Напоминание

Кризис 3-х лет вашего ребенка


Автор: Гуляева Любовь Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ (детский сад "Солнышко" )
Населённый пункт: П.Ильинский
Наименование материала: Конспект родительского собрания
Тема: Кризис 3-х лет вашего ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад





Родительское собрание

в 1 младшей группе

Подготовила педагог-психолог Гуляева Любовь Васильевна

Тема: «Кризис 3 лет вашего ребенка!»

Время проведения:

Форма проведения:
заседание клуба успешного родителя с элементами тренинга (или конференция).
Цель:
привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребёнком.
Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении; - сформировать представление о кризисе 3-х лет; - развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребёнком и обусловленных его возрастными особенностями; - выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком.
Участники:
родители, воспитатели.
Место проведения:
групповая комната.
Повестка собрания:
 мини-лекция «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет»  упражнение  моделирование проблемных ситуаций  разное  рефлексия  упражнение «Пожелания»
Ход собрания:
Приветствие родителей, сообщение темы и цели встречи.
Воспитатель:
- Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Нас волнуют поведение наших детей и трудности с этим связанные. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3-4 лет. «Третий год жизни ребенка… . Кажется, совсем недавно перед вами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – ещё один трудный период в совместной жизни ребёнка и взрослого. На новом витке развития (в период от 2,5 лет до 3,5 лет) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства , строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», « кризис 3 лет». Ребёнку зачастую свойственны негативизм, капризы, упрямство. Это связано с тем, что к концу раннего детства ребёнок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права». Зачастую некоторые родители не видят изменений, которые происходят с его ребенком, не замечают, в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей и т. д., поэтому это важно выяснить. Дорога жизни сложная, на ней встречаются ухабы и выбоины, все временами с этим сталкиваются. Почему же наш дом вдруг превратился в зону боевых действий? Что вызвало бунт на корабле? Иногда причина вызывающего поведения ребёнка кроется не в нем самом, а в ситуациях вокруг него. Напряженный распорядок, сложные ситуации и возможная неадекватная реакция взрослых на плохое поведение ребенка – все это создает условия для возникновения конфронтации. 1

Взрослым
Я в своей родной квартире Как на службе строевой. Командир на командире, Я один здесь рядовой. Всем я должен подчиняться, По приказу одеваться, По приказу умываться, Ровно заправлять кровать. По команде есть садиться, По режиму спать ложиться, По будильнику вставать. Теперь вам ясно, почему Начал огрызаться я? Конец терпенью моему! ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИ-Я!!!
Мини-лекция «Возрастные психологические особенности младших дошкольников.

Кризис 3 лет».
Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм; упрямство; строптивость; своеволие; протест-бунт; обесценивание взрослых; стремление к деспотизму. Эти симптомы, характерные для поведения ребёнка в этот период, Л.Выготский назвал «семизвездием симптомов» (
Приложение 2
). Следует обратить особое внимание на следующие моменты:  Сам по себе кризис 3 лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.  Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны.  Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребёнок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.  Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.  Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.  Если родители поощряют желание ребёнка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начнет вести себя более ответственно.  Терпение не означает вседозволенности, а поддержка – беспрерывного восхваления любых детских проявлений.  Следует помнить правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребёнка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребёнка); запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей ( лучше это сделать, переключив внимание ребенка на что- нибудь другое).  Успешно преодолев кризис 3 лет, ребёнок становится относительно независимым от окружающей его среды.  Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций. Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в кричалки или 2
сопелки по примеру Винни-Пуха, поколотите непослушную глину, из которой никак не выходит мишка. Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх. Играя с ребёнком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты. Также вы можете рассказать малышу о том , что с вами тоже случались похожие неприятности в детстве, и поделиться опытом, как можно избавиться от них. Ребенок будет благодарен вам за откровенность, для него это знак поддержки и доверия. Только не ждите, что он тут же воспользуется именно вашим рецептом выхода из сложной ситуации. У него должно созреть свое собственное решение. Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды. Он осознает себя как отдельную личность, достаточно ловко и независимо передвигается , может обслуживать многие свои потребности. Он начинает овладевать собой и своим поведением – может сам решить, чего он хочет, что и как ему надо делать, что хорошо и что плохо. Он постоянно и интенсивно учится – но только тому, в чем испытывает необходимость, что его интересует. Он играет- придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми и развивается в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития. Период «упрямого» кризиса – серьезное испытание для родителей и детей. И тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время – залог ваших будущих отношений с ребенком. (раздать визитки психолога)
Упражнение « Рисунок счастья».
Каждому родителю на альбомном листе в течение 1,5 минут предлагается нарисовать «рисунок счастья» (каким они его себе представляют), затем передать свой рисунок соседу справа. Получив рисунок соседа слева, дорисовать его в течение 1,5 минуты и т.д., пока рисунки не сделают полный круг и не вернутся к хозяевам. Обсуждение (по Шерингу) - Какой первоначальный сюжет был у вашего рисунка? - Какие чувства вы испытывали, когда наблюдали за тем, как сосед вносит коррективы в ваш рисунок? - Кому понравился рисунок в том виде, как он дошел до вас? - Кому не понравился окончательный рисунок? Почему?
Про капризы
. Почему возникают капризы? Каковы причины их возникновения?
Игра-упражнение «Продолжи фразу» - «Я капризничаю тогда, когда….»
(передавая мяч, родители от лица ребенка продолжаю фразу) Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения. Опасность капризов в том, что они тормозят развитие ребенка. При чем это правило не имеет исключений. Даже самые легкие, самые послушные, самые спокойные дети иногда капризничают и делают это в любом возрасте. Мотивом таких поступков являются желания. Важно помнить, отрицательное поведение редко носит преднамеренный характер. Капризы могут проявляться по-разному: иногда ребенок выражает недовольство всем на свете – он все время хнычет, ноет, а сам не знает, что он хочет. Или же отвечает вспышками гнева на любые требования взрослого не зависимо от того, разрешают ему или запрещают что-либо сделать. Будет ли ребенок капризничать наедине с собой? Как вы думаете, с какого возраста надо бороться с капризами? Правильно, с самого первого его проявления, чем старше дети, тем больше вам понадобиться усилий, чтобы избавить ребенка от капризов. Как бороться с капризами и упрямством? 3
1 шаг – знать, как могут проявляться капризы и упрямство 2 шаг - выявить причины капризов и причины упрямства 3 шаг – научиться преодолевать капризы и упрямство у детей.
Моделирование проблемных ситуаций
Ситуации взаимодействия взрослого с ребенком могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способом. Какой из них можно признать конструктивным в конкретной ситуации? Давайте это сейчас выясним (
приложение 3
).
Самые главные слова,

которые сегодня нужно сказать своему ребенку: « Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и

мы все преодолеем».
«Любить ребенка – не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесет несоизмеримо больше положительных результатов и радости как детям, так и родителям» ( А.Гаврилова).
Мы приготовили для вас памятки и рекомендации
с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании
(Приложение 4).

Рефлексия (Приложение 5).
Родителям предлагается по 5-ти бальной шкале оценить результат встречи:  полезность встречи  актуальность обсуждаемых ситуаций  атмосфера встречи
Упражнение «Пожелания
» Участники стоят по кругу и , передавая друг другу зажженную свечу, заканчивают предложения: «Я желаю себе…..», «Я желаю вам….»
В заключение нашей встречи хочется прочитать вам несколько строк поэта

В. Берестова

Любили тебя безо всяких причин

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется главной опорой твоей.
4

Приложение 2

«Семизвездье симптомов», характерных для поведения ребенка в период

кризиса 3 лет
1.
Негативизм.
Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняясь ни в коем случае воле взрослого. Например, мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят: «Иди катайся». Но он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что он уловил в голосе матери повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено. 2.
Упрямство.
Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, он так захотел» (Л. Выготский)., т.е. это « реакция не на предложение, а на свое собственное решение».Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели, но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако ребенок заявляет: «Сказал – не встану, значит, не встану!» 3.
Строптивость
. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет. 4 .
Своеволие.
Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность. 5
. Протест-бунт против окружающих
. Проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. 6 .
Обесценивание

ребенком

личности

близких.
Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. 7
. Деспотическое подавление окружающих
. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Ребенок хочет стать господином положения.
Таким образом…
Кризис 3 лет – это бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Самостоятельность и активность ребенка возрастают, изменяется отношение ребенка и к собственному 2я», и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка. Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.) Кризис 3 лет – это прежде всего «кризис социальных отношений ребенка, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей». Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности, когда они пытаются во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка. Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность в разумных пределах, конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут носить характер временный, преходящий. 5

Приложение 3

Варианты проблемных ситуаций.
Как бы вы, уважаемые родители, поступили в следующей ситуации? 1. Трехлетняя Наташа громкими воплями оглашает квартиру: «Хочу на улицу! Гулять еще! Хочу прыгать через веревочку!». Она цепляется за свое пальто, пытаясь не дать его снять с себя, не слышит уговоров мамы, что уже пора обедать и спать, что все дети тоже ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Казалось, что мама вот-вот потеряет терпение, но она сдерживает себя, уходит в комнату, плотно закрывает за собой дверь, а Наташа остается в прихожей. Вскоре крик прекращается. Но как только мама открывает дверь, крики возобновляются с новой силой. Мама снова возвращается в комнату и через приоткрытую дверь наблюдает за дочерью. Та, несмотря на свое возбуждение, следит в свою очередь за мамой: почему же она не берет на руки свою Натусю? Почему не уговаривает? Почему совсем не обращает на нее внимание? Крики затихают. Мама спокойным тоном, как бы рассуждая вслух, говорит: - Теперь уберу в прихожей. Там грязно, сегодня еще пыль не вытирали. Услышав это, Наташа сразу садится: ведь на ней новое платье, которое она надела в первый раз! Все еще всхлипывая, она спрашивает сквозь слезы: - А платье можно выстирать? Мама хладнокровно молчит, продолжая делать вид, что занята своими делами. Наташа снова: - А его можно выстирать? - Можно. Только после стирки оно уже не будет новым и таким красивым, - говорит мама спокойно. Наташа поспешно встает с пола, отряхивается и, разглядывая платье бежит к маме: - Сними… - Вот это правильно! Переоденем платье, вымоем руки, лицо и будем обедать. Уже пора.
Вопросы для обсуждения
Затем предлагает родителям проиграть возможные ситуации капризов и непослушания детей, найти оптимальные пути их разрешения. Одна группа родителей – исполняет роль детей, другая группа – роль родителей. Ситуации: 1. В магазине ваш 3-летний сын закатывает скандал, выпрашивая дорогую игрушку, которую на данный момент вы не можете купить. Как поступить в данной ситуации? 2. Мама и ребенок гуляют на детской площадке уже около 1,5 часов. Время идти домой. Ребенок начинает капризничать и уговаривать маму еще погулять. Как поступит мама? 3. Девочка 6 лет отказывается обедать, хотя в течение дня она ничего не ела. Мама несколько раз обращается к ребенку и уговаривает поесть. Дочка не слушает ее, продолжает смотреть мультфильмы. Что вы предпримете в такой ситуации? 4. Семья в гостях. Время идти домой. Дети заигрались и не хотят прекращать игру, несмотря на просьбы родителей. Что Вы предпримите? После ситуаций зачастую проблемы в их поведении, их трудности в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир. Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда связан с осознанием родительской любви к ребенку. 6
Ситуация: 1. В магазине ваш 3-летний сын закатывает скандал, выпрашивая дорогую игрушку, которую на данный момент вы не можете купить. Как поступить в данной ситуации? Ситуация: 2. Мама и ребенок гуляют на детской площадке уже около 1,5 часов. Время идти домой. Ребенок начинает капризничать и уговаривать маму еще погулять. Как поступит мама? Ситуация: 3. Девочка 6 лет отказывается обедать, хотя в течение дня она ничего не ела. Мама несколько раз обращается к ребенку и уговаривает поесть. Дочка не слушает ее, продолжает смотреть мультфильмы. Что вы предпримете в такой ситуации? Ситуация: 4. Семья в гостях. Время идти домой. Дети заигрались и не хотят прекращать игру, несмотря на просьбы родителей. Что Вы предпримите? 7

Приложение 4

Рекомендации родителям

Рекомендации «Как справиться с детскими капризами и

упрямством»
1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А. Сухомлинский) 2. Не завышайте требований к своему ребенку. 3. Давайте ребенку самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом. 4. Хвалите ребенка, похвала никогда не бывает лишней. 5. Перед походом в магазин обговорите с ребенком предполагаемые покупки. 6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится. 7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения. 8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора («Ты хочешь съесть суп или второе?»). 9. Используйте прием авансирования – сначала дайте положительную оценку ребенку, а затем укажите на его негативное поведение. 10. Оцените ситуацию, в которой возник конфликт. Может быть, Вы можете уступить ребенку. 11. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена. Ребенок может быть лишен чего-либо. 12. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых. 13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться. 14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей Педагог-психолог Гуляева Л.В. 8

Информация для раздачи.

КАК ПОБЕДИТЬ ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ: ПРАВИЛО ИГНОРА
Капризничать дети могут по разным причинам и поводам, но справиться с капризами маме бывает одинаково сложно. Или одинаково легко, если использовать проверенное правило игнора. Да, вы, конечно, слышали, что плохое поведение ребенка лучше всего игнорировать. Тогда капризы и истерики, лишенные зрителей, угаснут сами по себе. Но сохранять спокойствие во время детских «концертов» бывает не так-то просто. Чаще всего, мамы срываются на крик и ругань, то есть, дают дурному поведению ребенка эмоциональную подпитку и закрепляют его. Что делать, чтобы этого не происходило, и детские капризы успокаивались сами собой? Игнорировать, но игнорировать по правилам. Главное правило: не давать ребенку внимания, когда он вредничает и ведет себя демонстративно плохо. Иначе такое поведение закрепляется. Разумеется, если малыш вошел в неуправляемую истерику если его поведение может причинить ему или окружающим вред, действовать нужно решительно и совершенно иначе. Но если речь идет об обычных капризах или каверзах, игнор становится действенным методом. Пока ребенок во власти каприза, избегайте зрительного контакта. Оставайтесь в комнате, но отойдите от него на максимально возможную дистанцию, займитесь чем-то отвлеченным, не глядя в сторону ребенка. Отделяйте каприз от спокойного поведения. Подчеркнутый игнор в момент истерики, а как только успокоится, уделите максимально доброжелательное внимание. Обнимайте, целуйте, отвечайте на вопросы. Общайтесь как ни в чем не бывало. Не припоминайте ему капризов или истерик. Фразы вроде: «Как хорошо, когда ты не вредничаешь», или «Я так люблю, когда ты ведешь себя хорошо» сведут на нет все старания ребенка взять себя в руки. Будьте последовательны. Выдерживайте дистанцию до конца. Дайте ребенку возможность успокоиться и взять себя в руки самостоятельно. Не показывайте агрессию или злость, даже если внутри вы кипите. Ребенок должен быть уверен, что, успокоившись, подойдет к вам и встретить вашу любовь. 9

Приложение 5.

Для родителей.

Рефлексия
Родителям предлагается по 5-ти бальной шкале оценить результат встречи:  полезность встречи  актуальность обсуждаемых ситуаций  атмосфера встречи
Рефлексия
Родителям предлагается по 5-ти бальной шкале оценить результат встречи:  полезность встречи  актуальность обсуждаемых ситуаций  атмосфера встречи
Рефлексия
Родителям предлагается по 5-ти бальной шкале оценить результат встречи:  полезность встречи  актуальность обсуждаемых ситуаций  атмосфера встречи
Рефлексия
Родителям предлагается по 5-ти бальной шкале оценить результат встречи:  полезность встречи  актуальность обсуждаемых ситуаций  атмосфера встречи
Рефлексия
Родителям предлагается по 5-ти бальной шкале оценить результат встречи:  полезность встречи  актуальность обсуждаемых ситуаций  атмосфера встречи
Рефлексия
Родителям предлагается по 5-ти бальной шкале оценить результат встречи:  полезность встречи  актуальность обсуждаемых ситуаций  атмосфера встречи
Рефлексия
Родителям предлагается по 5-ти бальной шкале оценить результат встречи:  полезность встречи  актуальность обсуждаемых ситуаций  атмосфера встречи
Рефлексия
Родителям предлагается по 5-ти бальной шкале оценить результат встречи:  полезность встречи  актуальность обсуждаемых ситуаций  атмосфера встречи
Рефлексия
Родителям предлагается по 5-ти бальной шкале оценить результат встречи:  полезность встречи  актуальность обсуждаемых ситуаций  атмосфера встречи
Рефлексия
Родителям предлагается по 5-ти бальной шкале оценить результат встречи:  полезность встречи  актуальность обсуждаемых ситуаций  атмосфера встречи 10


В раздел образования