Автор: Бридель Татьяна Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДПО "Информационно-методический центр"
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: "Организационно-педагогические условия управления научно-методической работой в учреждении дополнительного профессионального образования"
Раздел: дополнительное образование
Организационно-педагогические условия управления
научно-методической работой в учреждении дополнительного
профессионального образования
Процесс
длительного
реформирования
Российской
системы
образования обусловлен социальными, политическими, экономическими и
культурными изменениями. В обществе возникли новые образовательные
потребности:
внимание
к
запросам
всех
участников
образовательного
процесса, возможности образовательных учреждений. В последние годы в
России значительно возросли требования со стороны государства и общества
к
школе.
В
соответствии
с
Концепцией
модернизации
российского
образования
на
период
до
2020
года,
утвержденной
Правительством
Российской
Федерации
29
декабря
2014
года,
одним
из
основных
направлений
реформы
названо
повышение
качества
и
эффективности
образовательного процесса.
Ориентиры
инновационного
развития
российского
образования
обозначены в ряде программных документов Президента и Правительства
Российской
Федерации:
Федеральной
целевой
программе
развития
образования до 2025 г.
Актуальность статьи определяется тем, что в условиях модернизации
образования
в
Ро ссии
важной
задачей
методиче ской
службы
образовательного учреждения становится обеспечение
реализации новых
приоритетов образовательной политики, помощь педагогам в достижении
высокого
уровня
профессиональной
деятельности,
научно-методическое
сопровождение
инновационных
процессов.
Особую
актуальность
приобретает разработка новых подходов к построению модели методической
работы
в
учреждении,
направленной
на
повышение
компетентности
педагогов.
Методическая работа в образовательном учреждении – это комплекс
мероприятий,
базирующийся
на
достижениях
науки,
передового
педагогического
опыта,
направленный
на
всестороннее
повышение
компетенции и профессионального мастерства педагогов.
Основными
задачами муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
профессионального
образования
«Информационно-
методический
центр»
г.Симферополя
в
области
учебно-методической
деятельности являются:
реализация широкого спектра организационных, методических и
информационных
мер,
направленных
на
развитие
профессионального
потенциала
руководителей
и
педагогических
работников
образовательных
организаций различного уровня;
организационное
содействие
внедрению
в
образовательный
процесс современных образовательных технологий, в том числе технологий
дистанционного обучения;
осуществление
связи
с
региональными
организациями
дополнительного профессионального образования в вопросах нормативного,
содержательного
и
технологического
обеспечения
образовательного
процесса.
В области учебно-методической деятельности МБУ ДПО «ИМЦ»:
осуществляет
поиск,
сбор
нормативной
документации,
регламентирующей
учебно-методическую
работу,
на
основе
анализа
нормативных документов, периодической печати, электронных баз, включая
ресурсы Интернета;
разрабатывает
локальные
нормативные
акты
по
учебно-
методическому
обеспечению
образовательного
процесса,
использованию
современных образовательных технологий, соответствию профессиональных
программ требованиям к образовательному процессу в организациях ДПО и
др.;
организует
разработку
программ
повышения
квалификации
и
профессиональной
переподготовки
работников
образования
согласно
установленным
государственным
стандартам;
учебно-методических
комплексов
(в
том
числе
электронных
УМК);
контрольно-измерительных
материалов, материалов итоговой аттестации, фондов оценочных средств;
обе спечивает
сотрудниче ство
с
п р о фе с с и о н а л ь н ы ми
образовательными
организациями,
в
том
числе
с
региональными
организациями
дополнительного
профессионального
образования,
взаимодействие
по
вопросам
развития
образования,
повышения
эффективности использования инновационного потенциала педагогических
работников;
осуществляет
транслирование
в
региональные
организации
дополнительного
профессионального
образования
и
профессиональное
образовательное
сообщество
опыта
деятельности
по
вопросам
внедрения
инноваций в сфере образования;
анализирует
передовой
педагогический
опыт,
внедрение
в
образовательный процесс достижений педагогической науки;
организует
проведение
совещаний,
семинаров
и
других
мероприятий по вопросам образовательной деятельности.
Основные виды методической деятельности:
самообразование;
методическое исследование;
описание и обобщение передового опыта;
создание методической продукции;
обучение педагогических кадров, методическое руководство;
методическая помощь;
методическая коррекция.
Важным
условием
успешной
деятельности
методической
службы
является
правильный
выбор
ее
модели.
Сегодня
существуют
различные
модели методических служб в зависимости от свойств, которые они должны
выполнять, и от подходов, на основе которых они создаются.
Любая
модель
методической
службы
предполагает
осуществление
методической деятельности, которая направлена на обновление содержания
образования,
повышение
профессиональной
компетентности
педагогов,
своевременное
оказание
им
методической
помощи
и
т.п.
Но
главное
заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных
условий, запросов и потребностей педагогов и управленцев.
В работе методических кабинетов сочетаются традиционные формы
работы (консультации, семинары) и новые для массовой практики (конкурсы
педагогического мастерства, психологические практикумы и др.).