Напоминание

Этнографический музей "Родник истории"


Автор: Лосева Надежда Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №42 "Родничок"
Населённый пункт: город Видное, Московская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Этнографический музей "Родник истории"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Посещение музея «Родник истории» начинается с младшей группы.

Потешки, прибаутки, которые разучивались в группе. Здесь звучат по-новому,

становятся

понятными,

а

значит

надолго

останутся

в

памяти

детей.

Непонятные и даже забытые слова – дровенки, горшки, чугунки, лапти,

прялка и другие – станут для детей знакомыми и родными.

Дети средней группы знакомятся с обычаями русского народа, что

позволяет

заглянуть

в

удивительный

мир

бытовых

традиций,

активно

приобщаются

к

народному

творчеству,

создавая

атрибуты

к

народным

праздникам. А чаепитие, со всей атрибутикой становится традиционным.

Дети старшего возраста знакомятся уже с семейным устройством,

разделением

обязанностей

между

мужчиной

и

женщиной,

между

поколениями

одной

семьи

это

обосновано

задачей

формирования

в

мальчике

необходимых

черт

хозяина,

кормильца,

а

в

девочке

матери,

воспитательницы, мастерицы, хранительнице домашнего очага и родовой

традиции.

Самые старшие посетители пробуют себя в прикладном творчестве:

изготовление

кукол,

украшение

кокошников

и

шапок,

расписывание

деревянных и глиняных предметов.

Дети постепенно усваивают нехитрые правила поведения в музее,

узнают новые слова (экспонат, экспозиция, экскурсовод и др.), знакомятся с

традициями

семьи,

русским

бытом,

учатся

аккуратно

обращаться

с

музейными предметами и делиться своими впечатлениями от увиденного.

Таким образом, музей помогает восстановить и укрепить потерянные и

ослабленные

в

современном

мире

традиции

и

обычаи

русского

народа,

приобщать детей к истокам русской народной культуры. Музей «Родник

истории» стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего

дошкольного учреждения. Но работа на этом не заканчивается. Впереди

много идей, которые хотелось бы воплотить, продолжить сотрудничество с

родителями наших воспитанников, совершенствовать работу с социумом.

Организация музея.

Решение о создании музея в нашем дошкольном учреждении

принималось на педагогическом совете.

Приказом заведующего ДОУ был утверждён Устав музея, руководителем

была назначена Лосева Н.В., а также был выбран совет музея.

Устав музея содержит:

Общие положения.

Основные понятия.

Организация и деятельность музея.

Функции музея.

В состав Совета музея входят 4 человека. Председателем Совета

выбрана Лосева Надежда Викторовна, которая проводит экскурсии по музею

для родителей и детей, следит за подготовкой экспозиции и сбором новых

материалов.

Учёт музейных фондов.

Нумерация поступающих в фонд музея экспонатов проводится в целях

обеспечения их систематизации внутри музейного собрания. Инвентарный

номер состоит из условного обозначения музея и порядкового номера по

инвентарной книге. Например, инвентарный номер «Д/с 42-12» обозначает,

что экспонат принадлежит детскому саду №42 и записан в инвентарной книге

под

номером

12.

Инвентарные

номера

помогают

находить

и

соотносить

музейные

предметы

с

инвентарными

книгами.

Для

учёта

музейных

предметов

ведётся

инвентарная

книга.

Это

основной

документ

учёта

и

описания экспонатов. В ней ведутся записи по каждому экспонату: дата

поступления,

кем

был

подарен,

краткая

характеристика

экспоната,

присвоенный ему инвентарный номер.

Фонды музея.

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в дошкольном музее,

составляют фонд дошкольного музея. Он делится на две группы: предметы

основного фонда и предметы вспомогательного фонда.

Посетители музея могут поделиться своими впечатлениями в «Книге

отзывов о музее». А в книге записей воспоминаний находятся записи о

людях, когда-то владевших предметами, ставших впоследствии экспонатами

нашего музея.

Для работы по приобщению детей к русской народной культуре была

разработана программа «Родник», по которой в настоящее время ведётся

активная работа.

Формы работы в музее.

Деятельность музея – это разнообразные формы работы:

Проведение

экскурсий,

тематических

вечеров,

праздников

и

развлечений.

Связь с Историко-культурным центром города Видное.

Беседы о нашем крае.

Организация тематических выставок.

Прикосновение к старинной вещи затрагивает струны души, которые,

как правило, молчат при рассматривании иллюстраций и современных копий.

Это тем более важно для впечатлений детской души, для которой знания об

исторических предметах превращаются в личную причастность к истории

народа.

Детям дошкольного возраста свойственно-наглядно-образное мышление и

очень

важно,

чтобы

экспонаты

были

не

только

предметами,

но

и

демонстрировались

в

действии:

например.

Русский

костюм

и

предметы

русского

быта

на

фольклорных

праздниках,

досугах

и

театрализованных

представлениях.

И

как

приятно,

напевая

колыбельную

песенку.

Легко

покачивать детскую люльку. Подвешенную к потолку. Или, сидя за столом,

пить чай из самовара, печь пироги в печке, варить кашу в чугунке.

Ежегодно наше дошкольное учреждение участвует в конкурсе «Лучший

музей русского быта». В 2002 году в областном конкурсе наш музей стал

победителем в номинации «Русская изба».

Музей русского быта поделён на 3 зоны:

Старинные музейные экспонаты.

Учебная зона.

Уголок истории родного края.

В музее размещены старинные музейные экспонаты. Они собраны в

различные экспозиции:

Предметы быта: угольные утюги, рубель (для глажения белья), веретено,

валик (для стирки белья), щётка для расчёсывания пряжи, прялка, скальня

(для наматывания ниток), стиральная доска, корыто, коромысло, корзина из

бересты, рушники, привезённые родителями воспитанников, сотрудниками из

Тульской, Нижегородской и Брянской областей.

Домашняя утварь: чугунки, горшки, крынки, сито, мутовка (для взбития

масла),

деревянный

совок

для

муки,

деревянная

ложка,

маслобойка.

Во

всех

дошкольных

учреждениях

должны

проводиться

фольклорные

праздники,

где

дети

знакомятся

с

устным

народным

творчеством

и

декоративно-прикладным искусством. Коллектив нашего детского сада долго

искал свой путь, интересное направление в работе с детьми дошкольного

возраста по социально-личностному направлению, а именно ознакомление

дошкольников с русской народной культурой: её истоками, традициями и

обычаями.

В 1996 году мы создали музей русского быта «Родник истории», часть

предметов

которого

являются

подлинными,

собранные

сотрудниками

детского сада и родителями воспитанников, а другая часть имитационная,

приближена

к

настоящим.

Работу

начинали

с

того,

что

освободили

помещение,

соорудили

в

нём

печь,

сделали

деревянные

лавки,

стол,

постелили самотканые половики, для окон сшили занавески.

В настоящее время наш музей значительно вырос, в нём представлено

более

50

экспонатов.

Главное

для

музейного

предмета

-

его

смысловое

значение, художественная ценность и информационный потенциал.



В раздел образования