Авторы: Рублева Анна Владимировна, Стукалина Екатерина Владимировна
Должность: учитель - дефектолог, воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Волгоградская школа-интернат №5"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гигиенических навыков при самообслуживании у детей с нарушениями интеллекта
Раздел: начальное образование
Формирование гигиенических навыков при самообслуживании у детей
с нарушениями интеллекта
ГКОУ «Волгоградская школа – интернат № 5»
Рублева А.В. - учитель
Стукалина Е.В. - воспитатель
Главное
для
детей
с
нарушением
интелекта
-
это
максимально
овладеть
навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире
самостоятельно,
насколько
это
возможно.
Поэтому
педагогам,
родителям
и
другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и
формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких
детей в социуме.
Труд
по
самообслуживанию
повышает
работоспособность
и
выносливость
организма,
развивает
ловкость
и
координацию
движений,
доставляет
эстетическое удовольствие.
Очень
важно
приспособить
ребенка
к
жизни,
развивать
познавательные
процессы,
эмоционально-волевые
и
личностные
качества,
заниматься
физическим развитием детей с нарушением интеллекта.
Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными
умениями
и
навыками.
Наиболее
важными
для
особых
детей
являются
культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Как
показывает
опыт,
что
при
поступлении
в
школу-интернат
детей
с
нарушениями
интеллекта
обнаруживают
порой
полную
беспомощность
к
самообслуживанию,
весьма
слабо
владеют
культурно-гигиеническими
навыками. Не приученные ранее к элементарному уходу за собой они требуют от
учителя и воспитателя большого терпения и внимания. Поэтому мы поставили
перед собой задачу не просто научить их самостоятельно и аккуратно есть,
умываться, раздеваться и одеваться, но и вселить в них уверенность в том, что
они могут делать это хорошо, заслуживая одобрение взрослого.
Для того чтобы труд по самообслуживанию понравился ребенку с нарушением
интеллекта,
доставлял
ему
радость,
обязательно
учитываются
его
индивидуальные
особенности
и
возможности,
нужно
стараться
не
торопить
ребенка,
не
досадовать
на
его
медлительность
или
напротив,
излишнюю
поспешность. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок
о сваивает
с ерию
культурно-гигиениче ских
навыков
и
н а в ы ко в
самообслуживания.
Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту.
Важно
подобрать
для
учащегося
ребенка
деятельность,
удовлетворяющую
следующим
условиям:
она
должна
быть
доступной,
регулярной,
знакомой,
естественной для ребенка. Навыки самообслуживания не присущи человеку от
рождения,
а
значит,
являются
предметом
обучения.
Они
универсальны,
мотивированны естественными потребностями ребенка, и главное регулярны и
предсказуемы.
Создание здорового образа жизни для ребенка с нарушениями интеллекта в
школе
является
первоосновой
его
полноценного
воспитания
и
развития.
Воспитание и обучение данной категории детей осуществляются с помощью
специально
организованных
педагогических,
культурно-гигиенических
и
индивидуальных коррекционных занятий, которые направлены на максимально
возможное
развитие
ребенка.
Дети
требуют
индивидуальной
работы,
специального отношения и ухода.
В занятия включены следующие этапы:
1. Создание положительно-эмоционального отношения к навыку.
2. Обыгрывание навыка с персонажем.
3. Показ на себе и комментирование каждого действия.
4. Совместные действия с ребенком.
5. Действие ребенка по подражанию действиям взрослого.
6. Самостоятельные действия ребенка.
Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей гигиенических
навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным
вещам,
к
предметам
и
игрушкам,
поддержания
порядка
в
окружающей
обстановке,
в
классе.
При
формировании
навыков
самообслуживания
используются:
- дидактические игры, подвижные игры, динамические паузы, игры для развития
мелкой моторики;
-художественная литература (стихи, потешки);
-двигательные тренинги;
- утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки.
Главная особенность состоит в том, что задания предлагаются в игровой форме.
Дети
играют,
не
подозревая,
что
осваивают
какие-то
знания,
овладевают
навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения
друг с другом.
Таким образом, в процессе формирования навыков самообслуживания у детей с
нарушением интеллекта возникают трудности, но с помощью коррекционного
воздействия можно добиться положительных результатов.
Коррекционная работа проводится в соответствии с принципами комплексности,
поэтапности
и
индивидуального
подхода.
Этапы
формирование
навыков,
предусматривают овладение простейшими, а затем более сложными действиями.
Применяется метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с
каждым ребенком. Используется словесная инструкция и коррекция действий
детей. Воспитанники знакомятся с предметами ближайшего окружения, учатся
выполнять с ними определенный алгоритм действий. Их отработка происходит в
процессе режимных моментов. Индивидуальный подход предполагает принятие
и
понимание
каждого
ребенка,
создание
благоприятных
для
него
условий.
Помощь достаточно разнообразна: устная – слова, которые наталкивают ребенка
на
требуемое
действие;
демонстрационная
–
показ
самого
действия,
способствует подражанию его ребенка; физическая – действия, помогающие
ребенку
справиться
с
той
частью
деятельности,
которая
для
него
особенно
сложна. Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Цель на данном
этапе
-
мотивировать
на
достижение
успеха,
нивелировать
негативные
проявления
импульсивности
и
гнева,
помочь
осознать
адаптироваться
к
реальным
условиям
жизни.
Наглядность
в
виде
пиктограмм
способствует
успешной организации коррекционной среды.
Формирование
элементарных
умений
по
самообслуживанию
и
культурно-
гигиенических навыков включает в себя:
1.Формирование
навыков
еды:
учим
детей
сидеть
за
столом,
пользоваться
ложкой, учить брать пищу понемногу, пользоваться салфеткой, есть аккуратно.
2.Формирование навыков умывания. При обучении используются совместные
действия ребенка и взрослого, а так же их чередование.
3.Формирование навыков одевания. Умение самостоятельно одеваться помогает
ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Предлагается определенная
цепочка действий для овладения навыком. Педагогам необходимо применять как
прямую
последовательность,
когда
ребенок
выполняет
первое
действие
из
цепочки,
а
все
остальное
завершает
взрослый,
так
и
обратную
последовательность,
когда
взрослый
производит
все
действия,
а
ребенок
завершает
процесс.
Количество
самостоятельных
шагов
постепенно
увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. Использование
навыков, находящихся в зоне актуального развития, сопровождается обучением с
учетом
зоны
ближайшего
развития.
Например:
ребенку
трудно
застегивать
рубашку на мелкие пуговицы, но это не значит, что еще рано формировать навык
одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и
другие
виды
застежек.
Параллельно
с
этим
проводятся
игры,
помогающие
малышу
усвоить
новый
навык.
Только
после
этого
его
можно
включить
в
цепочку бытовых действий.
4.Умение пользоваться горшком, туалетом формируется не сразу. Постепенно
присоединяется умение пользоваться туалетной бумагой, спускать в туалете
воду, надевать штанишки, мыть руки после туалета.
5.Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке. Привлекаем детей к
элементарному хозяйственно-бытовому труду. Дети с помощью воспитателей
учатся убирать игрушки после игр.
6.Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений. Мы учим детей
здороваться
и
прощаться,
употреблять
слова,
выражающие
просьбу,
благодарность; воспитываем заботливое отношение к людям и товарищеские
взаимоотношения друг с другом.
Взаимодействие
специалистов
и
родителей
просто
необходимо
детям
с
нарушением интеллекта при формировании навыков самообслуживания.
Формы работы с родителями:
- индивидуальные беседы, консультации;
- родительские собрания;
- практические занятия в школе и дома;
- постоянная связь с родителями и обмен информацией.
Обязательным
условием
работы
является
положительный
эмоциональный
настрой
взрослых,
адресованный
детям,
готовность
педагогов
терпеливо
и
грамотно анализировать свою деятельность. Учитывая данную категорию детей
невозможно получить быстрый результат, но детей необходимо стимулировать к
собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.