребенком. Используется словесная инструкция и коррекция действий

детей. Воспитанники знакомятся с предметами ближайшего окружения, учатся

выполнять с ними определенный алгоритм действий. Их отработка происходит в

процессе режимных моментов. Индивидуальный подход предполагает принятие

и

понимание

каждого

ребенка,

создание

благоприятных

для

него

условий.

Помощь достаточно разнообразна: устная – слова, которые наталкивают ребенка

на

требуемое

действие;

демонстрационная

показ

самого

действия,

способствует подражанию его ребенка; физическая – действия, помогающие

ребенку

справиться

с

той

частью

деятельности,

которая

для

него

особенно

сложна. Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Цель на данном

этапе

-

мотивировать

на

достижение

успеха,

нивелировать

негативные

проявления

импульсивности

и

гнева,

помочь

осознать

адаптироваться

к

реальным

условиям

жизни.

Наглядность

в

виде

пиктограмм

способствует

успешной организации коррекционной среды.

Формирование

элементарных

умений

по

самообслуживанию

и

культурно-

гигиенических навыков включает в себя:

1.Формирование

навыков

еды:

учим

детей

сидеть

за

столом,

пользоваться

ложкой, учить брать пищу понемногу, пользоваться салфеткой, есть аккуратно.

2.Формирование навыков умывания. При обучении используются совместные

действия ребенка и взрослого, а так же их чередование.

3.Формирование навыков одевания. Умение самостоятельно одеваться помогает

ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Предлагается определенная

цепочка действий для овладения навыком. Педагогам необходимо применять как

прямую

последовательность,

когда

ребенок

выполняет

первое

действие

из

цепочки,

а

все

остальное

завершает

взрослый,

так

и

обратную

последовательность,

когда

взрослый

производит

все

действия,

а

ребенок

завершает

процесс.

Количество

самостоятельных

шагов

постепенно

увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. Использование

навыков, находящихся в зоне актуального развития, сопровождается обучением с

учетом

зоны

ближайшего

развития.

Например:

ребенку

трудно

застегивать

рубашку на мелкие пуговицы, но это не значит, что еще рано формировать навык

одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и

другие

виды

застежек.

Параллельно

с

этим

проводятся

игры,

помогающие

малышу

усвоить

новый

навык.

Только

после

этого

его

можно

включить

в

цепочку бытовых действий.

4.Умение пользоваться горшком, туалетом формируется не сразу. Постепенно

присоединяется умение пользоваться туалетной бумагой, спускать в туалете

воду, надевать штанишки, мыть руки после туалета.

5.Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке. Привлекаем детей к

элементарному хозяйственно-бытовому труду. Дети с помощью воспитателей

учатся убирать игрушки после игр.

6.Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений. Мы учим детей

здороваться

и

прощаться,

употреблять

слова,

выражающие

просьбу,

благодарность; воспитываем заботливое отношение к людям и товарищеские

взаимоотношения друг с другом.

Взаимодействие

специалистов

и

родителей

просто

необходимо

детям

с

нарушением интеллекта при формировании навыков самообслуживания.

Формы работы с родителями:

- индивидуальные беседы, консультации;

- родительские собрания;

- практические занятия в школе и дома;

- постоянная связь с родителями и обмен информацией.

Обязательным

условием

работы

является

положительный

эмоциональный

настрой

взрослых,

адресованный

детям,

готовность

педагогов

терпеливо

и

грамотно анализировать свою деятельность. Учитывая данную категорию детей

невозможно получить быстрый результат, но детей необходимо стимулировать к

собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.



В раздел образования